Nvidia создавала урезанную GeForce RTX 5090D специально для Китая, и этот ускоритель сейчас занимает первые места в рейтинге HWBot. В частности, GeForce RTX 5090D лидирует в бенчмарках 3DMark Port Royal, Vantage Extreme, Time Spy Extreme и Fire Strike Extreme.
Скриншот сайта HWBot
Интересных моментов два. Во-первых, Galax RTX 5090D HOF OC Lab, скорее всего, будет эксклюзивом для Китая. Во-вторых, видеокарта еще не выпущена (и она пока даже не представлена на официальном сайте производителя). Так что не исключено, что другие варианты GeForce RTX 5090 (международные, а не созданные специально для Китая) не смогут повторить результаты производительности уникального ускорителя от Galax — хотя бы потому, что на рынке нет других версий RTX 5090 с двумя разъемами питания.
Идея превратить Марс в пригодную для жизни планету десятилетиями волновала учёных и энтузиастов космоса. Однако новое исследование Лешека Чеховского из Польской академии наук, представленное на 56-й Лунной и планетарной научной конференции, ставит под сомнение реалистичность таких планов. Учёный пришёл к выводу: даже частичное воссоздание земных условий на Красной планете потребует колоссальных ресурсов и технологий, которые человечеству пока недоступны.
Основная проблема — крайне низкое атмосферное давление Марса, составляющее менее 1% от земного. При таких условиях вода в организме человека закипит мгновенно, что делает обязательным ношение скафандров даже в «благоприятных» зонах. Чеховский отмечает, что в низменности Эллада, где давление достигает 1/100 от земного, ситуация чуть лучше, но всё равно критична: для безопасного пребывания без скафандра требуется давление хотя бы в 1/10 от земного, при котором вода закипает при 50 °C.
Источник: NASA
Чтобы поднять давление до минимально приемлемого уровня, необходимо доставить на Марс огромное количество летучих веществ — воды, азота и углекислого газа. По расчётам учёного, даже для достижения 10% земного давления потребуется около 1018 тонн материала. Более амбициозные сценарии, такие как полное восстановление атмосферы, увеличивают эту цифру на порядок.
Главный вопрос — источник этих материалов. Астероиды главного пояса, расположенные между Марсом и Юпитером, содержат мало воды и азота. Облако Оорта, зона на окраине Солнечной системы, богата льдом, но доставка оттуда одного объекта займёт около 15 000 лет. Оптимальным вариантом, по мнению Чеховского, могут стать объекты пояса Койпера. Эти ледяные тела, находящиеся за орбитой Нептуна, содержат достаточное количество воды и способны достичь Марса за десятилетия, а не тысячелетия.
Однако и здесь возникает проблема: при сближении с Солнцем объекты, состоящие из льда и рыхлых пород, могут разрушиться, особенно при использовании гравитационных манёвров. Чтобы избежать потери материала, Чеховский предлагает оснастить их двигателями, которые обеспечат стабильную траекторию. В своей работе он упоминает гипотетическую систему на базе термоядерного реактора, питающего ионные двигатели, но детали такой технологии остаются непроработанными.
Альтернативные методы, такие как биоинженерия организмов для производства атмосферных газов, тоже требуют гигантских энергозатрат. Кроме того, даже успешная доставка льда не гарантирует стабильности новой атмосферы: без магнитного поля Марс продолжит терять газ из-за солнечного ветра.
Чеховский подчёркивает: теоретически терраформирование возможно, но на практике оно ставит перед человечеством беспрецедентные инженерные и логистические вызовы. Пока что единственный реалистичный сценарий — направление крупных ледяных тел из пояса Койпера к Марсу с последующим их столкновением с планетой. Это не только доставит необходимые вещества, но и высвободит энергию для прогрева поверхности.
Несмотря на футуристичность такой идеи, она остаётся в рамках известных физических законов. Вопрос лишь в том, когда технологии позволят реализовать подобные проекты. Пока же терраформирование Марса остаётся мечтой, сочетающей научную строгость с дерзостью космических амбиций.
Команда исследователей из Университета Токио разработала систему на основе искусственного интеллекта, способную за полдня определить размер, местоположение и форму около 200 000 камней на поверхности астероидов Рюгу и Бенну. Результаты работы раскрывают не только особенности строения этих объектов, но и перспективы применения технологии в строительстве и предотвращении природных катастроф на Земле.
В основу исследования легли снимки, полученные японским зондом «Хаябуса-2» (астероид Рюгу) и американским аппаратом OSIRIS-REx (астероид Бенну). Учёные обучили нейросеть на данных о 70 000 земных камней и астероидов, создав инструмент для автоматического анализа. После обработки 10 000 высококачественных изображений система идентифицировала 20 000 объектов диаметром от 1 метра на Рюгу и 180 000 — на Бенну.
Детали астероидов Рюгу и Бенну, котоыре были идентифицированы с использованием технологии искусственного интеллекта по их фотографиям. Источник: University of Tokyo / via Jiji
Учёных особенно заинтересовало, как распределяются камни разных размеров. На Земле, например, в селевых потоках крупные обломки со временем оказываются в конце зоны распространения. Однако ИИ показал, что на астероидах всё иначе: на Рюгу породы двигались от экватора к полюсам, а на Бенну — строго наоборот. Причина — в разной скорости вращения. Рюгу делает полный оборот за 7,6 часа, создавая центробежную силу, которая «выталкивает» материал к полюсам. Бенну же, вращаясь быстрее (4,3 часа за оборот), направляет камни к экватору, будто гигантская центрифуга.
«Автоматизация процесса заняла бы годы при ручном подсчёте, но ИИ справляется за полдня на один астероид», — отмечают авторы. Технологию планируют использовать в японской миссии MMX (Martian Moons Exploration), которая стартует в 2026 году для изучения спутников Марса.
Кроме того, метод открывает возможности для мониторинга оползней на Земле. Регулярная аэросъёмка склонов с дронов и анализ изображений при помощи алгоритма позволят оперативно выявлять опасные смещения пород. «Это может стать прорывом в прогнозировании природных катастроф», — подчеркнули авторы работы.
Дилер из Санкт-Петербурга опубликовал на маркетплейсе Auto.ru объявление о продаже Skoda Kodiaq 2025 казахстанской сборки: на автомобиль, собранный в соседней стране, указывает красный шильдик Allur на крышке багажника (производство машин осуществляется на площадке Allur Auto).
Фото: Auto.ru Скриншот сайта Auto.ru
Автомобиль продается с гарантией 2 года, цена — 6,25 млн рублей. Аналогичная машина в такой же комплектации в Казахстане стоит 23 млн тенге (это примерно 4 млн рублей).
Компания «Рольф Мото» объявила о начале продаж в России мотоциклов двух брендов — Benelli и QJMotor.
Фото: Benelli
Benelli выпускает различные мотоциклы — от спортивных и туристических до нейкедов и городских моделей. QJMotor является частью той же производственной группы, что и Benelli, и она ориентирована на массовый рынок — под этим брендом производятся скутеры и мотоциклы с малообъемными моторами.
«Мы видим устойчивый рост интереса к мотоциклам и стремимся обеспечить нашим клиентам широкий выбор надёжной техники», — рассказал руководитель направления «Рольф Мото» Илья Привезенцев.
В Китае стартовали продажи обновленного кроссовера Changan CS55 Plus. Машина не изменилась внешне, но получила модернизированный 1,5-литровый мотор с повышенным давлением впрыска. Двигатель развивает 192 л.с. (крутящий момент — 310 Нм) и сочетается с 7-ступенчатым «роботом» с двумя сцеплениями.
Фото: Autohome
Габариты кроссовера составляют 4539 х 1865 х 1680 мм, колесная база – 2656 мм. В оснащение входит кожаный салон, климат-контроль, круиз-контроль, панорамная крыша с люком, система контроля давления в шинах, медиасистема с большим экраном. Сиденье водителя в топовой версии — с электрорегулировками.
Европейские учёные сделали важное открытие: в атмосфере объекта WISEA J181006.18−101000.5, известного как WISE1810, впервые зафиксировали присутствие метана. Это ближайший к Земле T-карлик, расположенный всего в 29 световых годах от нас. Наблюдения проводились с использованием 10,4-метрового телескопа Gran Telescopio Canarias (GTC) на Канарских островах. Исследование возглавил Джерри Чжан из Университета Ла-Лагуны в Испании.
Изображение сгенерировано Kandinskky
Коричневые карлики — это необычные космические тела, которые по массе находятся между планетами и звёздами, от 13 до 80 масс Юпитера. T-карлики — их особая группа с температурой от 500 до 1500 K — считаются самыми холодными и тусклыми из таких объектов. Их изучение помогает учёным лучше понять природу крупных экзопланет и границу между звёздами и планетами. Однако T-карлики встречаются редко: на сегодня известно лишь около 400 таких объектов.
WISE1810 — это T-карлик с низким содержанием металлов. Его радиус составляет примерно 0,65 радиуса Юпитера, а масса — в 17 раз больше, чем у этой планеты. Температура поверхности оценивается в пределах 800–1300 K. Ранее исследования в ближнем и среднем инфракрасном диапазоне показали, что атмосфера WISE1810 состоит в основном из водорода и паров воды, но метана — ключевого признака T-карликов — обнаружить не удавалось.
Новое наблюдение изменило картину. Используя прибор Espectrografo Multiobjeto Infra-Rojo (EMIR) на GTC, учёные провели детальную фотометрию в ближнем инфракрасном диапазоне и подтвердили наличие метана. Это укрепляет классификацию WISE1810 как T-карлика, а не L-карлика, как предполагали некоторые работы. При этом следов угарного газа и калия в атмосфере не нашли. Анализ данных показал, что содержание углерода в атмосфере WISE1810 составляет -1,5 dex (единица измерения химического состава), а уровень металличности — -1,7 dex, что указывает на её бедность металлами. Температуру удалось уточнить до примерно 1000 K. Учёные считают, что низкая металличность объясняет отсутствие калия, а холодная температура усиливает этот эффект.
Кроме того, измеренная скорость движения WISE1810 относительно Солнца составила -83 км/с. Это говорит о том, что объект, скорее всего, принадлежит толстому диску Млечного Пути, а не его гало, несмотря на низкое содержание металлов.
Американские учёные из разных университетов провели масштабное исследование марсианской пыли и пришли к тревожному выводу: она представляет смертельную угрозу для людей, которые будут её вдыхать. Если пыль с Луны лишь раздражает горло, то красная пыль Марса может убить. Это открытие ставит под вопрос планы колонизации Красной планеты без серьёзных мер защиты. Результаты анализа опубликованы группой специалистов, включающей медиков, планетологов и инженеров.
Изображение сгенерировано Grok
Вспомните фильм «Марсианин», где герой выживает на Марсе без особых проблем. В реальности всё иначе: марсианская пыль стала бы для него смертельной ловушкой. Исследователи впервые подробно изучили её химический состав и выделили две главные опасности. Во-первых, пыль токсична. В ней нашли диоксид кремния, вызывающий неизлечимый силикоз у шахтёров, мышьяк и перхлораты — крайне ядовитые вещества. Пусть их концентрация мала, но чем дольше человек находится на Марсе, тем выше риск для лёгких и щитовидной железы — проблемы могут начаться уже через пару месяцев.
Во-вторых, пыль невероятно мелкая — её частицы в среднем всего 3 микрометра. Это делает пылевые бури менее разрушительными, но создаёт другую проблему: такие крошечные частицы почти невозможно отфильтровать. Обычные фильтры и даже слизь в лёгких человека не справятся с ними. Пыль осядет в дыхательных путях и может проникнуть в кровь, усиливая угрозу.
Однако учёные не теряют оптимизма. Джастин Вонг из Университета Южной Калифорнии отметил: «Пыль — не самая страшная часть марсианского путешествия. Мы можем разработать технологии, чтобы защитить колонистов». Среди решений — усовершенствованные фильтры, добавки йода в еду для защиты щитовидки и строгие правила: например, чистка скафандров после каждого выхода. Это важно, ведь в некоторых местах Марса слой пыли достигает 10 метров — достаточно, чтобы в ней утонуть. Исследователи надеются, что их выводы учтут при планировании марсианских миссий, например, китайской базы, строительство которой намечено на 2038 год.
Команда учёных из Университета науки и технологий Китая (USTC) совершила важное открытие: они разработали источник одиночных фотонов с рекордной эффективностью, превышающей критический порог, необходимый для масштабируемых квантовых вычислений. Исследование, проведённое под руководством профессоров Пана Цзяньвэя, Лу Чаояна и Ху Юнхэна, стало шагом к преодолению давней проблемы в оптической квантовой технологии.
Изображение сгенерировано Kandinsky
Фотоны — частицы света — идеальны для передачи квантовой информации: они быстрые и устойчивы к внешним помехам. Однако для создания работающих квантовых компьютеров на их основе нужно решить две задачи: минимизировать потери фотонов и добиться, чтобы источник выдавал их с эффективностью выше 2/3 (или 66,7%). До сих пор ни одна разработка не могла перешагнуть этот барьер, что тормозило прогресс в этой области.
Чтобы добиться успеха, учёные создали новую технологию — настраиваемую открытую оптическую микрополость. Она позволяет точно соединять квантовые точки (крошечные источники света) с микрополостью, подстраивая их частоту и положение. Это решает проблему старых фиксированных микрополостей, которые часто «расстраивались». Кроме того, команда применила специально сформированные лазерные импульсы для воздействия на квантовую точку с высокой эффективностью, что значительно улучшило работу источника.
Результаты впечатляют: чистота одиночных фотонов достигла 98%, их неразличимость — 98,5%, а общая эффективность системы составила 71,2%, впервые превысив порог 2/3. Эффективность извлечения фотонов достигла 80,6%. С помощью этого источника учёные зафиксировали сжатие интенсивности на 1,89 дБ и зарегистрировали события с 40 последовательными фотонами с частотой 1,67 мГц. Это означает, что новый источник может компенсировать потери фотонов в квантовых вычислениях, приближая учёных к созданию идеального источника одиночных фотонов.
В столичном центре компании «Автодом» появился Lamborghini Urus SE 2025 года — Фото: lamborghini.com
Выставленный на продажу автомобиль окрашен в цвет Nero Helene. В комплектации — 23-дюймовые колесные диски, салоном с отделкой из карбона и алькантары, премиальная аудиосистемой Bang & Olufsen 3D, панорамная крыша.