На заводе Allur в Костанайской области стартовала мелкоузловая сборка кроссоверов Jetour X70 Plus, включающая сварку и окраску кузовов. Производственная линия рассчитана на выпуск до 15 тысяч автомобилей ежегодно.
Jetour X70 Plus имеет габариты 4724 х 1900 х 1720 мм и оснащён 1,6-литровым двигателем внутреннего сгорания мощностью 190 л. с., работающим в паре с семиступенчатой роботизированной коробкой передач. Этот среднеразмерный SUV ориентирован на семейное использование и предлагает просторный салон с возможностью размещения до семи пассажиров.
Фото Jetour
В Казахстане стоимость Jetour X70 Plus варьируется от 13,09 до 14,09 миллиона тенге, что эквивалентно 2,05–2,25 миллиона рублей.
OpenAI совместно с 262 врачами из 60 стран представила открытый бенчмарк HealthBench для оценки больших языковых моделей (LLM) в сфере здравоохранения. Инструмент, разработанный для преодоления ограничений предыдущих тестов, использует 5000 реалистичных многоходовых диалогов, охватывающих экстренные ситуации, работу с клиническими данными и глобальные медицинские сценарии. Каждый диалог оценивается по индивидуальным критериям — врачи разработали свыше 48 тысяч правил, проверяющих точность, коммуникацию, контекстную осведомлённость и другие параметры ответов ИИ.
HealthBench вводит инновационный подход: вместо упрощённых вопросов с множественным выбором здесь анализируются открытые диалоги, где баллы присваиваются за выполнение или нарушение конкретных условий. Например, рекомендация неотложной помощи может дать +10 баллов, а неверный совет до -10. Итоговая оценка модели формируется на основе суммы баллов, нормализованной до шкалы [0, 1]. Для повышения точности разработчики внедрили «критерии консенсуса» — 34 ключевых правила, утверждённых большинством врачей, а также подмножество HealthBench Hard из 1000 сложных случаев, где даже передовые модели вроде GPT-4.1 nano демонстрируют результаты всего в 0,32 балла.
Иллюстрация: Leonardo
Результаты тестирования показывают прогресс: если GPT-3.5 Turbo набрал 16%, то GPT-4o достиг 32%, а новейшая o3 — 60%. Надёжность моделей, измеряемая по худшему результату из 16 попыток, у o3 вдвое выше, чем у GPT-4o. Однако в критических сценариях, таких как экстренная помощь, уровень ошибок снизился в четыре раза с 2023 года, но проблемы с контекстным поиском и реакцией на неопределённость сохраняются.
Важным аспектом HealthBench стала мета-оценка: согласованность решений врачей и модели-оценщика GPT-4.1 варьируется в пределах 55–75%, что отражает естественную неоднозначность клинических суждений. При этом общая стабильность результатов при повторных запусках подтверждает низкий уровень шума в оценках.
Несмотря на открытый код и данные, разработчики предупреждают о рисках утечек: в бенчмарк внедрены меры для отслеживания несанкционированного использования. HealthBench уже становится стандартом для исследований, но создатели подчёркивают, что даже лучшие модели пока не готовы к повсеместному применению в медицине — особенно из-за недостаточной надёжности в критических случаях.
Американская компания Rezvani, известная своими экстравагантными автомобилями в стиле истребителей, представила новый внедорожник Knight, созданный на базе Lamborghini Urus.
Фото: Rezvani
Главной «фишкой» Knight стал опциональный пакет Dark Knight, превращающий SUV в бронированную крепость. Он включает пуленепробиваемые стёкла и панели кузова, защиту днища от взрывов, шины Run-Flat, стальной «таранный» бампер и усиленную подвеску. В салоне такой машины — противогазы, аптечка, распылитель перцового газа, система внутренней связи и дополнительные сирены, гудки и стробоскопы.
Как и все модели Rezvani, Knight будет редким и дорогим. Компания выпустит всего 100 экземпляров, стартовая цена — 149 тыс. долларов (без учёта стоимости донорского Urus). С пакетом Dark Knight и дополнительными опциями цена может превысить полмиллиона долларов.
Учёные подтвердили существование двух планет в системе звезды HD 35843, похожей на Солнце, но с меньшим содержанием металлов. Открытие, сделанное с помощью данных космического телескопа TESS и наземных обсерваторий, проливает свет на разнообразие экзопланетных систем и их возможные составы.
Первая планета, HD 35843 c, изначально обнаружена в 2020 году участниками проекта гражданской науки Planet Hunters TESS. Анализ данных TESS указал на объект с орбитальным периодом 46,96 дня, классифицированный как субнептун — тип планет, промежуточный между Землёй и Нептуном. Последующие наблюдения с использованием спектрографа ESPRESSO (Чили) позволили не только подтвердить её планетарный статус, но и выявить вторую планету — HD 35843 b, которая обращается вокруг звезды за 9,9 дня. В отличие от «соседки», она не транзитирует по диску звезды, что затрудняет прямое изучение её характеристик.
Целевые пиксельные данные TESS для звезды HD 35843, охватывающие все пять секторов наблюдений. Источник: arXiv:2505.00898v1 [astro-ph.EP]
Для HD 35843 c комбинация фотометрических данных TESS и спектроскопических измерений ESPRESSO дала точные параметры: радиус — 2,1 земного, масса — 6,7 земной, эксцентриситет орбиты — 0,16. Плотность планеты (3,2 г/см3) указывает на возможное наличие каменистого ядра с водородной атмосферой или большого количества воды — сценарий «водного мира». При равновесной температуре 480 К (206 °C) она стала одним из самых холодных субнептунов, обнаруженных TESS. Яркость звезды (видимая величина 9,4) делает планету удобной мишенью для спектрального анализа атмосферы телескопами следующего поколения, такими как JWST.
Подтверждение системы стало результатом масштабной кампании с участием 11 телескопов. Наземные наблюдения Las Cumbres Observatory, MEarth-South, NGTS и WASP-South исключили помехи от фоновых объектов. Спектрографы MINERVA-Australis, CHIRON и CORALIE уточнили радиальные скорости звезды, а инструменты SOAR и Gemini с высоким угловым разрешением проверили окружение HD 35843 на наличие двойников. Ключевую роль сыграл ESPRESSO, измеривший массу планет с точностью до 10%.
Моделирование внутренней структуры HD 35843 c с помощью нейросети ExoMDN показало: с вероятностью 70% её состав включает 15–50% воды и 1–5% водорода и гелия. Однако остаётся неясным, доминирует ли в атмосфере водяной пар или лёгкие газы. Разрешить эту неопределённость помогут наблюдения за поглощением света звезды в атмосфере планеты — метод трансмиссионной спектроскопии.
Система HD 35843 уникальна своей архитектурой: внешняя планета транзитная, а внутренняя — нет. Это ставит её в ряд ключевых целей для изучения механизмов миграции планет. Уже запланированы наблюдения с JWST и Чрезвычайно большими телескопами (ELT), которые определят состав атмосферы HD 35843 c. Кроме того, дополнительные данные TESS в 2025 году могут выявить новые планеты в системе, что углубит понимание эволюции экзопланетных семейств.
Китайская марка Omoda объявила о значительных скидках на седаны S5 2024 года выпуска: новый автомобиль в базовой комплектации Classic можно приобрести всего за 1,81 млн рублей при максимальной выгоде в 320 тысяч рублей. Максимальный дисконт достигается за счёт программы «Весенняя выгода» (100 тысяч рублей — прямая скидка) и программы трейд-ин (220 тысяч рублей).
Фото: Omoda
Габариты Omoda S5 составляют 4644 х 1814 х 1493 мм, колёсная база — 2650 мм. Автомобиль оснащён 1,5-литровым атмосферным двигателем мощностью 113 л.с. в сочетании с вариатором, а привод — передний. Правда, динамика у Omoda S5 не лучше, чем у «Весты»: седан разгоняется до 100 км/ч за 13,2 секунды.
Компания «Хавейл Мотор Рус», представляющая Great Wall в России, запустила единое мобильное приложение GWM для владельцев автомобилей брендов Haval, Tank, Wey и Ora.
Программа объединяет функции дистанционного управления, мониторинга состояния машины, а также предоставляет полезную информацию по эксплуатации и инструменты для общения между пользователями. Ранее владельцы использовали отдельные приложения My Haval, Tank и Ora&Wey.
Фото Haval
Новое приложение сохранило все прежние функции и добавило новые возможности. На главном экране появились виджеты, позволяющие одним касанием запускать двигатель, управлять дверями, окнами, люком, климат-контролем или находить автомобиль. В разделе «Доступные сервисы» добавлена кнопка E-Guide4, которая автоматически загружает онлайн-руководство для подключённой модели, упрощая поиск информации.
Для удобства пользователей аккаунты из старых приложений автоматически перенесены в GWM. Инструкции по переходу доступны на официальных сайтах брендов. Приложение совместимо с iOS 13.0 и выше, а также с Android 7.0 и новее.
Российская орбитальная станция (РОС), которая находится в стадии активной разработки, будет оснащена источниками энергии, значительно превосходящими по мощности те, что используются на Международной космической станции (МКС).
Об этом в интервью ТАСС сообщил президент Российской академии наук (РАН) Геннадий Красников. По его словам, новые солнечные панели обеспечат станцию энергией, превышающей показатели МКС в разы.
Там еще и другие возможности по энергетике. Там почти на несколько порядков мощности будет больше, чем сегодня на МКС. Это будут солнечные панели с высоким коэффициентом полезного действия.
Геннадий Красников
Изображение Grok
Использование панелей с высоким КПД даст больше мощности для работы научного оборудования, систем жизнеобеспечения и других систем, необходимых для длительного пребывания экипажа в космосе.
Проект РОС направлен на создание современной платформы для проведения научных исследований в космосе. Напомним, РОС должна стать преемником МКС, которую собираются затопить в 2031 году.
АвтоВАЗ не намерен переносить сборку Lada Granta из комплекса СКП (сборочно-кузовное производство) «Калина» на главный конвейер, как сообщает издание «Автопоток».
Ранее появилась информация, что производство Granta могут переместить, чтобы освободить место для увеличения выпуска новой модели Lada Iskra. Однако компания решила сохранить текущую схему производства, по данным «Автопоток».
Фото АвтоВАЗ
Lada Granta остаётся одной из ключевых моделей «АвтоВАЗа», и её сборка в СКП Калина налажена с 2011 года. Этот комплекс изначально создавался для выпуска автомобилей на платформе Kalina, к которой относится и Granta.
Астрономы обсуждают загадочные оптические сигналы, обнаруженные у двух солнцеподобных звёзд. Бывший инженер NASA Ричард Х. Стантон, участвовавший в проекте GRACE, представил результаты многолетнего исследования в рамках оптического поиска внеземных цивилизаций (OSETI). Используя 76,2-сантиметровый телескоп обсерватории Шей-Меддоу в Калифорнии и собственный многоканальный фотометр, он проанализировал более 1300 звёзд, фокусируясь на поиске сверхкоротких световых импульсов. Такой подход отличается от традиционных радиочастотных методов SETI и связан с современными проектами вроде Project Starshot, где лазерные технологии рассматриваются для межзвёздных миссий.
В своей работе Стантон описал два идентичных импульса от звезды HD 89389 в созвездии Большой Медведицы. Сигналы, разделённые 4,4 секундами, продемонстрировали резкое изменение яркости за доли секунды, одинаковую форму и отсутствие движущихся объектов поблизости. Эти характеристики исключают атмосферные помехи или случайные шумы. Более того, анализ архивных данных выявил аналогичные двойные импульсы у звезды HD 217014 (51 Пегаса) в 2021 году, которые изначально списали на помехи от птиц, но позже опровергли эту версию.
Геосинхронный спутник, пролетающий на фоне звезды HD 52265, демонстрирует чувствительность 10-см телескопа к объектам на орбите. Несмотря на крупные размеры таких спутников, яркость их следа позволяет предположить, что на этом расстоянии (35 786 км) можно обнаружить и более мелкие объекты. Спутник, находящийся на ещё большей удалённости, перемещался бы медленнее, но всё равно мог бы быть зафиксирован. Источник: Richard H. Stanton / doi.org/10.1016
Стантон рассмотрел несколько гипотез, включая дифракцию света в атмосфере, эффект от ударных волн, частичные затмения спутниками, влияние гравитационных волн или даже искусственные источники. Однако ни одно из объяснений не стало исчерпывающим. Например, дифракция на краях объектов Солнечной системы или эффект Зоммерфельда (резкие изменения яркости из-за дифракции на острых краях) требуют необычных условий, а версия о внеземной цивилизации остаётся умозрительной. Учёный подчеркнул, что неизвестно, связаны ли сигналы с объектами, движущимися между Землёй и звёздами, или же они модулируют свет без перемещения в поле зрения.
Для прояснения природы сигналов Стантон предложил использовать сети синхронизированных телескопов, разнесённых на сотни километров. Это позволит определить скорость, размер и расстояние до гипотетических объектов, а также проверить возможность модуляции света без их физического перемещения. Такие массивы могли бы повысить точность измерений и исключить локальные помехи.
Хотя исследование не подтвердило существование внеземного разума, оно продемонстрировало потенциал оптического SETI. Метод Стантона, основанный на анализе временных рядов и высокоточных измерениях, открывает новые пути для поиска аномалий в звёздном свете. Подобные сигналы могут быть связаны с неизученными астрофизическими явлениями или экспериментальными технологиями, что стимулирует междисциплинарные исследования.
Учёные из Хунаньского университета представили усовершенствованный метод добычи урана, способный радикально изменить обеспечение атомной энергетики сырьём. Под руководством Шаньиня Вана команда создала электрохимическую систему, которая извлекает уран из морской воды с рекордной эффективностью и в разы дешевле существующих технологий. В Мировом океане растворено около 4,5 миллиардов тонн урана — в тысячу раз больше, чем в наземных месторождениях. Однако из-за крайне низкой концентрации традиционные методы, такие как адсорбция с помощью полимерных материалов, извлекали менее 10% металла.
Новая технология использует два медных электрода и позволяет улавливать уран на обоих. В лабораторных испытаниях с раствором, имитирующим морскую воду, система извлекла 100% урана за 40 минут. Эксперименты с натуральной водой показали аналогичный результат для образцов из Восточно-Китайского моря и 85% для Южно-Китайского. При увеличении размера электродов эффективность в последнем случае также достигла 100%.
Иллюстрация: Dalle
Экономическая выгода метода впечатляет: стоимость килограмма урана оценивается в $83 — вдвое дешевле адсорбционных технологий ($205) и вчетверо дешевле предыдущих электрохимических подходов ($360). Энергозатраты снижены более чем в тысячу раз. Масштабирование системы подтвердило её потенциал: в 58-часовом эксперименте с 100 литрами морской воды извлекли свыше 90% урана.
Успех технологии стал результатом исследований, начатых ещё в 1990-х годах. Тогда Японское агентство по атомной энергии впервые продемонстрировало извлечение килограмма урана методом адсорбции, что вдохновило Китай на создание в 2019 году Альянса по инновационным технологиям. Его цель — запустить демонстрационную установку к 2035 году и наладить промышленное производство к 2050-му.
Для Китая, который строит половину новых атомных реакторов мира и зависит от импорта урана, технология может стать стратегическим преимуществом. Учитывая планы по расширению атомной энергетики, внедрение метода позволит обеспечить растущие потребности страны и укрепить её лидерство в отрасли.