Группа Volkswagen решила подарить вторую жизнь культовому пятицилиндровому двигателю Audi 2.5 TFSI, но его получил не Golf R, как ожидалось, а обновлённый кроссовер Cupra Formentor VZ5. Таких машин выпустят всего 4000, и это добавляет модели эксклюзивности.
Фото: Cupra
Если первый Formentor VZ5 2021 года выпускался только в леворульном исполнении, то обновлённая версия станет первой, доступной для рынка Великобритании. Производство стартует в Испании в первом квартале 2026 года.
Стоимость модели пока не объявлена, но ожидается, что Cupra Formentor VZ5 окажется дешевле Audi RS3, которая в Испании стоит около 85 000 евро. Для сравнения, «обычный» Formentor VZ с двигателем от Golf R начинается примерно с 60 000 евро.
Вторая жизнь Audi 2.5 TFSI не будет долгой: представители Volkswagen уже сообщили, что двигатель не будет адаптирован под экологический стандарт Euro 7, вступающий в силу в ноябре 2026 года. Соответственно, после того, как Audi RS3 и Formentor VZ5 будут сняты с конвейера, легендарный мотор окончательно уйдет в историю.
Группа исследователей из Университета Калифорнии в Сан-Диего и Университета Мэриленда в ходе трёхлетнего эксперимента зафиксировала большой объём незашифрованных данных, транслируемых геостационарными спутниками Земли. Оказалось, что около 50% таких спутниковых каналов передают чувствительную информацию — от голосовых звонков и текстовых сообщений абонентов сотовых операторов до интернет-трафика и военных коммуникаций — в открытом виде.
Для исследования была использована простая и доступная спутниковая приёмная система стоимостью около $800, установленная на крыше здания в Калифорнии. С её помощью учёные перехватили сигналы с 39 геостационарных спутников, охватывающих Северную Америку. В числе перехваченных данных оказались звонки и сообщения клиентов T-Mobile, интернет-трафик пассажиров самолётов с бортового Wi-Fi, а также коммуникации критической инфраструктуры — поставщиков электроэнергии и воды, оффшорных нефтегазовых платформ и силовых ведомств США и Мексики.
Иллюстрация: Sora
Авторы исследования отметили, что, несмотря на серьёзность проблемы, многие организации до сих пор не обеспечили шифрование своих спутниковых каналов, что создаёт риски перехвата данных злоумышленниками. В частности, после уведомления о проблеме T-Mobile и оператор связи AT&T в Мексике оперативно внедрили шифрование. Однако другие пользователи спутниковых систем не приняли мер, и значительные объёмы открытых данных остаётся доступны для перехвата.
Исследователи назвали свою работу «Не смотрите наверх» в честь известного фильма, подчёркивая, что отрасль спутниковой связи фактически полагалась на предположение, что никто не будет следить за спутниковыми сигналами.
Компания Airbound из Бангалора, основанная 20-летним Наманом Пушпом (Naman Pushp), объявила о привлечении $8,65 млн в раунде посевного финансирования. В финансировании участвовали Lightspeed Venture Partners, Humba Ventures и топ-менеджеры Tesla, SpaceX и Anduril.
Airbound разрабатывает дроны с конструкцией типа "tail-sitter" — аппарат вертикально взлетает как ракета и летит как самолёт благодаря гибридной аэродинамической форме с двумя пропеллерами вместо классических четырёх. Корпус из углеродного волокна обеспечивает минимальный вес — первый прототип весит 1,5 кг и способен нести полезную нагрузку до 1 кг.
Источник: Airbound
По словам основателя, такой подход снижает энергопотребление на километр в 20 раз по сравнению с традиционными электрическими транспортными средствами, широко используемыми для доставки в Индии, которые весят около 150 кг и затрачивают около 2 рупий (примерно $0,02) на километр. Airbound планирует уменьшить стоимость доставки до около $0,001 за километр, что позволяет сделать доставку за один цент достижимой.
Стартап уже начал пилотный проект с частной больницей Narayana Health в Бангалоре, реализуя ежедневные десять доставок медицинских образцов и лекарственных средств. Планируется, что к середине 2027 года компания сможет обеспечить более миллиона доставок в сутки, расширив производство дронов до 100 штук в день уже к первому кварталу 2027 года.
Airbound стремится выйти на рынки других стран после успешного масштабирования в Индии. Для этого ведутся переговоры с авиационными регуляторами Индии для получения разрешений на коммерческую эксплуатацию.
NASA объявило о планах уволить примерно 550 сотрудников исследовательской Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory, JPL) в Пасадене, штат Калифорния. Это составляет примерно 10–11% от общего штата учреждения. Решение было объявлено 13 октября и является частью обширной реорганизации, начавшейся в июле 2025 года.
По словам директора JPL Дейва Галлагера, эти шаги необходимы для оптимальной перестройки и определения подходящего размера лаборатории, чтобы гарантировать её успешное развитие в будущем. Сокращения затронут бизнес-отделы, а так же технический и вспомогательный персонал. Галлагер подчеркнул, что реорганизация направлена на концентрацию на ключевых технических компетенциях, финансовую дисциплину и подготовку к конкурентной борьбе в меняющемся космическом секторе.
Фото: NASA / JPL-Caltech
Лаборатория JPL, находящаяся под управлением Калифорнийского технологического института и финансируемая NASA, ответственна за разработку и управление ключевыми космическими миссиями. Среди них — миссии к астероиду Psyche, зонд Europa Clipper, телескоп Euclid для изучения тёмной материи, марсоход Perseverance, а также сеть Deep Space Network для связи с космическими аппаратами.
Несмотря на текущие сокращения, Галлагер заявил о сохранении приверженности лаборатории выполнению поставленных задач и реализации амбициозных планов NASA в исследовании космоса. Он подтвердил, что увольнения не связаны с текущей остановкой работы федерального правительства США, которая в октябре затронула свыше 15 тысяч федеральных служащих.
Уведомление сотрудников о сокращениях состоялось 14 октября, новая структура лаборатории вступит в силу на следующий день. Ранее в 2024 году JPL уже проводила несколько волн сокращений — в феврале было уволено более 500 человек из-за сокращения бюджета.
OpenAI и Broadcom объявили о многолетнем сотрудничестве по совместной разработке и развёртыванию кастомных ускорителей искусственного интеллекта мощностью 10 гигаватт. OpenAI отвечает за архитектуру чипов и систем, а Broadcom — за их производство и внедрение, включая масштабируемые решения на базе Ethernet и других технологий связи.
Это позволит OpenAI встроить накопленный опыт из создания передовых моделей и продуктов непосредственно в аппаратное обеспечение, увеличивая возможности и интеллект систем. Оборудование будет установлено в центрах обработки данных OpenAI и партнёрских дата-центрах по всему миру.
Иллюстрация: Gemini
Генеральный директор OpenAI Сэм Альтман отметил, что это сотрудничество продвинет границы возможностей ИИ и создаст инфраструктуру, способную обслуживать глобальный спрос на передовые интеллектуальные сервисы. Он подчеркнул, что мощность в 10 ГВт — это «обслуживание нужд всего мира в использовании ИИ».
Президент подразделения полупроводников Broadcom Чарли Каввас отметил, что комплектующие включают весь спектр решений Broadcom по Ethernet, PCIe и оптическому подключению.
Развёртывание оборудования запланировано на вторую половину 2026 года с завершением к концу 2029 года. Это соглашение стало новой вехой в серии крупных контрактов OpenAI, направленных на масштабирование вычислительных мощностей. Недавно OpenAI заключила сделки на 6 ГВт с AMD и на 10 ГВт с Nvidia, а также договорилась о расширении с Oracle на суммарную мощность более 30 ГВт.
Компания The Boring Company, принадлежащая Илону Маску, в течение последних двух лет неоднократно нарушала экологические правила штата Невада при строительстве системы подземных тоннелей в Лас-Вегасе. По данным государственных регуляторов, количество зафиксированных нарушений составляет почти 800 случаев, среди них — начало земляных работ без соответствующих разрешений, сброс неочищенной воды на городские улицы и пролитие грязевые массы с грузовиков.
В сентябре управление по контролю загрязнения воды штата направило компании письмо с требованием прекратить нарушения. Оно указывало на неоднократное несоблюдение условий соглашения 2022 года, подписанного после штрафов за сброс сточных вод в дренажные системы без разрешения. В частности, The Boring Company не наняла независимого экологического менеджера для регулярных проверок строительных площадок, что привело к 689 пропущенным инспекциям.
Размер потенциальных штрафов мог превысить 3 миллиона долларов, но регуляторы сократили итоговую сумму до 242 800 долларов, чтобы обеспечить адекватное наказание с целью предотвращения будущих нарушений. Для большинства разрешений был установлен штраф в размере по 10 000 долларов каждый.
Источник: The Boring Company
Проект Vegas Loop предусматривает строительство 110 километров тоннелей и 104 станций для перевозки пассажиров на электромобилях Tesla под улицами города. Компания использует буровую установку Prufrock диаметром около 3,5 метра, при разработке тоннелей удаляется примерно 4,6 кубометра грунта с подземными водами на каждые полметра.
The Boring Company финансируется приватно и не получает федеральных средств, что освобождает её от ряда требований по экологической экспертизе, но при этом она обязана соблюдать государственные экологические нормы. В январе журналисты ProPublica и City Cast Las Vegas уже отмечали попытки компании обходить контроль, утверждая, что проект не подпадает под ряд нормативов, что вызвало неоднократные штрафы и обвинения.
Рабочие жаловались на химические ожоги от отходов бурения, пожарные вынуждены были дезинфицировать оборудование после спасательных операций на стройплощадках. В 2023 году компания получила штраф более 112 тысяч долларов от местной службы охраны труда за нарушение правил безопасности. В сентябре 2025-го один из рабочих получил тяжёлые травмы при аварии.
Представители компании и связанные с проектом организации не дали комментариев по текущему делу. Власти штата заявляют, что продолжают контроль и надеются на предотвращение дальнейших нарушений.
Блогер JerryRigEverything, известный своими тестами смартфонов на прочность, добрался до складного Pixel 10 Pro Fold, и аппарат преподнёс ему неприятный сюрприз. Можно сказать, отомстил за издевательства.
Скриншот видео
Аппарат типично прошёл первые испытания, а вот когда дело дошло до приложения силы, всё пошло не очень хорошо. Во-первых, сначала смартфон сломался. Причём сломался он визуально очень легко. Более того, первым приказал долго жить не экран, а корпус. Он легко треснул в месте желобка для антенны, где сам корпус тоньше. Такое порой случалось и ранее, но в этом случае усилие, как минимум, если его оценивать по видео, было весьма незначительным.
Уже после этого, когда блогер попытался доломать аппарат, в какой-то момент из него пошёл дым, что свидетельствует о повреждении аккумулятора. Собственно, далее на видео автор показал, как именно сгорел один из элементов батареи.
Таким образом, как минимум из-за хрупкости корпуса, с новинкой Google лучше быть аккуратнее.
Европейская версия попала на обзор автору канала ben's gadget reviews, и в какой-то момент можно видеть экран телефона с вкладной параметров, где видно, что устройство оснащено батареей 5440 мАч. Напомним, китайская получила элемент ёмкостью 6510 мАч.
Такая разница обусловлена вовсе не жадностью Vivo, а транспортными европейскими нормами с ограничением на ёмкость одноэлементных батарей в 20 Втч. Такие же действуют в США.
Долгие десятилетия астрономы искали ветер из горячего газа, исходящий от сверхмассивной чёрной дыры Стрелец A* (Sgr A*) в центре нашей галактики, но эти поиски не приносили прямых результатов. Недавно международная группа учёных представила убедительные доказательства существования такого ветра.
Исследование основано на комплексном анализе около пяти лет наблюдений с помощью сети радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter/Submillimeter Array) в Чили — самого мощного радиотелескопа в мире, способного «заглянуть» через плотные облака пыли и газа вокруг центральной области галактики. Учёные создали детальную карту холодного молекулярного газа вокруг Sgr A*.
На карте была выявлена конусообразная зона длиной около одного парсека (примерно 3,26 световых года) с углом раскрытия около 45°, в которой холодный газ отсутствует — он, по мнению учёных, вытолкнут горячим плазменным ветром. При наложении карты на рентгеновские данные спутника Chandra конус идеально совпал с областью рентгеновского излучения, подтверждая взаимодействие горячего ветра с холодным газом.
Источник: Mark D. Gorski et al. (CC BY 4.0)
Этот ветер движется под углом приблизительно 45° относительно плоскости галактического диска, что указывает на то, что чёрная дыра вращается под углом к основной плоскости Млечного Пути. Это помогает прояснить структуру и ориентацию Sgr A*.
Наличие ветра важно для понимания эволюции нашей галактики, так как такие потоки горячего газа регулируют образование звёзд, предотвращая чрезмерный рост галактики, и поддерживают газовое окружение в нагретом состоянии. Открытие также помогает понять происхождение загадочных структур, известных как «пузыри Ферми» — гигантские рентгеновские области, выброшенные из центра Млечного Пути.
Учёные подчёркивают, что, хотя прямое измерение скорости ветра пока затруднено, теперь есть геометрические и спектральные данные, позволяющие считать, что ветер от Sgr A* — реальность. Это открытие приближает к пониманию взаимодействия чёрной дыры с окружающим пространством и истории формирования нашей галактики.
Компания Samsung получила патент на технологию самовосстанавливающихся компонентов для складных смартфонов, включая систему камеры с отверстием (punch-hole) и встроенный в экран сканер отпечатков пальцев. Технология направлена на повышение долговечности и надёжности гибких дисплеев, которые традиционно уязвимы из-за микротрещин и повреждений.
Новая система использует микроскопические провода, встроенные вокруг отверстий под камеру и сенсор отпечатков, образующие «контур обнаружения». Этот контур постоянно контролирует состояние экрана и мгновенно выявляет появление даже мельчайших трещин и повреждений.
При обнаружении дефекта активируется механизм самовосстановления: специальные металлические паттерны в повреждённой зоне укрепляют экран, предотвращая распространение трещин. Ультратонкие канавки, заполненные герметиком, блокируют проникновение влаги и кислорода, что защищает чувствительные внутренние слои OLED-дисплея от разрушений.
Источник: Nadeem Sarwar / Digital Trends Источник: Nadeem Sarwar / Digital Trends
Такой подход может стать решением давней проблемы интеграции сложных компонентов в складные дисплеи, где даже микротрещины могут привести к серьёзным повреждениям.
Технология описана в патенте, пока неизвестно, когда она появится в коммерческих устройствах. Однако она станет шагом к полноценной реализации встроенных ультразвуковых сенсоров отпечатков на складных аппаратах серии Galaxy Z Fold и Z Flip.