Китай планирует пилотируемую миссию к Марсу к 2050 году, ориентируясь на опыт лунной программы. Первые заявления о такой цели появились в «Дорожной карте до 2050 года» Китайской академии наук. Политическая поддержка миссии подтверждается заявлениями представителей КПКУ (китайское пилотируемое космическое управление) и стремлением отметить 100-летие КНР в 2049 году значимым достижением.
При этом сроки могут быть сдвинуты ближе, как это произошло с лунной программой. Ключевым стимулом выступает курс на «национальное возрождение»: космические успехи, такие как посадка марсохода «Тяньвэнь-1», уже используются для укрепления имиджа страны. Президент Си Цзиньпин заявил о цели стать лидером в инновациях к 2035 году, а к 2045 — в ключевых космических технологиях.
Иллюстрация: CCTV
Технические разработки включают модернизацию ракет (например, «Чанъэ-10» к 2026 году), создание систем защиты от радиации и автономной навигации. Оптимальные стартовые окна для полёта к Марсу ожидаются в 2033 и 2048 годах. Рассматриваются варианты миссии: облёт планеты или высадка с использованием гравитационных манёвров у Венеры.
Китайские конструкторы, включая Чжан Баоаня и Чжоу Цзяньпина, открыто обсуждают планы, подчёркивая преемственность технологий между лунными и марсианскими программами. Первый китайский космонавт Ян Ливэй также подтвердил намерения в 2022 году.
Важным аспектом остаётся международное взаимодействие. КНР заинтересована в сотрудничестве, но миссия может усилить конкуренцию с США. Вопросы влияния на геополитику и выгод для американских компаний остаются открытыми.
Ключевые вызовы — защита экипажа от радиации и обеспечение связи. Данные миссии «Тяньвэнь-1» помогают в разработке щитов, а тесты систем навигации проводятся на Китайской космической станции.
Планируется, что к 2040 году Китай создаст орбитальный аппарат для дальнего космоса.
Похоже, видеокарта GeForce RTX 5070 отдувается за всю линейку RTX 50 и дешевеет за всех своих сестёр.
скриншот Grosbill
Это первая карта линейки, которая стала продаваться по цене ниже рекомендованной, а теперь она подешевела ещё сильнее. В Европе её уже можно найти за 570 евро, что на 12% ниже рекомендованной в регионе цены.
За такие деньги продаётся как минимум модель от Palit, причём это крупная версия Infinity 3, выделяющаяся заодно весьма производительной и тихой системой охлаждения.
Сейчас RTX 5070 является не только единственной активно дешевеющей картой в линейке, но и вообще единственной картой нового поколения среди всех, которая доступна по цене уже заметно ниже рекомендованной.
Вероятно, это связано с ростом поставок, о котором мы недавно говорили, но тогда сообщалось и о росте поставок RTX 5070 Ti, а эта карта пока всё ещё продаётся заметно дороже рекомендованной цены.
На Международном термоядерном экспериментальном реакторе (ITER) завершено создание всех компонентов его уникальной системы сверхпроводящих магнитов. Эта система, самая большая и мощная в мире, станет «электромагнитным сердцем» реактора-токамака, имеющего форму бублика. Она позволит удерживать и нагревать плазму до экстремальных температур, чтобы доказать возможность получения энергии путем термоядерного синтеза.
Центральный соленоид — ключевой элемент системы — состоит из шести модулей, последний из которых был изготовлен и протестирован в США. Это магнит, способный поднять авианосец, он весит 3000 тонн и работает вместе с шестью кольцевыми магнитами полоидального поля, поставленными Россией, Европой и Китаем. Вместе они создают магнитное поле, которое удерживает раскаленную плазму внутри токамака, не давая ей касаться стенок.
Процесс начинается с подачи нескольких граммов водородного топлива — дейтерия и трития — в камеру токамака. Магнитная система подает мощный электрический ток, который превращает газ в плазму. Магнитное поле формирует «невидимую клетку», удерживающую плазму. Внешние системы нагрева поднимают температуру плазмы до 150 миллионов градусов Цельсия — в десять раз горячее ядра Солнца. При такой температуре ядра атомов сливаются, выделяя огромное количество тепла, которое можно преобразовать в энергию.
ITER спроектирован для демонстрации научной и технической возможности термоядерного синтеза. Ожидается, что реактор произведет 500 мегаватт энергии при затратах всего 50 мегаватт на нагрев — это десятикратный прирост. При такой эффективности реакция становится самоподдерживающейся, создавая «горящую плазму».
Проект ITER — это результат сотрудничества более 30 стран. США поставили центральный соленоид, Россия — магнит полоидального поля и сверхпроводники, Европа — несколько магнитов и часть вакуумной камеры, Китай — магнит, сверхпроводящие материалы и корректирующие катушки, Япония — компоненты соленоида и магниты, Южная Корея — секторы вакуумной камеры и тепловые экраны, а Индия — криостат, гигантский «термос», в котором размещен токамак.
В 2024 году ITER достиг всех строительных целей, а в апреле 2025 года, опередив график, в токамачный котлован установили первый сектор вакуумной камеры, начав сборку реактора.
Директор ITER Пьетро Барабаски подчеркнул: «Уникальность ITER не только в технической сложности, но и в международном сотрудничестве, которое продолжается несмотря на политические изменения. Это достижение показывает, что человечество способно объединиться для решения таких глобальных проблем, как изменение климата и энергетическая безопасность».
Российские ученые из Воронежского государственного университета разработали инновационное тонкопленочное покрытие для защиты зубов от кариеса. Материал не просто защищает эмаль, но и воспроизводит ее естественную структуру, эффективно борясь с бактериями Streptococcus, главными виновниками образования зубного налета и разрушения зубов.
Изображение сгенерировано Grok
Основой покрытия стали производные хинолина, способные формировать устойчивую пленку, и наногидроксиапатит, имитирующий морфологию зубной эмали. Разработка выполнена при поддержке Российского научного фонда.
Существующие методы защиты эмали, такие как фторсодержащие средства и специальные покрытия, часто недолговечны и не обладают достаточными противомикробными свойствами. Новое покрытие решает эти проблемы: нанесенное на зуб, оно формирует прочную пленку всего за 30 минут. Эта пленка не только восстанавливает структуру эмали, имитируя процесс естественной минерализации, но и активно подавляет рост бактерий, вызывающих кариес.
Сканирующая электронная микроскопия подтвердила, что пленка плотно прилегает к поверхности зуба, повторяя ее текстуру, а кристаллы гидроксиапатита упорядочены, как в натуральной эмали. Микротвердость нового покрытия лишь на 10-20% ниже, чем у естественной эмали.
Антибактериальные свойства обеспечиваются хинолиновыми соединениями, разрушающими бактериальные клетки и предотвращающими образование налета.
Renault объявил о старте предварительных заказов на электрическую версию R5 Turbo 3E, вдохновлённую моделями 1980-х годов. С 22 апреля клиенты могут оставить заявку через сайт бренда, после чего дилеры свяжутся с ними для оформления договора. Стартовая цена составит 135 000 фунтов стерлингов (≈ 172 800 долларов), однако итоговая стоимость может быть скорректирована к моменту начала продаж. Всего будет выпущено 1980 пронумерованных экземпляров, доступных в Европе, Великобритании, Японии, Австралии и на Ближнем Востоке.
Покупатели смогут выбрать индивидуальный дизайн, включая исторические цвета, такие как Rouge Grenade, или гоночные ливреи. Окончательная конфигурация будет утверждена в первой половине 2027 года, а первые поставки запланированы на тот же период. Дилеры и клиенты участвуют в предварительном финансировании разработки модели.
Источник: Renault
Renault R5 Turbo 3E построен на алюминиевой платформе с длиной 4,08 м, шириной 2,03 м и высотой 1,38 м. Машина оснащена двумя мотор-колёсами суммарной мощностью 540 л.с. и крутящим моментом 4800 Н·м, что обеспечивает разгон до 100 км/ч за 3,5 секунды. Вес модели — менее 1450 кг благодаря углепластиковому кузову. Электрическая батарея ёмкостью 70 кВт·ч обеспечивает запас хода свыше 400 км по циклу WLTP. Зарядка с 15% до 80% занимает 15 минут при использовании станции на 350 кВт.
Автомобиль разработан при участии подразделений Renault Group: платформа создана Alpine, программное обеспечение — Ampere, а сервисы зарядки предоставлены Mobilize. Производство будет налажено на заводе Jean Redele Alpine во Франции.
Презентации R5 Turbo 3E пройдут в фирменных магазинах RNLT и на фестивале скорости в Гудвуде с 10 по 13 июля 2025 года.
Citroen представил обновлённый C5 Aircross второго поколения, завершив модернизацию модельного ряда за два года. Новая модель, разработанная на основе концепта C5 Aircross Concept с Парижского автосалона 2024 года, построена на платформе STLA-Medium. Это позволило увеличить колёсную базу для большего пространства в салоне и предложить различные силовые установки, включая гибридные и полностью электрические версии.
Экстерьер автомобиля сохранил аэродинамические элементы, сочетая динамичные линии с элегантностью. В салоне применён так называемый «диванный дизайн» с горизонтальной панелью, напоминающей мебель, и материалами, имитирующими домашний текстиль. Ambient-подсветка впервые у Citroen предлагает восемь цветовых вариантов, акцентируя элементы интерьера. Сенсорная панель Cascade, профили для восьми водителей и беспроводная интеграция со смартфонами стали частью обновлённой мультимедийной системы.
Источник: Citroen Источник: Citroen
Технические особенности включают подвеску Advanced Comfort с гидравлическими амортизаторами и пакет Drive Assist 2.0, обеспечивающий автономное вождение уровня 2. Система VisioPark 360° объединяет камеры и датчики для обзора вокруг автомобиля, а функция полуавтоматического перестроения активируется на скоростях от 60 км/ч.
Источник: Citroen Источник: Citroen
Гибридная версия Hybrid 145 сочетает 1.2-литровый двигатель с электромотором, предлагая запас хода свыше 900 км. Подключаемый гибрид Plug-In Hybrid 195 с батареей 21 кВт·ч обеспечивает до 85 км на электротяге и общий запас хода 648 км. Электрическая модификация e-C5 Aircross доступна в двух вариантах: Standard Range (520 км) и Extended Range (679 км) по циклу WLTP. Зарядка от 20% до 80% занимает от 27 минут на станциях постоянного тока.
Производство модели начнётся на заводе в Ренне, а европейские продажи стартуют во второй половине года. С 2026 года для электромобиля станет доступна технология V2L, позволяющая использовать батарею как источник энергии для внешних устройств.
Renault Group объявила о разработке нового поколения электрических автомобилей, созданных в сотрудничестве с Flexis – совместным предприятием Renault Group, французского логистического оператора CMA и Volvo Group. Новая линейка, включающая модели Trafic, Goelette и Estafette, получит совершенно электрическую платформу, разработанную с акцентом на максимальную грузоподъёмность при компактных габаритах.
Ключевой особенностью архитектуры стал минимальный передний свес и заднее расположение силовой установки. Такая компоновка позволяет эффективно использовать внутреннее пространство фургонов, что важно для коммерческого транспорта. Разработка платформы ведётся с учётом потребностей доставки грузов непосредственно конечному потребителю.
Источник: Renault
Производство всех трёх моделей будет локализовано на заводе Renault Group в Сандувиле (Франция), где выпускается традиционный Trafic с двигателями внутреннего сгорания, который останется в модельном ряду. Кроме того, на территории завода будет расположен цех для производства специализированных кузовов для Qstomize – дочерней компании Renault, занимающейся кастомизацией и переоборудованием коммерческого транспорта.
Aston Martin представила DBX S – новую версию высокопроизводительного кроссовера, превосходящую по мощности модель DBX 707. Подтверждение разработки этой машины появилось в сообщениях ещё в прошлом месяце, и теперь британский производитель официально представил спортивный внедорожник DBX S, призванный предложить более захватывающий опыт вождения и улучшенные динамические характеристики.
Источник: Aston Martin Источник: Aston Martin
Внешне DBX S выделяется более агрессивным передним бампером, новой сотовой решёткой радиатора, зеркалами заднего вида из углеродного волокна и крышей, также выполненной из этого лёгкого и прочного материала. Оптимизация конструкции позволила снизить массу автомобиля до 2198 килограммов – на 45 килограммов меньше, чем у стандартного DBX.
Новый автомобиль оснащён 23-дюймовыми колесными дисками, изготовленными из магниевого сплава, и керамическими тормозами. Система выпуска также подверглась модернизации и теперь включает в себя вертикально расположенные двойные выхлопные трубы.
Источник: Aston Martin
Официальные цены на Aston Martin DBX S будут объявлены позднее. Первые поставки запланированы на осень.
Итальянский автопроизводитель Ferrari представил значительно улучшенные версии своей модели 296 – 296 Speciale и 296 Speciale A (открытая версия). Новые автомобили, позиционирующиеся как более лёгкие и мощные, ориентированы на энтузиастов, ценящих бескомпромиссные динамические характеристики, и оцениваются почти в полмиллиона долларов.
Внешне 296 Speciale отличается агрессивным аэродинамическим обвесом, разработанным для увеличения прижимной силы. В передней части заметны переработанный бампер с развитым сплиттером и воздухозаборник S-образного типа, позаимствованный у гиперкара SF90 XX. Капот оснащён вентиляционными прорезями, улучшающими охлаждение и отвод тепла от двигателя. Профиль автомобиля подчёркнут более выраженными боковыми юбками, а задняя часть претерпела значительные изменения, включая центральную выхлопную систему и аэродинамические «лезвия», интегрированные в спойлер. По заявлению Ferrari, аэродинамические улучшения обеспечивают увеличение прижимной силы на 20% по сравнению со стандартными моделями 296 GTB и GTS.
Источник: Ferrari
Сердцем 296 Speciale является 3,0-литровый твин-турбо V6, дополненный подключаемой гибридной системой. Инженеры Ferrari внесли значительные изменения в конструкцию двигателя, включая использование титановых шатунов, новых поршней и облегчённого коленчатого вала. В результате мощность двигателя возросла до 690 л.с. Улучшенный электродвигатель теперь выдаёт 177 л.с., что в сумме обеспечивает мощность в 867 л.с. – на 49 л.с. больше, чем у стандартного 296. Для переключения передач используется 8-ступенчатая роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями.
Источник: Ferrari
Подвеска 296 Speciale также подверглась серьёзной доработке. Она оснащена более жёсткими и лёгкими пружинами из титана, а также регулируемыми амортизаторами Multimatic, разработанными на основе опыта, полученного в гоночной серии 296 GT3. Автомобиль обут в высокопроизводительные шины Michelin Pilot Sport Cup2, обеспечивающие максимальное сцепление с дорогой.
Ferrari пока что не объявила точные сроки начала поставок 296 Speciale и 296 Speciale A, однако ожидается, что первые автомобили появятся у покупателей в конце 2025 – начале 2026 года.
Титан, спутник Сатурна, считается одной из следующих целей (после Луны и Марса) для исследования человеком в рамках программы NASA «От Луны к Марсу». Это место уникально: его поверхность покрыта жидким этаном и метаном, а солнечный свет там в сто раз слабее, чем на Земле.
Изображение сгенерировано Grok
Новое исследование, проведенное Уильямом О’Харой из Университета Северной Дакоты и некоммерческой организации Explore Titan, Inc., объединяет данные о Титане и результаты компьютерного моделирования, чтобы описать, как человек воспримет окружающую среду этого спутника. Работа помогает понять, какие костюмы для внекорабельной деятельности, жилые модули и меры безопасности понадобятся для будущих миссий.
Миссия «Кассини-Гюйгенс» предоставила ключевые данные о Титане. Зонд «Гюйгенс», совершивший посадку на спутник, собрал информацию о составе поверхности, температуре, ветрах и освещении. Фотографии показали местность, усыпанную галькой, освещенную слабым оранжевым светом. Поверхность Титана влажная из-за озер и рек с жидким метаном и этаном. Температура крайне низкая, около -180 градусов Цельсия, а плотность атмосферы в полтора раза выше земной. Ветры слабые, а гравитация составляет всего 14% от земной, что делает движения человека легкими, почти как в воде. Освещение слабое, так как солнечный свет сильно рассеивается густой атмосферой, а прямые лучи едва достигают поверхности.
Исследователи, такие как Ральф Лоренц, Афина Кустенис и другие, подробно описали условия на Титане: погоду, освещение и текстуру грунта. Однако до сих пор никто не изучал, как эти условия повлияют на человека, находящегося на поверхности.
Ученые собрали все доступные данные о Титане, включая результаты миссии «Кассини-Гюйгенс», и дополнили их компьютерным моделированием с помощью программ Celestia и Space Engine. Эти инструменты позволили воссоздать, как человек будет видеть, слышать и ощущать окружающую среду на Титане. Исследование учитывало температуру поверхности, плотность атмосферы, текстуру грунта, ветры, гравитацию и освещение. Особое внимание уделили освещению, так как оно сильно варьируется.
Титан вращается вокруг Сатурна, а вся система — вокруг Солнца, причем орбита Сатурна наклонена на 25 градусов к эклиптике. Это вызывает сезонные изменения света, похожие на земные. Кроме того, Титан, как Луна, всегда повернут к Сатурну одной стороной, поэтому одна его часть получает дополнительный отраженный свет от планеты, а другая — нет. Моделирование показало, как эти факторы влияют на видимость в разное время года и в разных точках Титана. Также учли сезонные погодные изменения, например дожди из метана, которые могут повлиять на условия на поверхности.
Человек на Титане будет ощущать себя в необычной среде. Зрение: пейзаж освещен тусклым оранжевым светом, похожим на закат, с тенями, которые едва заметны из-за рассеянного света. Слух: звуки приглушены, так как атмосфера плотная, а ветры слабые; возможен легкий шум от движения частиц метана. Осязание: скафандр защитит от холода, а низкая гравитация сделает шаги легкими, почти парящими. Запах: человек не сможет почувствовать запах метана из-за герметичного скафандра. Поверхность может быть скользкой из-за жидкостей, а галька под ногами напомнит по каменистый пляж.
Это первое исследование, которое подробно описывает, что почувствует человек на Титане. Результаты помогут разработать скафандры для ВКД, которые защитят от холода, обеспечат устойчивость и позволят работать в условиях низкой гравитации. Спроектировать жилые модули, устойчивые к влажности и экстремальным температурам. Определить опасности, такие как скользкие поверхности или плохая видимость из-за метановых осадков. Создать виртуальные симуляции и аналоговые тренировки на Земле для подготовки астронавтов.
Ученые планируют уточнить требования к оборудованию и выявить потенциальные риски. Они хотят обсудить с экспертами, как организовать миссии на Титан, и разработать концепции скафандров и модулей. Исследование станет основой для будущих работ по подготовке человека к исследованию дальних уголков Солнечной системы.