GeForce RTX 5060 потребляет весьма мало энергии по современным меркам, поэтому может обходиться компактными охладителями. MSI воспользовалась такой возможностью, чтобы создать карту формата ITX.
фото Videocardz
Правда, кулер тут не только компактный, но и весьма примитивный по своей конструкции. Тут имеется небольшой радиальный радиатор с медным сердечником, а вот тепловых трубок нет вообще. Вполне возможно, несмотря на скромное энергопотребление, СО будет достаточно шумной, чтобы удержать температуры в нужном пределе.
GeForce RTX 5060 — видеокарта среднего ценового сегмента от Nvidia, представленная в 2025 году как часть линейки RTX 50. Она доступна только в версии с 8 ГБ и стоит 300 долларов.
Процессоры Intel полноценного нового поколения Nova Lake, которые ожидаются в следующем году, по некоторым своим характеристикам будут как бы процессорами будущего.
фото Videocardz
Согласно свежим данным, они получат графическое ядро, опирающееся сразу на архитектуры Xe3 и Xe4. С первой ничего удивительно нет, так как Panther Lake, которые выйдут раньше, тоже получат iGPU этого же поколения (Celestial). Но вот чтобы в 2026 году какое-то решение получило что-то из поколения Druid, это выглядит неожиданно.
От архитектуры Xe4 у новых процессоров будет медиадвижок. Зачем Intel конструировать такого монстра Франкенштейна, неясно. Напомним, если планы Intel на рынок дискретных видеокарт не изменятся, что настольные ускорители Celestial мы увидим, вероятно, в 2027 году, а уж о линейке Druid раньше 2030 года вряд ли стоит и говорить.
Медиадвиждок у GPU отвечает в том числе за кодирование и декодирование, и с этим у карт Intel уже сейчас всё хорошо. Видимо, разработки на основе Xe4 выглядят для Intel очень выгодно, и компания хочет внедрить их в серийные решения как можно раньше.
Процессоры Intel Nova Lake — новое поколение CPU, анонсированное для выхода в 2026 году. Они станут преемниками линейки Arrow Lake и будут включать настольные (Nova Lake-S) и мобильные (Nova Lake-H/HX) версии. Особенностью станет гибридная архитектура с рекордным количеством ядер и переход на производство у TSMC.
Российские учёные из Химико-технологического кластера Росатома разработали углеволокно, которое отличается большой жёсткостью, не деформируется под нагрузкой и не меняет форму даже при экстремальных температурных колебаниях. Создатели материала считают, что он пригодится для строительства космических кораблей, самолётов и другой современной техники. Ранее подобные волокна закупались за рубежом.
Кроме того, у нового материала один из наиболее высоких показателей теплопроводности. Это позволит создать конструкции, которые смогут быстро отводить тепло от горячих деталей, поэтому разработка будет полезна при создании мощных энергетических установок, считают в Росатоме. Также углеволокно будет востребовано в спускаемых аппаратах, которые испытывают температурные перегрузки при входе в атмосферу Земли и других планет.
В настоящее время технология производства нового материала находится на стадии лабораторной отработки, отметили в Росатоме. На данный момент углеволокно востребовано в отечественной космической отрасли, а при создании лунных баз, ядерных буксиров и прочей техники, которая кажется сейчас фантастической, потребность в новом материале возрастет в разы, считают его создатели.
Польский инженер Пётр Остапович представил Atarino — возможно, самый маленький в мире воссозданный 8-битный компьютер Atari. Этот проект, начатый более десяти лет назад и впервые публично продемонстрированный в декабре 2023 года, представляет собой большое достижение в области миниатюризации. Вся система — процессор, графические и звуковые чипы, контроллеры памяти — умещается на модуле размером всего 2×1,5 сантиметра, что примерно соответствует размеру почтовой марки.
Atarino не является простой эмуляцией. В отличие от программных эмуляторов, которые имитируют работу старого оборудования, Atarino воссоздаёт оригинальные компоненты на логическом уровне, используя современную технологию FPGA (программируемые логические интегральные схемы). Это позволяет запускать винтажное программное обеспечение и работать с оригинальными периферийными устройствами. В основе Atarino лежит архитектура классических компьютеров Atari XL/XE. На одном чипе Lattice UP5K FPGA размещены процессор 6502C, графические чипы Antic и Gtia, звуковой чип Pokey и контроллеры памяти.
Atari 800. Источник: Atari
«Текущий проект — это не строго клон Atari, а, по сути, электроника, совместимая с 8-битным компьютером Atari, но созданная на основе моей собственной архитектуры», — пояснил Остапович в январском интервью на YouTube-канале Atari Online PL. Несмотря на свои крошечные размеры, система может работать на тактовой частоте до 31 МГц, что значительно выше 1,79 МГц оригинального оборудования. Это достижение стало возможным благодаря использованию современных технологий FPGA и оптимизации архитектуры.
Atarino. Источник: Пётр Остапович
Остапович не только уменьшил размеры, но и улучшил производительность. Например, ядро процессора 6502 соответствует спецификациям оригинального чипа, но дополнено новыми инструкциями. Система памяти использует независимые каналы вместо метода «кражи циклов» (cycle stealing) оригинальной системы, где графический чип временно приостанавливал работу процессора для доступа к памяти. Это существенно повысило производительность. Благодаря этим усовершенствованиям Atarino не только совместим с классическим программным обеспечением Atari, но и превосходит его по скорости работы.
Видеокартa Radeon RX 9070 пока что зачастую продаётся по цене выше рекомендованной, но потихоньку дешевеет. И на днях впервые на рынке было зафиксировано предложение с ценой ниже рекомендованной.
Radeon RX 9060 XT 16GB, но ситуация с её реальными ценами пока остаётся неясной.
Компания Alibaba Group представила QwenLong-L1 – новую архитектуру, позволяющую большим языковым моделям (LLM) эффективно обрабатывать чрезвычайно длинные входные данные. Эта разработка открывает новые возможности для корпоративных приложений, требующих анализа обширных документов, таких как подробные корпоративные отчёты, многостраничные финансовые ведомости или сложные юридические контракты.
До недавнего времени способность больших моделей с рассуждениями (LRM) к работе с длинными текстами оставалась серьёзной проблемой. Хотя прогресс в области обучения с подкреплением (RL) значительно улучшил их навыки решения задач, эффективность таких моделей значительно снижалась при обработке текстов, превышающих 4000 токенов. Разработчики QwenLong-L1 в своей статье отмечают, что это ограничение препятствует практическому применению LRM в областях, требующих взаимодействия с обширными базами знаний, например, в научных исследованиях.
Иллюстрация: VentureBeat / Ideogram
Ключевое отличие QwenLong-L1 – многоэтапный подход к обучению. Процесс включает три основных стадии. Сначала модель проходит этап контролируемой тонкой настройки (SFT) на примерах рассуждения с длинными контекстами, что закладывает основу для точного извлечения информации из больших объёмов данных. Далее следует поэтапное обучение с подкреплением (RL), где длина входных документов постепенно увеличивается, что обеспечивает стабильную адаптацию модели к более сложным задачам. Наконец, на заключительном этапе используется выборка сложных примеров из предыдущих этапов, что стимулирует модель к освоению самых трудных задач и исследованию различных путей рассуждения.
Важной особенностью QwenLong-L1 является гибридная система вознаграждения. Она сочетает в себе строгую проверку на основе правил, гарантирующую точность, и оценку, производимую другой LLM, которая сравнивает смысловое содержание сгенерированного ответа с эталонным. Это позволяет более гибко обрабатывать различные варианты правильных ответов, характерные для длинных и сложных документов.
Тестирование QwenLong-L1 на семи эталонных наборах данных для задач вопрос-ответ на основе документов (DocQA) показало впечатляющие результаты. Модель QwenLong-L1-32B продемонстрировала производительность, сопоставимую с Anthropic’s Claude-3.7 Sonnet Thinking, и превзошла модели OpenAI o3-mini и Qwen3-235B-A22B. Более компактная модель QwenLong-L1-14B превзошла Google Gemini 2.0 Flash Thinking и Qwen3-32B.
Примечательно, что обучение с помощью QwenLong-L1 привело к появлению у модели специализированных навыков рассуждения в длинном контексте: лучшее «заземление» ответов (связывание ответов с конкретными частями документа), постановка промежуточных целей, отслеживание ошибок и их исправление, а также верификация ответов. Alibaba выпустила код QwenLong-L1 и веса для обученных моделей, что открывает широкие возможности для её применения в различных областях, включая юридическую сферу, финансы и сферу обслуживания.
На этой невероятной частоте удалось даже запустить ряд тестов вроде Furmark и 3DMark, но в целом производительность проверяли на заметно более низкой частоте в 3900 МГц.
Прирост относительно референсных частот составил около 60-80% в зависимости от теста или игры, а в Novabench приблизился к 100%.
Автор отмечает, что после преодоления порога в 4 ГГц производительность вообще перестаёт расти. Видимо, сказываются какие-то особенности архитектуры GPU.
Сегодня различные тематические ресурсы опубликовали обзоры видеокарты Radeon RX 9060 XT 16GB. Напомним, это видеокарта стоимостью 350 долларов, которая должна выступать конкурентом для RTX 5060 Ti 16GB с ценой 430 долларов.
фото TechPowerUp
Также можно отметить, что в некоторых более ресурсоёмких играх вроде Alan Wake 2, Assassin's Creed Shadows и Monster Hunter Wilds, новинка AMD оказывается несколько быстрее карты Nvidia.
А ещё RX 9060 XT неплохо разгоняется. Повышение частоты позволяет нарастить производительность примерно на 10%.
По итогу, если RX 9060 XT 16GB появится на прилавках по рекомендованной цене, это будет лучшее предложение в данном ценовом сегменте. Пока неясно, будет ли именно так, но стоит сказать, что проблем с RTX 5060 Ti в этом вопросе точно нет.
30 мая завершилось планирование научных операций марсохода Curiosity на солы 4556-4558. Основной задачей на этот период стало исследование так называемых «структур в виде ящиков» — поверхности, представляющей собой чередование неглубоких, иногда заполненных песком впадин и возвышенных гребней.
Марсоход Curiosity создал это изображение с помощью своей правой навигационной камеры 2 июня 2025 года — в 4558-й марсианский день миссии. Источник: NASA / JPL-Caltech
Главной целью миссии стало определение пригодности скальных пород в углублениях для бурения. Для этого был запланирован комплекс дистанционных наблюдений. Лазерный спектрометр ChemCam проанализировал химический состав двух скальных образований – «Каньон Ла-Туна» и «Каньон Купер», – которые были предварительно задокументированы камерой Mastcam. Этот тандем также использовался для получения изображения интересного тёмного хребта под названием «Каньон Энсинал». Mastcam создала стереомозаики предполагаемых мест для бурения, расположенных рядом с марсоходом, а также мозаику «Заповедник Голубое Небо», которая запечатлела структуру «ящиков» перед марсоходом. В план также были включены наблюдения за облаками, ветром и атмосферой, проводимые специалистами по окружающей среде.
В последние несколько недель Curiosity совершал достаточно протяжённые поездки (более 20 метров), однако на этих выходных запланировано перемещение длиной всего около 7 метров, чтобы оптимально расположиться перед потенциальным местом бурения. Это позволит сконцентрировать усилия на детальном изучении выбранного участка.
Полученные данные позволят оценить перспективность бурения и планировать дальнейшие шаги в исследовании Марса. Успешное завершение этой фазы миссии приблизит учёных к пониманию геологической истории Красной планеты и возможности существования на ней жизни в прошлом.
Мир автомобильной электроники пополнился значимым событием: образовалась ассоциация OpenGMSL, призванная изменить будущее внутриавтомобильной связи. Инициатива, поддержанная компанией Analog Devices, объединила автопроизводителей, поставщиков комплектующих, производителей полупроводников и других партнёров отрасли. Объединение стало ответом на растущий потребительский спрос на системы помощи водителю (ADAS), информационно-развлекательные системы и функции автономного вождения.
Современные автомобили требуют высококачественной видеопередачи для систем ADAS, обеспечивающих безопасность в режиме реального времени, а также высокоскоростного соединения для обеспечения комфорта и погружения в современные информационно-развлекательные системы. Эти требования приводят к росту затрат на разработку, усложнению интеграции компонентов и, как следствие, замедляют темпы инноваций в области безопасности.
Иллюстрация: OpenGMSL
Ассоциация OpenGMSL предлагает решение этой проблемы путём стандартизации передачи видео и высокоскоростных данных. В основе стандарта лежит проверенная временем технология Gigabit Multimedia Serial Link (GMSL) от Analog Devices. По словам Пола Фернандо, президента ассоциации OpenGMSL, «более миллиарда микросхем GMSL уже поставлено, технология внедрена более чем 25 мировыми автопроизводителями и 50 поставщиками первого уровня. GMSL — одна из самых зрелых и проверенных на практике технологий высокоскоростной видеосвязи в автомобильной промышленности». Фернандо подчеркнул, что OpenGMSL использует прочную основу для ускорения инноваций в области автономного вождения, ADAS и информационно-развлекательных систем следующего поколения, превращая экосистему в открытое и сотрудничающее сообщество.
OpenGMSL — некоммерческая организация с независимым советом директоров, которая поощряет глобальное участие. Продукты, разработанные в соответствии со стандартом, пройдут обязательное тестирование на соответствие, гарантируя бесшовную совместимость между устройствами разных производителей.
Поддержку инициативе также выразили такие компании, как Granite River Labs, Global Foundries, Hyundai Mobis, Indie Semiconductor, Keysight Technologies, Rohde & Schwarz и Teledyne LeCroy. Создание открытого стандарта OpenGMSL обещает стать важным шагом к эффективному и безопасному будущему автомобильной индустрии.