Международная команда исследователей из Института науки и технологий DGIST разработала самозаряжающийся сенсор, способный генерировать электричество и свет одновременно, используя только движение и давление. Устройство работает без аккумуляторов и может найти применение в спасательных операциях, спорте и носимых гаджетах.
Учёные объединили технологии трибоэлектрических наногенераторов (TENG) и механолюминесценции (ML) в единую эффективную систему. Они добавили светоизлучающие частицы сульфида цинка с медью в силиконоподобный материал (полидиметилсилоксан) и создали однополюсную структуру на основе серебряных нанопроводов для достижения максимальной эффективности.
Иллюстрация: нейросеть DALL-E
Разработанное устройство демонстрирует стабильную работу даже после более 5000 циклов нажатий, генерируя напряжение до 60 вольт и ток 395 наноампер. Важным преимуществом технологии является её надёжная работа под водой и в темноте, что делает её особенно ценной для спасательных операций и глубоководных работ.
Технология может быть использована в различных областях: от шлемов, определяющих силу удара и мгновенно подающих сигнал, до защитных устройств для запястий, отслеживающих движение, и приборов подачи сигналов SOS, работающих даже под водой. Экологичность устройства обеспечивается отсутствием необходимости в батареях.
Международное исследование, опубликованное в журнале Nature Energy, показало, как можно значительно сократить выбросы парниковых газов в строительстве и на транспорте — двух секторах, на которые приходится 58% мирового потребления энергии и 26% глобальных выбросов.
Учёные из Фонда Евро-Средиземноморского центра по изменению климата (CMCC) и других организаций доказали, что существенное сокращение выбросов достижимо уже с помощью существующих технологий. Исследование предлагает чёткий и практический план действий для политиков и лидеров промышленности в соответствии с глобальной целью ограничения потепления до 1,5°C.
Фото: Unsplash / CC0 Public Domain
Только электрификация (например, переход на электромобили и тепловые насосы) может сократить прямые выбросы на 45-77% в зданиях и на 22-86% на транспорте к 2050 году. При комбинировании электрификации с повышением энергоэффективности и изменением поведенческих привычек можно добиться ещё более впечатляющих результатов: сокращение на 51-85% для зданий и на 37-91% для транспорта к 2050 году.
«Эти результаты показывают, что переход к чистой энергии в строительстве и на транспорте может быть более управляемым, чем считалось ранее», — поясняет Йоханнес Эммерлинг, старший научный сотрудник CMCC.
Исследование, в котором использовались семь глобальных моделей комплексной оценки, включая модель WITCH, разработанную в CMCC, демонстрирует, что многосторонний подход позволит снизить общий спрос на электроэнергию на 8-33% в год. Это делает переход более экономически эффективным и снижает нагрузку на электросети.
«Наше исследование подчёркивает часто упускаемую из виду сторону декарбонизации. Сравнивая результаты нескольких моделей, мы предоставляем убедительные доказательства того, что электрификация, эффективность и поведенческие изменения являются практичными и эффективными решениями для смягчения последствий изменения климата», — говорит Алиса Ди Белла, аспирант и исследователь CMCC.
Исследование предоставляет важные выводы для политиков, подчёркивая, что опора исключительно на электрификацию может создать ненужную нагрузку на электрические системы. Вместо этого сбалансированное сочетание повышения эффективности, поведенческих изменений и электрификации предлагает наиболее эффективный и экономически жизнеспособный путь к декарбонизации.
Группа исследователей представила результаты изучения ячеистого бетона как экологичной альтернативы традиционным строительным материалам для возведения сейсмостойких зданий. Результаты исследования демонстрируют значительные преимущества этого материала как с экологической, так и с инженерной точки зрения.
Учёные провели анализ экологического воздействия при строительстве семиэтажного жилого здания в Кито (Эквадор), используя ячеистый бетон. Особенность этого материала заключается в том, что при его производстве применяется специальный пенообразующий агент, создающий воздушные карманы внутри бетонной матрицы. Такая технология позволяет снизить плотность материала при сохранении необходимой структурной целостности.
Фото: Pixabay / CC0 Public Domain
Исследование показало, что производство ячеистого бетона требует значительно меньшего количества цемента на единицу объёма по сравнению с традиционным бетоном. Более того, процесс его изготовления характеризуется заметным снижением энергопотребления и выбросов углекислого газа, что делает его перспективной альтернативой с низким углеродным следом.
Помимо экологических преимуществ, использование ячеистого бетона позволяет существенно снизить общий вес здания. Это особенно важно для регионов с высокой сейсмической активностью, поскольку масса здания играет критическую роль в распределении сил, действующих на конструкцию во время землетрясений.
Авторы исследования отмечают, что, несмотря на многообещающие результаты для развивающихся городов, необходимы дальнейшие исследования для разработки устойчивых строительных практик, которые не будут компрометировать безопасность в сейсмоопасных зонах.
Исследователи из Техасского университета в Остине раскрыли причину быстрой деградации аккумуляторов в беспроводных наушниках. Международная команда учёных под руководством профессора Ицзинь Лю применила комплекс передовых методов визуализации, включая рентгеновское и инфракрасное излучение, чтобы понять, почему срок службы батарей в этих компактных устройствах со временем сокращается.
Исследование началось с личного опыта профессора Лю, который заметил, что в его наушниках, после двух лет использования только правого наушника, левый демонстрировал значительно более длительное время работы от батареи. Это наблюдение побудило команду провести детальное исследование проблемы.
Фото: The University of Texas at Austin, Cockrell School of Engineering
В ходе работы выяснилось, что основной причиной деградации является взаимодействие батареи с другими компонентами наушников — Bluetooth-антенной, микрофонами и электронными схемами. Эти элементы создают сложную микросреду, которая приводит к появлению температурного градиента между верхней и нижней частями аккумулятора, что существенно влияет на его работоспособность.
Дополнительным фактором оказалось влияние реальных условий эксплуатации: перепады температур, различное качество воздуха и другие внешние факторы. Несмотря на то, что современные аккумуляторы проектируются с учётом работы в сложных условиях, частые изменения окружающей среды создают особые проблемы для их стабильной работы.
Для проведения экспериментов исследователи использовали технологии визуализации в лабораториях Техасского университета и компании Sigray Inc., а также привлекли ресурсы крупных научных центров: SLAC, Брукхейвенской национальной лаборатории, Аргоннской национальной лаборатории и Европейского центра синхротронного излучения во Франции.
Как отметил главный автор исследования Гуаннан Цянь, на производительность батарей существенно влияют индивидуальные особенности использования устройств: различные температурные режимы, привычки зарядки и стиль эксплуатации. Команда планирует продолжить исследования, распространив их на батареи большего размера, используемые в смартфонах, ноутбуках и электромобилях.
Компания ATLAS Space Operations заключила стратегическое партнёрство с HawkEye 360, ведущим мировым поставщиком данных и аналитики на основе радиочастотного (РЧ) мониторинга из космоса. Это сотрудничество существенно расширит возможности HawkEye 360 по мониторингу радиочастот, включая в существующую сеть наземных станций компании объекты ATLAS в Мингенью (Австралия) и Аваруа (Новая Зеландия).
Лорин Метцгер, вице-президент по космическим операциям HawkEye 360, отметил: «Интеграция наземных станций ATLAS в Мингенью и Аваруа не только оптимизирует нашу сеть для снижения задержек, но и добавляет мощности и резервирования нашим операциям в ключевых регионах». Хотя ATLAS предлагает покрытие на всех широтах через свою Глобальную Федеративную Сеть, насчитывающую более пятидесяти антенн на тридцати четырёх наземных объектах, многих операторов созвездий спутников особенно привлекает низкая задержка для орбит средних широт.
Фото: ATLAS Space Operations
Выбор этих локаций обусловлен их оперативной готовностью и стратегическим расположением, что обеспечивает эффективную связь со спутниковыми кластерами HawkEye 360 на средних широтах. Это часть более широкой инициативы компании по снижению задержки данных и расширению сети наземных станций по всему миру. Такое расширение является ключевым шагом в увеличении частоты взаимодействий со спутниками, что крайне важно для предоставления своевременных и надёжных данных клиентам HawkEye 360.
Партнёрство также позволяет HawkEye 360 использовать X-диапазонные модемы ATLAS со скоростью передачи данных в гигабит в секунду. Спутники Cluster 11, последние дополнения к созвездию HawkEye из тридцати трёх космических аппаратов, оснащены передатчиками, способными к высокоскоростной передаче данных, что учетверяет скорость доставки полезной информации конечным пользователям.
Завершив единый процесс интеграции со станциями ATLAS в Мингенью и Аваруа, HawkEye 360 теперь интегрирована во всю Федеративную Глобальную Наземную Сеть ATLAS благодаря запатентованному программному обеспечению Freedom. Это означает, что по мере роста спроса на данные и аналитику HawkEye 360 и эволюции их потребностей в наземном сегменте, сеть ATLAS готова расти вместе с ними.
Это партнёрство знаменует собой важный шаг вперёд в области космического мониторинга и анализа данных, открывая новые возможности для более эффективного использования космических технологий в различных сферах, от экологического мониторинга до обеспечения национальной безопасности.
Процедуру сертификации иностранной автотехники для российского рынка следует ужесточить, заявил глава Минпромторга Антон Алиханов. Он рассказал и о трех автомобилях китайских марок, которые «просто нельзя допускать на дороги».
Китайские автопроизводители, в целом, достаточно активно проникают на наш рынок, завоевывая всё большую долю. Для восстановления баланса министерством проводится последовательная индексация утильсбора. Но этого недостаточно. Нужна более жесткая работа по сертификации и особенно - по проверке соответствия машин из серийных партий.
Антон Алиханов
Фото Cnangan
В Минпромторге уже проводили анализ по грузовикам и «выявили серьезные нарушения по автомобилям трех китайских марок, которые просто нельзя допускать на дороги».
По таким кейсам будем предпринимать меры, вплоть до отзыва сертификата, и работать с Генпрокуратурой. Это крайне необходимо, учитывая, что спрос на грузовики может просесть на четверть.
«Москвич Святогор» выпускали несколько лет на стыке веков. Дело было давно, но до сих пор в продаже встречаются совершенно новые машины: либо без пробега, либо с минимальным. Один из таких выставили на продажу в «Москве».
Скриншот сайта Avito
Внешне и под капотом автомобиль действительно выглядит как новый, но вот сесть и сразу поехать не получится по той простой причине, что нет передних сидений. И обшивки как минимум передних дверей тоже нет. Почему — неизвестно. Просят за слегка некомплектный новый «Святогор» 700 тыс. рублей.
У столичных дилеров в продаже появились обновленные седаны Hyundai Elantra 2024 года выпуска. Автомобиль стоит 3,19 млн рублей — и эта цена в два раза выше цены официального седана Elantra в 2022 году.
Фото: Hyundai
Рестайлинговая машина получила новую решетку радиатора, увеличенные воздухозаборники и новый задний бампер, а также новые колесные диски. В салоне — новые цвета и их комбинации, разъемы USB-C, встроенный видеорегистратор с управлением со смартфона.
В топовой комплектации Lux есть адаптивный круиз-контроль, парковочные датчики, климат-контроль, беспроводная зарядка для смартфона, система контроля слепых зон, подогрев передних сидений, а также медиасистема с большим экраном и поддержкой Apple CarPlay и Android Auto.
Hyundai Elantra оснащается различными моторами, но в Россию в основном поставляются машины с атмосферными и трубированными моторами объемом 1,6 и 2,0 литра мощностью от 123 до 280 л.с. Коробки передач разные: в базовых версиях механическая, с 1,6-литровым атмосферным мотором сочетается и вариатор, и 6-ступенчатый «автомат». А у более мощных турбированных версий — 7- или 8-ступенчатый «робот».
Флоридский стартап Mission Space готовится к запуску своего первого датчика космической погоды Zohar-1 на борту миссии SpaceX Transporter-13. Запуск запланирован на 1 марта 2025 года. Этот запуск станет важным этапом в плане компании по созданию созвездия из 24 спутников для мониторинга космической погоды.
Датчик Zohar-1, размещённый и управляемый компанией DPhi Space, будет отслеживать солнечную активность, уровни радиации и магнитосферные возмущения. Эти данные крайне важны для различных отраслей промышленности и правительственных организаций, которые зависят от точных прогнозов космической погоды.
Изображение: Mission Space
Алексей Поспехов, генеральный директор и основатель Mission Space, поделился планами компании: «Наши спутники будут распределены по двум орбитальным плоскостям, обеспечивая постоянное присутствие одного из них в области полярного каспа [особая область в магнитосфере Земли, расположенная в околополуденной части и имеющая форму воронки, расширяющейся от Земли до магнитопаузы] каждый час». Это позволит получать непрерывные данные из важных регионов, где магнитное поле Земли наиболее уязвимо.
Mission Space недавно получила первое финансирование в размере $1,5 миллиона из планируемого раунда на $5 миллионов. Это дополняет $1,1 миллиона, привлечённых в предпосевном раунде в 2021 году. Финансирование будет использовано для ускорения разработки и развёртывания созвездия Zohar.
Поспехов подчёркивает важность быстрого развёртывания: «Прогнозирование космической погоды – это игра монополии данных: кто первым запустит созвездие и построит инфраструктуру, тот и победит». Он также отметил впечатляющий потенциал проекта: «Даже с половиной созвездия за два года мы сгенерируем в тысячу раз больше данных о космической погоде, чем человечество создало за последние 60 лет».
Первоначальные датчики Zohar включают в себя спектрометры и детекторы черенковских частиц. В будущем Mission Space планирует добавить мониторы поверхностного заряда, рентгеновские и гамма-спектрометры, а также плазменные зонды. Это позволит получать ещё более детальную картину космической погоды.
Компания видит большие возможности не только в предоставлении услуг, но и в продаже данных. «Клиенты испытывают трудности с интерпретацией существующих данных и нуждаются в практических выводах для понимания потенциального влияния на их деятельность», – пояснил Поспехов.
Mission Space разрабатывает модель среднесрочного прогнозирования, которая будет использовать как общедоступные, так и частные источники данных для увеличения времени предупреждения о солнечных вспышках и других событиях. Кроме того, созвездие Zohar будет служить инструментом краткосрочного прогнозирования, способным обнаруживать солнечные вспышки в момент их возникновения и предсказывать влияние на различные службы и операции.
Правительство Австралии объявило о запрете использования китайского приложения искусственного интеллекта DeepSeek на всех государственных устройствах и в системах. Это решение было принято по рекомендации служб безопасности страны из-за опасений по поводу конфиденциальности данных и рисков вредоносного ПО.
DeepSeek, разработанный стартапом из Ханчжоу, произвёл фурор на рынке искусственного интеллекта в январе, продемонстрировав возможности, сопоставимые с ведущими американскими аналогами, но при значительно меньших затратах на разработку. Это вызвало шок в Кремниевой долине и привело к падению рыночной стоимости технологических компаний на триллион долларов.
Иллюстрация: AFP
Министр внутренних дел Австралии Тони Бёрк заявил, что все продукты, приложения и сервисы DeepSeek будут немедленно удалены с правительственных систем по соображениям национальной безопасности. «Искусственный интеллект – это технология, полная потенциала и возможностей, но правительство не будет колебаться, когда наши агентства выявляют риск для национальной безопасности», – подчеркнул он.
Секретарь Департамента внутренних дел Стефани Фостер издала указ, требующий от всех государственных учреждений предотвратить доступ, использование или установку продуктов DeepSeek на австралийских правительственных системах и мобильных устройствах. Она также распорядилась удалить все существующие экземпляры приложения.
Эксперт по кибербезопасности Дана Маккей пояснила риски, связанные с DeepSeek: «Все китайские компании обязаны хранить свои данные в Китае, и все эти данные подлежат проверке китайским правительством. Кроме того, DeepSeek явно указывает в своей политике конфиденциальности, что собирает данные о нажатиях клавиш и моделях ввода. По этим данным можно идентифицировать человека».
Австралия не первая страна, принявшая меры против DeepSeek. Италия уже запретила приложение на национальном уровне, а власти Бельгии, Франции и Ирландии начали расследования в отношении обращения DeepSeek с персональными данными. В США некоторые федеральные агентства, включая ВМС, заблокировали доступ к приложению, а штат Техас стал первым, запретившим его на правительственных устройствах.
Запрет DeepSeek в Австралии вписывается в более широкий контекст напряжённости в отношениях между Канберрой и Пекином в технологической сфере. В 2018 году Австралия запретила китайскому телекоммуникационному гиганту Huawei участвовать в развёртывании национальной сети 5G, а в 2023 году TikTok был запрещён на правительственных устройствах.
Хотя запрет касается только правительственных устройств, министр по вопросам занятости и трудовых отношений Мюррей Уотт призвал граждан Австралии внимательно изучить политику конфиденциальности DeepSeek и самостоятельно оценить риски использования приложения на личных устройствах.