Из прайс-листа исключили Lada Granta с 4-ступенчатым «автоматом» Jatco: производство таких машин завершилось полгода назад, все машины, судя по всему, распроданы дилерами. Зато появились новые комплектации: #Club Enjoy (вместо #Club'24) и две версии Quest — Quest и Quest Enjoy. В оснащении машин в новых исполнениях — климатическая установка с автоматическим режимом, охранный комплекс с сигнализацией, противотуманные фары, круиз-контроль с ограничителем скорости. В топовых версиях — две подушки безопасности.
Цены выглядят так:
Седан #Club Enjoy: 1,269 млн рублей (+115 тыс. рублей к старой цене);
Лифтбэк #Club Enjoy: 1,303 млн рублей (+119 тыс. рублей);
Кросс-универсал #Quest Enjoy (16-клапанный мотор, медиасистема): 1,35 млн рублей (+118 тыс. рублей);
Кросс-универсал Quest (8-клапанный мотор, без медиасистемы): 1,27 млн рублей (+68 тыс. рублей).
«Автостат» привел интересные данные по российскому рынку мотоциклов. Хотя бал правят китайцы и отечественные бренды (мотоциклы которых собраны из китайских комплектующих), россияне не отказались от двухколесной техники именитых брендов: в категории от 600 см3 главенствует BMW.
Фото: Автостат
В целом российский моторынок в первом квартале текущего года вырос относительно первого квартала 2024 года на 48% — это солидная прибавка особенно в сравнении с авторынком, который ушел в минус примерно на те же 40%.
Китайские ученые получили ценные образцы для исследования влияния микрогравитации на эмбрионы человека и животных. 30 апреля тайконавты миссии «Шэньчжоу-19» вернулись на Землю после полугодового пребывания на орбитальной станции «Тяньгун», доставив 37,25 кг биологических образцов. Среди них – эмбрионы человека и животных на ранней стадии развития, которые находились в условиях микрогравитации на протяжении всей миссии. Кроме того, на Землю доставлены стволовые и костные клетки человека, образцы белка и плодовые мушки, также подвергавшиеся воздействию космической среды.
Фото: China Global Television Network (CGTN)
Анализ образцов позволит ученым получить данные о влиянии длительного пребывания в космосе на живые организмы. Исследования помогут лучше понять, как микрогравитация воздействует на развитие эмбрионов и других биологических материалов, что крайне важно для планирования длительных космических миссий и обеспечения здоровья космонавтов. Полученные результаты могут пролить свет на фундаментальные биологические процессы и способствовать разработке новых методов защиты человека от негативных последствий космических путешествий.
Миссия «Шэньчжоу-19» стартовала 30 октября 2024 года с космодрома Цзюцюань. Три тайконавта, включая одну женщину, провели на орбите шесть месяцев, выполняя научные эксперименты. Китайская космическая станция «Тяньгун», расположенная на высоте около 400 км, предназначена для проведения долгосрочных исследований и международного сотрудничества в области космической науки. Станция имеет Т-образную форму и рассчитана на экипаж из трех человек, с возможностью временного расширения до шести.
Межпланетный зонд Psyche, запущенный NASA для изучения металлического астероида Психея, столкнулся с серьезной проблемой в двигательной системе. Находясь на расстоянии почти 238 миллионов километров от Земли, зонд испытал «снижение давления топлива» в своей инновационной силовой установке, основанной на эффекте Холла. Это первый случай использования такого типа двигателя на межпланетных аппаратах, что сделало ситуацию особенно сложной. Центр управления полетом принял решение отключить двигатели Psyche до выяснения причин неполадки и разработки плана ее устранения.
Фото: NASA/JPL-Caltech/ASU
В NASA пока не бьют тревогу, утверждая, что двигатели могут оставаться выключенными как минимум до середины июня без риска срыва миссии. Это время будет использовано для диагностики проблемы и поиска решения. Если в течение этого периода неполадку устранить не удастся, возникнут серьезные опасения относительно способности зонда достичь астероида Психея. Специалисты внимательно следят за ситуацией и работают над возможными вариантами действий.
Астероид Психея представляет огромный научный интерес, поскольку считается ядром протопланеты. Его изучение может дать ценную информацию о формировании планет и ранней истории Солнечной системы. Зонд Psyche оснащен инструментами для изучения состава, магнитного поля и гравитации астероида.
Советский космический зонд «Космос-482», запущенный к Венере более полувека назад, в период с 10 по 14 мая упадет на Землю. Предполагается, что местом падения станут южные районы России, однако точные координаты и время пока не определены из-за влияния солнечной активности на траекторию зонда.
Изображение сгенерировано Grok
Падение «Космоса-482» представляет большой научный интерес. Ученые считают, что модуль, разработанный для экстремальных условий Венеры (температура +462 градуса Цельсия и высокое давление), может пережить вход в земную атмосферу. Если это произойдет, исследователи получат уникальную возможность изучить, как материалы аппарата, включая титан, выдержали десятилетия воздействия космической радиации, галактического излучения и микрометеоритов. Это позволит улучшить технологии создания космических аппаратов для будущих миссий.
Зонд «Космос-482» изначально назывался «Венера-8» и был дублером одноименной станции, успешно выполнившей миссию по исследованию Венеры. В то время как «Венера-8» передала ценные данные об атмосфере и поверхности планеты, «Космос-482», из-за сбоя в работе разгонного блока, не смог покинуть околоземную орбиту и со временем распался на части. Два фрагмента уже упали в Новой Зеландии, а основной спускаемый модуль массой 480 кг продолжает медленно снижаться.
Советский космический зонд «Космос-482», запущенный к Венере более полувека назад, в период с 10 по 14 мая упадет на Землю. Предполагается, что местом падения станут южные районы России, однако точные координаты и время пока не определены из-за влияния солнечной активности на траекторию зонда.
Изображение сгенерировано Grok
Падение «Космоса-482» представляет большой научный интерес. Ученые считают, что модуль, разработанный для экстремальных условий Венеры (температура +462 градуса Цельсия и высокое давление), может пережить вход в земную атмосферу. Если это произойдет, исследователи получат уникальную возможность изучить, как материалы аппарата, включая титан, выдержали десятилетия воздействия космической радиации, галактического излучения и микрометеоритов. Это позволит улучшить технологии создания космических аппаратов для будущих миссий.
Зонд «Космос-482» изначально назывался «Венера-8» и был дублером одноименной станции, успешно выполнившей миссию по исследованию Венеры. В то время как «Венера-8» передала ценные данные об атмосфере и поверхности планеты, «Космос-482», из-за сбоя в работе разгонного блока, не смог покинуть околоземную орбиту и со временем распался на части. Два фрагмента уже упали в Новой Зеландии, а основной спускаемый модуль массой 480 кг продолжает медленно снижаться.
Компании Toyota и Waymo объявили о начале сотрудничества, направленного на ускорение разработки и внедрения технологий беспилотного транспорта. К проекту присоединится Woven by Toyota — подразделение японского автогиганта, специализирующееся на программном обеспечении для мобильности. Партнёрство, как заявили стороны, основано на общей цели: повысить безопасность дорожного движения и расширить доступность транспорта.
«Миссия Waymo — стать самым надёжным водителем в мире. Для этого нужны глобальные партнёры, такие как Toyota, которые разделяют наши ценности», — отметила Текедра Мавакана, со-гендиректор Waymo. Компания планирует интегрировать свои технологии не только в сервис роботакси, но и в личные автомобили. Сейчас Waymo обслуживает более 250 тыс. поездок в неделю в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Финиксе и Остине. По заявлению компании, её беспилотники попадают в аварии с травмами на 81% реже, чем машины с людьми за рулём.
Фото: Waymo
Одним из ключевых направлений станет создание новой платформы для автономных автомобилей следующего поколения. Waymo, уже использующая Jaguar и Lexus в своём парке, намерена расширить тестирование роботакси в Атланте, Токио и Вашингтоне. Недавно компания получила премию RBR50 Robot of the Year за прорывные достижения в робототехнике.
Toyota, в свою очередь, подчеркнула важность интеграции своих наработок в области безопасности. Речь идёт о системе Toyota Safety Sense (TSS) — комплексе технологий, включающем автоматическое торможение и контроль полосы. «Наш трёхсторонний подход объединяет людей, автомобили и дорожную инфраструктуру, чтобы приблизиться к обществу с нулевой аварийностью», — заявил Хироки Накадзима, член совета директоров Toyota.
Партнёрство также затронет развитие продвинутых систем помощи водителю (ADAS). Компании намерены комбинировать опыт Toyota в массовом производстве и инновации Waymo в области искусственного интеллекта.
Сотрудничество может ускорить появление доступных автономных решений для частных владельцев, что станет новым этапом для отрасли. Сейчас Waymo фокусируется на роботакси, но уже тестирует технологии для личного транспорта. Объединение ресурсов двух компаний способно сократить сроки вывода продуктов на рынок и повысить их надёжность.
Исследователи из Университета Цукубы представили необычный метод преобразования цикад в «биоакустические устройства», способные воспроизводить сложные музыкальные композиции. В основе технологии — управление тимбалами, парными мембранами на брюшке самцов цикад вида Graptosaltria nigrofuscata. Электроды, вживлённые в эти структуры, позволили контролировать их вибрацию с точностью до полутона. Результаты эксперимента, включая аудиозапись «Канона» Пахельбеля в исполнении насекомых, опубликованы в препринте на платформе arXiv.
Работа продолжает традицию создания киборгов-насекомых, начатую в 1990-х с тараканов. В 2015 году учёные из Техасского университета A&M достигли 60% точности в управлении движениями тараканов через стимуляцию ганглиев. Прорыв 2021 года от команды Наньянского технологического университета (Сингапур) позволил контролировать перемещения мадагаскарских тараканов с эффективностью 94% в условиях, имитирующих завалы. Японские исследователи перенесли фокус с навигации на звук, используя естественный «инструмент» цикад.
Источник: University of Tsukuba
Ключевым преимуществом вида Graptosaltria nigrofuscata стали крупные размеры (до 7 см) и минимальное количество мышц вокруг тимбал, что упростило хирургическое вмешательство. Устройство управления состояло из интерфейса, усилителя сигнала и электродов из серебряной проволоки толщиной 0,08 мм. Микрофоны, расположенные в сантиметре от насекомых, фиксировали акустический отклик, а анализатор цепей отслеживал напряжение (0,1–5 В) и силу тока (до 100 мкА).
После калибровки параметров учёные выявили чёткую зависимость между подаваемым напряжением и высотой звука. Цикады демонстрировали диапазон из 30 нот в трёх октавах (27,5–261,6 Гц), охватывающий все стандартные тональности. Для создания мелодии исследователи программировали последовательность импульсов длительностью 50–200 мс, имитируя ритмические паттерны. При этом насекомые сохраняли активность до 3 часов, а их состояние контролировалось по движению ног и крыльев.
«Некоторые особи пытались улететь или сбросить электроды, — рассказывает соавтор работы Наото Нисида, ныне сотрудник Токийского университета. — Но большинство адаптировалось: их тимбалы реагировали на стимуляцию даже при частичном обездвиживании». Важно, что метод не требовал повреждения внутренних органов — электроды крепились к кутикуле, а сила тока не превышала естественные нервные импульсы.
Перспективы технологии связаны с созданием автономных систем оповещения в зонах стихийных бедствий. В отличие от электронных динамиков, цикады не зависят от источников энергии и устойчивы к экстремальным температурам. Учёные уже тестируют концепцию «аварийного хора»: группа киборгов-насекомых синхронно передаёт голосовые сообщения. Однако перед масштабированием предстоит решить вопросы долговечности электродов и миниатюризации управляющей электроники.
Группа исследователей из Политехнического института Ренсселера (RPI) совершила прорыв в создании квантовых сетей — технологии, которая в будущем может стать основой для сверхбыстрой и абсолютно защищённой передачи данных. Их работа, опубликованная в авторитетных журналах Physical Review Letters и Science Advances, предлагает решение главной проблемы квантовой коммуникации: как сохранить «связь» между частицами на расстоянии, даже после передачи информации.
В основе технологии лежит феномен квантовой запутанности, которая соединяет частицы, позволяя им мгновенно обмениваться состояниями, независимо от расстояния. До сих пор после каждого сеанса связи такая «нить» рвалась, делая сеть непригодной для новых задач. Команда под руководством Сянъи Мэна нашла способ непрерывно восстанавливать запутанность, используя стратегию «резервных путей».
Инженеры RPI предложили не чинить «нить», а сразу строить несколько параллельных. Если одна занята или повреждена, данные идут по другим. Этот принцип, называемый мультиплексированием, обеспечивает устойчивость сети к помехам и сбоям, которые неизбежны в реальных условиях. Более того, в квантовых системах такой подход работает эффективнее, чем в классических, открывая путь к созданию масштабируемых решений.
«Наша стратегия позволяет сетям расти, не теряя стабильности, — объясняет Мэн. — Это ключ к будущему, где квантовые процессоры, подобно современным серверам, смогут обмениваться данными без риска взлома». Учёные уже сотрудничают с Национальной лабораторией Брукхейвена в рамках инициативы Министерства энергетики США по разработке устойчивых квантовых систем. Параллельно студенты RPI получают практический опыт, работая с реальными квантовыми компьютерами в лаборатории Мэна.
Прогресс в этой области особенно важен на фоне успехов IBM и других компаний, чьи квантовые чипы становятся мощнее. Чтобы объединить их в вычислительные кластеры, потребуются именно такие сети — способные передавать огромные объёмы данных без потерь. Исследование RPI не только приближает эру квантового интернета, но и закладывает фундамент для технологий, которые сегодня кажутся фантастикой: от шифрования, недоступного для взлома, до распределённых квантовых вычислений, решающих задачи в секунды, на которые современным суперкомпьютерам нужны годы.
NASA продолжает попытки восстановить связь с зондом Lunar Trailblazer, который должен был искать водяной лёд на Луне. Аппарат, запущенный в качестве вторичной полезной нагрузки на ракете Falcon 9 вместе с посадочным модулем IM-2 компании Intuitive Machines, перестал выходить на связь менее чем через 12 часов после старта. Лишь однажды сигнал удалось поймать на следующий день. Специалисты установили, что зонд медленно вращается в состоянии низкого энергопотребления, что мешает не только связи, но и коррекции траектории для выхода на лунную орбиту.
30 апреля NASA сообщило, что с середины мая до июня ориентация аппарата может измениться, позволив солнечным панелям получать больше света. Это даст шанс зарядить батареи и включить радио для передачи команд. «Мы отслеживаем положение Lunar Trailblazer с помощью наземных телескопов и моделируем его вращение, — пояснила Луиза Проктер, глава отдела планетарных наук NASA. — Сейчас панели получают недостаточно энергии, но ситуация может улучшиться».
Иллюстрация: Lockheed Martin
Если связь восстановится, то агентство проведёт оценку возможности выполнения хотя бы части научной программы. Однако Проктер признала, что шансы невелики: «Это сложная задача, но команда продолжает мониторинг через глобальную сеть антенн, включая Deep Space Network». Окончательное решение о судьбе миссии будет принято к середине июня.
Параллельно NASA сформировало независимую группу для анализа причин аварии. Её выводы помогут скорректировать будущие проекты, особенно в рамках программы SIMPLEx, ориентированной на недорогие, но рискованные миссии. Lunar Trailblazer — одна из трёх миссий, отобранных в 2019 году. Вторая, Janus, была отменена в 2023-м из-за задержек с запуском, а третья, ESCAPADE, перенесена с осени 2024-го на 2025 год из-за проблем с ракетой New Glenn от Blue Origin.
Судьба зонда Janus пока неясна: рассматривается возможность его отправки к астероиду Апофис до сближения с Землёй в 2029 году. ESCAPADE, в свою очередь, может стартовать на New Glenn в период с лета 2025-го по весну 2026 года. Для NASA эти проекты остаются важным этапом в исследовании Солнечной системы, несмотря на текущие трудности.