В Москве выставили на продажу Volkswagen Tiguan 2011 года выпуска с пробегом всего 500 км. Машина оценена в 2,5 млн рублей — сейчас за такие деньги новый Tiguan не купить.
Скриншот сайта Auto.ru
Под капотом «капсульного» Tiguan установлен 1,4-литровый турбированный мотор мощностью 150 л.с., причем сочетается он с 6-ступенчатой механической коробкой передач. Но привод — полный. Комплектация машины простая: кожаного салона нет, нет электрорегулировок кресел, но есть подогрев передних кресел, климат-контроль, круиз-контроль и многофункциональное рулевое колесо.
В условиях растущего спроса на литий — ключевого компонента аккумуляторов для электромобилей — исследователи из лаборатории Элимелеха Университета Райса представили метод извлечения этого металла, способный трансформировать отрасль. Результаты исследования демонстрируют почти идеальную селективность лития за счёт применения твердотельных электролитов (ТЭ) в качестве мембранных материалов для извлечения из водных растворов. Эти структуры, изначально разработанные для быстрой передачи ионов лития в твердотельных батареях (без участия других ионов или жидких растворителей), благодаря жёсткой упорядоченной кристаллической решётке обеспечили беспрецедентное разделение ионов и воды в смесях.
Это открытие может стать прорывом в устойчивом восстановлении ресурсов, сократив зависимость от традиционных методов добычи, которые требуют больших временных затрат и наносят вред экологии. «Задача не только в увеличении объёмов производства, но и в обеспечении устойчивости и экономической целесообразности», — подчеркнул Менахем Элимелех, профессор гражданской и экологической инженерии, ведущий автор исследования.
Иллюстрация: нейросеть DALL-E
Современные технологии прямого извлечения лития из нетрадиционных источников — таких как пластовая вода при добыче нефти и газа, промышленные стоки или геотермальные рассолы — сталкиваются с проблемой селективности. Особенно сложно отделить литий от ионов схожего размера или заряда, например магния и натрия. Команда Элимелеха предложила принципиально иной подход, основанный на различиях между ТЭ и традиционными нанопористыми мембранами. Если обычные мембраны транспортируют ионы через гидратированные нанопоры, то ТЭ перемещают ионы лития по «сухому» механизму прыжков внутри упорядоченной кристаллической решётки.
«Это означает, что литий проходит через мембрану, а конкурирующие ионы и даже вода блокируются, — объяснил Сохум Патель, первый автор статьи. — Экстремальная селективность делает наш метод высокоэффективным, так как энергия тратится только на перемещение целевых ионов».
В эксперименте с электродиализом, где электрическое поле направляло ионы через мембрану, ТЭ показали близкую к 100% селективность даже при высокой концентрации примесных ионов. В продуктивном потоке не было обнаружено посторонних ионов — результат, недостижимый для обычных мембран. Компьютерное моделирование и эксперименты выявили причину: жёсткая кристаллическая решётка ТЭ не пропускала молекулы воды и более крупные ионы (натрий), а ионы магния, отличающиеся зарядом, оказались несовместимы с её структурой.
Учёные обнаружили, что примесные ионы, хотя и не проникали через ТЭ, снижали поток лития, блокируя точки ионного обмена. Эта проблема, по их мнению, решается дальнейшей инженерией материалов.
На фоне прогнозируемого дефицита лития технологии на основе ТЭ могут стать ключом к устойчивому снабжению отраслей — от автомобилестроения до возобновляемой энергетики.
Перспективы технологии не ограничиваются литием. «Механизмы селективности ТЭ могут вдохновить создание мембран для извлечения других критически важных элементов, открывая путь к новому классу материалов для ресурсосберегающих технологий», — добавил Элимелех. Следующим шагом станет оптимизация мембран для промышленного масштабирования, что приблизит переход к «зелёной» энергетике будущего.
Космический телескоп «Хаббл» представил детализированное изображение одного из самых эффектных объектов глубокого космоса — Туманности Вуаль. Этот остаток сверхновой, расположенный в 2400 световых годах от Земли, представляет собой результат взрыва звезды, масса которой в 20 раз превышала солнечную. Учёные отмечают, что вспышка была настолько мощной, что 10 тысячелетий назад её свет затмил бы Венеру на земном небосводе.
Новый снимок фокусируется на фрагменте туманности, раскрывая сложную структуру из газа и пыли, напоминающую развевающуюся ткань — отсюда и название объекта. В отличие от предыдущих наблюдений 2015 года, текущая съёмка охватывает меньшую область, что позволило выделить тонкие детали. Цветовая палитра изображения соответствует химическому составу: красные оттенки указывают на водород, зелёные — на серу, синие — на кислород. Такая визуализация помогает астрономам анализировать распределение элементов и динамику вещества.
Источник: ESA / Hubble & NASA, R. Sankrit
«Этот кадр объединяет данные трёх фильтров камеры WFC3, регистрирующих излучение атомов водорода, серы и кислорода. Запечатлённый участок — лишь малая часть туманности. Если бы её можно было увидеть невооружённым глазом, то она заняла бы площадь, равную шести полным Лунам, расположенным в ряд», — поясняют специалисты команды «Хаббла».
Три участка туманности Вуаль от «Хаббла». Источник: NASA, ESA, and the Hubble Heritage (STScI/AURA)-ESA / Hubble Collaboration; Acknowledgment: J. Hester (Arizona State University)
Уникальность новых данных — в возможности сравнить их со снимками 1994 года. За 30 лет наблюдений движение газовых узлов и филаментов стало заметнее, что даёт учёным ключи к пониманию эволюции подобных структур. «Анализ изменений за десятилетия позволяет уточнить скорость расширения, влияние ударных волн и взаимодействие с межзвёздной средой», — добавляют исследователи.
Несмотря на приближающееся 35-летие с момента запуска (апрель 2025 года), «Хаббл» продолжает вносить вклад в астрофизику. Его архивные и актуальные данные остаются незаменимыми для изучения динамики космических объектов.
Космический аппарат компании Firefly Aerospace совершил успешную мягкую посадку на Луну. Это достижение сделало техасскую компанию второй в мире частной организацией, реализовавшей подобную миссию. Посадочный модуль Blue Ghost высотой 2 метра прилунился на видимой стороне спутника в районе древнего вулканического образования Монс Латрей, расположенного в восточной части Моря Кризисов близ экватора.
Выбор места посадки обусловлен необходимостью избежать влияния крупных магнитных аномалий, способных исказить данные научных приборов, как пояснила Райан Уоткинс, научный сотрудник NASA, во время декабрьского брифинга. Посадка произошла в начале лунного дня, что обеспечит аппарату 14 земных суток работы при солнечном освещении.
Источник: Firefly Aerospace
На борту Blue Ghost размещены 10 научных инструментов NASA, включая экспериментальный GPS-приёмник для навигации в окололунном пространстве, вакуумное устройство для забора реголита и телескоп, изучающий взаимодействие земной магнитосферы с солнечным ветром. Часть оборудования уже активирована во время перелёта длиной 384 400 км.
Особый интерес представляет запись «лунного горизонтального свечения» — оптического феномена, вызванного электростатически заряженными частицами пыли. Ранее его наблюдали лишь астронавты миссий «Аполлон-15» и «Аполлон-17» в 1970-х. «Мы планируем заснять это явление в видеоформате 4K и показать всему миру», — заявил CEO Firefly Джейсон Ким.
Кадр из видео. Источник: Firefly Aerospace
Впервые в практике NASA аппарат продолжит работу после захода Солнца. Инженеры модифицировали системы, чтобы Blue Ghost выдержал температуру до -173°C во время лунной ночи. Для этого агентство увеличило контракт с Firefly с $93 млн до $101 млн.
Миссия реализована в рамках программы CLPS, цель которой — привлечь частный сектор для подготовки возвращения человека на Луну через проект «Артемида». Из 14 компаний-участниц CLPS ранее успеха добилась только Intuitive Machines, чей аппарат в феврале 2023 года совершил посадку, но перевернулся.
Параллельно с Firefly к Луне приближаются аппараты Intuitive Machines-2 и японский модуль ispace, который попытается исправить ошибки предыдущей неудачной миссии 2023 года.
«Команда Firefly продемонстрировала невероятную целеустремлённость», — отметила исполняющая обязанности главы NASA Джанет Петро. Успех миссии подтверждает растущую роль коммерческих компаний в освоении космоса, открывая новые возможности для научных экспериментов и отработки технологий для будущих пилотируемых полётов.
В Китае анонсировали огромные скидки на кроссовер Honda Avancier, причем дисконт действует не пару дней, а до конца марта: все это время машину можно будет купить с прямой скидкой в размере 50 тыс. юаней — 6865 долларов.
Фото: Autohome
Honda Avancier в базе оснащается 1,5-литровым турбомотором мощностью 188 л.с., он сочетается с вариатором. В топовой версии 2,0-литровый турбомотор мощностью 261 л.с. в сочетании с 9-ступенчатым «автоматом» и системой полного привода. Длина машины составляет 4816 мм, колесная база — 2820 мм.
Яндекс ведёт разработку «рассуждающей» нейросети, пишет издание Фото: Алексей Зотов, Коммерсантъ
По определению создателя ChatGPT компании OpenAI, «рассуждающая» нейросеть умеет выстраивать длинную цепочку рассуждений, проверять себя и распознавать свои ошибки. Кроме того, она может предложить несколько подходов к решению одной и той же задачи в рамках одного ответа. В мире сейчас несколько «рассуждающих» нейросетей, включая ChatGPT O3, DeepSeek R1, Google Gemini 2.0 Flash Thinking, но российские разработки подобного типа пока не появились.
В Яндексе рассказали, что продолжают развивать собственные генеративные модели и обучают их рассуждать, глубже анализируя информацию. В MTS AI тоже уже есть наработки в этом направлении, которые в этом году появятся в новых версиях корпоративных моделей Cotype. А в «Сбере» рассказали, что разрабатывают собственную языковую модель GigaChat, которая в перспективе научится «рассуждать», но конкретные сроки запуска не назвали.
Японская нефтяная корпорация Idemitsu Kosan объявила о строительстве предприятия для крупномасштабного производства сульфида лития (Li2S) — ключевого промежуточного сырья для создания твёрдотельных электролитов. Этот шаг направлен на поддержку планов Toyota по коммерциализации аккумуляторов нового поколения к 2027–2028 годам.
Твердотельные батареи, в отличие от традиционных литий-ионных с жидким электролитом, используют твёрдый электролит, что ускоряет перемещение ионов. Это позволяет не только сократить время зарядки электромобилей до нескольких минут, но и повысить мощность, энергоёмкость и срок службы батарей. Кроме того, устойчивость к высоким напряжениям и температурам делает технологию безопаснее, снижая риски возгораний.
Источник: REUTERS / Willy Kurniawan
Производственный комплекс разместится на территории предприятия Idemitsu в Тибе (префектура Тиба), а его ввод в эксплуатацию запланирован на июнь 2027 года. Общий бюджет проекта оценивается в 21,3 млрд иен (около $135 млн), из которых 7,1 млрд иен составят государственные субсидии в рамках «плана обеспечения поставок аккумуляторов» Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. Idemitsu подчеркнула, что проект усилит цепочки поставок батарей и повысит конкурентоспособность японской промышленности на глобальном рынке.
Toyota, разрабатывающая твердотельные аккумуляторы с серосодержащим электролитом, ранее заявляла, что такие батареи могут превзойти литий-ионные аналоги по энергоёмкости в 2–3 раза. Это позволит увеличить запас хода электромобилей до 1200 км при сокращении веса и габаритов батарей. По данным Electrek, компания достигла прогресса в стабилизации характеристик прототипов, что приближает старт серийного производства.
Стратегия Idemitsu предполагает не только снабжение Toyota, но и сотрудничество с другими автопроизводителями. Ожидается, что к 2030 году твердотельные батареи займут заметную долю рынка, особенно в сегменте премиальных электромобилей, где критически важны скорость зарядки и безопасность.
Внедрение твердотельных аккумуляторов может кардинально изменить ландшафт электромобильной индустрии, предложив потребителям решения, лишённые ключевых ограничений текущих технологий.
SpaceX безжалостно уничтожает ранее запущенные спутники Starlink, причем интенсивность их уничтожения возрастает: если за январь текущего года Фото SpaceX
Нужно отметить, что SpaceX в основном сводит с орбиты «пожилые» Starlink — аппараты первых поколений, запущенные в 2019-2021 годах (это были 95 из 111, сведенных с орбиты в феврале). Всего же к 1 марта текущего года SpaceX убрала с орбиты 957 спутников Starlink из 8039 запущенных. На данный момент группировка насчитывает 7082 космических аппарата.
Среднебюджетные смартфоны Samsung по своим характеристикам все ближе к флагманам. Например, Samsung Galaxy A36 получил аккумулятор как у Galaxy S24 Ultra (те же 5000 мАч с зарядкой мощностью 45 Вт), а площадь испарительной камеры теперь соответствует площади испарительной камеры Galaxy S24 Plus. 7 лет обновлений, как у Galaxy S25 нет, но заявлено 6 лет обновлений (они включают в себя и обновления безопасности, и обновления Android) — против 4 лет для Galaxy A35.
Фото Samsung
Стоимость Samsung Galaxy A36 такова: 400 долларов или 380 евро за версию со 128 ГБ флеш-памяти или 450 евро за вариант с 256 ГБ флеш-памяти.
Объем ОЗУ составляет 6 или 8 ГБ (в зависимости от региона), объем флэш-памяти — 128 или 256 ГБ. Фронтальная камера — 13-мегапиксельная, основная — с датчиками разрешением 50 Мп (с OIS), 8 и 2 Мп. Смартфон получил сканер отпечатков пальцев, но он расположен на боковой грани.
Толщина Galaxy A26 в сравнении с предшественником уменьшилась с 8,3 до 7,7 мм, масса немного увеличилась — со 197 до 200 граммов. Емкость аккумулятора составляет 5000 мАч, он поддерживает зарядку мощностью 25 Вт.
Стоимость версии с 256 ГБ флеш-памяти в США — 300 долларов. Версии со 128 и 256 ГБ памяти стоят в Европе 300 и 370 евро.