Французский стартап MaiaSpace бросил вызов SpaceX: многоразовая ракета на биометане может изменить европейский космический рынок
Компания MaiaSpace, основанная в 2022 году как дочернее предприятие аэрокосмического гиганта ArianeGroup, намерена стать первым европейским разработчиком многоразовых ракет-носителей, вышедших на коммерческий рынок. Генеральный директор стартапа Йохан Леруа раскрыл детали амбициозного проекта: первый запуск ракеты Maia запланирован на 2026 год, а её конструкция изначально оптимизирована для повторного использования.
Ракета высотой 50 метров и диаметром 3,5 метра займёт промежуточную нишу между тяжёлыми носителями, такими как Falcon 9, и лёгкими — Electron и Vega. Грузоподъёмность Maia варьируется от 500 кг до 4 тонн в зависимости от орбиты и конфигурации. Первая ступень, оснащённая тремя двигателями Prometheus, будет возвращаться на морскую платформу по примеру Falcon 9, а вторая — использовать вакуумную версию того же двигателя. «Если бы мы разрабатывали движки с нуля, то у нас не было бы шансов уложиться в срок до 2026 года», — подчеркнул Леруа, отметив, что Prometheus уже проходил испытания в ArianeGroup до создания MaiaSpace.
Ключ к ускоренной разработке — адаптация проверенных европейских технологий. Ещё в июне 2023 года компания тестировала криогенные системы ступеней параллельно с огневыми испытаниями Prometheus. Опыт программы Themis Европейского космического агентства (ESA), направленной на отработку многоразовых технологий для будущих ракет Ariane, также был интегрирован в конструкцию Maia. «Мы не изобретаем велосипед, а объединяем лучшее из инновационного стартапа и экспертизы ArianeGroup, где некоторые инженеры работают над ракетами уже 50 лет», — объяснил CEO.

Инженеры сознательно жертвуют максимизацией характеристик ради скорости разработки. Например, в Maia не используют сверхохлаждённое топливо, как в Falcon 9, а баки изготовлены из нержавеющей стали, несмотря на больший вес. При этом модульная конструкция позволяет будущие апгрейды: добавление третьей ступени Colibri увеличит грузоподъёмность на 1000 кг, а увеличение числа двигателей первой ступени с трёх до пяти сделает ракету мощнее без полной пересборки.
К концу 2020-х MaiaSpace планирует выйти на 20 запусков в год, предлагая клиентам гибкость: при недогрузе ракеты избыток топлива можно направить на возврат ступени, снижая стоимость миссии. Пока стартап не рассматривает спасение обтекателей или посадку на сушу — возврат ступени в море остаётся оптимальным по соотношению стоимости и сложности.
Сейчас команда завершает второй прототип, после чего приступит к сборке лётного образца. Успех Maia может не только сократить зависимость Европы от зарубежных пусковых услуг, но и задать новый стандарт для малых носителей, где экология и экономичность становятся критичными факторами. Следующий год станет решающим: первые испытания полноценного прототипа покажут, сможет ли Европа создать альтернативу SpaceX.