Видеокарты Radeon RX 9070 на рынке уже несколько месяцев, но лишь сейчас стало понятно, что некоторые из этих адаптеров немного лучше других. И всё дело в памяти.
фото BiliBili
Судя по всему, реальный эффект от памяти ограничен 1-2%, чем полностью можно пренебречь. Но если очень хочется выбрать лучшее, то, видимо, нужно смотреть на модели с памятью Hynix.
Как сообщается, память Samsung GDDR6 предлагает «свободные» тайминги и выделяется более высокой задержкой памяти. В то время как RX 9070 XT с памятью Hynix показывают задержку около 350-360 нс, карты на основе памяти Samsung имеют задержку до 370-380 нс.
Новые ускорители выйдут в 2026 году. Они должны быть основаны на архитектуре следующего поколения, так что, видимо, будут превосходить текущие GPU Instinct по всем фронтам.
Компания AMD сегодня представила новую линейку ИИ-ускорителей, включая фото AMD
В основе нового GPU лежит новая архитектура CDNA 4. Чип производится по нормам 3 нм, состоит из 10 чиплетов и насчитывает 185 млрд транзисторов. В конфигурацию входит 16 384 ядра, и это очень интересно, так как у MI325X их было заметно больше - 19 456. При этом новая архитектура поддерживает вычисления FP4 и FP6, ну а гигантский объём памяти в 288 ГБ с пропускной способностью 8 ТБ/с позволяет новинке AMD тягаться с Nvidia Blackwell Ultra.
Что касается производительности, AMD говорит о 18-20 PFLOPS в режиме FP4.
Учёные впервые создали одноинструкционный компьютер (ОИК) на основе двумерных материалов — ультратонких структур толщиной в один атом. Это открытие может стать альтернативой традиционным кремниевым технологиям. Главным достижением стала успешная интеграция двумерных материалов в стандартные микросхемы (технология КМОП), что раньше считалось крайне сложным из-за особенностей таких материалов.
В основе компьютера лежат два типа транзисторов: n-типа из дисульфида молибдена (MoS2) и p-типа из диселенида вольфрама (WSe2). Для их совместной работы исследователи оптимизировали несколько параметров: уменьшили длину токопроводящих каналов, использовали изолирующие материалы с высокой диэлектрической проницаемостью и усовершенствовали процесс создания двумерных структур. В результате транзисторы демонстрируют высокую проводимость в активном состоянии и минимальные потери энергии в режиме ожидания.
Иллюстрация: Krishnendu Mukhopadhyay
Устройство работает при напряжении ниже 3 вольт и частоте до 25 кГц — текущее ограничение связано с паразитными ёмкостями в схеме. При этом энергопотребление компьютера исключительно низкое: в пиковых режимах оно не превышает пиковатт (триллионных долей ватта), а для переключения между состояниями требуется около 100 пикоджоулей энергии — это на порядки меньше, чем у современных кремниевых аналогов.
Для проверки результатов учёные применили стандартные для отрасли инструменты моделирования: платформу SPICE и модель BSIM-BULK, которые учитывают даже незначительные различия между отдельными транзисторами. Сравнение с передовыми кремниевыми технологиями подтвердило потенциал двумерных материалов, но для массового производства необходимы дополнительные исследования.
Все экспериментальные данные — от условий синтеза материалов до результатов тестов — опубликованы в открытом доступе.
Успешное создание ОИК подтверждает, что двумерные материалы могут лечь в основу электроники нового поколения: более компактной, энергоэффективной и производительной. Хотя до коммерческого использования технологии ещё далеко, эксперимент доказывает принципиальную возможность замены кремния перспективными наноматериалами.
Asus показала новейшую видеокарту ProArt RTX 5080 Скриншот видео Asus North America
А на задней панели хорошо виден SSD: слот для твердотельного накопителя — еще одна «фишка» ProArt RTX 5080. В компании говорят, что такое размещение положительно сказывается на тепловом режиме: SSD обдувается вентиляторами видеокарты, за счет чего температура на 10 градусов Цельсия ниже, чем в случае с SSD, устанавливаемыми на материнскую плату.
Asus пока официально не представила ProArt RTX 5080: на официальной страничке ускорителя только один рендер без каких-либо деталей. Но ускоритель явно будет интересным.
Запуск миссии Ax-4, организованной компанией Axiom Space, и несущей на борту четырёх частных астронавтов, снова отложен. Старт, запланированный на 11 июня 2024 года с помощью ракеты SpaceX Falcon 9 с космодрома на мысе Канаверал, был отменён из-за обнаруженной утечки топлива в ускорителе. Ситуация осложнилась обнаружением новой проблемы на МКС.
В своём обновлении от 12 июня 2024 года NASA сообщило о регистрации космонавтами утечки в служебном модуле «Звезда», являющемся частью российского сегмента МКС. Эта утечка не стала полной неожиданностью: подобная проблема в этом же модуле впервые была выявлена ещё в 2019 году, и с тех пор космонавты периодически проводили работы по её устранению. Недавняя проверка показала, что проблема всё ещё актуальна.
Фото: SpaceX
Космонавты предприняли попытку загерметизировать дополнительные участки и измерить текущую скорость утечки. По данным NASA, на данный момент давление в модуле стабилизировано. Тем не менее, NASA и Axiom Space приняли решение ещё отложить запуск миссии Ax-4, чтобы дать время специалистам NASA и Роскосмоса провести дополнительную оценку ситуации и определить необходимость проведения дополнительных ремонтных работ.
Новая дата запуска пока не назначена. Миссия Ax-4 должна стать четвёртым пилотируемым полётом Axiom Space на МКС. В состав экипажа входят опытный астронавт, бывший сотрудник NASA, Пегги Уитсон, которая сейчас занимает должность директора по пилотируемым космическим полётам в Axiom Space, а также пилот Шубханшу Шукла (Индия), специалист польской миссии Славош Узнаньски-Висьневски и специалист венгерской миссии Тибор Капу. Для представителей Индии, Польши и Венгрии этот полёт станет первым в истории посещением МКС.
Ожидается, что по завершении оценки ситуации и необходимых ремонтных работ на МКС, будет объявлена новая дата старта. Длительность полёта планируется около двух недель.
Nvidia объявила о запуске серийного производства программной платформы DRIVE для автономных транспортных средств (AV), позиционируя её как «надёжную основу для развития мобильности на основе искусственного интеллекта». Это решение следует за заявлением вице-президента автомобильного подразделения Nvidia Али Кани, который ещё в начале года прогнозировал, что полностью автономные автомобили уровня 5 (транспортные средства, способные выполнять все функции вождения без вмешательства человека) появятся не раньше следующего десятилетия. Несмотря на это, компания уже начала внедрение DRIVE.
Платформа предлагает автопроизводителям модульную гибкость: они могут интегрировать как полный функционал, так и отдельные компоненты систем помощи водителю. На текущем этапе платформа поддерживает функции кругового обзора, автоматической смены полосы движения, парковки и активных систем безопасности, что соответствует уровням автономности 2+ и 3. Согласно Nvidia, DRIVE обеспечивает плавный переход к более высоким уровням автоматизации по мере эволюции технологий и нормативно-правовой базы.
Источник: Nvidia
Кани объяснил сложности создания автономных автомобилей уровня 5 тем, что современные системы помощи водителю работают на основе заранее запрограммированных сценариев, тогда как настоящая автономия требует способности имитировать естественное поведение человека за рулём через машинное обучение. Это заявление косвенно контрастирует с подходом Tesla, которая с конца апреля тестирует автомобили Model Y с функцией автопилота на дорогах Остина (Техас).
Nvidia акцентирует, что большинство ДТП происходят из-за человеческого фактора — невнимательности или ошибок в оценке ситуации. Разработка DRIVE направлена на снижение этих рисков за счёт глубокого обучения и базовых моделей, обученных на больших массивах данных о поведении водителей. В отличие от традиционных модульных систем, где компоненты восприятия, прогнозирования, планирования и управления работают отдельно, DRIVE объединяет эти функции, обрабатывая данные с датчиков и напрямую управляя действиями автомобиля без жёстких алгоритмов. Для обучения моделей используются как реальные, так и синтетические данные, что, по утверждению компании, позволяет системе безопасно ориентироваться в сложных условиях, принимая решения, близкие к человеческим.
Аппаратную основу DRIVE составляют три платформы: бортовой компьютер DRIVE AGX, системы DGX для обучения ИИ-моделей, а также платформы Omniverse и Cosmos на базе серверов OVX с графическими процессорами L40S — они предназначены для моделирования и генерации синтетических данных. Ранее Nvidia анонсировала партнёрство с рядом автопроизводителей, включая лидера по выпуску электромобилей BYD, Mercedes-Benz, Toyota, Volvo и Volkswagen, которые планируют интегрировать DRIVE в свои модели.
В День России не обошлось без отключений мобильного интернета: на это пожаловались пользователи из 22 регионов. Представители властей объяснили всё соображениями безопасности.
Люди жалуются на сложности с заказом такси, неработающие банкоматы, неработающие мессенджеры и соцсети. В Мурманске сообщили об ограничениях обычной сотовой связи. Проблемы с мобильным интернетом у жителей Санкт-Петербурга, Москвы, Свердловской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Самарской, Челябинской областей. Есть проблемы и в Краснодарском крае.
Сегодня в рамках «Дня технологий» совместное предприятие GAC Toyota объявило о планах по развитию передовых интеллектуальных гибридных систем и ускоренному внедрению мощных подключаемых гибридов. Компания провозгласила «Большую гибридную эру», а ключевым моментом ее является передача решений по разработке китайской стороне: теперь за все будут отвечать китайские инженеры, а модели, предназначенные для китайского рынка, будут разрабатываться китайскими специалистами.
Фото: Toyota
В рамках новой концепции большой семейный кроссовер Toyota Highlander нового поколения, а также минивэн Toyota Sienna нового поколения получат передовую гибридную систему с увеличенным (следует полагать, относительно нынешних моделей) запасом хода, разработанную китайскими инженерами.
Также GAC Toyota анонсировало планы по созданию двух новых платформ: для малых автомобилей (машин классов A, A+, B, B+ с длиной до 5 метров) с акцентом на чисто электрические силовые установки, и для больших автомобилей (классов от C до D длиной до 5,3 метра) с акцентом на гибридные силовые установки.
Возвышенность на краю марсианского кратера Езеро, известная как Езеро Монс, может оказаться потухшим вулканом. К такому выводу пришла международная группа учёных, проанализировав данные трёх орбитальных аппаратов и марсохода Perseverance. Результаты исследования, опубликованные в авторитетном журнале Communications Earth & Environment, в случае подтверждения перевернут представления о геологической истории Красной планеты и её потенциале для поддержания жизни в прошлом.
Гипотеза о вулканическом происхождении Езеро Монс впервые была выдвинута профессором Джеймсом Врэем из Технологического института Джорджии ещё в 2007 году. Однако тогда учёные сосредоточились на изучении возможного древнего озера в кратере, а низкое качество снимков не позволило провести детальный анализ самой возвышенности. Прорыв произошёл после посадки марсохода Perseverance в 2021 году: данные с его инструментов показали, что дно кратера состоит не из осадочных, а из вулканических пород. Это заставило Врэя и его коллегу Сару Куэвас-Киньонес из Брауновского университета вернуться к изучению загадочной горы.
Источник: Georgia Tech / Cuevas-Quinones et al.
Учёные провели тщательный сравнительный анализ Езеро Монс с марсианскими вулканами, такими как Зефирия и Аполлинарий Толи, а также земными аналогами, включая антарктическую гору Сидли. Для этого использовались данные орбитальных аппаратов Mars Odyssey, Mars Reconnaissance Orbiter, ExoMars Trace Gas Orbiter и Perseverance. Исследователи обнаружили ключевые признаки вулканической активности: сходство в размерах и форме с другими вулканами, отсутствие ударных кратеров на поверхности (что указывает на геологическую молодость), аномально низкую теплопроводность грунта (возможный след вулканического пепла) и структуры, напоминающие застывшие лавовые потоки на северо-западном склоне. Последние, по мнению учёных, могли достигать дна кратера, объясняя присутствие изверженных пород, обнаруженных марсоходом.
Хотя окончательных доказательств вулканической природы Езеро Монс пока что нет, это исследование предоставляет самые убедительные аргументы в её пользу. Открытие имеет важное значение для астробиологии: если вулкан действовал одновременно с существованием древнего озера, то гидротермальная активность могла создать условия для возникновения жизни.
Ключом к разгадке станут образцы пород, собранные Perseverance. Их радиоизотопное датирование позволит определить возраст вулканических структур и самого кратера. Однако миссия по доставке образцов на Землю (Mars Sample Return) пока не утверждена — решение зависит от финансирования Конгрессом США. Учёные надеются, что программа получит зелёный свет, ведь эти данные могут стать прорывом в понимании эволюции Марса и поиске следов жизни за пределами Земли.