Дилеры и частные продавцы по-прежнему активно завозят в Россию седаны Chevrolet Monza, цены на эти машины в сравнении с февралем изменились: стоимость пошла вниз, что типично для падающего рынка (в марте, напомним, отечественный авторынок сократился на 45% по данным «Автостата»).
Фото: Chevrolet
Самый доступный вариант Chevrolet Monza оценен в 1,49 млн рублей — столько за машину под заказ просит компания из Владивостока. Напомним, минимальная цена в феврале составляла 1,67 млн рублей. За минимальную стоимость покупатель получит машину с 1,5-литровым атмосферным мотором мощностью 113 л.с. и 6-ступенчатым «автоматом», в комплектации будет тканевый салон, цифровая панель приборов, медиасистема с крупным экраном, камера заднего вида и климат-контроль. Более мощная версия с 1,4-литровым турбомотором мощностью 163 л.с. доступна в Оренбурге по цене от 1,949 млн рублей — и это тоже чуть дешевле, чем два месяца назад.
Фото: Chevrolet Фото: Chevrolet
Сниженные цены на Chevrolet Monza делают этот седан привлекательнее на фоне других машин, представленных на рынке. Например, Changan Alsvin стоит минимум 1,85 млн рублей, Lada Vesta с вариатором обойдется в 1,575 млн рублей, а «Москвич 6» 2025 года выпуска стоит от 2,477 млн рублей.
Специалисты NASA и Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) готовятся к масштабным учениям, которые помогут отработать действия в случае солнечной бури во время лунной миссии Artemis 2. Тренировка, запланированная на конец апреля — начало мая, станет ключевым этапом в обеспечении безопасности экипажа, который впервые с 1972 года покинет земную орбиту.
Artemis 2, запуск которой намечен не позднее апреля 2026 года, отправит четырёх астронавтов к Луне, выведя их за пределы магнитосферы Земли. Эта защитная оболочка планеты нейтрализует большую часть солнечной радиации, но в глубоком космосе экипаж окажется уязвим.
Источник: NASA / GSFC / SDO
В рамках моделирования команды SWPC, NASA, Министерства обороны, академических и промышленных организаций совместно проанализируют данные реальных солнечных бурь прошлых лет. Конкретное событие участникам заранее не раскроют, чтобы максимально приблизить сценарий к реальным условиям. Учения пройдут на новой тестовой площадке SWPC в Боулдере (штат Колорадо), созданной специально для таких тренировок.
«Работа на Луне потребует изменения подходов, ведь магнитное поле Земли больше не прикроет экипаж, — отметил Стив Джонсон из группы NASA по анализу космической радиации (SRAG). — Угроза станет постоянной, в отличие от операций на МКС». На борту корабля Orion установят датчики для мониторинга радиации, а каждый астронавт получит персональный дозиметр.
В случае сильной солнечной бури экипажу придётся укрыться в импровизированном убежище внутри корабля. Как объяснил Роб Чемберс из Lockheed Martin (разработчик Orion), астронавты соорудят «форт» и будут находиться там, пока угроза не минует. «Это не самый комфортный способ, но альтернативы нет — быстро вернуться на Землю невозможно», — добавил он.
Перспективным решением может стать жилет AstroRad, успешно протестированный на беспилотном Artemis 1. Во время миссии один манекен с датчиками носил защиту, а другой — нет. Результаты показали снижение дозы радиации на 40%–61%.
Эти наработки не только повысят безопасность Artemis 2, но и заложат основу для будущих миссий, где длительное пребывание в космическом пространстве потребует комбинирования технологий — от оперативных укрытий до персональной защиты. Текущие учения станут важным шагом к тому, чтобы солнечные бури не помешали человечеству вернуться на Луну и продвинуться дальше в изучении космоса.
Сегодня в Китае состоялась официальная премьера флагманского смартфона Oppo Find X8 Ultra. Эта модель бросит вызов таким именитым флагманам, как Huawei Mate 70 Pro, iPhone 16 Pro, Samsung Galaxy S25 Ultra и Xiaomi 15 Ultra. Как и во всех этих моделях, в Oppo Find X8 Ultra акцент сделан на камере — в ее доработке участвовали специалисты Hasselblad.
Фото: Oppo
Oppo Find X8 Ultra получил экран OLED с диагональю 6,82 дюйма и разрешением 2К, SoC Qualcomm Snapdragon 8 Elite, 32-мегапиксельную фронтальную камеру.
Емкость аккумулятора составила 6100 мАч, он поддерживает зарядку мощностью 100 Вт по проводу и мощностью 50 Вт беспроводным способом. Также реализована защита от пыли и воды в соответствии со степенью IP68/IP69.
Новый флагман Oppo предложен в трех конфигурациях, цены такие: 12/256 ГБ — 885 долларов, 16/512 ГБ — 950 долларов, 16 ГБ/1 ТБ — 1090 долларов. Топовая версия поддерживает спутниковую связь.
В России обнаружился редкий экземпляр седана BMW 3-series в кузове E36, который выделяется отличным состоянием и небольшим пробегом.
Автомобиль проехал всего 30 тысяч километров, при этом у большинства подобных машин на рынке пробег гораздо больше 300 тысяч километров. Некоторые уже разменяли 1 миллион километров.
Модель E36 представляет собой третье поколение знаменитого баварского седана, производство которого стартовало в 1990 году и завершилось в 2000-м. Над дизайном автомобиля трудился известный специалист BMW Клаус Люте. За десятилетие с конвейера сошло более 3 миллионов экземпляров с разными кузовами и двигателями.
Изображение ChatGPT
Конкретный седан 1995 года выпуска оснащен 2,0-литровым двигателем M50 мощностью 150 л.с., работающим в паре с автоматической трансмиссией. Привод у машины задний, кузов выкрашен в черный металлик, а салон оформлен в темных оттенках с использованием велюра и качественного пластика.
Владелец просит за этот экземпляр BMW 3-series 720 тысяч рублей — за такие деньги сегодня не купить даже базовую Lada Granta (от 750 тысяч рублей), хотя она будет новой.
Специалисты NASA вернули космический аппарат Juno к нормальной работе после того, как 4 апреля он дважды перешёл в безопасный режим во время 71-го сближения с Юпитером. Это произошло за час до максимального приближения к планете и через 45 минут после него.
В обоих случаях зонд автоматически отключил несущественные системы, перезагрузил компьютер и направил антенну к Земле для связи, что соответствует штатному алгоритму действий при обнаружении аномалий.
Иллюстрация: NASA / JPL-Caltech
Пока инженеры анализируют данные, предварительной причиной сбоев называют воздействие радиационных поясов Юпитера — самых интенсивных в Солнечной системе. Для защиты электроники Juno оснащён титановым экраном толщиной 1 см, однако частицы высокой энергии вблизи планеты по-прежнему остаются серьёзной угрозой. За время миссии, стартовавшей в 2016 году, подобные инциденты происходили четырежды. Во всех случаях аппарат восстановил функциональность без последствий.
Сейчас команда миссии проводит диагностику программного обеспечения и готовится получить инженерные и научные данные, собранные до и после безопасного режима. Учёные надеются, что информация поможет уточнить модели радиационной среды газового гиганта и улучшить алгоритмы защиты для будущих миссий.
Следующее сближение с Юпитером запланировано на 7 мая. Во время 72-го пролёта зонд пролетит на расстоянии 89 тыс. км от Ио — самого вулканически активного спутника в Солнечной системе. Это позволит обновить карты его поверхности и изучить взаимодействие с магнитосферой планеты. Несмотря на периодические сбои, Juno продолжает работу в экстремальных условиях, расширяя знания о Юпитере и его системе.
Компания L3Harris Technologies заявила о значительном прогрессе в разработке ядерных энергетических и двигательных систем для космоса. По оценкам экспертов компании, эти технологии будут готовы использованию в течение пяти лет, но для этого необходимы последовательные государственные инвестиции.
«Сегодня мы ближе всего к практическому внедрению как ядерных электрических, так и тепловых двигателей, — заявила Кристин Хьюстон, глава подразделения космических двигательных и энергетических систем L3Harris. — Их зрелость позволяет планировать первые испытания в космосе уже к концу десятилетия». Под её руководством находится направление, унаследованное после приобретения Aerojet Rocketdyne — ключевого партнёра NASA в сфере ядерных технологий.
Иллюстрация: L3Harris Technologies
Один из текущих проектов L3Harris — создание радиоизотопного генератора для миссии Dragonfly, которая отправится к Титану в 2028 году. Аппарат, прибытие которого ожидается в 2034-м, будет использовать ядерный источник для питания дрона, исследующего поверхность спутника Сатурна. Параллельно NASA развивает программу Fission Surface Power, где L3Harris с Westinghouse конкурирует с Lockheed Martin и X-Energy. Цель — создать реактор мощностью 40 кВт для снабжения энергией лунных и марсианских баз. Второй этап программы стартует в конце года.
В области двигательных технологий выделяются два направления: ядерные тепловые двигатели (NTP), которые используют реактор для нагрева жидкого водорода, создавая тягу, сравнимую с химическими ракетами, но с повышенной эффективностью и ядерные электрические системы (NEP), которые преобразуют тепло реактора в электричество для питания ионных двигателей, обеспечивая многолетнюю работу в глубоком космосе.
«NTP сократит время полёта на Марс вдвое — с 9 до 4,5 месяцев, а NEP оптимален для грузоперевозок», — пояснила Хьюстон.
Программа DRACO, совместно поддерживаемая NASA и DARPA, предусматривает орбитальные испытания NTP к 2027 году. Уильям Сакк, руководитель передовых программ L3Harris, подтвердил, что компания разработала собственный концепт такого двигателя. «Мы позиционируем себя как ключевого участника будущих марсианских миссий», — заявил он.
Несмотря на оптимизм, в L3Harris подчеркивают: без стабильного финансирования переход от демонстраций к рабочим системам замедлится. «Политическая и бюджетная поддержка определит, станут ли следующие пять лет переломными для космической ядерной энергетики», — резюмировала Хьюстон. Реализация этих проектов может заложить основу для постоянного присутствия человека за пределами земной орбиты.
Стартап Deep Cogito представил семейство открытых языковых моделей Cogito v1. Проект, основанный на архитектуре Llama 3.2 от Meta*, сочетает мгновенные ответы с функцией «саморефлексии» — способностью перепроверять и улучшать собственные выводы, аналогично моделям OpenAI «o»-серии и DeepSeek R1. Все модели компании доступны под открытой лицензией Llama, разрешающей коммерческое использование до 700 млн пользователей в месяц.
Основатель и CEO Deep Cogito Дришан Арора, ранее участвовавший в разработке LLM для генеративного поиска Google, заявил в X: «Наши модели стали сильнейшими в своём классе среди открытых решений, включая LLaMA, DeepSeek и Qwen». Линейка Cogito включает пять вариантов: 3 млрд, 8 млрд, 14 млрд, 32 млрд и 70 млрд параметров, доступных через Hugging Face, Ollama, а также API Fireworks и Together AI. Уже в ближайшие месяцы ожидаются релизы моделей до 671 млрд параметров.
Изображение: Leonardo
Ключевое отличие подхода Deep Cogito — метод «итерированной дистилляции и усиления» (IDA), заменяющий традиционное обучение с обратной связью от людей (RLHF). Алгоритм, вдохновлённый стратегией самообучения AlphaGo, позволяет моделям генерировать улучшенные решения, а затем «впитывать» эти паттерны в собственные параметры, создавая петлю саморазвития.
Результаты тестирования подтверждают заявленные преимущества. Cogito 3B в стандартном режиме превосходит LLaMA 3.2 3B на 6,7% в тесте MMLU (Massive Multitask Language Understanding) — стандартизированный тест для оценки способностей языковых моделей обрабатывать информацию из 57 различных дисциплин, включая естественные науки, гуманитарные предметы, математику, медицину, право и профессиональные навыки — (65,4% против 58,7%), а в режиме рассуждений достигает 72,6%. Cogito 8B демонстрирует 80,5% на MMLU, обходя LLaMA 3.1 8B на 12,8 пунктов. Флагманская Cogito 70B (Standard) с 91,7% на MMLU опережает LLaMA 3.3 70B на 6,4%, а в мультиязычных тестах (MGSM) показывает 92,7% против 89,0% у DeepSeek R1. Однако в математических задачах (MATH) модель отстаёт: 83,3% против 89,0% у конкурента, что разработчики связывают с компромиссами при оптимизации.
Отдельный фокус — поддержка инструментальных вызовов (tool-calling) для интеграции в API и агентские системы. Cogito 3B обрабатывает четыре типа задач (включая параллельные и множественные) с точностью до 92,8%, тогда как LLaMA 3.2 3B не поддерживает эту функцию. Cogito 8B демонстрирует 89% точности против 35-54% у аналогичной модели Meta.
Грядущие планы включают выпуск моделей с архитектурой mixture-of-experts (109B, 400B, 671B параметров) и регулярное обновление существующих чекпойнтов. Партнёрами проекта стали Hugging Face, RunPod, Fireworks AI и другие ключевые игроки экосистемы.
* Компания Meta (Facebook и Instagram) признана в России экстремистской и запрещена
Компания Apple организовала срочную отправку 600 тонн iPhone (это примерно 1,5 миллиона устройств) из Индии в США на грузовых самолетах, чтобы избежать повышенных американских тарифов, которые неизбежно бы привели к росту стоимости смартфонов. Об этом сообщила Reuters со ссылкой на свои источники.
Фото: Apple
Чтобы обеспечить оперативную доставку, Apple лоббировала ускоренное таможенное оформление (6 часов вместо 30) в аэропорту Ченнаи. Но это ещё не все: чтобы перевезти в США как можно больше устройств до введения повышенных тарифов, Apple увеличила объемы производства на индийских заводах: на предприятиях добавили работников, а фабрика Foxconn India работала вообще без выходных.
С марта было осуществлено около шести грузовых рейсов, каждый с грузоподъемностью 100 тонн. Большая часть грузов была отправлена в крупные американские города, такие как Чикаго, Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Сан-Франциско.
По данным Counterpoint Research, Индия сейчас обеспечивает пятую часть всех поставок iPhone в США, остальное приходится на Китай.
Компания Amazon анонсировала Nova Sonic — единую модель, объединяющую распознавание, анализ и синтез речи. Технология, доступная через API на платформе Bedrock, позволяет внедрять в приложения голосовые интерфейсы, способные поддерживать естественные диалоги с учётом пауз, прерываний и контекста. Часть компонентов модели уже используется в обновлённом функционале Alexa+.
«Раньше разработчикам приходилось комбинировать три отдельные системы, что усложняло процесс и снижало качество взаимодействия», — пояснил Рохит Прасад, старший вице-президент Amazon по ИИ. Nova Sonic сохраняет акустические нюансы (тон, ритм), что делает диалоги более естественными. Модель обрабатывает запросы в реальном времени — например, корректирует ответы при прерывании, что критично для служб поддержки.
Источник: Leonardo
Nova Sonic генерирует текстовые расшифровки разговоров для интеграции с внешними API, упрощая создание AI-агентов. В тестах модель превзошла Gemini Flash 2.0 (69,7% побед) и GPT-4o (51%) в диалогах на английском. Её задержка — 1,09 секунды против 1,18 у OpenAI и 1,41 у Google. При этом стоимость использования на 80% ниже, чем у GPT-4o. Мультиязычная точность Nova Sonic также выше: уровень ошибок (WER) составил 4,2% против 6,6% у GPT-4o Transcribe.
Среди ранних внедрений — оптимизация контакт-центров (ASAPP), обучение произношению (Education First) и голосовой доступ к спортивной аналитике (Stats Perform).
Amazon акцентирует ответственный подход: в модель встроены защита от «галлюцинаций» и запрет на клонирование голосов. Сейчас Nova Sonic поддерживает американский и британский английский, но новые языки и акценты в разработке. По словам Прасада, это «высокая планка надёжности для эпохи, где голос становится новым интерфейсом».
Минский автомобильный завод (МАЗ) совместно с российской компанией «Итэлма» разработал полностью импортозамещенный электробус МАЗ 303Е23, специально адаптированный для Санкт-Петербурга. В создании электробуса использованы только белорусские и российские комплектующие. МАЗ и другие белорусские производители отвечали за кузов, электрооборудование, тормозную систему, программное обеспечение, остекление и переднюю ось. Российская сторона предоставила телематические системы и силовую часть.
Фото: САЭ
Электрическую платформу, включая электродвигатель мощностью 204 л.с. и тяговые аккумуляторы, обеспечивающие запас хода до 250 км, разработала и произвела компания «Системы автономной энергии» (САЭ), входящая в ГК «Итэлма». Другая компания из этой же группы, «Сервисный центр Транстелематика», создала современную мультисервисную платформу, включающую системы оплаты проезда, подсчета пассажиров и видеонаблюдение.
Главный конструктор МАЗ Андрей Савчиц подчеркнул, что новый электробус — полностью союзный продукт, исключающий технологические риски и способствующий развитию промышленного потенциала Беларуси и России.
МАЗ 303Е23 – низкопольный электробус, рассчитанный на перевозку 34 сидячих и 14 стоячих пассажиров. Высота подножки всего 32 см, предусмотрена система наклона к бордюру («книлинг»), а также рампа и специальное место для инвалидной коляски. Тестирование электробуса на маршрутах Санкт-Петербурга планируется начать в первой половине 2025 года.