Тайвань ускоряет импорт сжиженного природного газа (СПГ), чтобы компенсировать выведенную из эксплуатации атомную энергетику. Фото: Uwe Aranas
Рост зависимости от ископаемого топлива вызывает тревогу у экспертов. Тайвань хранит лишь 11-дневный запас газа, а его основные терминалы уязвимы для блокировки — в апреле Китай смоделировал ракетный удар по одному из них во время учений. Такие сценарии ставят под угрозу не только энергобезопасность, но и работу полупроводниковых заводов, которые потребляют до 15% электроэнергии острова.
Переход на газ также осложняет климатические цели. Несмотря на планы по развитию ВИЭ, доля угля и газа в энергобалансе к 2025 году может достичь 80%. Критики подчёркивают: отказ от атомной энергии, которая ранее давала 10% генерации, сделает Тайвань заложником ценовых колебаний на рынке СПГ и геополитических конфликтов.
В ЦЕРН завершили испытания переносимой системы BASE-STEP, способной транспортировать облака заряженных частиц без потерь. Во время эксперимента учёные перевезли около 100 протонов на грузовике через территорию исследовательского центра, преодолев 3,72 км со скоростью до 42,2 км/ч. Ключевая цель — подготовить технологию для доставки антипротонов в лаборатории с низким уровнем помех, где точность измерений может вырасти в 100 раз.
Созданная установка весом 900 кг использует пеннинговскую ловушку: сверхпроводящий магнит создаёт поле 1,945 Тл, а электростатические электроды удерживают частицы. Автономная работа обеспечивается батареями и запасом жидкого гелия, что позволило системе функционировать 4 часа без внешнего питания. Во время движения датчики фиксировали ускорение и температуру, а неразрушающий метод детектирования подтвердил — ни один протон не покинул ловушку.
Кампус ЦЕРНа. Фото: Sean Pavone
Главная проблема — испарение гелия: за время теста уровень снизился с 75% до 30%. Для дальних перевозок, например, в строящуюся лабораторию в Дюссельдорфе (800 км от ЦЕРН), потребуется генератор для поддержания криогенных условий. Успех эксперимента открывает путь к проверке CPT-инвариантности с беспрецедентной точностью 10-13, что в 100 раз превышает текущие возможности.
«Раньше магнитные помехи от ускорителей ограничивали точность до 1,6×10-11, — поясняют авторы. — Перемещение антипротонов в „тихие“ зоны позволит устранить этот барьер». Следующий этап — транспортировка антиматерии. Если испытания пройдут успешно, то учёные смогут изучать свойства антипротонов в условиях, где внешние поля не превышают 1 нТл.
Технология BASE-STEP также потенциально применима для перевозки ионов и сложных систем вроде антиводорода. Это может привести к созданию сети лабораторий, сотрудничающих в исследованиях антиматерии, и ускорить поиск отклонений от Стандартной модели. Как отметили в ЦЕРН, «это не просто контейнер — это новый инструмент для переписывания учебников физики».
На выставке Computex компания Foxconn совместно с Nvidia представила робота NuraBot, созданного для медицинских учреждений. Разработанный в партнёрстве с Taichung Veterans General Hospital и Kawasaki Heavy Industries, робот призван помочь в уходе за пациентами, используя искусственный интеллект и автономную навигацию.
NuraBot работает на платформах Nvidia, что обеспечивает ему точное восприятие окружения, обработку естественного языка и адаптацию к потребностям пациентов. Система оснащена камерами и датчиками для безопасного перемещения по больницам, а также может контролировать жизненные показатели, доставлять лекарства и еду, оказывать помощь в передвижении.
Особенность робота — способность обучаться, запоминая распорядок дня пациентов и предлагая персонализированную поддержку. Решения на базе ИИ анализируют данные в реальном времени, что позволяет быстро выявлять аномалии в состоянии здоровья и прогнозировать потребности.
Фото: Foxconn, Nvidia
Пилотные испытания в нескольких клиниках уже показали положительные результаты. Медсёстры отметили, что NuraBot берёт на себя рутинные задачи, высвобождая время для прямого взаимодействия с пациентами. Те, в свою очередь, оценили доступность и точность помощи робота.
Хотя Foxconn пока не опубликовала официальный релиз, в Nvidia подчеркнули, что проект отражает растущий интерес технологических компаний к здравоохранению. Аналитики считают, что такие решения станут ключевыми на фоне старения населения и роста нагрузки на медучреждения.
Ожидается, что подробности о стоимости и массовом выпуске NuraBot объявят в ближайшие месяцы.
Японские магазины 7-Eleven приступили к испытаниям автономных роботов-курьеров, созданных совместно автомобильным концерном Suzuki и токийским стартапом Lomby. Пилотный проект, стартовавший в пригороде Токио — Хатиодзи, направлен на решение проблемы нехватки рабочей силы и тестирование автономной доставки «последней мили» в городских условиях.
Два магазина сети в районе Минами-Осава задействовали по два четырёхколёсных робота-курьера, напоминающих компактные передвижные боксы. Устройства развивают скорость до 6 км/ч, оснащены датчиками для распознавания препятствий, пешеходов и сигналов светофоров. Роботы доставляют заказы, оформленные через приложение 7NOW, но пока требуют ручной загрузки товаров. Несмотря на автономность, операции дистанционно контролируются операторами, которые могут вмешаться в критической ситуации.
Фото: Suzuki / Lomby
Сотрудничество Suzuki и Lomby, начавшееся два года назад, объединило экспертизу в автомобилестроении и робототехнике. Инженеры Suzuki обеспечили платформу с учётом требований к мобильности, а специалисты Lomby разработали систему навигации и интеграции сенсоров. Тестовый район выбран не случайно: холмистый рельеф Минами-Осавы с уклонами и лестницами позволит проверить, смогут ли роботы эффективно обслуживать пожилых жителей — ключевую аудиторию сервиса.
Испытания продлятся до февраля 2026 года. Это первый публичный эксперимент 7-Eleven с полностью автономными роботами на тротуарах — ранее компания тестировала только модели с удалённым управлением.
Отдельный вопрос — безопасность. Разработчики подчёркивают, что в приоритете алгоритмов роботов осторожность: при обнаружении непредвиденных препятствий устройство останавливается и ожидает оператора. Это снижает риски, но пока что ограничивает полностью независимую работу.
Результаты проекта оценят не только ритейлеры, но и урбанисты. Внедрение таких систем в плотной городской среде потребует адаптации инфраструктуры, например, создания выделенных зон для роботов-курьеров. Если тесты в Хатиодзи пройдут успешно, то Япония может стать полигоном для глобального масштабирования технологии.
Компания RoboForce представила промышленного робота Titan, созданного для выполнения сложных задач в условиях, опасных для человека. Робот обладает точностью до 1 мм, грузоподъёмностью 40 кг и радиусом действия манипуляторов 1100 мм, что позволяет ему выполнять операции вроде захвата, перемещения, нажатия, скручивания и соединения деталей. Автономная работа Titan достигает 8 часов, а его модульная конструкция поддерживает два варианта базы — колёсную и гусеничную, с планами расширения линейки.
По словам основателя RoboForce Лео Ма, Titan — это «первый шаг к переосмыслению роли человека в промышленности». Робот уже тестируется в секторах солнечной энергетики, горнодобывающей отрасли, производства и космической индустрии, а вскоре стартуют пилотные программы для клиентов. Технология Titan базируется на комбинации ИИ и аппаратного обеспечения, а также способности системы к непрерывному обучению.
Источник: RoboForce
Параллельно с релизом робота компания привлекла $5 млн дополнительных инвестиций, увеличив общий объём финансирования до $15 млн. Средства направят на расширение команды и перенос штаб-квартиры в Кремниевую долину, где построят современный исследовательский центр. Как подчеркнул Ма, это подтверждает доверие инвесторов к стратегии RoboForce по замене рутинного и опасного труда автоматизированными решениями.
В ближайшие месяцы RoboForce планирует представить новые модификации Titan, адаптированные под специфику разных отраслей. «Наша цель — не просто автоматизация, а создание симбиоза человека и машины, где люди сосредоточатся на творческих задачах», — добавил CEO.
Xiaomi начала массовое производство усовершенствованного мобильного чипа собственной разработки Xring O1, о чем заявил основатель компании Лэй Цзюнь.
Первыми двумя продуктами, которые будут работать на этом чипе, станут смартфон Xiaomi 15S Pro и Xiaomi Pad 7 Ultra, о чем он рассказал на своей страничке в Weibo.
сообщали, 10-ядерная платформа Xiaomi Xring O1 получилась почти такой же мощной, как Snapdragon 8 Elite. \n
Марсоход NASA Perseverance исследует новую интересную область, которую команда назвала «Крокодиллен» (Krokodillen). Эта зона может содержать одни из самых древних горных пород на Марсе. Участок попал в список желаний научной группы Perseverance, потому что он находится на важной границе между самыми старыми породами кратера Джезеро и равнинами за пределами кратера.
Изображение сгенерировано Grok
«Последние пять месяцев были настоящим геологическим вихрем. Исследование "Вич Хейзел Хилл" [Witch Hazel Hill] прошло успешно, изучение "Крокодиллена" обещает быть не менее захватывающим», — сказал Кен Фарли, замдиректора проекта Perseverance из Калифорнийского технологического института в Пасадене.
Название «Крокодиллен» ученые миссии дали в честь горного хребта на острове Принс Карлс Форланд в Норвегии, где это слово на норвежском означает «крокодил». Это плато площадью 73 акра (примерно 30 гектаров) состоит из скальных выходов, расположенных ниже по склону к западу и югу от Вич Хейзел Хилл.
Быстрое предварительное исследование региона показало наличие глин в этой древней горной породе. Поскольку для образования глин требуется жидкая вода, они дают важные подсказки о климате и пригодности для жизни раннего Марса. Обнаружение глин в других частях «Крокодиллена» укрепит идею о том, что когда-то в далеком прошлом здесь было много жидкой воды, вероятно, до того, как кратер Джезеро сформировался из-за падения астероида. На Земле глинистые минералы также известны тем, что сохраняют органические соединения — строительные блоки жизни.
Фото: NASA/JPL-Caltech
«Если мы найдем здесь потенциальный биосигнал, он, скорее всего, будет принадлежать совершенно другому и гораздо более раннему периоду эволюции Марса, чем тот, который мы обнаружили в прошлом году в кратере у "Шейява Фолс" [Cheyava Falls]», — отметил Фарли, имея в виду образец породы, взятый в июле 2024 года, который содержал химические следы и структуры, возможно, сформированные жизнью миллионы лет назад.
«Породы "Крокодиллена" сформировались до создания кратера Джезеро, во время самого раннего геологического периода Марса — нахийского, и являются одними из самых старых на планете», — добавил Фарли.
Данные, собранные орбитальными аппаратами NASA, предполагают, что внешние края «Крокодиллена» могут содержать области, богатые оливином и карбонатами. Хотя оливин образуется из магмы, карбонатные минералы на Земле обычно возникают в результате реакции жидкой воды с камнем и растворенным диоксидом углерода. На Земле карбонаты известны как отличные сохранители окаменелостей древней микробной жизни и как записи древнего климата.
Марсоход, который 9 мая отметил 1500-й день работы на поверхности, сейчас анализирует скальный выход в «Крокодиллене», называемый «Медная бухта» (Copper Cove), где могут быть породы нахийского периода.
Прибытие марсохода в «Крокодиллен» сопровождалось новой стратегией отбора проб для ядерного марсохода, которая позволяет оставлять некоторые образцы в открытых контейнерах на случай, если миссия обнаружит более интересную геологическую особенность позже.
На данный момент Perseverance собрал и запечатал два образца реголита (измельченной породы и пыли), три контрольные трубки и один атмосферный образец. Также было собрано 26 ядер пород, из которых 25 запечатаны. Один незапечатанный образец — самый последний, это ядро породы, взятое 28 апреля, названное «Белл Айленд» (Bell Island), которое содержит маленькие круглые камешки, называемые сферулами. Если научная группа решит, что новый образец более важен, марсоход сможет удалить трубку из хранилища и выбросить предыдущий образец.
«Мы исследуем Марс уже больше четырех лет, и каждая заполненная пробирка на борту рассказывает свою уникальную и увлекательную историю. У нас осталось семь пустых пробирок и много открытого пути впереди, поэтому мы оставим несколько трубок — включая ту, где находится ядро "Белл Айленд", — незапечатанными на данный момент. Эта стратегия дает нам максимальную гибкость для сбора разнообразных и интересных образцов пород», — сказала Кэти Стэк Морган, временный руководитель проекта Perseverance из Лаборатории реактивного движения NASA в Южной Калифорнии.
До принятия новой стратегии команда инженеров оценила, не ухудшится ли качество образца из-за того, что трубка останется открытой. Ответ был отрицательным.
«Внутри марсохода соблюдаются очень строгие стандарты чистоты, установленные при его создании. Трубка также расположена в индивидуальном отсеке хранения так, что вероятность попадания постороннего материала во время будущих операций, включая забор проб и передвижения, крайне мала», — пояснила Стэк Морган.
Кроме того, команда оценила, не смогут ли остатки выброшенного образца «загрязнить» последующий образец.
«Хотя есть небольшая вероятность, что материал из предыдущего образца, оставшийся в трубке, может соприкоснуться с внешней стороной нового образца, это очень незначительная проблема — и оправданная плата за возможность собрать лучшие и самые интересные образцы, когда мы их найдем», — сказала Стэк Морган.
Астрономы раскрыли механизмы звездообразования в галактике PACS-830 с помощью телескопов «Джеймс Уэбб» (JWST) и обсерватории ALMA. Исследование, опубликованное на основе данных высокого разрешения, показало, что галактика на красном смещении z=1,463 (около 9 миллиардов лет назад, примерно треть возраста Вселенной) обладает структурой, напоминающей спираль «большого дизайна» с двумя протяжёнными рукавами.
Наблюдения выявили необычное распределение молекулярного газа и звёздного света. Один из рукавов вносит 21±6% в общее излучение CO, что указывает на активные процессы звездообразования без признаков галактических слияний — ранее считалось, что такие вспышки требуют столкновений.
Учёные сравнили два маркера звездообразования: излучение полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) по данным JWST и скорость звездообразования (SFR), рассчитанную по данным ALMA. Оказалось, что в ядре PACS-833 наблюдается дефицит излучения ПАУ, хотя активность SFR там высока. Это противоречит стандартным моделям, где оба показателя коррелируют. Исследователи предположили, что интенсивное ионизирующее излучение в ядре разрушает молекулы ПАУ или подавляет их свечение, что характерно для галактик со вспышками звездообразования.
Снимки галактики PACS-830, сделанные телескопами «Хаббл», JWST и ALMA, показывают, как её структура меняется в зависимости от «цвета» (длины волны). В оптическом диапазоне она кажется «размытой», но в инфракрасном и субмиллиметровом свете чётко видны спиральные рукава, совпадающие с зонами плотного газа. Это помогло учёным понять, как галактика формирует звёзды без катастрофических столкновений. Источник: arXiv:2505.09728
Примечательно, что морфология PACS-830 зависит от длины волны: в ультрафиолете она напоминает результат слияния, а в инфракрасном диапазоне проявляется чёткая спиральная структура. Это говорит о сложной эволюции галактики, где формирующийся балдж (центральное утолщение) влияет на распределение газа и пыли.
Результаты подчёркивают важность совместного использования JWST и ALMA для изучения межзвёздной среды. Высокое разрешение позволило впервые обнаружить пространственные вариации отношения SFR к излучению ПАУ на высоком красном смещении, подтвердив теоретические расчёты. Учёные планируют расширить исследования, чтобы понять, как такие процессы влияют на эволюцию галактик в ранней Вселенной.
Компании Rocsys и Einride провели успешные испытания системы полностью автономной зарядки для беспилотных грузовых электромобилей. Тесты прошли на полигоне AstaZero, принадлежащем шведскому исследовательскому институту RISE, в рамках проекта MODI при софинансировании Европейского союза, что приближает отрасль к масштабируемым и устойчивым грузоперевозкам.
Система Rocsys позволяет машинам заряжаться без участия человека, используя роботизированные платформы и открытые стандарты для совместимости с разнородным автопарком. Решение дополнено платформой Rocsys Portal, которая обеспечивает круглосуточный мониторинг и управление процессом.
Фото: Rocsys / Einride
Важным аспектом стала безопасность: минимизация участия персонала снижает риски на рабочих местах. Пия Вик, менеджер Einride, подчеркнула, что компания сотрудничает с лидерами рынка, чтобы сделать перевозки «эффективнее и экологичнее». Полигон AstaZero, как специализированная площадка для тестирования автономного транспорта, позволил провести испытания в условиях, близких к реальным.
Обе компании уверены, что успешный эксперимент ускорит внедрение беспилотных грузовиков в Европе и мире. Технология не только сокращает время простоя, но и поддерживает переход на «зелёные» источники энергии, что соответствует глобальным трендам декарбонизации транспорта.
Autonews протестировал новый японский компактный кроссовер Honda Vezel, отметив, что автомобиль «неплохо оснащен, способен уверенно хвататься за дорогу, если она не в рытвинах и ухабах, а также добавлять водителю азарта при маневрах». По сути, это Honda HR-V под новым именем.
Интересно то, что сегодня в России Honda Vezel можно приобрести с гарантией сроком на три года или 100 тыс. км — в зависимости от того, что наступит раньше. При этом цена на такие машины стартует от 4,5 млн руб.
Фото: Autonews
Большинство предлагаемых в России Honda Vezel оснащены 1,5-литровым бензиновым атмосферным двигателем мощностью 124 л.с., передним приводом и вариатором.