Компания MaiaSpace, занимающаяся разработкой малых ракет-носителей и выделившаяся из состава ArianeGroup, подписала первый коммерческий контракт на запуски с 2027 года. Партнёром выступила французская компания Exotrail, создающая орбитальные транспортные платформы Spacevan. Соглашение предусматривает несколько миссий, но точное число запусков и их стоимость не раскрываются.
Ракета MaiaSpace, находящаяся в разработке, начнёт полёты с конца 2026 года с космодрома в Французской Гвиане, ранее использовавшегося для запусков «Союзов». В одноразовой конфигурации она сможет выводить до 1500 кг на низкую околоземную орбиту, а при посадке первой ступени на морскую платформу — до 500 кг. Дополнительная разгонная ступень, которую компания также создаёт, повысит грузоподъёмность.
Фото: MaiaSpace
Exotrail впервые испытала платформу Spacevan в ноябре 2023 года в рамках миссии SpaceX Transporter, успешно развернув кубсат. До 2027 года компания планирует ещё три миссии, включая полёт на геостационарную орбиту совместно с Ariane 6 во второй половине 2026 года. Ранее Exotrail также заключила контракт с Isar Aerospace на использование ракеты Spectrum.
Сотрудничество MaiaSpace и Exotrail отражает растущий спрос на специализированные запуски малых аппаратов, особенно в условиях дефицита европейских ракет-носителей. Обе компании делают ставку на многоразовые технологии и гибкие решения, чтобы закрепиться в конкурентном рынке космической логистики.
В продаже в России (в наличии, а не под заказ) появился британский премиум-внедорожник Land Rover Defender 2025 года выпуска. Автомобиль отличается особым внедорожным исполнением Octa и особой ценой — 37 млн рублей. За эти деньги можно купить пару новых Lexus LX 600 и еще Lada Granta на сдачу. Или примерно 20 Lada Vesta.
Фото: Land Rover
Комплектация Octa отличается увеличенными 33-дюймовым колесами и расширенными колесными арками, иным оформлением передней части, двухцветной окраской, комбинированной отделкой сидений и топовой акустической системой.
Тайконавты (китайские космонавты) Цай Сюйчжэ и Сун Линдун завершили семичасовую деятельность на внешней поверхности модуля «Вэньтянь» орбитальной станции «Тяньгун», установив дополнительные элементы противометеоритной защиты и проверив оборудование. Это уже третий выход в открытый космос в рамках шестимесячной миссии «Шэньчжоу-19», которая завершится через месяц.
За семь часов тайконавты смонтировали панели для защиты от космического мусора, дополнительное внешнее оборудование и провели детальную инспекцию систем станции. Для осмотра труднодоступных участков Цай Сюйчжэ использовал роботизированный манипулятор «Тяньгуна», перемещаясь к целевым точкам и фиксируя их состояние с помощью фотоаппаратуры. Третий член экипажа, инженер Ван Хаочжэ — первая женщина-специалист по космическим системам в Китае — обеспечивала поддержку изнутри станции, как и во время двух предыдущих выходов в открытый космос.
Вид с роботизированной руки «Тяньгуна» на тайконавтов Цай Сюйчжэ ??и Сун Линдуна, совершающих выход в открытый космос за пределами научного модуля «Вэньтянь» 21 марта 2025 года. Источник: CMSA
Первый выход этой миссии, состоявшийся в декабре 2024 года, продлился рекордные 9 часов 6 минут. Для Цай Сюйчжэ нынешняя операция стала пятой в карьере — больше, чем у любого другого тайконавта.
«Действия экипажа были безупречны: все задачи выполнены с первого раза, а установка устройств проведена с высокой точностью. Фактически, работа заняла меньше времени, чем ожидалось», — прокомментировал Ван Яньлэй из Китайского центра подготовки тайконавтов.
Экипаж, находящийся на станции с 29 октября прошлого года, провёл десятки экспериментов, включая выращивание плодовых мушек, изучение кристаллизации белков и анализ поведения пяти типов клеток в микрогравитации. В модулях «Тяньгуна» также ведутся исследования в области материаловедения с использованием контейнеров для бесконтактных экспериментов и высокотемпературных камер.
Для мониторинга здоровья тайконавтов в рамках миссии «Шэньчжоу-19» внедрена новая система оценки ключевых физиологических и психологических показателей — от состояния сердца и костной ткани до эмоционального фона. Она объединяет методы западной и традиционной китайской медицины. Экипажу также помогает искусственный интеллект: робот Сяо Хан («Маленький космос»).
Следующие миссии — «Шэньчжоу-20» и «Шэньчжоу-21» — запланированы на 2025 год. Их экипажи уже отобраны, но имена пока не раскрываются. Каждая миссия продлится около полугода, а во время смены экипажей «Тяньгун» временно примет шесть человек.
Команда каршеринга «Ситидрайв» сообщила о расширении географии присутствия в России. Сервис запускается в Ростове-на-Дону. Автомобили «Ситидрайва» станут доступны для аренды в городе со 2 апреля 2025 года.
Иллюстрация: «Ситидрайв»
На начальном этапе в Ростове-на-Дону появится около 300 автомобилей различных классов, включая Chery Tiggo 7 Pro, Skoda Rapid, Haval Jolion Elite, Kia Rio и Nissan Qashqai. Пользователи смогут совершать поездки на расстояние до 250 км от границ города, а в рамках пакетных тарифов – до 2000 км.
Сервис предлагает гибкие условия аренды: поминутный тариф, фиксированный тариф («Фикс»), пакетные предложения от 2 часов до 7 дней, а также долгосрочную подписку «Надолго». «Ситидрайв» берет на себя оплату городских парковок, топлива, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. К регистрации в сервисе допускаются водители от 18 лет, без необходимости стажа вождения.
Для пользователей в Ростове-на-Дону будут доступны те же возможности, что и в других городах присутствия «Ситидрайва», включая КАСКО, страхование жизни и здоровья, а также программу лояльности с кешбэком от стоимости поездок.
Команда крупнейшей российской торговой онлайн-площадки Wildberries начинает открывать для своих партнеров доступ к Click&Collect — сервису самовывоза из торговых точек. Теперь он доступен для подключения продавцам Wildberries из 16 городов России. Об этом сообщила пресс-служба объединенной компании Wildberries и Russ.
Сгенерировано нейросетью Dall-E
С помощью сервиса пользователи смогут забронировать товары на Wildberries и забрать его в удобное время непосредственно у продавца маркетплейса – в его магазине или на складе.
Сервис начал работать в 16 российских городах, включая Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Красноярск, Краснодар и другие города России. В дальнейшем сервис появится во всех российских регионах.
Чтобы воспользоваться сервисом, покупатель выбирает нужный товар на онлайн-витрине Wildberries и добавляет его в корзину. На этапе оформления заказа ему будет предложена карта с доступными торговыми точками продавца, где можно забрать товар. Там же отобразятся сроки хранения заказа.
После оформления заказа продавцы самостоятельно комплектуют товар и готовят его к выдаче. Они сами определяют сроки сборки и хранения продукции, однако сборка не должна превышать 72 часа, а хранение — варьироваться от 24 часов до 30 дней.
Российский автогигант АвтоВАЗ продолжает оснащать автомобили Lada атмосферными двигателями, несмотря на общемировой тренд перехода к турбомоторам, который активно поддерживает китайский автопром. Компания объяснила свою позицию, подчеркнув, что такой подход продиктован особенностями российского рынка и законодательства, а не только традициями или нежеланием перемен.
Основной аргумент завода связан с системой налогообложения в России: транспортный налог зависит от мощности двигателя, а не от его объема или уровня выбросов, как в Китае или Европе. Турбомоторы, чаще малокубатурные, но мощные, оказываются менее выгодными для покупателей. К тому же они сложнее в производстве и дороже примерно на 50% из-за конструкционных материалов, систем охлаждения и смазки. Обслуживание и ремонт таких двигателей также требуют больших затрат.
Изображение Grok
Кроме того, внедрение турбонаддува потребовало бы серьезной переработки автомобилей Lada. Коробка передач, привод, подвеска и тормоза пришлось бы адаптировать под возросший крутящий момент и динамику.
По оценкам АвтоВАЗа, это увеличило бы стоимость машины на 50%.
Команда NASA завершила девятимесячное исследование по созданию первого гигантского интерферометра на Луне. Проект AeSI (Artemis-enabled Stellar Imager) предусматривает развёртывание 15–30 телескопов с ультрафиолетовой и оптической чувствительностью, объединённых в массив длиной до 1 км. Установка таких инструментов станет возможной благодаря программе «Артемида», которая к концу 2030-х годов создаст необходимую инфраструктуру для долгосрочных астрономических исследований с Луны.
Концепция AeSI развивает идею орбитального интерферометра Stellar Imager, первоначально предложенного для свободного полёта в космосе. Однако прогресс в разработке лунных баз, систем энергоснабжения и роботизированных технологий сделал поверхность Луны более перспективной площадкой. Отсутствие атмосферы позволяет отказаться от адаптивной оптики и работать с короткими волнами. Каждый телескоп диаметром 1 метр будет установлен на мобильную платформу, что позволит гибко менять конфигурацию массива. Данные с них поступят в центральный хаб, где алгоритмы сформируют изображения с детализацией, недоступной даже для орбитальных телескопов.
Иллюстрация: Britt Griswold / GSFC
Основная цель AeSI — изучение магнитной активности звёзд. Наблюдая за пятнами, плато и конвекционными ячейками у ближайших светил, таких как Альфа Центавра A и Процион, учёные смогут построить точные модели звёздных недр. Это не только углубит понимание эволюции Солнца, но и улучшит прогнозирование вспышек, влияющих на спутники и энергосистемы Земли.
Интерферометр также исследует аккреционные диски молодых звёзд, где формируются планеты, и ранние стадии взрывов сверхновых. Для изучения активных галактических ядер (AGN), скрывающих сверхмассивные чёрные дыры, потребуется расширение массива. Яркость этих регионов падает с расстоянием, поэтому нужны будут телескопы с повышенной ультрафиолетовой чувствительностью и большим базовым диаметром. Уже ведутся работы над зеркалами с улучшенным UV-покрытием и детекторами, способными улавливать слабые сигналы из глубин Вселенной. Это позволит измерять скорость ветров вокруг AGN и уточнять космологические расстояния, что важно для расчёта темпов расширения Вселенной.
Развёртывание AeSI начнётся не раньше конца 2030-х — сроки зависят от успехов Artemis. Первые пилотируемые миссии запланированы на 2026 год, а к 2040-м на Луне должны появиться обитаемые станции и энергетические узлы. Южный полюс спутника рассматривается как приоритетная площадка из-за близости к инфраструктуре, однако учёные изучают варианты размещения на более низких широтах — это расширит зону наблюдения за галактиками.
Основные риски связаны с лунной пылью, способной повредить оптику, и сейсмической активностью. Для защиты телескопов планируют использовать автоматические системы очистки и гибкие крепления, компенсирующие вибрации. Роботы смогут обслуживать массив, а астронавты — модернизировать его с учётом новых задач.
Следующие этапы проекта включают тестирование технологий на МКС и разработку алгоритмов для обработки эксабайтов данных, которые будут поступать с 30 телескопов одновременно. Если всё пойдёт по плану, то к 2045 году человечество получит «рентгеновское зрение» для сканирования поверхности звёзд и окрестностей чёрных дыр.
В России начались продажи обновленного внедорожника Lexus LX 500d 2025 модельного года. Автомобиль представлен в топовой комплектации Luxury и предлагается по цене 17 850 000 рублей. По заявлению дилера, модель была специально адаптирована под российские климатические и дорожные условия.
Lexus LX 500d оснащен 3,4-литровым дизельным двигателем мощностью 299 л.с., полным приводом и автоматической коробкой передач. В комплектации Luxury предусмотрены пневмоподвеска, премиальная аудиосистема Mark Levinson, вентиляция всех сидений, задние мониторы, двойные стекла, люк, проекционный дисплей, 4-зонный климат-контроль и электрошторки. Мультимедийная система с сенсорным экраном диагональю 12,3 дюйма поддерживает Apple CarPlay и Android Auto, а интеллектуальный климат-контроль автоматически регулирует температуру для каждого из семи пассажиров.
Фото global.toyota
Особое внимание уделено безопасности: внедорожник оснащен системами мониторинга слепых зон, кругового обзора и адаптивным круиз-контролем. Также в комплектацию входят обогрев рулевого колеса и форсунок, память настроек сидений и зеркала с функцией автозатемнения.
Российский автопроизводитель КамАЗ возобновил выпуск карьерных самосвалов поколения К5, представив обновленную модель 65951.
Изначально запуск производства четырёхосного самосвала с колесной формулой 8х4 полной массой 50 тонн, который представили еще в 2021 году, планировался на лето 2022 года, однако из-за санкций проект был отложен.
Обновленный КамАЗ-65951 получил усиленные ведущие мосты, более мощную раму и четырёхточечную подвеску кабины. Также в конструкции появилась система обогрева самосвальной платформы с использованием выхлопных газов, что особенно актуально для работы в суровых климатических условиях.
Фото КамАЗ
Силовая установка самосвала также была модернизирована: вместо прежнего 12-литрового двигателя теперь используется 13-литровый мотор мощностью 482 л.с., что на 32 л.с. больше, чем у предшественника.
Коробка передач осталась 16-ступенчатой механической, но теперь она производится самим КамАЗом, а не закупается у немецких поставщиков.
В России начнут выпускать совершенно новые версии кроссовера Exeed RX и внедорожника Exeed VX — с гибридными силовыми установками. Об этом рассказал «Китайским автомобилям» неназванный источник. Отмечается, что обе машины уже проходят сертификационные испытания, причем сразу под двумя брендами — Exeed и Esteo. Под какой именно маркой они поступят в продажу, пока неизвестно.
Фото: Exeed
30-минутная мощность указывается в сертификационных документах, и она позволяет существенно снизить налоги. В реальности же машины гораздо мощнее. У гибридного Exeed VX — 1,5-литровый мотор мощностью 156 л.с. и два электромотора общей мощностью 462 л.с. Так как трансмиссия трехступенчатая, то она позволит объединять мощность и ДВС, и электромоторов, то есть общая мощность системы составляет 618 л.с. Мощность гибридной силовой установки C-DM Exeed RX — 605 л.с. Само собой, гибриды Exeed RX и Exeed VX — полноприводные.
Выпуск Exeed в России осуществляется на бывшем подмосковном заводе Mercedes-Benz. Вероятно, там же запустят сборку новых версий Exeed VX и Exeed RX.