Публичные новости

Дороги будущего: инженеры создали модель расчёта для дорог, заряжающих электромобили на ходу

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 05.02.2025 16:36
22 0 0

В Техасском университете в Эль-Пасо разработали уникальную модель расчёта нагрузки для дорог, способных заряжать электромобили во время движения. Это изобретение может стать решением проблемы «тревоги из-за запаса хода» — страха владельцев электромобилей остаться без заряда вдали от зарядной станции.

Группа исследователей под руководством профессора электротехники Параса Мандала сосредоточила внимание на технологии динамической беспроводной передачи энергии (DWPT). Эта система предполагает встраивание передающих панелей непосредственно в дорожное покрытие, что позволит электромобилям заряжаться прямо во время движения без необходимости подключения к электросети.

Электрический полугрузовик заряжается во время движения по тестовой дороге с динамической беспроводной передачей энергии (DWPT), расположенной в Университете штата Юта. Источник: ASPIRE

По прогнозам, к 2030 году ежегодные продажи электромобилей достигнут 7,2 миллиона единиц. Однако существующие методы зарядки имеют серьёзные ограничения: домашние зарядные устройства работают медленно и создают значительную нагрузку на электросеть, а сеть общественных зарядных станций пока недостаточно развита.

Для внедрения технологии DWPT инженерам, энергетическим компаниям и местным властям необходимо чётко понимать будущую нагрузку на электрическую сеть. Команда профессора Мандала разработала новый метод измерения нагрузки, названный модифицированной свёрткой Тёплица (mCONV). Эта математическая модель позволяет рассчитать динамическую нагрузку на электросеть с учётом различных типов транспортных средств, длины дорог и интенсивности движения.

«Область электрифицированного транспорта постоянно развивается, и моделирование нагрузки на нашу электросеть является крайне важной частью работы. Наше исследование позволит всесторонне изучить новые методы зарядки электромобилей для обеспечения устойчивого использования транспортной инфраструктуры совместно с энергетическими предприятиями», — отмечает профессор Мандал.

Следующим этапом исследования станет изучение влияния DWPT на стабильность и надёжность энергосистемы. По словам декана Инженерного колледжа Кенита Мейсснера, эта новая модель поможет местным и государственным органам власти, а также коммунальным предприятиям понять, что необходимо для внедрения дорог с DWPT, и буквально проложить путь к более широкому распространению электромобилей.

-
Прочитать...

Филиппинские учёные превратили вулканический пепел в щит от радиации

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 05.02.2025 16:36
22 0 0

Филиппинские учёные нашли неожиданное применение вулканическому пеплу, которым была засыпана значительная часть страны после извержения вулкана Тааль в 2020 году. Исследователи из Университета Атенео де Манила и Национального университета установили, что этот природный материал может эффективно защищать от вредного излучения.

Команда учёных провела серию исследований физических и химических свойств строительного раствора на основе вулканического пепла. Результаты показали, что естественное присутствие железосодержащих минералов в составе пепла обеспечивает материалу высокие показатели защиты от радиации.

Блоки геополимерного раствора, изготовленные из вулканического пепла вулкана Тааль. Фото: Myris V. Supnad

«Железо обладает более высокой способностью к взаимодействию благодаря большему количеству электронов. Кроме того, это плотный металл из-за его тяжёлой и компактной структуры. Материал с высоким содержанием электронов и большей плотностью, такой как вулканический пепел Тааля, более эффективен в блокировании опасных рентгеновских и гамма-лучей», – пояснил руководитель исследования Рей Пландо.

Это открытие имеет большое практическое значение, поскольку защита от радиации необходима в больницах, на промышленных объектах и ядерных установках, где ионизирующее излучение используется в различных целях – от медицинской диагностики до стерилизации продуктов питания. Традиционные защитные материалы, такие как бетон и свинец, часто оказываются дорогостоящими и экологически небезопасными.

Профессор Макилинг добавил: «Оптимальное сочетание вулканического пепла и наполнителей приводит к эффективному ослаблению фотонного излучения благодаря возникающему беспорядку в микроструктурах гранулированного вещества».

Учитывая, что Филиппинский архипелаг находится в зоне высокой тектонической активности и богат вулканическими материалами, это исследование открывает практический способ управления отходами природных катастроф с одновременным повышением безопасности в критически важных областях.

Хотя требуются дальнейшие исследования для улучшения долговечности материала и оптимизации его защитных свойств, это открытие демонстрирует, как побочные продукты катастрофических природных явлений могут привести к значимым инновациям, способным спасать жизни.

-
Прочитать...

Apple, это точно лучший флагман компании? iPhone 16 Pro сравнили в работе с новейшим Samsung Galaxy S25 Ultra

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 05.02.2025 15:33
23 0 0

В Samsung Galaxy S25 Ultra и iPhone 16 Pro представлена возможность удалять объекты с готовых фотографий с помощью искусственного интеллекта.

Фото Mark’s Tech/Коллажiphones.ru

И если Samsung просто отлично выполнил поставленную задачу, то результаты работы iPhone 16 Pro выглядят откровенно слабыми.

-
Прочитать...

Инженеры создали материал для охлаждения ИИ-систем, который снизит энергопотребление дата-центров на 40%

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 05.02.2025 15:33
24 0 0

Инженеры Университета Карнеги-Меллон разработали инновационный материал для охлаждения, который может значительно снизить энергопотребление дата-центров для искусственного интеллекта.

По данным Министерства энергетики США, к 2028 году энергопотребление дата-центров, обслуживающих системы искусственного интеллекта, может утроиться. В настоящее время до 40% энергии в дата-центрах расходуется на охлаждение высокопроизводительных чипов — это количество сопоставимо с общим потреблением электроэнергии штата Калифорния.

Иллюстрация: Carnegie Mellon Unviersity, College of Engineering

Профессор машиностроения Шэн Шэн и его команда создали термоинтерфейсный материал (TIM), превосходящий существующие решения. Разработка, опубликованная в журнале Nature Communications, демонстрирует сверхнизкое термическое сопротивление и повышенную эффективность охлаждения за счёт улучшенного рассеивания тепла.

«Этот материал подобен мосту между нано- и макроскопическими мирами. Поскольку наноматериал можно создавать с использованием макромасштабных подходов, мы можем собственными глазами наблюдать его влияние на окружающий мир», — поясняет Цзэсяо Ван, аспирант лаборатории Шэна.

Материал прошёл серьёзные испытания на надёжность: более тысячи циклов при экстремальных температурах от -55 до 125 градусов Цельсия без потери эффективности. По словам профессора Шэна, разработка готова к немедленному практическому применению не только в дата-центрах, но и в других отраслях промышленности, где используются устаревшие термоинтерфейсные материалы.

«Зачастую работа в наномасштабе закладывает основу для устройств, которые мы можем не увидеть десятилетиями. Особенно впечатляет, что наш материал может оказать реальное влияние уже сегодня благодаря простоте использования», — отмечает аспирант Цисянь Ван.

Доктор Жуй Чэн, ведущий автор исследования, подчёркивает, что новый материал окажет существенное влияние на развитие ИИ-вычислений, делая их более доступными, экологичными и надёжными.

-
Прочитать...

В России начали продавать Kia K5 2025 из Казахстана. Какой получилась разница

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 05.02.2025 15:33
25 0 0

Не так давно российские дилеры начали принимать заказы на бизнес-седан Kia K5 2025 года выпуска, а теперь живые машины начали появляться в наличии.

В частности, в Краснодаре дилер предлагает Kia K5 2025 за 4 195 000 рублей, причем утильсбор на автомобиль уже уплачен, так что дополнительных затрат не потребуется. Также получен ЭПТС.

Фото Kia

В оснащение входят двигатель объёмом 2,4 литра, который выдает 240 л.с., а также автоматическая коробка переключения передач. В оснащение входят кожаный салон, круиз-контроль, двухзонный климат-контроль, подогрев руля, передних и задних сидений, бесключевой доступ, камера заднего вида, датчик света, датчик слепых зон, мультируль.

В Казахстане K5 в таком исполнении предлагается за 3 323 000 рублей в пересчете на наши деньги.

-
Прочитать...

Учёные призывают к революции в переработке литий-ионных аккумуляторов: существующие методы неэффективны и вредны для экологии

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 05.02.2025 15:33
22 0 0

Международная группа исследователей представила новое исследование о необходимости революционных изменений в процессах переработки литий-ионных аккумуляторов. Учёные подчёркивают, что производителям аккумуляторов, переработчикам и автопроизводителям необходимо объединить усилия для удовлетворения растущего спроса на электромобили и системы хранения энергии.

Существующие методы переработки, такие как пирометаллургия (извлечение металлов при высоких температурах) и гидрометаллургия (восстановление металлов с помощью водных растворов), сталкиваются с серьёзными проблемами. Среди них — высокое энергопотребление, негативное воздействие на окружающую среду и неэффективное восстановление материалов.

Иллюстрация: нейросеть DALL-E

По данным исследования, опубликованного в журнале Nature Reviews Clean Technology, внедрение передовых методов прямой переработки и вторичное использование материалов может снизить затраты на 40% при одновременном уменьшении вторичного загрязнения. Такие новые технологии, как биовыщелачивание, глубокие эвтектические растворители и роботизированная разборка, способны существенно изменить ландшафт переработки.

Исследователи представили ряд рекомендаций по повышению эффективности, экологичности и масштабируемости технологий переработки литий-ионных аккумуляторов. В частности, предлагается разработка автоматизированных процессов разборки для улучшения показателей восстановления материалов и снижения загрязнения, а также сотрудничество с производителями аккумуляторов для их перепроектирования с учётом упрощения разборки и переработки.

«Стремительный рост использования электромобилей требует срочных действий для создания устойчивой циркулярной экономики литий-ионных аккумуляторов. В 2024 году глобальные продажи электромобилей достигли 17 миллионов единиц. Инвестируя в передовые технологии переработки и развивая сотрудничество между отраслями, мы можем значительно снизить воздействие на окружающую среду, обеспечивая соответствие темпов переработки аккумуляторов рыночному спросу», — отмечает соавтор исследования, доктор Гэвин Харпер из Университета Бирмингема.

Многие из этих задач решаются в рамках проекта ReLIB Университета Бирмингема — крупнейшей и самой продолжительной исследовательской программы Великобритании по переработке и повторному использованию литий-ионных аккумуляторов. Работа продолжается в тесном международном сотрудничестве с исследовательскими группами из США.

-
Прочитать...

Мощнейшее столкновение создало 280-километровые каньоны на Луне менее чем за 10 минут

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 05.02.2025 15:33
26 0 0

Учёные раскрыли тайну происхождения двух огромных каньонов на обратной стороне Луны. Согласно новому исследованию, эти геологические образования возникли в результате мощнейшего столкновения с космическим телом около 3,8 миллиарда лет назад.

Долина Шрёдингера и Долина Планка – два гигантских каньона, расходящихся от кратера Шрёдингера вблизи южного полюса Луны. Длина каждого превышает 270 километров, а глубина достигает 3,5 километров. Для сравнения, знаменитый Гранд-Каньон в Аризоне хоть и длиннее (446 км), но значительно мельче – всего 1,86 км в глубину.

Команда учёных под руководством планетолога Дэвида Кринга из Института Луны и планет США провела детальный анализ лунной поверхности. Используя фотоснимки, они создали карты распределения выброшенного при ударе материала. Это позволило «отмотать время назад» и воссоздать картину древнего столкновения.

Два каньона, Долина Шрёдингера (слева) и Долина Планка (справа), расходящиеся от кратера Шрёдингера.  Источник: NASA / SVS / Ernie T. Wright

Результаты исследования показали, что удар был асимметричным – большая часть выброшенного вещества распространилась в сторону от южного полюса Луны. При этом скорость выброса была колоссальной – от 0,95 до 1,28 километров в секунду. Энергия удара, необходимая для создания таких каньонов, в 130 раз превышает суммарную мощность всего ядерного арсенала Земли.

Интересно, что процесс формирования лунных каньонов разительно отличается от земных аналогов. Если Гранд-Каньон образовался за миллионы лет под действием воды, то лунные кратеры могли возникнуть менее чем за 10 минут в результате космической катастрофы.

Это открытие имеет важное значение для будущих лунных миссий. Предстоящая экспедиция «Артемида III», запланированная на 2027 год, будет исследовать район вблизи южного полюса Луны. Модели учёных показывают, что большая часть выброшенного при ударе материала была распределена в стороне от предполагаемых мест посадки. Это означает, что астронавты смогут получить лучший доступ к более древним минералам, которые они планируют изучать.

Хотя точное место посадки «Артемиды III» ещё не определено, новые данные о распределении лунного грунта помогут в планировании миссии и выборе наиболее перспективных участков для исследований. Когда экспедиция прибудет на Луну, её находки прольют ещё больше света на то, как и когда произошло это столкновение, оставившее неизгладимый след на поверхности нашего спутника.

-
Прочитать...

Великобритания инвестирует 16 миллионов фунтов стерлингов в развитие спутниковых технологий

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 05.02.2025 15:33
26 0 0

Космическое агентство Великобритании выделило 16 миллионов фунтов стерлингов на два проекта, направленных на укрепление позиций страны в области спутниковой связи. Финансирование позволит разработать технологии, которые повысят эффективность и возможности спутниковых группировок.

Эти инвестиции являются частью программы Космического агентства Великобритании по обеспечению связи на низкой околоземной орбите (C-LEO), в рамках которой планируется выделить до 160 миллионов фунтов стерлингов в течение следующих четырёх лет для укрепления британского опыта в секторе спутниковой связи.

Фото: Alamy / PA

Спутниковые группировки, которые способны обеспечивать высокоскоростной интернет в самых отдалённых и малообслуживаемых регионах мира, имеют большое значение для преодоления цифрового разрыва, особенно в районах с ограниченной или отсутствующей традиционной инфраструктурой. Эти группировки также улучшают связь на рынках морских и авиационных перевозок.

Финансирование в этом раунде получили две компании. EnSilica, базирующаяся в Оксфордшире, получит 10 миллионов фунтов стерлингов на разработку кремниевых чипов и программного обеспечения для пользовательского терминала. Эти инновации обеспечат совместимость с региональными группировками, такими как британская OneWeb и другие европейские инициативы. Excelerate Technology из Кардиффа получит 6 миллионов фунтов стерлингов на создание пользовательского терминала для рынка мобильности и автономии (MAMUT). Этот терминал позволит операторам легко переключаться между спутниковыми провайдерами и орбитами с помощью простого приложения.

Космическая отрасль Великобритании имеет богатую историю в области проектирования и эксплуатации спутников. В 2023 году сектор достиг значительного рубежа: на орбиту было выведено более 2900 спутников, многие из которых стали неотъемлемой частью коммерческих мега-группировок. В перспективе ожидается запуск ещё 18 000 спутников за период с 2021 по 2031 год. Предполагается, что мега-группировки, предназначенные для обеспечения важной инфраструктуры глобальной связи, составят 75% от этого числа. Для Великобритании это представляет собой золотую возможность обеспечить выгодные контракты в рамках глобальных цепочек поставок спутниковых группировок. 

-
Прочитать...

Физические кнопки завезли, а что насчёт полноценного автомата? Chery Tiggo 7L, который заменит в России Chery Tiggo 7 Pro Max, обрастает деталями

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 05.02.2025 15:33
26 0 0

Новый Chery Tiggo 7L, который заметили в столице, не получит классический гидротрансформатор, о чем сообщает «Российская газета».

По информации издания, новинка популярной линейки по-прежнему будет комплектоваться 7-скоростным роботом с двумя сцеплениями. Покупателям предложат комплектации с передним и полным приводом.

Ранее сообщалось, что такие автомобили уже замечены у одного из московских дилеров в разных цветах, а официальные продажи стартуют в ближайшее время.

подтвердили, что новые кроссоверы Chery Tiggo 7L постепенно заменят в России актуальные Tiggo 7 Pro Max, но не уточнили сроки, в течение которых модели будут продаваться параллельно.

Внешне Chery Tiggo 7L объединяет элементы разных версий «семёрки», а интерьер практически идентичен салону Tiggo 7 Pro Max, за исключением климатической панели: вместо сенсорного управления установлены физические клавиши.

По итогам января Chery Tiggo 7 Pro Max стал второй иномаркой по популярности на российском рынке, ненамного уступив лидеру Haval Jolion.

-
Прочитать...

Миссия VIPER возрождается: NASA предлагает бизнесу доставить ровер на Луну за свой счёт

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 05.02.2025 14:32
28 0 0

NASA объявило о планах по возрождению миссии лунохода VIPER (Volatiles Investigating Polar Exploration Rover) в партнёрстве с частным сектором. 3 февраля агентство выпустило объявление о поиске партнёра среди американских компаний, заинтересованных в сотрудничестве для доставки аппарата на Луну.

Согласно предложенной схеме партнёрства, NASA предоставит сам луноход VIPER, который уже построен и протестирован. Выбранная компания будет отвечать за запуск ровера, его посадку на Луну, а затем за управление аппаратом и распространение собранных им научных данных.

Изначально NASA планировало самостоятельно управлять VIPER, заключив контракт с компанией Astrobotic на доставку ровера в южный полярный регион Луны в рамках программы Commercial Lunar Payload Services (CLPS). Однако в июле прошлого года агентство объявило об отмене проекта, сославшись на растущие затраты и опасения по поводу дополнительных задержек графика.

Иллюстрация: NASA

Теперь NASA аргументирует, что партнёрство с промышленностью позволит как сохранить научные цели миссии, которая включает поиск водяного льда в затенённых кратерах на лунном южном полюсе, так и даст компаниям возможность продемонстрировать свои возможности по доставке полезных грузов, таких как 500-килограммовый VIPER, на лунную поверхность.

«Такое партнёрство даёт возможность NASA собрать научные данные VIPER, которые могут рассказать нам больше о воде на Луне, одновременно развивая коммерческие возможности лунной посадки и разведки ресурсов», — заявила Ники Фокс, заместитель администратора NASA по науке.

NASA следует двухэтапному подходу к этому конкурсу. Агентство запрашивает предложения «Этапа 1», в которых компании должны изложить свой подход к запуску VIPER и достижению его научных целей. Хотя в заявлении говорилось, что предложения должны быть представлены до 20 февраля, в самих закупочных документах указано, что крайний срок — 3 марта.

Агентство рассмотрит эти предложения и в течение недели сообщит, какие компании будут приглашены для подачи более подробного предложения «Этапа 2», предоставив дополнительную информацию о своём техническом подходе к VIPER, а также планы по графику, управлению и финансированию. Предложения второго этапа должны быть представлены до 2 мая, при этом NASA планирует выбрать компанию в течение 30 дней. Затем NASA заключит с этой компанией Соглашение о совместных исследованиях и разработках (CRADA) для запуска

NASA не намерено предоставлять какое-либо финансирование выбранной компании. Агентство предоставит партнёру аппаратное обеспечение ровера VIPER. Компания-партнёр будет отвечать за комплексное тестирование со своим посадочным модулем и анализ, интеграцию, запуск, доставку ровера на Луну, посадку, выгрузку ровера, а также за операции и распространение научных данных, полученных VIPER.

Это означает, что выбранная компания, вероятно, потратит сотни миллионов долларов на миссию, при этом сделав научные данные, собранные ровером, общедоступными. В прошлом году NASA сообщило членам Комитета по науке Палаты представителей, что рассматривало альтернативные подходы к доставке VIPER и оценило, что они обойдутся агентству в $350 – $550 миллионов.

VIPER, весом в 500 килограммов, станет самым тяжёлым луноходом, что сделает его посадку серьёзным техническим достижением для любой компании. Миссия имеет важное значение для будущих планов NASA по освоению Луны. Ровер будет искать водяной лёд в постоянно затенённых кратерах на южном полюсе Луны. Эти данные важны для планирования будущих пилотируемых миссий, так как вода может быть использована не только для поддержания жизни астронавтов, но и для производства ракетного топлива.

-
Прочитать...

16+ Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет