Видеокарты GeForce RTX 5060 и RTX 5060 Ti, как мы уже упоминали, ожидаются в марте. Теперь стало известно, что они по какой-то причине не будут оснащаться 16-контактным разъёмом питания.
тоже выйдут в марте, также не используют новый разъём питания.
Видеокарты Radeon RX 9070 всё же выйдут несколько раньше, чем мы думали.
Ранее один из представителей компании говорил, что запуск намечен на конец марта. Теперь же сообщается, что он состоится в начале того же месяца.
Причём этой информацией поделилась лично глава AMD Лиза Су. Официальных данных о точной дате запуска пока нет, но есть утечка, утверждающая, что эта дата — 6 марта.
Кроме того, на днях появилась информация о том, что в конце февраля состоится мероприятие, где эти карты будут анонсированы. Точнее, само мероприятие точно состоится 27 февраля, но AMD пока не раскрыла, что на нём покажут. Очень вероятно, что именно новые 3D-карты.
Таким образом, до выхода Radeon RX 9070 остаётся ровно месяц. GeForce RTX 5070 Ti за это время должна успеть выйти — она ожидается в конце февраля — а вот о RTX 5070 пока данных нет. Если утечки о производительности новинок AMD верны, RX 9070 XT должна быть на уровне или несколько быстрее RTX 5070 Ti, а RX 9070 — быстрее или на уровне RTX 5070.
Статистика немецкой сети Mindfactory — частный, но всё же интересный случай, когда мы можем взглянуть на предпочтения обычных пользователей ПК. И свежие данные показывают, что эти самые обычные пользователи почти перестали покупать процессоры Intel.
фото WCCF Tech
Доля CPU AMD в Mindfactory уже давно весьма высока. Иногда она опускалась где-то до 50%, иногда достигала 70% и более. Сейчас же по итогам января доля AMD в количественном выражении составила 92,16%, а в денежном — 93,45%!
Если точнее, на 23 615 проданных на январь процессоров Ryzen пришлось всего 2010 процессоров Intel. Средняя цена продажи у первых составила 352 евро, а у вторых — 290 евро. То есть CPU Intel ещё и стали покупать чаще из нижнего ценового сегмента.
фото TechEpiphany
Без малого 72% всех продаж пришлось на Ryzen для сокета AM5, ещё 20,31% — для AM4 и 6,81% занял сокет LGA 1700.
Лидером по продажам был Ryzen 7 9800X3D с результатом 8390 единиц, и это не просто лидер. Несложно подсчитать, что на этот CPU за месяц пришлась треть всех продаж! Напомним, это далеко не самый доступный процессор. Для сравнения, у Intel самым популярным был Core i5-14600KF с результатом 150 проданных единиц.
5 февраля 2025 года в микрорайоне Новые Ляды города Перми состоялось торжественное открытие нового производственного комплекса предприятия «Протон-ПМ», входящего в структуру НПО Энергомаш Госкорпорации «Роскосмос». Это событие ознаменовало важный шаг в развитии российской ракетно-космической отрасли.
Новый производственный корпус площадью более 44 тысяч квадратных метров предназначен для серийного выпуска двигателей РД-191, которые будут использоваться в ракетах-носителях семейства «Ангара». Комплекс включает в себя четыре цеха: гальванический, механический, механосборочный и сборочный, оснащённые современным оборудованием и технологиями.
Фото: Роскосмос
В церемонии открытия приняли участие высокопоставленные гости: генеральный директор Роскосмоса Юрий Борисов, губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, генеральный директор НПО Энергомаш Иван Краснов и директор департамента финансового оздоровления оборонно-промышленного комплекса «Промсвязьбанка» Сергей Добрин. Они поздравили коллектив предприятия и вручили благодарственные письма отличившимся сотрудникам.
Особое внимание было уделено технологическому оснащению нового производства. В ходе экскурсии гостям продемонстрировали отечественный комплекс из 10 линий электрохимических покрытий с очистными сооружениями замкнутого типа. Всего в корпусе планируется разместить 630 единиц высокотехнологичного оборудования.
Иван Краснов подчеркнул, что при создании производственных помещений особое внимание уделялось комфорту и безопасности сотрудников. В цехах поддерживается оптимальный микроклимат, оборудованы просторные санитарно-бытовые помещения, а специальная система навигации облегчает передвижение по огромному корпусу.
Открытие нового производства – часть масштабной программы по переводу мощностей «Протон-ПМ» с городской площадки в Новые Ляды. Ожидается, что на новом месте будут работать более 800 сотрудников предприятия.
Проект имеет статус приоритетного регионального инвестиционного проекта и реализуется в рамках соглашения о сотрудничестве между Госкорпорацией «Роскосмос» и Правительством Пермского края.
В ходе визита руководители также обсудили перспективы строительства жилого комплекса «Новый Звёздный» в Новых Лядах, который предназначен для сотрудников пермских предприятий ракетно-космической отрасли.
Открытие нового производства «Протон-ПМ» – значимое событие не только для Пермского края, но и для всей российской космической отрасли. Оно позволит увеличить производство современных ракетных двигателей, необходимых для реализации амбициозных космических программ страны, и укрепит позиции России на международном рынке космических технологий.
Французская компания ThrustMe, специализирующаяся на двигательных установках для спутников, успешно выходит на американский космический рынок. 4 февраля компания объявила о заключении контрактов с рядом американских фирм, включая Starfish Space, Astro Digital, Magellan Aerospace, Lumen Orbit, Oligo Space, Turion Space и Terran Orbital (дочернюю компанию оборонного гиганта Lockheed Martin).
ThrustMe, основанная в 2017 году, разрабатывает миниатюрные электрические двигательные установки на йодном топливе для малых спутников. В 2021 году компания провела первые орбитальные испытания такой системы, доказав жизнеспособность йода в качестве ракетного топлива. Это открыло путь к коммерциализации технологии.
Двигательная установка NPT30-I2-1U компании ThrustMe для малых спутников. Фото: ThrustMe
Промышленное производство двигателей ThrustMe началось в середине 2023 года. С тех пор компания поставила более 150 двигательных систем, из которых 67 уже работают на орбите.
«Северная Америка известна своей высококонкурентной космической отраслью, где международным компаниям часто трудно закрепиться. Привлечение этих клиентов демонстрирует нашу способность удовлетворить растущий спрос на инновационные двигательные решения», – сообщила соучредитель и генеральный директор ThrustMe Ане Аанесланд.
ThrustMe поставляет йодные электрические двигатели для канадской правительственной спутниковой миссии через Magellan Aerospace. Компания Lumen Orbit интегрирует технологию ThrustMe в миссию на очень низкой околоземной орбите для тестирования облачных вычислений в космосе. Двигательная установка ThrustMe также будет использоваться на космическом аппарате DROID.002 компании Turion Space, запуск которого запланирован на ракете SpaceX Transporter-13.
Хотя ThrustMe пока что не сообщает о прямых контрактах с правительственными агентствами США, расширение присутствия компании на американском рынке может открыть ей путь к будущим сделкам как в оборонном, так и в гражданском космическом секторе. Например, Космические силы США запросили $20 миллионов на 2025 финансовый год для финансирования новых технологий, включая спутники с возможностью маневрирования на орбите.
Аналитики отмечают, что рынок спутниковых двигателей переживает всплеск спроса по мере роста коммерческих спутниковых группировок и стремления оборонных ведомств к более маневренным космическим аппаратам. Двигательные системы становятся критически важным элементом космических операций XXI века, привлекая всё больше инвестиций как от государственных, так и от частных космических операторов.
5 февраля стартап OurSky из Лос-Анджелеса объявил о слиянии с производителем телескопов PlaneWave Instruments. В результате этого объединения будет создана новая компания под названием Observable Space, которая займётся разработкой интегрированных программных и аппаратных решений для космической отрасли.
Дэниел Роелкер, генеральный директор Observable Space и бывший вице-президент по разработке программного обеспечения в SpaceX, подчеркнул важность телескопов не только для космических исследований, но и для многомиллиардного коммерческого космического сектора. «Наши вертикально интегрированные продукты для наблюдения за космосом предоставляют клиентам фундаментальные элементы, необходимые для понимания, навигации и работы в космосе», – заявил он.
Фото: Observable Space
Observable Space планирует предложить рынку доступные программно-определяемые телескопы и платформу для анализа космических данных в режиме реального времени. Компания стремится «заполнить критические пробелы в современных возможностях наблюдения за космосом». Кроме того, одной из амбициозных целей Observable Space является создание «крупнейшей в мире сети телескопов».
За время существования OurSky и PlaneWave Instruments с их продуктами работали более 1000 клиентов, включая такие организации, как NASA, Northrop Grumman, Raytheon Technologies, Космические силы США, Гарвардский университет и Лаборатория Линкольна Массачусетского технологического института. Например, NASA использовало телескоп PlaneWave для передачи оптических данных с Земли на полезную нагрузку TeraByte Infrared Delivery на низкой околоземной орбите.
Ричард Хедрик, президент и соучредитель Observable Space, ранее занимавший пост генерального директора PlaneWave, отметил: «Благодаря этому слиянию мы сможем лучше обслуживать текущих клиентов, одновременно расширяя предложения для удовлетворения потребностей всего космического сообщества». Он также добавил, что интеграция аппаратного и программного обеспечения позволит клиентам любого уровня подготовки «легко подключаться к мощным телескопам высшего класса и управлять ими со смартфона или ноутбука».
Observable Space и её предшественники привлекли инвестиции на сумму $11 миллионов. Среди инвесторов компании – In-Q-Tel (инвестиционное подразделение разведывательного сообщества США), Upfront Ventures, Venrex Investment Management, Oceans Ventures, Marlinspike Partners и Embedded Ventures.
В настоящее время в штаб-квартире Observable Space в Лос-Анджелесе и на производственном объекте в Адриане, штат Мичиган, где также проводятся исследования в области оптики, работает около 100 человек.
Производители космических аппаратов сообщили о значительных изменениях в подходе к созданию спутников во время конференции SmallSat Symposium в Кремниевой долине 4 февраля. Вместо разработки уникальных спутников для каждой миссии компании всё чаще используют стандартизированные модульные платформы, которые могут служить основой для различных задач.
Дебра Фактор, руководитель Airbus U.S. Space Systems, рассказала о стратегическом переходе компании от производства множества одинаковых спутников к использованию универсальной базовой платформы для разных миссий. Завод Airbus во Флориде, ранее выпускавший сотни идентичных широкополосных спутников для оператора OneWeb, теперь производит космические аппараты для различных задач, включая платформы для взаимосвязанных спутников по контракту с Northrop Grumman для Космического агентства развития (SDA).
Участники дискуссии обсудили плюсы и минусы вертикальной интеграции в космической отрасли на симпозиуме SmallSat 4 февраля в Кремниевой долине. Фото: Smallsat Symposium
По словам Виктора Данчева, технического директора болгарской компании EnduroSat, специализирующейся на микроспутниках, вертикальная интеграция была оправдана при производстве идентичных спутников для OneWeb. Однако ситуация усложняется при работе с различными космическими аппаратами, особенно в случае многоцелевых миссий.
Брэд Кинг, генеральный директор компании Orbion Space Technology, отметил, что успех SpaceX часто рассматривается как подтверждение эффективности стратегии вертикальной интеграции в космической отрасли. Однако он считает это скорее следствием исторических обстоятельств, когда компании приходилось развивать собственные производственные мощности из-за отсутствия надёжных поставщиков.
Благодаря развитию модульных спутниковых платформ и зрелости поставщиков, во многом благодаря инвестициям SDA в космическую инфраструктуру, на рынке появилось больше жизнеспособных вариантов закупок, чем когда-либо прежде. Эта гибкость позволяет операторам спутников оптимизировать свои группировки, комбинируя специализированные и многоцелевые космические аппараты способами, которые раньше были невозможны.
Международная команда исследователей из Института науки и технологий DGIST разработала самозаряжающийся сенсор, способный генерировать электричество и свет одновременно, используя только движение и давление. Устройство работает без аккумуляторов и может найти применение в спасательных операциях, спорте и носимых гаджетах.
Учёные объединили технологии трибоэлектрических наногенераторов (TENG) и механолюминесценции (ML) в единую эффективную систему. Они добавили светоизлучающие частицы сульфида цинка с медью в силиконоподобный материал (полидиметилсилоксан) и создали однополюсную структуру на основе серебряных нанопроводов для достижения максимальной эффективности.
Иллюстрация: нейросеть DALL-E
Разработанное устройство демонстрирует стабильную работу даже после более 5000 циклов нажатий, генерируя напряжение до 60 вольт и ток 395 наноампер. Важным преимуществом технологии является её надёжная работа под водой и в темноте, что делает её особенно ценной для спасательных операций и глубоководных работ.
Технология может быть использована в различных областях: от шлемов, определяющих силу удара и мгновенно подающих сигнал, до защитных устройств для запястий, отслеживающих движение, и приборов подачи сигналов SOS, работающих даже под водой. Экологичность устройства обеспечивается отсутствием необходимости в батареях.
Международное исследование, опубликованное в журнале Nature Energy, показало, как можно значительно сократить выбросы парниковых газов в строительстве и на транспорте — двух секторах, на которые приходится 58% мирового потребления энергии и 26% глобальных выбросов.
Учёные из Фонда Евро-Средиземноморского центра по изменению климата (CMCC) и других организаций доказали, что существенное сокращение выбросов достижимо уже с помощью существующих технологий. Исследование предлагает чёткий и практический план действий для политиков и лидеров промышленности в соответствии с глобальной целью ограничения потепления до 1,5°C.
Фото: Unsplash / CC0 Public Domain
Только электрификация (например, переход на электромобили и тепловые насосы) может сократить прямые выбросы на 45-77% в зданиях и на 22-86% на транспорте к 2050 году. При комбинировании электрификации с повышением энергоэффективности и изменением поведенческих привычек можно добиться ещё более впечатляющих результатов: сокращение на 51-85% для зданий и на 37-91% для транспорта к 2050 году.
«Эти результаты показывают, что переход к чистой энергии в строительстве и на транспорте может быть более управляемым, чем считалось ранее», — поясняет Йоханнес Эммерлинг, старший научный сотрудник CMCC.
Исследование, в котором использовались семь глобальных моделей комплексной оценки, включая модель WITCH, разработанную в CMCC, демонстрирует, что многосторонний подход позволит снизить общий спрос на электроэнергию на 8-33% в год. Это делает переход более экономически эффективным и снижает нагрузку на электросети.
«Наше исследование подчёркивает часто упускаемую из виду сторону декарбонизации. Сравнивая результаты нескольких моделей, мы предоставляем убедительные доказательства того, что электрификация, эффективность и поведенческие изменения являются практичными и эффективными решениями для смягчения последствий изменения климата», — говорит Алиса Ди Белла, аспирант и исследователь CMCC.
Исследование предоставляет важные выводы для политиков, подчёркивая, что опора исключительно на электрификацию может создать ненужную нагрузку на электрические системы. Вместо этого сбалансированное сочетание повышения эффективности, поведенческих изменений и электрификации предлагает наиболее эффективный и экономически жизнеспособный путь к декарбонизации.
Группа исследователей представила результаты изучения ячеистого бетона как экологичной альтернативы традиционным строительным материалам для возведения сейсмостойких зданий. Результаты исследования демонстрируют значительные преимущества этого материала как с экологической, так и с инженерной точки зрения.
Учёные провели анализ экологического воздействия при строительстве семиэтажного жилого здания в Кито (Эквадор), используя ячеистый бетон. Особенность этого материала заключается в том, что при его производстве применяется специальный пенообразующий агент, создающий воздушные карманы внутри бетонной матрицы. Такая технология позволяет снизить плотность материала при сохранении необходимой структурной целостности.
Фото: Pixabay / CC0 Public Domain
Исследование показало, что производство ячеистого бетона требует значительно меньшего количества цемента на единицу объёма по сравнению с традиционным бетоном. Более того, процесс его изготовления характеризуется заметным снижением энергопотребления и выбросов углекислого газа, что делает его перспективной альтернативой с низким углеродным следом.
Помимо экологических преимуществ, использование ячеистого бетона позволяет существенно снизить общий вес здания. Это особенно важно для регионов с высокой сейсмической активностью, поскольку масса здания играет критическую роль в распределении сил, действующих на конструкцию во время землетрясений.
Авторы исследования отмечают, что, несмотря на многообещающие результаты для развивающихся городов, необходимы дальнейшие исследования для разработки устойчивых строительных практик, которые не будут компрометировать безопасность в сейсмоопасных зонах.