В России начали предлагать больше вариантов седанов и хетчбэков Honda Civic. Самые распространенные версии — с 1,5-литровым 182-сильным мотором, цены на них стартуют сейчас от 2,099 млн рублей — на 50 тыс. дороже, Фото: Honda
Предлагается в России и гибридный Civic с силовой установкой на базе 2,0-литрового мотора — за такую машину мультибрендовый салон из Москвы просит 3,46 млн рублей. Еще один редкий вариант — с 2,0-литровым атмосферным мотором мощностью 158 л.с. Такой автомобиль другой продавец из Москвы оценил в 3,5 млн рублей.
Покрытая плотными облаками Венера, «сестра» Земли по размерам и массе, остаётся одной из самых загадочных планет Солнечной системы. Несмотря на десятилетия исследований, её поверхность по-прежнему мало изучена: лишь несколько советских аппаратов 1970–1980-х годов смогли передать данные перед тем, как быть уничтоженными экстремальными температурами и давлением.
На конференции по лунной и планетарной науке команда исследователей представила концепцию миссии Valkyrie, которая должна заполнить пробелы в понимании венерианской геологии и объяснить, почему две похожие планеты стали столь разными. По замыслу, орбитальный аппарат доставит к Венере несколько одинаковых зондов, которые сядут в разных геологических регионах. Каждый из них оснастят камерами для съёмки поверхности во время спуска и после посадки, а также гамма-спектрометрами с импульсными нейтронными генераторами. Эти приборы позволят изучить химический состав пород, не контактируя с разрушительной атмосферой планеты.
Источник: NASA
Ранее попытки исследовать поверхность сталкивались с проблемами. Советские аппараты «Венера» и «Вега» с ограниченными технологиями своего времени успевали передать лишь данные с большими погрешностями, а из-за недостатка информации об атмосфере их конструкции не выдерживали давления. Зонды «Валькирии» будут защищены терморегулируемыми герметичными корпусами, а выбор мест посадки станет точным благодаря современным картам.
Главная цель миссии — выяснить, отличалась ли Венера от Земли изначально или эволюционировала иначе. Для этого потребуется изучить состав базальтов в разных регионах. На Марсе аналогичные данные удалось получить через метеориты, но для Венеры такой подход невозможен: в коллекциях учёных нет её пород. Точные измерения основных и редких элементов покажут, есть ли различия в составе планет на уровне глубинной мантии и ядра. Это прояснит не только историю Венеры, но и общие принципы формирования каменных планет.
Срок работы зондов останется коротким — около двух часов, — поэтому данные будут передаваться через сеть малых спутников на орбите. Эта инфраструктура, как и на Марсе, может быть использована в будущих миссиях. Учёные предлагают запустить пять зондов, но концепция допускает масштабирование.
Если проект реализуют, то он станет первым шагом к долгосрочной программе изучения Венеры, аналогичной марсианской. Это позволит не только ответить на вопрос о судьбе «сестры» Земли, но и лучше понять, как условия на каменных планетах приводят к появлению океанов, атмосфер и, возможно, жизни.
NASA вынуждено расторгнуть контракты на 420 миллионов долларов по решению Департамента эффективности правительства (DOGE), который возглавляет Илон Маск. DOGE был создан по указу администрации Трампа, чтобы сократить федеральные расходы, и получил широкие полномочия. Как сообщила пресс-секретарь NASA Бетани Стивенс (Bethany Stevens), это позволит направить деньги налогоплательщиков на ключевые проекты, сохранив основные задачи агентства. Однако реальная экономия вызывает сомнения, а прозрачность решений остается под вопросом.
Фото: NASA
Среди отмененных контрактов — соглашения на 45 миллионов долларов с тремя консалтинговыми компаниями, которые занимались «услугами по управлению изменениями». Но, как показывают данные, заявленная экономия DOGE часто завышена. Например, из 44,5 миллионов долларов, которые должны были сэкономить по 17 контрактам NASA, реально удалось сохранить только 26,1 миллиона — остальное уже было выплачено. Ранее DOGE уже отчитывался о миллиардных экономиях, которые на деле оказывались в разы меньше: контракт на 8 миллиардов долларов оказался всего на 8 миллионов.
Сокращения в NASA происходят на фоне изменений в других агентствах, таких как FDA и NOAA, где также идут увольнения. В самом NASA в январе закрыли отдел по вопросам разнообразия и инклюзивности, хотя в 2023 году агентство считалось одним из лучших работодателей в этой области. Пока неясно, какие именно проекты NASA затронет отмена контрактов. Для достижения заявленной экономии в 420 миллионов долларов могут быть закрыты либо несколько крупных программ, либо множество мелких инициатив.
В Москве на одном из сайтов объявлений появился BMW 7-й серии с индексом E32. Седан 1991 года выпуска, находящийся в состоянии «капсулы времени», оценили в 10 млн рублей.
Пробег автомобиля составляет всего 12 тыс. км. Такая модель выпускалась с 1986 по 1994 годы. За этот период было произведено более 300 тыс. таких машин.
Кадры из видео BMW
Кузов BMW окрашен в серый металлик, а салон оформлен в светлых тонах с деревянными вставками и обивкой сидений из натуральной белой кожи.
Физики из Южной Кореи разработали новый радионуклидный источник питания, который работает на углероде-14. Это так называемые бета-вольтаические элементы — батареи, которые превращают энергию бета-распада (выделение электронов) в электричество. Главным достижением ученых стало то, что они увеличили эффективность таких батарей, сделав их перспективными для использования в медицине, например, в кардиостимуляторах, которые смогут работать всю жизнь пациента.
Изображение сгенерировано Kandinsky
Обычные бета-вольтаические элементы преобразуют в электричество менее 1% энергии бета-частиц, но корейские исследователи подняли этот показатель до 3%. Они изменили конструкцию батареи: углерод-14 в виде наночастиц и квантовых точек теперь наносят не только на анод (отрицательный полюс), но и на катод (положительный полюс). Такой подход позволил лучше использовать энергию распада и повысить КПД.
Для еще большей эффективности в батарею добавили краситель на основе рутения. Он помогает бета-частицам лучше взаимодействовать с полюсами, снижая потери энергии при передаче зарядов. Благодаря этим улучшениям новые элементы питания стали более практичными. Их можно применять не только в кардиостимуляторах, но и в автономных системах или космических аппаратах, где важны долговечность и безопасность.
Российская компания GS Nanotech, входящая в холдинг GS Group, выпустила пробную партию микросхем, предназначенных для автомобильной промышленности.
По данным газеты «Ведомости», эти компоненты будут использоваться в электронных блоках и модулях, необходимых для работы систем управления, торможения и климат-контроля в автомобилях.
Завод GS Nanotech получил все необходимые сертификаты, подтверждающие соответствие стандартам для выпуска электронной компонентной базы (ЭКБ), применяемой в автопроме. Компания планирует поставлять микросхемы для АвтоВАЗа, ГАЗа, КАМАЗа и других предприятий через смежников, включая НПП «Итэлма».
Изображение Grok
По оценкам холдинга, GS Nanotech способна покрыть 80% потребностей АвтоВАЗа в микросхемах, что особенно актуально для современных автомобилей, где используется порядка 350 микросхем. Потребность АвтоВАЗа в таких компонентах в год оценивается в 175 млн штук.
Инициатива GS Group отвечает текущим требованиям властей России по локализации производства автомобилей. С начала года уровень локализации для машин, допускаемых к госзакупкам, был повышен, и в дальнейшем он продолжит расти.
В настоящее время доля отечественной ЭКБ в конструкции российских машин составляет лишь 15-25%.
Международная группа исследователей представила новую модель образования Меркурия, основанную на серии компьютерных симуляций. Согласно исследованию, планета могла приобрести свою уникальную структуру в результате высокоскоростного столкновения двух протопланет схожего размера в ранней Солнечной системе.
Меркурий, чья масса составляет 5,5% земной, выделяется аномально крупным железным ядром, занимающим около 70% его объёма, и тонкой силикатной мантией. Попытки объяснить этот дисбаланс ранее фокусировались на гипотезе столкновения, но модели с объектами разной массы не давали точного совпадения с наблюдаемыми параметрами. В новой работе учёные рассмотрели сценарий, где треть столкновений в молодой Солнечной системе происходила между телами сопоставимых размеров — ранее этот фактор недооценивали.
Спектр Меркурия. Источник: NASA / Johns Hopkins University
Команда смоделировала прото-Меркурий массой 0,13 от Земли с 30% содержанием железа, который сталкивался с другими объектами массой от 0,08 до 0,18 земной. Параметры варьировались: скорость — от 2,8 до 3,8 взаимной скорости убегания (минимальной скорости, необходимой для преодоления гравитационной связи тел), а угол — от 15° до 60°.
Наиболее точный сценарий объединил скорость 3,8 и угол 15°, что привело к потере 80% исходной мантии прото-Меркурия. Оставшийся объект массой 0,055 земной (погрешность 5% от реального значения) содержал ядро, составляющее 65%–75% массы, что практически совпадает с современными данными (70%). Это подтвердило, что столкновения равных по массе тел могли быть ключевым механизмом формирования железных планет.
Примечательно, что подобные процессы, хотя и с иными параметрами, ранее объясняли образование Луны после удара объекта размером с Марс по прото-Земле. Однако в случае Меркурия критическую роль сыграли «лобовые» удары на предельных скоростях, которые эффективно удаляли лёгкие силикаты, сохраняя тяжёлое ядро.
Моделирование также показало, что часть выброшенного материала могла рассеяться в космосе или аккрецироваться на Венеру и Землю, что согласуется с дефицитом вещества на орбите Меркурия. Дальнейшие исследования включат анализ изотопного состава планеты по данным миссии BepiColombo, что позволит проверить гипотезу экспериментально. Пока же симуляции остаются наиболее точным воспроизведением структуры Меркурия.
Учёные из Южной Кореи представили первую OLED-панель для смартфонов, способную менять форму и воспроизводить звук без внешних компонентов. Инновация, разработанная командой Пхоханского университета науки и технологий (POSTECH), открывает новые возможности для гибкой электроники.
Современные складные и изгибаемые дисплеи, несмотря на прогресс, по-прежнему зависят от механических элементов — шарниров, слайдеров или моторов. Эти решения увеличивают толщину устройств, ограничивают дизайн и неприменимы в компактных гаджетах. Кроме того, для звука требуются отдельные динамики, что усложняет конструкцию. Новая технология POSTECH устраняет оба ограничения, интегрируя преобразование формы и аудиофункции непосредственно в OLED-панель.
Источник: POSTECH
Ключевой элемент разработки — ультратонкий пьезоэлектрический полимерный актуатор, встроенный в гибкую OLED-матрицу. При подаче электрических сигналов он позволяет панели принимать разнообразные формы: вогнутые, выпуклые, S-образные, волнообразные и даже динамически меняющиеся конфигурации, напоминающие «движущийся экран». При этом не используются механические компоненты — преобразование происходит исключительно за счёт электростимуляции, сохраняя толщину и гибкость дисплея.
Тот же актуатор работает как звукоизлучатель при высокочастотных сигналах. Вибрации поверхности панели генерируют звуковые волны, делая отдельные динамики ненужными.
Экспериментальный образец с диагональю, соответствующей смартфону, подтвердил жизнеспособность концепции. Панель демонстрирует обратимое преобразование геометрии и чёткое воспроизведение звука, оставаясь тоньше и легче коммерческих аналогов. Например, отмеченный на CES 2025 изгибаемый монитор LG 5K 2K требует моторной поддержки, а свёртываемые OLED-дисплеи Samsung с MWC 2024 по-прежнему используют внешние динамики.
Среди потенциальных применений — смартфоны с адаптивным изгибом экрана, автомобильные панели, меняющие форму, наушники с дисплеями-динамиками и даже мягкие роботы с интерактивными поверхностями.
Космический телескоп NASA «Джеймс Уэбб» (JWST) впервые получил детальные изображения полярных сияний на Нептуне. Это открытие завершает многолетние поиски, начатые после пролёта зонда «Вояджер-2» в 1989 году, и раскрывает новые детали о динамике атмосферы ледяного гиганта.
Полярные сияния возникают, когда заряженные частицы, чаще всего от Солнца, захватываются магнитным полем планеты и сталкиваются с атомами в верхних слоях атмосферы, заставляя их светиться. У Нептуна такие явления долго оставались загадкой, несмотря на успешные наблюдения у Юпитера, Сатурна и Урана. Обнаружить их удалось благодаря уникальной чувствительности JWST в ближнем инфракрасном диапазоне.
«Чёткость и детализация поразили нас», — отметил Хенрик Мелин, ведущий автор исследования.
Слева — улучшенное цветное изображение Нептуна с космического телескопа «Хаббл». Справа — изображение, объединённое с данными с космического телескопа «Джеймс Уэбб». Голубые пятна, представляющие полярное сияние, и белые облака — данные с ближнего инфракрасного спектрографа, наложенные поверх полного изображения планеты с широкоугольной камеры «Хаббла». Источник: NASA, ESA, CSA, STScI, Heidi Hammel (AURA), Henrik Melin (Northumbria University), Leigh Fletcher (University of Leicester), Stefanie Milam (NASA-GSFC)
Кроме изображений планеты, учёные проанализировали спектр, выявив интенсивную линию излучения тригидрид-иона (H3+), который образуется в зонах с полярным сиянием. На снимках свечение отмечено бирюзовыми пятнами.
H3+ служит маркером авроральной активности у всех газовых гигантов. Только «Джеймс Уэбб» смог окончательно подтвердить его присутствие на Нептуне
Хайди Хаммел, Ассоциация университетов для астрономических исследований
Авроры Нептуна отличаются от земных или даже юпитерианских. Вместо концентрации у полюсов они расположены в средних географических широтах. Это связано с необычной конфигурацией магнитного поля планеты, открытой «Вояджером-2»: его ось отклонена на 47° от оси вращения. Поскольку сияния возникают в зонах схождения магнитных линий, они смещены относительно полюсов.
Анализ также впервые с 1989 года позволил измерить температуру верхних слоёв атмосферы. Оказалось, что с момента пролёта «Вояджера-2» она упала на сотни градусов — до уровня вдвое ниже показателей 1989 года. «Это объясняет, почему авроры оставались незамеченными: более холодная атмосфера создаёт слабое свечение», — отметил Мелин. Резкое охлаждение удивило учёных, учитывая удалённость Нептуна от Солнца (в 30 раз дальше Земли), и указывает на высокую изменчивость его атмосферы.
Открытие даёт новое понимание взаимодействия магнитного поля Нептуна с солнечным ветром и открывает «окно» в науку об атмосферах ледяных гигантов. Сейчас команда планирует наблюдать планету в течение полного 11-летнего солнечного цикла, чтобы выяснить причины наклона магнитного поля и его природу.
Команда Яндекса объявила о грядущем полезном обновлении для своего сервиса «Яндекс Go». Пользователям скоро станет доступна возможность оплаты проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях.
Иллюстрация: Яндекс
Купить билет можно будет прямо в приложении, отсканировав QR-код в транспорте, или подключаясь к Bluetooth-меткам, размещенным в салоне. Для покупки билета через Bluetooth необходимо включить его на смартфоне, затем в разделе «Транспорт» выбрать свой автобус, трамвай или троллейбус и подтвердить оплату. Оба метода позволяют точно выбрать нужный транспорт и оплатить проезд именно в нем.
В компании пояснили:
Можно не привязывать банковскую карту непосредственно перед оплатой — деньги спишутся с той, которую ранее использовали в других сервисах приложения. Поэтому пассажир сможет оплатить проезд в транспорте со смартфона через привычное приложение, даже если забыл дома кошелек или банковскую карту. Купленный билет сохранится в раздел «Мой билет» в приложении.
Функция оплаты проезда в транспорте станет дополнением к другим городским сервисам приложения. В компании планируют, что скоро покупка билетов через «Яндекс Go» появится в десятках регионов России.