Команда Сбербанка представила новое поколение нейросетевых моделей GigaChat. Как рассказали в пресс-службе, весь модельный ряд GigaChat 2.0 получил значительный апгрейд, что позволяет быстрее и качественнее решать текущие задачи и реализовывать масштабные проекты.
протестировать GigaChat 2.0, прежде чем перейти на новое поколение.
Космическое агентство Великобритании (UK Space Agency) выделило израильской компании SatixFy контракт на £1,8 млн для создания программного комплекса, управляющего цифровыми спутниковыми полезными нагрузками. Финансирование предоставлено в рамках программы C-LEO (Connectivity in Low-Earth Orbit), направленной на развитие технологий связи в низкой околоземной орбите.
SatixFy, специализирующаяся на спутниковых коммуникациях, разработает программное обеспечение с поддержкой реконфигурации полезных нагрузок в реальном времени. Решение будет контролировать спутники на всех типах орбит — LEO, MEO и GEO — независимо от используемых стандартов передачи данных, включая DVB и 3GPP. Ключевая цель проекта — создание адаптивных, интеллектуальных сетей с динамической оптимизацией параметров.
Источник: SatixFy
Программная платформа интегрируется с аппаратными компонентами SatixFy: процессором Sx4000 с функцией регенеративной обработки сигналов и чипами Prime 2.0 для цифрового формирования лучей. Это позволит объединить преимущества передового «железа» и адаптивного софта, сократив разрыв между ними.
«Спутниковые мега-созвездия меняют глобальные коммуникации, открывая новые рынки — от морского судоходства до авиации», — заявил директор по инвестициям UK Space Agency Крейг Браун. — «Данный проект укрепит позиции Великобритании в условиях стремительного роста космического сектора».
Генеральный директор SatixFy Нир Баркан подчеркнул, что контракт подтверждает экспертизу компании в области спутниковой связи, цифровой обработки сигналов и радиационно-стойких полупроводников. «Мы создаём не просто аппаратное решение, а полноценную экосистему с программной оптимизацией», — отметил он. Разработка ведётся британским подразделением компании, что расширяет её продуктовый портфель.
Проект отражает стратегию Великобритании по укреплению позиций в космической индустрии, где гибкость программных решений становится критическим фактором для новых поколений спутниковых сетей. Внедрение технологии может определить стандарты связи следующего десятилетия, объединив преимущества низких, средних и геостационарных орбит в единую экосистему.
В 2023 году группа учёных под руководством Ави Лоеба из Гарвардского университета заявила об обнаружении в Тихом океане фрагментов метеорита, который, по их мнению, мог иметь межзвёздное происхождение. Однако свежие данные международной команды исследователей указывают на ошибочность этой гипотезы, связывая ключевые доказательства с банальной причиной — вибрациями от проезжавшего грузовика.
8 января 2014 года яркий метеор диаметром около полуметра вошёл в атмосферу Земли над южной частью Тихого океана близ Папуа — Новой Гвинеи. Объект, зафиксированный системой наблюдения Пентагона, двигался со скоростью 45 км/с — быстрее большинства известных метеоров — и разрушился на высоте, что указывало на его высокую плотность.
Изначально событие не привлекло внимания, но после открытия в 2017 году первого подтверждённого межзвёздного объекта — кометы Оумуамуа (1I/2017U1) — Лоеб инициировал поиск аналогичных тел в базе данных Центра NASA по изучению околоземных объектов (CNEOS).
Расположение сейсмометра на острове Манус. Источник: CNES / Airbus / Google
Среди кандидатов выделился метеор CNEOS 20140108. Проанализировав сейсмические записи станции на острове Манус, команда Лоеба связала всплеск вибраций в момент падения с точкой в 84 км к северу от острова. В 2023 году они провели экспедицию, собрав 722 железные сферы размером около 1 мм.
Анализ 57 частиц выявил аномально высокие концентрации бериллия, лантана и урана — элементов, редко встречающихся на Земле в таких пропорциях. Это позволило Лоебу предположить межзвёздное происхождение метеорита и даже намекнуть на его возможную связь с внеземными технологиями.
Однако новое исследование под руководством Бенджамина Фернандо из Университета Джонса Хопкинса опровергает эти выводы. Учёные проанализировали те же сейсмические данные и обнаружили, что сигналы совпадают не с метеором, а с маршрутом грузовика, проезжавшего мимо станции. «Сигнал менял направление со временем, в точности повторяя дорогу, — поясняет Фернандо. — Подобные вибрации характерны для транспорта, но не для метеоров».
Кроме того, команда Фернандо использовала записи подводных микрофонов в Австралии и Палау, предназначенных для регистрации ядерных испытаний. Это позволило определить более вероятное место падения метеора — на 160 км дальше зоны поиска Лоеба. «Экспедиция работала не только с ошибочными данными, но и в неверном районе», — подчёркивает Фернандо.
Учёные также усомнились в природе сфер. По их мнению, частицы могли образоваться при столкновении обычного метеорита с земной поверхностью, смешав космическое вещество с земным, либо принадлежать другому объекту. «Даже если метеор 2014 года был межзвёздным, найденные фрагменты не имеют к нему отношения. И уж точно это не артефакты пришельцев», — резюмирует Фернандо.
Исследование будет представлено 12 марта на конференции по лунным и планетарным наукам. Работа ставит точку в дискуссии о происхождении «межзвёздного метеорита», напоминая о важности перепроверки данных, особенно когда речь заходит о сенсационных открытиях.
Канадский оператор спутниковой связи Telesat объявил о заключении контракта с немецкой компанией QEST Quantenelektronische Systeme GmbH на создание плоской антенной панели для коммерческой авиации в рамках проекта Telesat Lightspeed.
Как указано в пресс-релизе, QEST адаптирует свою запатентованную технологию плоских антенн (FPA) под требования сети Lightspeed, включая разработку приёмопередающих апертур, радиочастотных компонентов и блока управления антенной.
«Используя наш подход к экосистеме антенн с открытой архитектурой, решения QEST идеально подходят для оптимизации работы на низкой околоземной орбите (LEO), поддержки мультисетевых и мультиорбитальных операций, что расширит возможности провайдеров бортового интернета и их клиентов», — заявил Аниш Далви, вице-президент Telesat по разработке систем Lightspeed.
Источник: QEST Quantenelektronische Systeme GmbH
Технический директор QEST Майкл Зайфрид подчеркнул преимущества партнёрства: «Уверены, что передовая архитектура сети Telesat и высокая пропускная способность делают её конкурентоспособной и ориентированной на будущее. Сочетание антенной технологии QEST с сетью Lightspeed позволит достичь скоростей передачи данных, необходимых для требовательного авиационного рынка. Мы рады работать с гибкой инфраструктурой Telesat для трансформации индустрии авиасвязи».
Проект развивает стратегию Telesat по созданию экосистемы совместимых антенных решений. Ранее компания объявила о сотрудничестве с южнокорейской Intellian, которая разрабатывает плоские Ka-диапазонные антенны для корпоративных стационарных решений, правительственных задач, мобильной связи на суше и в море.
Ожидается, что мультиорбитальная поддержка и адаптивность антенн QEST обеспечат авиаперевозчикам беспрецедентную гибкость в выборе сервисов связи, сохраняя высокую производительность даже в условиях быстрого перемещения самолётов между зонами покрытия спутников.
Анонс подтверждает растущий спрос на гибридные решения в области спутниковой связи, где совмещение технологий LEO, GEO и наземных сетей становится ключевым трендом. Внедрение антенн QEST запланировано в рамках развёртывания созвездия Lightspeed, которое к 2027 году должно включить 198 спутников, обеспечив глобальное покрытие со скоростями до 1,5 Гбит/с для авиации, морского транспорта и удалённых регионов.
Крупнейшая в мире криптобиржа Binance привлекла $2 млрд от абу-дабийской инвестиционной компании MGX, что стало первым институциональным размещением в истории платформы. Как сообщили в Binance, сделка проведена в стейблкоинах, однако конкретная валюта не уточняется. Для MGX это также первая инвестиция, сфокусированная на цифровых активах.
По данным CoinMarketCap, Binance сохраняет лидерство по объёму торгов с ежедневным оборотом свыше $20 млрд. Компания активно развивает присутствие в ОАЭ: в Абу-Даби работают около 1000 сотрудников биржи, а её дубайское подразделение Binance FZE в прошлом году получило лицензию поставщика виртуальных активов (VASP) от местного регулятора VARA. Это позволяет предлагать полный спектр услуг по обмену и торговле криптовалютами на территории ОАЭ.
Кроме того, абу-дабийский филиал Binance имеет разрешение от Управления по регулированию финансовых услуг (FSRA) на предоставление кастодиальных услуг (это профессиональные услуги по безопасному хранению, управлению и учёту активов: хранение приватных ключей, защита от краж и кибератак, соблюдение регуляторных требований, обработка транзакций).
Danny Nelson / CoinDesk
Интересно, что текущий CEO Binance Ричард Тенг ранее возглавлял сам FSRA, что, вероятно, способствовало укреплению связей между компанией и эмиратом.
«Данное партнёрство подчёркивает растущий интерес институциональных игроков к цифровым активам и укрепляет позиции ОАЭ как ключевого хаба для криптоиндустрии», — отметили в пресс-релизе.
Новость о сделке вызвала краткосрочный рост стоимости BNB — нативного токена экосистемы BNB Chain. В течение часа после анонса цена актива подскочила на 3%, достигнув $574, однако затем скорректировалась до $550. Аналитики связывают волатильность с ожиданиями рынка относительно дальнейших шагов Binance в регионе.
Инвестиция MGX не только подтверждает доверие крупных игроков к криптобирже, но и отражает стратегический фокус ОАЭ на внедрение инноваций в финансовый сектор. Учитывая опыт Тенга в регулировании и уже сформированную инфраструктуру Binance в эмирате, сотрудничество может стать катализатором для новых инициатив на стыке традиционных и цифровых активов.
В феврале 2025 года в России продали 28 новых машин люксового сегмента — столько же, сколько и в феврале прошлого года. Самым популярным брендом оказался Rolls-Royce: на долю марки пришлось 11 продаж. На втором месте по популярности оказались Bentley и Lamborghini — по 7 автомобилей каждой марки. Также в феврале купили 3 спорткара Ferrari.
Изображение сгенерировано Grok
Среди моделей впереди всех Rolls-Royce Cullinan с 7 проданными экземплярами — он уже второй месяц чемпион. За ним идет Lamborghini Urus с 6 машинами, а третье место поделили Bentley Bentayga и Rolls-Royce Spectre — по 4 штуки.
Всего за январь и февраль 2025 года в России продали 67 новых люксовых автомобилей. Это на 17,5% больше, чем за те же месяцы 2024-го, когда было 57 машин. Несмотря на спад в феврале, рынок дорогих авто все еще растет.
В Россию наладили массовые поставки Hyundai Elantra, которые сегодня подешевели и предлагаются со стартовой ценой всего 1 950 000 рублей. Ещё в феврале стартовая цена была более 3 млн рублей. Для сравнения: Geely Emgrand стартует от 2 179 990 рублей, а «Москвич 6» в комплектациях 2025 года предлагается от 2 477 000 рублей.
Фото Hyundai
В наличии машины предлагают в Новосибирске от 2 230 000 рублей, в Пятигорске и Москве — от 2 300 000 рублей, а в Краснодаре и Красноярске — от 2 420 000 и 2 449 000 рублей соответственно. Машины есть в Кирове, Перми, Минеральных Водах, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Новосибирске, Воронеже, Санкт-Петербурге и многих других городах России.
Bentley Continental GT вернулся в Россию в новой версии Speed образца 2025 года — такая машина появилась у одного из дилеров, несмотря на западные санкции. Помимо люксового оснащения салона машину выделяет мощная гибридная силовая установка.
Фото Bentley
В оснащении машины 22-дюймовые колесные диски с шинами Pirelli, цифровая панель приборов, проекционный дисплей, акустическая система Naim for Bentley, кресла с подогревом, вентиляцией и массажем, адаптивная подвеска. Продавец просит за машину 56,1 млн рублей.
АвтоВАЗ рассказал об испытаниях автомобилей Lada Iskra, которые тестировали в лабораториях и на дорогах общего пользования. Lada Iskra и отдельные компоненты её конструкции провели через 84 краш-теста.
Представители завода сообщили, что Lada Iskra по уровню безопасности существенно превышает требования национальных стандартов. Проведенные независимые краш-тесты показали, что модель не уступает Lada Vesta и бюджетным зарубежным автомобилям того же сегмента. Уже в базовой версии Iskra получит две подушки безопасности и систему курсовой устойчивости ESC.
Фото АвтоВАЗ
Для испытаний на дорогах в Тольятти было изготовлено 98 прототипов в различных исполнениях. Тесты проводились как на заводском испытательном полигоне, так и на трассах общего пользования, включая горные регионы и северные территории. Кроме того, на предприятии автомобиль проверяли в аэродинамической трубе, специальных камерах — безэховой и аэроклиматической, а также в лаборатории, изучающей электромагнитную совместимость.
Lada Iskra будет представлена в трех вариантах кузова: седан, универсал и его кросс-модификация. Линейка двигателей включает 1,6-литровые агрегаты, которые будут сочетаться с механическими коробками передач на пять или шесть ступеней либо с вариатором.
Индийская организация космических исследований (ISRO) объявила об успешном завершении ключевого этапа миссии Space Docking Experiment (SpaDex) — расстыковки двух спутников. Этот шаг открывает путь для реализации будущих программ, включая «Чандраян-4», пилотируемую миссию «Гаганьян» и создание индийской орбитальной станции «Бхаратия Антрикша» (Bharatiya Antriksha Station).
Как сообщили в ISRO через платформу X, процесс расстыковки начался с активации механизма SDX-2, отключения захватного рычага №3 и последовательного выполнения команд на разделение аппаратов.
Операция прошла в штатном режиме. Министр науки и технологий Индии Джитендра Сингх поздравил команду, отметив: «Поздравляем ISRO. Это достижение вызывает гордость у каждого индийца! Спутники SpaDex совершили невероятное — успешную расстыковку. Это обеспечит плавное выполнение амбициозных миссий, включая национальную станцию, «Чандраян-4» и «Гаганьян». Постоянная поддержка премьер-министра Нарендры Моди вдохновляет нас на новые высоты».
Источник: ISRO Insight / X / Screengrab
Миссия SpaDex стартовала 30 декабря 2024 года с космодрома имени Сатиша Дхавана. Два спутника — SDX-01 («Преследователь») и SDX-02 («Цель») — успешно состыковались 16 января 2025 года. Индия стала четвёртой страной после США, России и Китая, овладевшей технологией орбитальной стыковки.
Глава ISRO В. Нараянан уточнил, что следующие эксперименты в рамках миссии начнутся после 15 марта. «Сейчас объединённый аппарат находится на эллиптической орбите, что даёт нам 10–15-дневное окно раз в два месяца для тестов», — пояснил он.
SpaDex — бюджетный проект, направленный на отработку стыковки малых спутников, запущенных с помощью ракеты PSLV. Эта технология важна для миссий, требующих сборки модулей на орбите после нескольких запусков. Успех эксперимента укрепляет позиции Индии как ключевого игрока в космической индустрии, демонстрируя её способность реализовывать сложные программы с высокой точностью и минимальными затратами.
Финальная фаза тестов, запланированная на весну, определит дальнейшие шаги ISRO в подготовке к лунной миссии, созданию орбитальной станции и первому пилотируемому полёту. Эксперты отмечают, что развитие таких технологий не только расширяет научные возможности страны, но и усиливает её позиции в международном сотрудничестве по освоению космоса.