Скандалы с китайской нейросетью DeepSeek уходят на второй план после того, как Илон Маск предложил совету директоров OpenAI (это компания-разработчик всемирно известного чат-бота ChatGPT) приобрести ее за 97,4 миллиарда долларов США. Предложение Маска было передано совету директоров OpenAI в понедельник утром. В финансировании сделки участвует собственная компания Маска в области ИИ xAI, а также ряд венчурных фондов.
на 500 млрд долларов США.
Но предложение Маска Альтман принял в штыки. Он опубликовал свой ответ в соцсети X (Twitter): «Нет, спасибо, но мы купим Twitter за 9,74 миллиарда долларов, если ты хочешь». Тем не менее, окончательное решение о продаже (или не продаже) OpenAI Илону Маску — не за Сэмом Альтманом, а за советом директоров компании.
Российские дилеры начали принимать заказы на семейные кроссоверы Hyundai Santa Fe 2025 года выпуска. Практически все машины в топовых комплектациях, во всех случаях цены «под ключ» — с доставкой, ЭПТС, уплатой утильсбора и таможенных пошлин.
Фото: Hyundai
Наконец, можно заказать в России и гибридный Hyundai Santa Fe 2025 с 235-сильной силовой установкой на базе 1,6-литрового турбомотора. Такой автомобиль оценен компанией из Красноярска в 5,89 млн рублей. Комплектация — базовая, а привод — передний.
Россияне кошельком голосуют за китайские премиум-кроссоверы Li Auto: за прошлый год продажи составили 23 219 единиц. В сравнении с 2023 годом продажи взлетели в пять раз. Но гораздо интереснее тот факт, что в прошлом году россияне купили столько же «Москвичей».
Фото: Li Auto
Спрос на авто отечественной марки тоже вырос, но не так сильно: плюс 78% относительно прошлого года — до 23 289 единиц. Однако у «Москвича» свой завод и цены в три-четыре раза ниже, чем у Li Auto. Очевидно, россиян не смущают ни потенциальные проблемы с запчастями, но отсутствие фирменного сервиса и прочие сложности, связанные с тем, что марка Li Auto никак не представлена в России, а все машины завозятся «в серую».
К слову, самыми популярными у россиян стали кроссоверы Li Auto L9 и Li Auto L7, продажи их составили 11 652 и 8 969 единиц соответственно. Самый популярный «Москвич» у россиян — кроссовер «Москвич 3», за прошлый год продано 19 258 единиц.
GeForce RTX 5090 потребляет колоссальное количество энергии. Это самая прожорливая видеокарта за всю историю рынка, которая способна потреблять около 600 Вт под нагрузкой. При этом современные системы охлаждения вполне справляются с таким горячим нравом. Впрочем, для любителей снизить температуру максимально известный оверклокер der8auer готовит отличное решение.
скриншот видео источника
Он показал первый в своём роде водоблок для RTX 5090 FE. Именно для эталонной версии, так как нереференсные карты с водоблоками на рынке уже есть. Сложность тут, напомним, в невероятной компактности платы модели FE, а также в том, что, кроме основной платы, такая карта имеет ещё две вспомогательные.
Водоблок, который der8auer разрабатывает в рамках своей компании Thermal Grizzly, пока представляет собой прототип. Он полностью выполнен из меди, и отчасти по этой причине он крайне эффективен.
Тестирование показало, что температура GPU по сравнению с оригинальной СО снижается на 25 градусов до весьма смешных 50 градусов, а температура памяти — на 30 градусов, до 60 градусов. То есть карта становится невероятно холодной, как для устройства, потребляющего 600 Вт.
Der8auer отмечает, что, если водоблок всё же будет выпущен серийно, меди в нём будет меньше, так что эффективность может немного снизиться. Но зато и цена будет ниже.
Искусственный интеллект (ИИ) стремительно развивается, и это вызывает серьёзные опасения у ведущих учёных. 7 февраля 2025 года, в преддверии AI Action Summit в Париже — глобального саммита по технологиям ИИ в Париже выдающийся канадский учёный в области искусственного интеллекта и машинного обучения Йошуа Бенжио (Yoshua Bengio) предупредил о потенциально «вредных» последствиях гонки технологических гигантов за созданием всё более мощных систем искусственного интеллекта.
Бенжио, лауреат престижной премии Тьюринга 2018 года, представил первый в истории Международный отчёт о безопасности ИИ в парижском университете ENS. Он обратил внимание на уже широко признанные риски использования ИИ, такие как создание фальшивого или вводящего в заблуждение контента. Однако профессор Монреальского университета подчеркнул, что «постоянно появляются доказательства дополнительных рисков, таких как биологические атаки или кибератаки».
Иллюстрация: нейросеть DALL-E
В долгосрочной перспективе Бенжио опасается возможной «потери контроля» человека над системами ИИ, которые потенциально могут быть мотивированы «собственным желанием выжить». Появление в прошлом месяце недорогой и высокопроизводительной китайской модели ИИ DeepSeek «ускорило гонку, что не способствует безопасности», добавил учёный.
Бенжио призвал к более жёсткому международному регулированию и более обширным исследованиям в области безопасности ИИ, которые в настоящее время составляют «крошечную долю» от массивных инвестиций, вкладываемых в этот сектор. «Без вмешательства правительства я не знаю, как мы справимся с этим», – заявил он.
США, по-прежнему являющиеся ведущей страной в области ИИ, отказались от попытки бывшего президента Джо Байдена ввести некоторые правила развития после инаугурации Дональда Трампа. Когда два года назад ChatGPT от OpenAI ворвался на публичную сцену, Бенжио почувствовал «срочность размышлений о вопросе безопасности». Он представил отчёт, разработанный по образцу уже знакомых документов Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК).
«Больше всего меня пугает возможность того, что человечество может исчезнуть в течение 10 лет. Это ужасает. Я не понимаю, почему больше людей не осознают этого», – сказал учёный.
Около 100 экспертов из 30 стран, представители ООН, Европейского Союза и международной Организации экономического сотрудничества и развития внесли свой вклад в отчёт под руководством Бенжио, опубликованный в конце января. Работа над ним началась на предыдущем саммите по безопасности ИИ в Великобритании в ноябре 2023 года.
Компания MSI первой официально подтвердила дату запуска видеокарты GeForce RTX 5070 Ti.
фото MSI
Напомним, RTX 5070 Ti имеет рекомендованную цену в 750 долларов. Однако на фоне жуткого дефицита RTX 5080 и RTX 5090, а также очень сильно завышенных цен, пока совершенно неясно, стоит ли надеяться на то, что младшие модели Blackwell минует эта же участь. Если RTX 5070 Ti и RTX 5070 тоже выйдут с существенно завышенными ценами, получится, что геймерам попросту нечего будет покупать по адекватным ценам из нового поколения как минимум до выхода RTX 5060/5060 Ti.
Учёные из Королевского технологического института в Стокгольме провели исследование, результаты которого могут значительно улучшить ситуацию на зимних дорогах. Согласно новому исследованию, использование альтернативного твёрдого металла вместо кобальта в шипах зимних шин может снизить износ дорожного покрытия и количество опасных частиц в воздухе на 20%.
Учёные сравнили износ асфальта и выбросы частиц, вызванные шипами, содержащими кобальт, с шипами, изготовленными из альтернативного металла на основе железа и никеля. Результаты показали, что новый материал обеспечивает такое же хорошее сцепление со льдом и укатанным снегом, но при этом значительно меньше повреждает дорожное покрытие.
Иллюстрация: нейросеть DALL-E
Профессор Ульф Олофссон из Отдела инженерного проектирования объяснил, что кобальт, широко используемый в производстве шипов, является дешёвым решением. Кроме того, он настолько твёрд, что практически не изнашивается, что делает его популярным материалом для изготовления буровых инструментов. Однако, когда дело доходит до асфальта, кобальтовые шипы буквально перемалывают его в частицы, которые при вдыхании глубоко проникают в организм человека.
По словам Олофссона, для безопасного вождения по льду шипы должны быть всего на 20%-30% твёрже асфальта. Однако шипы, представленные сегодня на рынке, в два раза твёрже дорожного материала и в девять раз твёрже льда при температуре -40°C. «Это чрезмерно», - подчеркнул профессор.
Исследовательская группа в настоящее время изучает долговечность альтернативных материалов для шипов, что является следующим шагом в поиске замены кобальтсодержащим шипам.
Несмотря на то, что исследования показывают, что шипованные шины ежегодно спасают около 70 жизней в Швеции, некоторые города страны запретили их использование на определённых дорогах из-за риска для здоровья, связанного с частицами асфальта в воздухе. В большинстве штатов США использование шипованных шин ограничено, а в некоторых полностью запрещено. В Европе шипованные шины в основном разрешены, но запрещены в нескольких странах, включая Германию, Нидерланды и Польшу.
Олофссон отметил, что в ЕС выбросы частиц от износа шин, дорог и тормозов эквивалентны выхлопным выбросам в отношении PM10 (частицы с аэродинамическим диаметром менее 10 мкм). Однако в странах Северной Европы выбросы PM10 от неавтомобильных источников значительно превышают выхлопные из-за частого использования шипованных шин.
Использование шипованных шин также увеличивает затраты на обслуживание дорог. По оценкам Олофссона, срок службы дорожных покрытий в Швеции вдвое меньше, чем в Германии, где действует запрет на шипованные шины.
Это исследование открывает новые перспективы для повышения безопасности дорожного движения в зимний период при одновременном снижении негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей. Использование альтернативных материалов для шипов может стать важным шагом в решении проблемы загрязнения воздуха и преждевременного износа дорог, особенно в странах с суровыми зимними условиями.
8 февраля частный Blue Ghost сделал снимок Земли. Источник: Firefly
Firefly выбрала длительный, полуторамесячный маршрут к Луне, что позволило бортовым приборам собрать больше данных и дало компании время для проверки систем перед главным событием. «Если бы мы летели прямо к Луне, то у нас не было бы времени исправить что-либо, что могло бы возникнуть», – пояснил Рэй Алленсворт, руководитель космической программы Firefly.
Первым важным моментом для Blue Ghost стало включение двигателей. Этот первый манёвр и последующие проверки прошли точно по плану. Второе включение двигателей также было настолько успешным, что отпала необходимость в запланированном третьем корректирующем манёвре.
По словам представителей компании, наиболее значительными проблемами на данный момент были связь с наземными станциями, включение всех девяти полезных нагрузок на борту и привыкание к работе с верхними и нижними подсистемными сигналами тревоги.
После того как Firefly инициирует спуск Blue Ghost на лунную поверхность, все последующие решения будут приниматься системами визуальной навигации аппарата. Программное обеспечение, предварительно запрограммированное с использованием общедоступных изображений лунной поверхности, будет сканировать поверхность для определения безопасной зоны посадки.
Оказавшись вблизи поверхности, Blue Ghost включит основной двигатель для торможения, а затем отключит его и совершит посадку, используя только восемь вспомогательных двигателей. Чтобы смягчить горизонтальное скольжение, Firefly установила в посадочные опоры слой алюминиевых сот, которые помогут выровнять аппарат при касании каменистой лунной поверхности.
«У США не было полностью успешной лунной миссии со времён программы "Аполлон". Осуществить это с коммерческой точки зрения было бы действительно важно», – подчеркнул Алленсворт.
Федеральная комиссия по связи США (FCC) готовится начать процесс пересмотра использования верхнего диапазона C-band спутникового спектра. Это решение может привести к противостоянию между компанией SpaceX и американскими операторами беспроводной связи. Председатель FCC Брендан Карр объявил 5 февраля, что регулятор планирует голосование по запуску уведомления о расследовании возможности «более интенсивного использования» диапазона 3,98-4,2 гигагерц (ГГц).
Этот шаг следует за предыдущим решением FCC о перепрофилировании нижнего диапазона C-band (3,7-3,98 ГГц) для наземных услуг 5G, что принесло более $80 миллиардов от аукционных торгов с участием таких операторов, как Verizon, AT&T и T-Mobile. Спутниковые операторы SES и Intelsat, владевшие большей частью этого спектра, получили около $9 миллиардов в качестве компенсации за ускоренный перенос вещательных услуг в верхнюю часть диапазона, которая сейчас и находится на рассмотрении.
Фото: SES
Ассоциация сотовых телекоммуникаций и интернета (CTIA), представляющая интересы Verizon, AT&T и T-Mobile, приветствовала объявление Карра, рассматривая его как шаг к получению дополнительных частот для расширения услуг 5G.
Однако аналитики отмечают, что FCC не дала явного одобрения на открытие спектра для наземного коммерческого использования, оставляя возможность для альтернативных применений. Блэр Левин, аналитик NewStreet Research, предостерёг: «Мы не думаем, что индустрии беспроводной связи стоит открывать шампанское прямо сейчас».
Всего за неделю до объявления Карра компания SpaceX направила в FCC письмо, призывающее к иному подходу – такому, который позволил бы нескольким операторам, включая спутниковых провайдеров, совместно использовать доступ к этому диапазону. «SpaceX не выступает против слияния SES и Intelsat и не предлагает отбирать у них спектр. Скорее, SpaceX предлагает Комиссии модернизировать 200 МГц верхнего диапазона C-band путём совместного использования диапазона несколькими операторами в дополнение к объединённой компании, которая уже контролирует более 90% диапазона», – говорится в письме SpaceX. Компания также отметила, что гибкая структура, совместимая с несколькими новыми участниками, «необходима для укрепления американского лидерства в 6G, которая объединит наземные и спутниковые сети в единый пользовательский опыт».
Адам Роудс, старший аналитик по телекоммуникациям в Octus, также отметил, что выделение дополнительных, глобально гармонизированных частот для мобильных спутниковых служб (MSS) может помочь смягчить будущие ограничения предложения для операторов, предоставляющих услуги прямой связи со смартфонами. SpaceX, разрабатывающая возможности прямой связи со смартфонами с использованием сотового спектра T-Mobile, ранее исследовала частоты MSS для улучшения своих космических предложений, хотя неясно, подходят ли технические характеристики верхнего диапазона C-band для этого типа услуг.
Роудс также предупредил, что перераспределение верхнего диапазона C-band для MSS, вероятно, потребует многолетних усилий, включая обширную регуляторную координацию и технические корректировки для предотвращения помех существующим службам.
Первый в истории Хорватии спутник успешно передал на Землю дебютное изображение своей родины. Этот момент ознаменовал важную веху в космической программе страны.
Спутник, получивший название CroCube, представляет собой миниатюрный кубсат размером всего 10 x 10 x 10 сантиметров. Он был запущен в космос в конце декабря на борту ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX в рамках миссии Bandwagon-2.
31 января на официальной странице миссии было опубликовано первое изображение, переданное спутником. На снимке видны очертания Хорватии, частично скрытые облаками. Несмотря на это, команда проекта с гордостью отметила, что им удалось различить контуры суши и горных хребтов сквозь облачный покров. «Самое главное — Хорватия теперь входит в число стран, имеющих собственные фотографии, сделанные с орбиты», — подчеркнули создатели миссии.
Источник: CroCube
Помимо фотографии родной страны, CroCube также передал короткое видео и ещё один снимок, на котором запечатлена Болгария.
Этот проект стоимостью $124 000 был реализован благодаря совместным усилиям хорватского Общества внешкольного образования и чешской компании Spacemanic. Финансирование миссии осуществлялось за счёт краудфандинга.
Основная цель проекта — пробудить интерес к астрономии и космосу среди хорватов, а также собрать научные данные с помощью установленных на борту датчиков. Для широкой публики разработано специальное мобильное приложение, которое позволит любителям космоса взаимодействовать с данными и изображениями, полученными CroCube, и просматривать свежие снимки.
CroCube вращается вокруг Земли на высоте 510 километров и, по прогнозам, останется на орбите около 5 лет, постепенно приближаясь к планете. По завершении миссии спутник сгорит в атмосфере Земли.