Пока на рынок только начинают просачиваться модули памяти формата LPCAMM, Nvidia с партнёрами уже разрабатывает ещё один формат.
Project Digits. Сама компания называет его персональным суперкомпьютером. Всё благодаря производительности в 1 PFLOPS, правда, лишь в режиме INT4. Этот ПК оснащается также 128 ГБ оперативной памяти и, видимо, Nvidia хочет лишь уменьшить габариты модулей для таких ПК в целом, чтобы уместить больше ОЗУ, либо хочет сделать системы ещё более компактными.
Память SOCAMM будет не только компактнее LPCAMM, но и заметно быстрее. Правда, пока точных данных о частотах нет.
Тесты процессоров AMD Ryzen AI Max будут опубликованы уже очень скоро.
попадали. Процессорная часть флагманского APU Ryzen AI MAX+ 395 находится между настольными Ryzen 9 9900X и Ryzen 9 9950X, а iGPU Radeon 8060S настолько мощный, что способен конкурировать с мобильной RTX 4060 Laptop. Более того, эти результаты получены на инженерном образце, графическое ядро которого работало на частоте на 600-700 МГц ниже, чем заявлено в спецификациях.
То есть перед нами чип, подобный старшим SoC Apple M. Он имеет и очень мощную процессорную часть, и невероятно мощный iGPU на уровне младших дискретных карт. Ничего подобного на рынке x86-совместимых CPU мы ранее не видели.
Мы уже говорили о том, что GeForce RTX 5070 Ti, похоже, тоже будет продаваться с заметной наценкой как минимум первое время. Теперь мы в этом уверены ещё больше.
примерно на 17% быстрее RTX 4070 Ti Super, и это уровень RTX 4080.
GeForce RTX 5070 Ti точно не будет заметно быстрее RTX 4070 Ti Super. Это теперь подтверждают и тесты в 3DMark.
фото Videocardz
Напомним, RTX 5070 Ti выйдет 20 сентября. Судя по всему, как минимум в первое время цены будут заметно завышены, как и в случае со старшими моделями Blackwell.
Астрономы продолжают разгадывать тайну первого межзвёздного объекта Оумуамуа, обнаруженного в 2017 году. Его свойства, не похожие ни на что в Солнечной системе, заставили учёных задуматься о том, как мог сформироваться такой объект. Недавно исследователи Си-Лин Чжэн и Цзи-Линь Чжоу провели численное моделирование различных конфигураций звёздных систем, чтобы понять, какие условия могли привести к появлению подобных объектов.
Результаты их исследования показывают, что звёздные системы с одной гигантской планетой обладают необходимой орбитальной механикой для создания подобных объектов. Однако учёные отмечают, что могут потребоваться и другие объяснения.
Чжэн и Чжоу начали своё исследование, отталкиваясь от известных свойств Оумуамуа. Когда объект был виден земным телескопам в течение нескольких месяцев 2017 года, он демонстрировал интенсивное изменение яркости каждые четыре часа. Астрономы интерпретировали эту изменчивость как признак удлинённого, сигарообразного объекта, вращающегося в космосе.
Иллюстрация: ESO / M. Kornmesser
Ещё две особенности делали Оумуамуа уникальным объектом. Во-первых, он, казалось, имел сухую, каменистую поверхность, похожую на астероиды, известные в Солнечной системе. Но при этом он изменял свою орбиту таким образом, что это нельзя было объяснить только законами гравитации — что-то ещё заставляло его менять направление.
Подобные изменения траектории иногда наблюдаются у ледяных комет. Когда они приближаются к Солнцу, выделение газа из нагретого льда изменяют траекторию кометы. Таким образом, Оумуамуа демонстрировал сочетание свойств, характерных как для комет, так и для астероидов.
Одно из правдоподобных объяснений, предложенное в 2020 году, заключается в том, что объекты, подобные Оумуамуа, образуются в результате приливного разрушения. Это происходит, когда «богатое летучими веществами» родительское тело (например, крупная комета) проходит слишком близко к своей звезде на высокой скорости, разрушаясь на длинные, тонкие осколки. Процесс нагрева при таких экстремальных взаимодействиях приводит к образованию удлинённой каменистой оболочки, но сохраняет подповерхностный лёд. Это уникальное сочетание, не встречающееся в Солнечной системе, объясняло бы орбитальные манёвры Оумуамуа. Это также объясняет, почему подобные объекты не были замечены в Солнечной системе. Авторы исследования отмечают, что «выброшенные планетезимали испытывали приливное разрушение более чем в два раза чаще, чем уцелевшие планетезимали [3,1% против 1,4%]». Другими словами, если орбитальные силы достаточно велики для приливного разрушения, то они также достаточно сильны, чтобы полностью выбросить объект из системы.
Простейшие звёздные системы, которые могли бы вызвать такой тип приливного разрушения, — это системы с белыми карликами. Это чрезвычайно плотные ядра взорвавшихся звёзд. Белый карлик, окружённый поясом кометоподобных объектов, подобным облаку Оорта в Солнечной системе, мог бы регулярно порождать клоны Оумуамуа.
Однако процесс усиливается в системах, где присутствуют планеты размером с Юпитер. Исключение составляют «горячие юпитеры», вращающиеся близко к своей звезде. Они с меньшей вероятностью взаимодействуют с объектами, подверженными приливному разрушению. А вот планеты размером с Юпитер, удалённые от своей звезды, очень эффективны в производстве клонов Оумуамуа, особенно если они имеют эксцентричные орбиты. Но даже здесь нет идеального соответствия происхождению такого объекта, поскольку эти взаимодействия, как правило, производят осколки, которые не столь удлинённые, и с частотой ниже, чем ожидается для объектов такого типа.
Авторы исследования приходят к выводу, что планетарные системы, наиболее вероятно породившие Оумуамуа, — это системы с большим количеством планет, которые «более эффективны в производстве межзвёздных объектов». Однако они также предлагают несколько других сценариев.
Таким образом, хотя теперь существует правдоподобное объяснение процесса, породившего Оумуамуа, тип звёздной системы, из которой он произошёл, по-прежнему остаётся открытым вопросом. Исследование Чжэна и Чжоу приближает к разгадке тайны этого космического путешественника, но оставляет простор для дальнейших научных изысканий и открытий.
Астрономы обнаружили необычные рентгеновские импульсы от сверхмассивной чёрной дыры, расположенной в 270 миллионах световых лет от Земли. Международная команда учёных, включая доктора Уильяма Олстона из Университета Хартфордшира, зафиксировала периодические вспышки рентгеновского излучения от объекта 1ES 1927+654.
Изначально импульсы наблюдались каждые 18 минут, но за два года их частота увеличилась до одного импульса каждые 7 минут. Это явление, ранее не наблюдавшееся, вызвало большой интерес у учёных по всему миру.
Команда астрономов под руководством Меган Мастерсон из Массачусетского технологического института предполагает, что источником этих импульсов может быть белый карлик – плотный остаток «мёртвой» звезды, который вращается по орбите вблизи горизонта событий чёрной дыры. По мнению учёных, белый карлик постепенно теряет свои внешние слои, что, возможно, препятствует его полному поглощению огромной гравитацией чёрной дыры.
Иллюстрация: нейросеть DALL-E
Доктор Уильям Олстон объясняет: «Квазипериодические осцилляции [КПО] – это регулярные изменения яркости рентгеновского излучения вблизи чёрной дыры. Они действуют как природные часы, помогая нам понять, как движется материя при падении в чёрную дыру, и позволяют проверить экстремальные физические теории, включая теорию относительности Эйнштейна».
Олстон отмечает, что обнаружение КПО от сверхмассивных чёрных дыр было значительно сложнее, чем от меньших чёрных дыр в нашей галактике. «КПО, которые мы обнаружили в галактике 1ES 1927+654, удивительно чёткие и меняются со временем. В некоторых аспектах они напоминают осцилляции от малых чёрных дыр, но не полностью, что указывает на более необычный процесс», – добавляет он.
Это открытие открывает захватывающие перспективы для будущих космических миссий: если белый карлик действительно является источником рентгеновских импульсов, то он также должен производить гравитационные волны, предсказанные общей теорией относительности Эйнштейна.
Учёные полагают, что будущие обсерватории, такие как космический лазерный интерферометр LISA Европейского космического агентства, запуск которого запланирован на 2030-е годы, смогут подтвердить эту гипотезу, обнаружив гравитационные волны.
Физики из Университета Дьюка и ЦЕРНа получили противоречивые результаты при измерении массы W-бозона – одной из фундаментальных частиц Вселенной. Это расхождение может поставить под сомнение Стандартную модель физики элементарных частиц.
Профессор Ашутош Котвал (Ashutosh V. Kotwal) из Университета Дьюка почти 30 лет возглавляет международные усилия по определению массы W-бозона – частицы, отвечающей за слабое взаимодействие. Недавно группа Котвала, анализируя данные эксперимента CDF в Национальной ускорительной лаборатории им. Ферми, получила неожиданный результат. Масса W-бозона оказалась на 77 миллионов электронвольт больше, чем предсказывает теория, причём погрешность составила всего 0,01%. Это слишком большое расхождение, чтобы считать его случайным.
Однако последующее измерение, проведённое в ЦЕРНе на Большом адронном коллайдере, дало результат, полностью соответствующий теоретическим предсказаниям. Таким образом, аномалия, казалось бы, исчезла.
Туннель в «Фермилабе», где учёные запускали пучки протонов и антипротонов по кольцу ускорителя «Теватрон», пока они не столкнулись в центре 5000-тонного детектора CDF почти со скоростью света Источник: Fermilab
Котвал и его коллеги тщательно проверяют свою методику, чтобы понять причины расхождения. Измерение массы W-бозона – чрезвычайно сложная задача. Эта частица живёт меньше триллионной доли триллионной доли секунды, поэтому физикам приходится измерять её массу косвенно, изучая продукты распада.
В новом исследовании, опубликованном в Physical Review Research, Котвал проверил возможные источники ошибок в эксперименте CDF. Он исследовал влияние даже минимальных смещений в детекторе на результаты измерений. Оказалось, что все возможные смещения слишком малы, чтобы повлиять на точность измерений.
Котвал подчёркивает, что необходимо тщательно проверить методики обоих экспериментов, чтобы понять причины расхождения. Он призывает к полной прозрачности в исследованиях фундаментальных параметров природы и надеется, что другие эксперименты также проведут подобный анализ.
Учёный отмечает, что ещё рано делать окончательные выводы о необходимости пересмотра Стандартной модели: «Главная задача сейчас – разобраться, какие методы верны, а какие нет. Только так можно прийти к истине в науке».
17 февраля на поверхности Солнца зарегистрирована вспышка класса M1.1, о чем сообщают специалисты Института прикладной геофизики.
По данным наблюдений, явление произошло в группе солнечных пятен 3992 (S05W75) в 18:13 по московскому времени и длилось 16 минут.
Изображение Midjourney
Солнечные вспышки классифицируются по мощности рентгеновского излучения на пять классов: A, B, C, M и X, где каждый следующий увеличивает интенсивность в 10 раз. Минимальный уровень излучения, относящийся к классу A0.0, составляет 10 нВт на квадратный метр.
Вспышки высокой мощности нередко сопровождаются выбросами солнечной плазмы. Если облака заряженных частиц достигают нашей планеты, они могут спровоцировать магнитные бури, способные влиять на радиосвязь, навигационные системы и даже вызывать полярные сияния в нетипичных для них широтах.
Верхушку Госдумы пересадили на отечественные автомобили, о чем сообщает Telegram-канал Юнашев Live.
Это было сделано для того, «чтобы популяризировать отечественный автопром», как выразилась вице-спикер Виктория Абрамченко.
Но есть нюанс: ни сэкономить, ни приблизиться к народу у избранников не получилось. Вместо BMW и Genesis стоимостью около 20–30 млн рублей теперь они ездят на Aurus за 40 млн рублей.
Юнашев Live
Кадр из видео Юнашев Live
В качестве служебных машин рядовым депутатам полагаются седаны Lada Aura стоимостью до 3 млн рублей в топовом исполнении.
Учёные из Юго-Западного исследовательского института (SwRI) провели исследование Титана, крупнейшего спутника Сатурна, с целью оценки скорости его приливной диссипации – энергии, которую теряет спутник во время обращения вокруг планеты с её мощным гравитационным полем. Понимание процесса приливной диссипации позволяет учёным делать выводы о многих других характеристиках Титана, включая состав его ядра и историю орбитального движения.
Доктор Бринна Дауни, ведущий автор исследования, поясняет: «Большинство людей, думая о приливах, представляют движение океанов под влиянием Луны. Но это лишь потому, что вода движется свободнее всего остального. Когда Луна проходит над нами, горные породы тоже реагируют, просто менее заметно. Это небольшое гравитационное воздействие Луны и есть то, что мы называем приливной диссипацией».
Иллюстрация: нейросеть DALL-E
Для измерения приливной диссипации на Луне учёные используют лазеры, направляя их с Земли на зеркала, размещённые на лунной поверхности. Это позволяет точно измерять малейшие движения. Поскольку такой метод невозможно применить к Титану, исследователи разработали способ определения скорости диссипации на основе разницы между фактическим вращением оси Титана и ожидаемым вращением при отсутствии приливных сил.
«Приливная диссипация в спутниках влияет на их орбитальную и вращательную эволюцию, а также на их способность поддерживать подповерхностные океаны. Теперь, когда у нас есть оценка силы приливов на Титане, мы смогли понять, как быстро меняется его орбита. Мы обнаружили, что она меняется очень быстро в геологическом масштабе времени», – отмечает Дауни.
Дауни и её соавтор, доктор Фрэнсис Ниммо из Калифорнийского университета, предположили, что угол ориентации оси вращения Титана может быть обусловлен только трением, и разработали метод связи этого угла с параметром приливного трения. Таким образом, учёным удалось сделать выводы об истории Титана на основе его текущего состояния вращения. Дауни надеется, что этот метод можно будет применить и к другим спутникам в ходе будущих космических миссий, например, к Европе и Ганимеду – спутникам Юпитера.
Трение приводит к тому, что орбита Титана постепенно становится круговой. При текущей скорости изменения орбиты Титан должен был бы приобрести круговую орбиту примерно за 350 миллионов лет. Тот факт, что орбита Титана сейчас некруговая или эксцентричная, указывает на то, что в течение последних 350 миллионов лет произошло какое-то событие, нарушившее его орбиту.
«Любое количество факторов, таких как столкновение или потеря древнего спутника, могло повлиять на орбиту и сделать её эксцентричной. Наши выводы не зависят от природы этого события, а другие исследователи предложили несколько вариантов. Главный вывод заключается в том, что что-то нарушило орбиту Титана в течение последних 350 миллионов лет, что относительно недавно для истории Солнечной системы. Мы наблюдаем момент времени между этим событием и точкой, когда орбита снова станет круговой», – поясняет Дауни.
Это исследование открывает новые перспективы в изучении динамики спутников планет и может помочь в понимании эволюции других небесных тел в Солнечной системе.