Компания «Кама» рассматривает возможность выпуска гибридной версии электромобиля «Атом» с двигателем внутреннего сгорания, а также модели, работающей на водороде. Об этом в рамках тест-драйва предсерийного прототипа новинки «Известиям» рассказал руководитель отдела испытаний «Атома» Филипп Дьяков.
«Мы считаем направление альтернативных источников энергии очень перспективным. Обсуждаем возможность создания на базе «Атома» гибридной версии, а также модели, работающей на водороде. Пока это только обсуждения: о конкретных планах говорить пока рано», — сообщил Филипп Дьяков изданию «Известия».
Фото: «Известия»/Кирилл Сазонов
«Атом» получил электромотор мощностью 150 кВт (204 л.с.), который позволяет разгоняться до скорости 100 км/ч за 8 секунд. Запас хода на одном заряде составляет примерно 500 км.
Серийное производство стартует в третьем квартале.
Жители центрального побережья Калифорнии всё чаще жалуются на звуковые удары, вызванные запусками ракет Falcon 9 с базы Ванденберг. Только в 2024 году с космодрома стартовало 46 ракет — в десятки раз больше, чем в 1980-х (тогда проводили 2–3 запуска в год). Шум от возвращающихся первых ступеней распространяется на 800 км2, достигая соседнего округа Вентура. Волны сотрясают окна, пугают животных и вызывают опасения за устойчивость домов.
Проект ECOBOOM, реализуемый Brigham Young University и California State University при поддержке Космических сил США, исследует причины усиления шума. Летом 2024 года 25 акустических датчиков, установленных в парках, жилых кварталах и других точках, зафиксировали 132 звуковых удара. «Космические силы стремятся балансировать между выполнением миссий и минимизацией воздействия на население», — пояснил профессор Кент Ги, участник исследования.
Старт ракеты Falcon 9. Источник: NASA / Jim Ross
Особенность Falcon 9 — тройная ударная волна (вместо двух у самолётов). Она возникает из-за конструкции ступени: сетчатые рули и сложенные посадочные опоры создают дополнительные колебания. Низкочастотные пики (менее 1 Гц) находятся ниже порога человеческого слуха, что делает шум похожим на сейсмические волны. Жители отмечают: «Стены дрожат, но пол остаётся неподвижным», — это помогает им отличить звуковой удар от землетрясения.
На силу шума влияют траектория полёта и погода. Например, в городах Вентура, Окснард и Камарильо фокусировка волн усиливает воздействие, причём даже при идентичных маршрутах. Метеорологические факторы — перепады температуры, ветер, рельеф — меняют распространение звука. «Погода на побережье непредсказуема: в 100 километрах от базы Ванденберг может быть солнечно, а здесь — туман», — отметил Ги.
Следующий этап — моделирование шума при разных погодных условиях. Это позволит корректировать траектории для снижения воздействия. Учёные также планируют обсудить с властями введение нормативов уровня шума, аналогичных авиационным.
Компания Bosgame объявила о запуске мини-ПК M5 AI, ориентированного на разработчиков и профессионалов в области искусственного интеллекта.
Устройство построено на процессоре AMD Ryzen AI Max+ 395 с архитектурой Zen 5, который предлагает 16 ядер и 32 потока. Встроенный NPU AMD XDNA 2 обеспечивает производительность до 50 TOPS для задач ИИ, что позволяет запускать модели вроде Llama 3 в LM Studio, с производительностью ИИ в 2,2 раза выше, чем у Nvidia RTX 4090.
Фото Bosgame
M5 AI оснащён интегрированной графикой Radeon 8060S на архитектуре RDNA 3.5 с 40 вычислительными блоками, обеспечивающей производительность, сопоставимую с Nvidia RTX 4070. Система включает 128 ГБ памяти LPDDR5X с частотой 8533 МГц и предустановленный SSD на 2 ТБ (PCIe Gen4) с возможностью расширения через второй слот M.2.
Корпус выполнен из алюминия и оснащён переключателем режимов производительности. На задней панели расположены порты HDMI 2.1 и DisplayPort 1.4 с поддержкой 8K при 60 Гц, слот SDXC, два USB 2.0 Type-A, три USB 3.2 Gen2 Type-A, два USB4 Type-C и два аудиоразъёма 3,5 мм. Для беспроводной связи предусмотрены Bluetooth 5.2 и WiFi 6e.
Стоимость новинки составляет 1700 долларов, предзаказы открыты, а поставки начнутся 10 июня 2025 года.
Космонавт Роскосмоса Алексей Зубрицкий, выступающий в качестве спецкора ТАСС, рассказал о ходе эксперимента «Мираж» на Международной космической станции.
Исследование посвящено выращиванию полупроводниковых монокристаллов в условиях невесомости. Зубрицкий поделился фотоматериалами, иллюстрирующими процесс, который включает установку нагревательного блока, помещение в него тест-контейнера, вакуумирование печи и плавку материала. Процедура занимает несколько дней, после чего полученный кристалл извлекают и отправляют на Землю для дальнейшего анализа.
Фото Алексей Зубрицкий/ Роскомос/ ТАСС
По его словам, в космосе за счет отсутствия гравитации расплав перемешивается и застывает более однородно, что позволяет получить кристаллы полупроводников с более высокой, чем на Земле, степенью однородности структуры и свойств.
Кристаллы получаются более однородными и более ценными в научном плане, они более качественные и удобнее в изучении. На Земле можно получить кристаллы такой же чистоты, однако в космосе это сделать проще. В земных условиях для создания вакуума требуются специальные камеры и много энергии, на МКС же достаточно открыть несколько клапанов для соединения печи с забортным вакуумом.
Международная команда астрономов во главе с Бошунем Яном из Китайского университета науки и технологий раскрыла загадку небесного явления, которое наблюдали в Китае более 600 лет назад. Решающим доказательством стали недавно найденные записи придворного учёного Ху Гуана, подробно описавшего объект в докладе императору.
Согласно документам, в октябре 1408 года в небе появилась яркая «жёлтая звезда», которая не двигалась 10 дней и находилась в районе группы звёзд Няньдао (сейчас — область между созвездиями Лебедя и Лисички). Её яркость сопоставима с Венерой (–4 звёздной величины) или самыми яркими звёздами, что исключало версии о комете или метеоре. Учёные пришли к выводу: это была вспышка новой на поверхности белого карлика, который «ворует» вещество у соседней звезды.
Звёздная карта Дуньхуана времен династии Тан в Китае.
Сопоставив древние записи с современными картами, учёные проверили область вспышки. Наиболее вероятный кандидат — объект CK Vul, остаток яркой вспышки 1670–1672 годов. Доминирующая гипотеза в том, что за 260 лет до этого события система CK Vul пережила классическую «новую» вспышку, которую и наблюдали в 1408 году. Чтобы подтвердить связь, нужны новые исследования химического состава CK Vul и поиск следов древнего взрыва.
Ранее китайские записи помогли идентифицировать взрыв сверхновой 1054 года, создавшей Крабовидную туманность.
Компания BMW объявила о масштабном обновлении модельного ряда, начиная с 5-й серии. В течение трёх с половиной лет все автомобили бренда, включая топливные, перейдут на дизайн и технологии Neue Klasse, которые изначально разрабатывались для электромобилей.
Об этом сообщило издание IT Home со ссылкой на интервью руководителя отдела продукции BMW Бернда Кёрбера. Первым шагом станет дебют электрокроссовера iX3 на автосалоне в Мюнхене в сентябре 2025 года, после чего обновление затронет остальные модели.
Рендер Autocar
BMW 5-й серии уже в 2026 году получит экстерьер в стиле Neue Klasse с новой передней частью. Интерьер оснастят системой Panoramic iDrive с 17,9-дюймовым сенсорным экраном, проекционным дисплеем и обновлённой приборной панелью. Технически модель останется на платформе CLAR, сохранив силовые установки: мягкий гибрид на 205 л.с. или подключаемый гибрид на 295 л.с., оба с 2,0-литровым турбомотором.
После 5-й серии обновление ждёт X5, 2-ю серию, X2, 7-ю серию и X7. Постепенно все новые модели BMW перейдут на дизайн Neue Klasse.
Сегодня, 28 мая 2025 года, прогнозируются магнитные бури, вызванные увеличением скорости солнечного ветра. Причиной геомагнитных возмущений стали корональные дыры на Солнце, образовавшиеся несколько дней назад и начавшие воздействовать на Землю.
По расчётам, нестабильная геомагнитная обстановка сохранится до конца недели, а индекс Kp может достигать значений 5–6, что соответствует слабым и средним бурям. Точные параметры солнечного ветра, включая температуру и скорость, станут известны позже.
Изображение Midjourney
Вероятность полярных сияний в ближайшие дни составит 5–10% для Москвы и 20–40% для Санкт-Петербурга, но эти показатели зависят от фактических характеристик солнечного ветра.
Корональные дыры, как источник возмущений, вызывают высокоскоростные потоки плазмы, которые могут усиливать геомагнитную активность, особенно в северных регионах.
Американская компания General Motors объявила об инвестициях в размере 888 миллионов долларов в модернизацию завода Tonawanda Propulsion в штате Нью-Йорк. Средства направят на подготовку к производству двигателей V8 шестого поколения, которые станут основой для полноразмерных пикапов и внедорожников бренда. Запуск производства запланирован на 2027 год, что подчёркивает стремление компании сохранить лидерство в сегменте мощных автомобилей, несмотря на глобальный переход к электротранспорту.
Новые моторы, по данным GM, будут превосходить текущие версии по мощности, экономичности и экологичности. Инженеры внедрят технологии, улучшающие процесс сгорания и управление теплом, что позволит снизить расход топлива и повысить динамические характеристики. Для сравнения, существующий 5,3-литровый V8 выдаёт 355 л.с. и 519 Н•м, а 6,2-литровый — 420 л.с. и 623 Н•м. Ожидается, что следующее поколение двигателей превзойдёт эти показатели.
Mercedes-Benz тоже продолжает работать над двигателями V8, несмотря на глобальную тенденцию к электрификации.
Компания Apogee Semiconductor анонсировала APIO16 — первую в отрасли микросхему, которая расширяет возможности ввода-вывода (GPIO) в электронных системах, сохраняя устойчивость к радиации и экстремальным температурам. Устройство предназначено для интеграции в спутники, военную технику и оборудование, работающее в условиях высокого риска.
16-битный I/O расширитель APIO16 увеличивает количество портов GPIO — интерфейсов для подключения внешних устройств, таких как датчики или исполнительные механизмы. Он обрабатывает до 16 сигналов одновременно, масштабируя систему до 256 портов. Это снижает нагрузку на программируемые логические схемы, которые можно перенастраивать под разные задачи (FPGA) и микроконтроллеры, экономя их ресурсы для критических операций.
Изображение: Apogee Semiconductor
Устройство поддерживает два стандартных протокола связи: I2C/SMBus для управления несколькими компонентами через две линии и SPI — высокоскоростной интерфейс с отдельными линиями для данных и синхронизации. В режиме I2C/SMBus APIO16 позволяет подключать до 16 микросхем на одной шине за счёт уникальных адресов, а в SPI — управлять ими через 3 линии выбора чипа. Скорость передачи достигает 1 МГц для I2C и 25 МГц для SPI.
Ключевая особенность APIO16 — радиационная стойкость. Накопленная доза ионизирующего излучения, которую выдерживает чип, составляет до 300 крад(Si) (300 000 рад, где «крад(Si)» — килорад, измеренные для кремния). Это в сотни раз превышает устойчивость обычной электроники. Микросхема также защищена от короткого замыкания из-за попадания заряженных частиц (SEL, SEFI), сбоев в памяти (SEU) при уровне линейной передачи энергии (LET) 75 МэВ·см2/мг — это показатель, который измеряет, сколько энергии заряженная частица передаёт материалу при пролёте через него. Чем выше LET, тем больше повреждений вызывает частица в микросхеме. Обычная электроника выходит из строя при LET 10–20 МэВ·см2/мг. Если частица с LET 75 попадёт в обычный чип, она вызовет необратимые повреждения (например, прожиг). В APIO16 защитные схемы «гасят» эту энергию, предотвращая поломку.
Технология Radiation-Hardening by Design (RHBD), использованная в APIO16, включает тройное резервирование критических цепей и 48-битные регистры хранения данных. Это обеспечивает работу при температурах от -55 °C до +125 °C и совместимость с компонентами разных поколений за счёт встроенного преобразования уровней напряжения (1,4–5,5 В). Устройство интегрируется с банками ввода-вывода FPGA — группами портов, которые можно изолировать при радиационных сбоях, сохраняя функциональность системы.
APIO16 уже применяется в спутниках на низкой (LEO) и геостационарной (GEO) орбитах, а также в оборонных системах. Он позволяет заменять специализированные компоненты на коммерческие (COTS), сокращая стоимость разработки. В планах компании — адаптация технологии для робототехники и медицинского оборудования, где требуются надёжность и устойчивость к экстремальным условиям.
Компания Dimaag-AI, основанная соучредителем Tesla, представила инновационное решение для зарядки тяжёлой электрической техники — беспилотное мобильное зарядное устройство Megawatt Mobile Charger.
Разработка направлена на поддержку строительной отрасли, где экскаваторы и другая техника массой до 30 тонн переходят на электропривод. Электрификация снижает выбросы и эксплуатационные расходы по сравнению с дизельными аналогами, но зарядка таких машин в условиях шахт или строек остаётся сложной задачей. Устройство от Dimaag-AI способно решить эту проблему, обеспечивая мобильность и высокую мощность.
Фото Dimaag-AI
Проект уже вышел за рамки концепта: Dimaag-AI заключила партнёрство с лидером строительной техники Komatsu. Это означает, что беспилотные зарядные устройства скоро появятся на стройплощадках по всему миру.