По данным «Автостата», в марте текущего года в России было продано 3,9 тыс. новых тяжелых грузовиков (HCV, машин полной массой более 16 тонн) — на 10% меньше, чем в феврале текущего года и на внушительные 59% меньше, чем в марте 2024 года. Аналитики называют несколько причин столь существенного спада продаж: рост цен на машины и запчасти, ужесточение условий лизинга, ужесточение требований техрегламента к импортной технике.
Фото: КамАЗ
Лидером рынка является КамАЗ: в марте продано 1193 автомобиля. На втором месте — Sitrak, но отставание от КамАЗа очень приличное, так как продано всего 537 единиц техники китайского бренда. Далее следуют Shacman (406 ед.), FAW (355 ед.) и белорусский МАЗ (292 ед.).
Самой популярной моделью, как и в прошлом году, оказался Sitrak C7H — он закрепил за собой 14% рынка.
На складах дилеров Omoda почти не осталось дорестайлинговых кроссоверов C5, а те, что есть, можно купить с внушительной скидкой. Как сообщают «Китайские автомобили», в некоторых случаях продавцы готовы уступить более полумиллиона рублей.
Так, столичный дилер «Автодом» готов отдать переднеприводный Omoda C5 за 1,8 млн рублей вместо 2,369 млн рублей: внушительный дисконт — это сумма скидок за кредит и trade-in. Но ещё большую скидку готов обеспечить ростовский дилер «ААА Моторс»: компания готова продать полноприводный кроссовер в комплектации Active за 2,4 млн рублей вместо 3,1 млн рублей. И тут тоже максимальная скидка — это сумма дисконтов за кредит и trade-in.
Ростовский дилер отметил, что все дорестайлинговые Omoda C5, ещё имеющиеся в продаже, — это машины 2024 года выпуска. «Если вам кто-то скажет, что это, мол, машина 2023 года, не верьте, таких в России уже не осталось», — сообщил представитель дилерского центра.
Компания Honda сделала шаг в космическую отрасль, объявив о партнёрстве со стартапами Sierra Space и Tec-Masters. Совместно они готовятся испытать на МКС систему электролиза воды под высоким перепадом давления. Цель проекта — создать замкнутую энергетическую систему, которая в будущем сможет обеспечивать кислородом, водой и электричеством лунные базы. Для Honda это часть стратегии по переходу на безуглеродные автомобили к 2040 году.
Технология работает по принципу регенеративных топливных элементов. Во время лунного дня солнечные панели будут аккумулировать энергию для расщепления воды на водород и кислород. Ночью кислород планируется использовать для дыхания, а оставшиеся газы — преобразовывать в электричество через топливные элементы. Побочным продуктом станет вода, которая повторно запустит цикл. Такой подход решает ключевую проблему длительных миссий — нехватку ресурсов.
Иллюстрация: Honda
Эксперимент на МКС позволит изучить работу системы в условиях микрогравитации. Ранее исследования показали: из-за низкой гравитации эффективность электролиза на Луне падает на 11% по сравнению с Землёй. Оборудование для тестов доставят на станцию с помощью космоплана Dream Chaser от Sierra Space — его первый беспилотный полёт с мыса Канаверал запланирован на третий квартал года. Поддержку в интеграции технологий на МКС обеспечит Tec-Masters.
Проект Honda перекликается с планами NASA по созданию обитаемой базы на Луне в рамках программы Artemis. Однако сроки под угрозой: задержки с ракетой Space Launch System и доработкой Starship от SpaceX уже сдвинули высадку астронавтов. Параллельно агентство изучает альтернативы — например, компактный ядерный реактор мощностью 40 кВт, разработкой которого занимаются Lockheed Martin и Westinghouse при поддержке Минэнерго США. В этом контексте система Honda могла бы стать дополнением, обеспечивая экипажи воздухом и водой даже при наличии других источников энергии.
Разработку ведёт новое подразделение Honda — Space Development Division, созданное в конце 2024 года для выхода на космический рынок. В компании подчёркивают, что успех проекта полезен не только для освоения Луны, но и для земных задач. Например, улучшение эффективности водородных систем может решить проблемы их высокой стоимости и сложного хранения.
Однако остаётся вопрос синхронизации с NASA. По текущему графику Artemis, первая лунная база появится не раньше 2033 года. Сможет ли Honda адаптировать свои разработки под меняющиеся сроки — пока неизвестно.
Американская компания SpinLaunch анонсировала разработку спутниковой группировки Meridian Space, которая, по заявлениям разработчиков, обеспечит широкополосный интернет с ёмкостью, «значительно превышающей текущие рыночные предложения». Проект получил $12 млн инвестиций от норвежской компании Kongsberg Defense & Aerospace, а первый орбитальный демонстратор планируется вывести в 2026 году. Ключевая особенность системы — одновременный запуск до 250 микроспутников на одной ракете, что почти вдвое превысит рекорд SpaceX (143 аппарата в 2021 году).
Конструкция Meridian Space основана на плоских модульных платформах, разработанных совместно с компанией NanoAvionics. Спутники объединяются в вертикальные стопки, плотно заполняя пространство под обтекателем носителя. Опубликованное SpinLaunch изображение демонстрирует, как аппараты слоями располагаются друг над другом, образуя единый блок. «Модульная архитектура NanoAvionics — это надёжная основа для быстрого масштабирования группировки», — заявил CEO SpinLaunch Дэвид Уэнн.
Рендер: SpinLaunch
Главный вопрос, однако, остаётся без ответа: выведет ли компания спутники на орбиту с помощью собственной установки или воспользуется традиционными ракетами. Технология SpinLaunch предполагает использование 33-метрового вращающегося рычага, который разгоняет носитель до гиперзвуковых скоростей внутри вакуумной камеры, после чего аппарат «выстреливается» в верхние слои атмосферы и включает двигатель для выхода на орбиту. Такой метод сокращает расход топлива и упрощает конструкцию носителя. В 2022 году NASA, Airbus и Корнеллский университет уже провели успешные суборбитальные испытания системы, отправив в краткий космический полёт экспериментальное оборудование.
«Meridian Space предложит пропускную способность, недоступную современным спутниковым системам», — заявил президент Kongsberg Defense & Aerospace Эйрик Ли. Однако реализация амбиций SpinLaunch потребует решения ряда сложных задач. Центробежный запуск до сих пор не применялся для орбитальных миссий, а одновременное развёртывание сотен спутников требует точного управления и синхронизации — малейший сбой может привести к столкновениям на орбите.
Если проекту удастся преодолеть технические барьеры, то это способно изменить экономику космической отрасли. Снижение стоимости запусков облегчит развёртывание масштабных группировок, таких как Starlink или OneWeb, но с большей эффективностью. Однако до 2026 года SpinLaunch предстоит не только подготовить демонстратор, но и подтвердить, что их технология способна безопасно доставить аппараты на низкую околоземную орбиту. Успех компании может стимулировать переход от классических ракет к альтернативным методам запуска, но инновации должны доказать свою жизнеспособность в реальных условиях.
Четыре участника частной космической миссии SpaceX Fram2 продолжают делиться захватывающими кадрами из своего путешествия, ставшего первым в истории полётом с полярной орбитой вокруг Земли. На третий день пребывания на борту корабля Crew Dragon Resilience астронавты опубликовали новые видео, демонстрирующие виды Арктики, Антарктиды и других регионов планеты, а также рассказали о первых днях адаптации к невесомости.
Командир экипажа Чунь Ван, мальтийский миллиардер, профинансировавший миссию, опубликовал на платформе X ролик с видом на Флориду, снятый во время пролёта над Атлантическим побережьем. На записи чётко видны стартовые комплексы Космического центра Кеннеди и базы Космических сил на мысе Канаверал. «Я вижу нашу стартовую площадку!» — воскликнул один из членов экипажа за кадром. «Это наша площадка!» — ответил Ван. В объектив попали бирюзовые воды океана, а также LC-39A — площадка, с которой 31 марта ракета Falcon 9 компании SpaceX вывела Resilience на орбиту. Рядом заметен LC-39B, использовавшийся для запуска ракеты SLS в рамках миссии Artemis 1 в 2022 году.
Источник: SpaceX / Fram2
Экипаж, включающий Яникке Миккельсен из Норвегии, Рабею Рогге из Германии и Эрика Филипса из Австралии, стартовал с 2 апреля. Все они — новички в космических полётах. Ван описал старт как «неожиданно плавный»: по его словам, перегрузки почти не ощущались до последней минуты перед отключением двигателей. «Если бы не отпущенный индикатор невесомости в виде белого медведя Тайлера, я бы не сразу понял, что мы в невесомости», — написал он.
Первые часы на орбите стали испытанием: все члены экипажа столкнулись с космической болезнью. «Тошнота и рвота — это не то же самое, что укачивание в машине. Даже глоток воды мог спровоцировать приступ», — отметил Ван. Несмотря на это, команда нашла силы для работы: Рогге установил связь с Берлином через любительскую радиостанцию, а экипаж провёл киновечер, просматривая запись своего старта. К утру второго дня состояние астронавтов нормализовалось — они смогли открыть иллюминатор купола Resilience над Южным полюсом и провести серию рентгеновских съёмок.
На видео третьего дня, озаглавленном «День полёта 3», запечатлены шторма над Арктикой, которые экипаж назвал «полярными ураганами», а также ночные огни Флориды и освещённые солнцем Шпицбергенские острова. В конце ролика Филипс, выполняющий роль бортового врача, по видеосвязи общается с сыном в Лос-Анджелесе. «Он ждёт нашего возвращения завтра», — прокомментировал австралиец.
Приводнение Resilience состоялось успешно 4 апреля. Наблюдения за полярными регионами и открытия в области микрогравитации могут внести вклад в будущие исследования, а уникальные кадры уже вдохновляют новое поколение исследователей космоса.
Корпус реактора на первом блоке АЭС «Эль-Дабаа» установят в ноябре 2025 года. Об этом сообщил гендиректор Росатома Алексей Лихачев на чемпионате AtomSkills-2025, который прошёл Екатеринбурге. По его словам, строительство всех четырёх блоков АЭС «Эль-Дабаа» идёт в полном соответствии с планом.
Изображение: Росатом
По словам Лихачёва, волнующее событие — установка корпуса реактора на первом энергоблоке атомной электростанции — состоится в ноябре текущего года. Напомним, АЭС «Эль-Дабаа» сооружается в Египте Росатомом на побережье Средиземного моря примерно в 300 км от Каира. Она станет первой атомной электростанцией в стране и будет включать четыре энергоблока мощностью 1 200 МВт каждый.
Четыре участника частной космической миссии SpaceX Fram2 продолжают делиться захватывающими кадрами из своего путешествия, ставшего первым в истории полётом с полярной орбитой вокруг Земли. На третий день пребывания на борту корабля Crew Dragon Resilience астронавты опубликовали новые видео, демонстрирующие виды Арктики, Антарктиды и других регионов планеты, а также рассказали о первых днях адаптации к невесомости.
Командир экипажа Чунь Ван, мальтийский миллиардер, профинансировавший миссию, опубликовал на платформе X ролик с видом на Флориду, снятый во время пролёта над Атлантическим побережьем. На записи чётко видны стартовые комплексы Космического центра Кеннеди и базы Космических сил на мысе Канаверал. «Я вижу нашу стартовую площадку!» — воскликнул один из членов экипажа за кадром. «Это наша площадка!» — ответил Ван. В объектив попали бирюзовые воды океана, а также LC-39A — площадка, с которой 31 марта ракета Falcon 9 компании SpaceX вывела Resilience на орбиту. Рядом заметен LC-39B, использовавшийся для запуска ракеты SLS в рамках миссии Artemis 1 в 2022 году.
Источник: SpaceX / Fram2
Экипаж, включающий Яникке Миккельсен из Норвегии, Рабею Рогге из Германии и Эрика Филипса из Австралии, стартовал с 2 апреля. Все они — новички в космических полётах. Ван описал старт как «неожиданно плавный»: по его словам, перегрузки почти не ощущались до последней минуты перед отключением двигателей. «Если бы не отпущенный индикатор невесомости в виде белого медведя Тайлера, я бы не сразу понял, что мы в невесомости», — написал он.
Первые часы на орбите стали испытанием: все члены экипажа столкнулись с космической болезнью. «Тошнота и рвота — это не то же самое, что укачивание в машине. Даже глоток воды мог спровоцировать приступ», — отметил Ван. Несмотря на это, команда нашла силы для работы: Рогге установил связь с Берлином через любительскую радиостанцию, а экипаж провёл киновечер, просматривая запись своего старта. К утру второго дня состояние астронавтов нормализовалось — они смогли открыть иллюминатор купола Resilience над Южным полюсом и провести серию рентгеновских съёмок.
На видео третьего дня, озаглавленном «День полёта 3», запечатлены шторма над Арктикой, которые экипаж назвал «полярными ураганами», а также ночные огни Флориды и освещённые солнцем Шпицбергенские острова. В конце ролика Филипс, выполняющий роль бортового врача, по видеосвязи общается с сыном в Лос-Анджелесе. «Он ждёт нашего возвращения завтра», — прокомментировал австралиец.
Миссия Fram2 рассчитана на 3–5 дней, и возвращение 4 апреля выглядит вероятным сценарием, хотя SpaceX пока не подтвердила детали. Приводнение Resilience в Тихом океане у побережья Калифорнии станет первым для пилотируемых миссий компании — ранее все экипажи садились в Атлантике близ Флориды.
Пока Resilience продолжает облетать Землю каждые 90 минут, экипаж готовится к финальному этапу. Их наблюдения за полярными регионами и открытия в области микрогравитации могут внести вклад в будущие исследования, а уникальные кадры уже вдохновляют новое поколение исследователей космоса.
В базе данных Федерального института промышленной собственности (ФИПС) обнаружились изображения новой модели Kia, которая никогда ранее не продавалась в России. Речь о модели K4, дебютировавшей в США в прошлом году.
Фото: ФИПС
Напомним, ранее издание The Korea Times в конце марта сообщало, что Hyundai и Kia планируют вернуться в Россию после снятия санкций. Актуальности этим планам добавило резкое повышение пошлин со стороны США.
Нижегородская компания «Акросс» разработала бронированный микроавтобус «Соболь NN VIP», который ориентирован на представителей крупного бизнеса, артистов, политиков и других публичных персон.
Фото «Акросс»
Полная масса автомобиля не превысила 3,5 тонны, что позволяет управлять им с водительскими правами категории «В».
У столичных автодилеров появился внедорожник Toyota Land Cruiser Prado 250 2025 года выпуска в комплектации TX-L. Машины в наличии, а не под заказ, цена — 10,3 млн рублей.
Фото: global.toyota
Как сообщает Speedme.ru, в оснащении такой машины есть медиасистема с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto, система кругового обзора, беспроводная зарядка для смартфона, адаптивный круиз-контроль, кожаная обивка сидений и дверных карт, передние кресла с вентиляцией и подогревом, панорамная крыша и т.д.