У модели Radeon RX 9060 XT Steel Legend ядро работает на частоте до 3,32 ГГц! Референсное значение, напомним, составляет 3,13 ГГц. Это рекордные показатели для карт из коробки, и другие модели даже близко не подходят к новинке AMD.
Radeon RX 9060 XT Steel Legend весьма крупная для своего сегмента. СО включает три вентилятора, что, учитывая энергопотребление менее 200 Вт, должно обеспечить очень тихую работу.
Итак, компания AMD наконец-то полностью раскрыла нам все подробности о видеокарте Radeon RX 9060 XT. Собственно, после фото AMD
Если говорить о приведённых примерах, то новинка Radeon почти всегда быстрее RTX 5060 Ti 8GB в играх без трассировки, причём порой быстрее на 20-30%. С трассировкой уже всё зависит от игры, и тут быстрее может быть и карта Nvidia.
Повторим, спроецировать эти данные на другие карты Nvidia так просто не выйдет. Но при этом можно уверенно утверждать, что RX 9060 XT 8GB за 300 долларов будет очень сильно опережать RTX 5060 за те же 300 долларов, а сравнение RX 9060 XT 16GB за 350 долларов с RTX 5060 Ti 16GB за 430 долларов, вероятно, будет в пользу второй, но тут уже имеем весьма существенную разницу в цене.
Также можно добавить, что новинка AMD может предложить 16 линий PCIe 5.0, а это означает, что при установке в старые ПК с PCIe 4.0 или PCIe 3.0 никакого падения производительности быть не должно.
Компания AMD представила первую видеокарту в новой линейке, ориентированной на ускорение задач искусственного интеллекта — Radeon AI PRO R9700. Новинка основана на том же GPU Navi 48, что и Radeon RX 9070 XT, но оптимизирована для AI-нагрузок. GPU содержит 64 вычислительных блока (4096 потоковых процессоров), 128 AI-ускорителей, а TDP достигает 300 Вт.
Фото: AMD
Но это еще не все. AMD Radeon AI PRO R9700 можно объединять в связки из четырех ускорителей, что дает пользователю доступ к пулу в 128 ГБ памяти и открывает возможность работы с более ресурсоемкими ИИ-моделями. Новинка поступит в продажу в июле текущего года.
Европейские планетологи обнаружили, что значительная часть воды на Марсе исчезла из-за периодических изменений в угле наклона оси вращения планеты. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature Astronomy, при больших углах наклона скорость потери воды в космос возрастала в десятки раз по сравнению с современными темпами.
Изображение сгенерировано Grok
«Мы пока не можем точно сказать, сколько воды Марс потерял за все время существования, но предполагаем, что улетучивание атомов водорода из его атмосферы сыграло важную роль в этом процессе. Наш анализ показывает, что темпы потери водорода резко увеличивались более чем на порядок [6 × 1027 атомов в секунду] в те периоды, когда ось вращения Марса была сильно наклонена», — отмечают исследователи.
Группа европейских ученых под руководством Габриэллы Гилли из Астрофизического института Андалузии в Гранаде пришла к такому выводу, разработав детальную трехмерную модель климата и атмосферы Марса. Модель позволяет точно оценивать скорость улетучивания различных атомов и ионов из атмосферы планеты в космос под воздействием солнечного ветра.
Интерес ученых к этому процессу обусловлен тем, что недавние измерения, полученные с помощью зондов MAVEN и «ЭкзоМарс-TGO», показывают, что Марс должен был потерять значительно меньше воды, чем предполагает геологическая информация о существовании в прошлом рек, озер и океанов на его поверхности. Это заставило ученых предположить, что в прошлом скорость испарения атомов водорода в космос могла быть значительно выше.
Руководствуясь этой гипотезой, астрономы просчитали частоту попадания молекул воды в верхние слои атмосферы Марса в разные эпохи и их последующего распада на водород и кислород, способные покинуть планету. Оказалось, что скорость испарения сильно зависела от угла наклона оси Марса: чем больше угол, тем быстрее планета теряла воду. Это связано с накоплением пыли, поглощающей солнечную энергию, что приводит к нагреву и разрежению атмосферы.
Ученые отмечают, что ось Марса периодически «качается» в широком диапазоне, и в прошлом возникали периоды с наклоном до 35-40 градусов, по сравнению с нынешними 25 градусами. В такие периоды темпы потери водорода были на один-два порядка выше, чем сегодня, что привело к потере огромного количества воды, достаточного для покрытия всей поверхности планеты слоем в 80 метров.
За последнее десятилетие планетологи нашли множество свидетельств существования рек, озер и океанов на поверхности Марса в глубокой древности. По текущим оценкам, их объем был сопоставим с земным Северным Ледовитым океаном, а общего количества воды хватило бы для покрытия поверхности планеты слоем в 140 метров. Куда исчезла эта вода, ученые пока не могут точно сказать, но новое исследование проливает свет на один из ключевых факторов ее потери.
Напомним, ранее учёные опровергли одну из гипотез о наличии воды на Марсе: тёмные полосы на Красной планете не содержат жидкости.
Вместе с падением российского авторынка многие модели, поставляемые в страну по параллельному импорту, стали дешеветь, но только не Volkswagen T-Roc: в сравнении с Фото: Volkswagen
В Москве дилер предлагает T-Roc в максимальной комплектации из наличия за 3,65 млн рублей. Еще один T-Roc в комплектации R-Line доступен у дилера под Петербургом за 3,777 млн рублей.
Все эти машины оснащены 1,5-литровым бензиновым турбомотором мощностью 150 л.с. и 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач DSG, привод — передний.
Российские дилеры дают внушительные скидки на седан Jetta VA3 — самый доступный автомобиль китайской FAW и Volkswagen. По прайс-листу Jetta VA3 с автоматом стоит минимум 2,013 млн рублей, а с учетом скидки за кредит и трейд-ин — 1,873 млн рублей. Однако, в реальности машина может оказаться заметно дешевле. Например, дилер из Екатеринбурга продает два Jetta VA3 за 1,4 млн рублей — на 600 тыс. рублей дешевле прайсовой стоимости.
Фото: Jetta
Продавец-консультант в салоне подтвердил родство VA3 и Polo: «Это VAG, большинство запчастей и все расходники подходят от "Поло", с обслуживанием проблем не будет». Правда, вопрос о кузовных деталях остался без ответа.
Samsung Group наращивает усилия по освоению индустрии космической инфраструктуры: Samsung C&T Corp. работает над созданием «космического завода», который включает в себя комплекс для запуска ракет, сообщает The Korea Economic Daily со ссылкой на свои источники.
Изображение сгенерировано Grok
Строительная и инжиниринговая компания ведет переговоры с кафедрой аэрокосмической инженерии Сеульского национального университета о создании научно-исследовательского центра для строительства ракетной стартовой площадки. Этот шаг был предпринят после того, как исследовательское подразделение Samsung Electronics Co. впервые в своей истории наняло экспертов в области космоса в начале этого года. Эксперты и аналитики рассматривают рынок космической инфраструктуры, включая стартовые площадки для ракет и компоненты космических аппаратов, как новый двигатель роста для Южной Кореи.
«Южная Корея — одна из немногих стран, способных перенести свои производственные преимущества из полупроводников и атомной энергетики в космическую отрасль», — сказал Пак Хён Чжун, профессор аэрокосмической инженерии Сеульского национального университета.
По данным Precedence Research, рынок услуг по запуску космических аппаратов в США, по прогнозам, вырастет примерно с 5,1 миллиарда долларов в 2025 году до примерно 18,7 миллиарда долларов к 2034 году, что представляет собой среднегодовой темп роста в 13,7%.
7 мая Samsung подписала соглашение с Корейским институтом астрономии и космических наук о сотрудничестве в разработке вторичной полезной нагрузки для кубсата под названием K-Rad Cube, который будет находиться на борту миссии NASA Artemis II.
«В соответствии с соглашением, Samsung Electronics проверит свои полупроводники следующего поколения, разрабатываемые внутри компании, в условиях высокого уровня радиации на высокой околоземной орбите», — сказано в заявлении института.
Параллельно с этим Администрация программ оборонных закупок Южной Кореи объявила в понедельник, что будет стремиться к локализации пяти типов полупроводников для космической обороны, включая монолитные микроволновые интегральные схемы (MMICs) и гироскопические датчики для использования в спутниках и истребителях следующего поколения.
Для того, чтобы Южная Корея вошла в пятерку ведущих космических держав мира, страна должна уделять первоочередное внимание строительству инфраструктуры для запуска и продвижению космических компонентов и инструментов производства, а не направлять ресурсы в дорогостоящие исследования дальнего космоса или в разработку ракет, оба из которых имеют высокие технологические барьеры, считают эксперты.
Seraphim Space, специализированная инвестиционная фирма в области космоса, прогнозирует, что мировой рынок космической индустрии достигнет 1 триллиона долларов в течение следующего десятилетия, причем ожидается, что некосмические игроки возьмут на себя ведущую роль в стимулировании этого роста.
Параллельно с быстрым расширением космической индустрии, рынок услуг по запуску космических аппаратов растет в среднем на 10% в год с 2019 года, по данным Ассоциации спутниковой индустрии США.
«Это похоже на то, что у вас больше посылок и транспортных средств для доставки, но нет терминала для их обработки», — сказал исполнительный директор местного космического стартапа.
Южная Корея не одинока в своем стремлении к лидерству на рынке стартовых площадок для ракет. Тайвань и Великобритания строят стартовые площадки в своих странах. В январе Швеция открыла Esrange Space Center, новый комплекс для запуска небольших ракет. Космический центр Андойя в Норвегии превращается из ориентированного на исследования стартового комплекса в комплекс, способный отправлять небольшие орбитальные ракеты в космос.
Тем не менее, эксперты в космической отрасли говорят, что Южная Корея может получить конкурентное преимущество на рынке строительства стартовых площадок благодаря своему опыту в строительстве сверхвысотных сооружений, арктических и глубоководных промышленных установок.
В январе Samsung Venture Investment Co. приняла участие в заключительном раунде финансирования Loft Orbital на сумму 170 миллионов долларов. В число клиентов этого стартапа из Кремниевой долины входят Microsoft, NASA и Европейское космическое агентство, а также BAE Systems, крупнейший европейский оборонный подрядчик.
Дистрибутор Honda Motor в России — компания «Мотор-Плейс» — начала продажи квадроциклов серии HND QRX. Как сообщает Quto, первая партия уже зарегистрирована, каждая единица оснащена Паспортом самоходной машины (ПСМ) и относится к категории A1, требующей соответствующего водительского удостоверения.
Фото: QRX
Линейка включает три модели:
HND QRX 550: от 850 тыс. рублей;
HND QRX 650: от 1 млн рублей;
HND QRX 650 PRO: от 1,1 млн рублей.
Все модели оснащены одноцилиндровыми двигателями мощностью 33–41 л.с., системой впрыска Bosch EFI и полным приводом с блокировкой дифференциала. Дорожный просвет базовой модели составляет 270 мм, двух других — 290 мм. Емкость топливного бака — 22 литра. Все квадроциклы адаптированы для России и могут быть оснащены теплыми опциями.
Университет Мичигана объявил об успешном запуске лазерной системы Zettawatt-Equivalent Ultrashort pulse laser System (ZEUS), которая в ходе первого эксперимента достигла мощности 2 петаватта, или 2 квадриллиона ватт. Это более чем в 100 раз превышает общее потребление электроэнергии в мире, хотя, конечно, речь не идёт о создании «Звезды Смерти». Столь мощные импульсы длятся всего 25 квинтиллионных секунды и будут использоваться для проведения экспериментов в медицине, квантовой физике и материаловедении.
Разработка ZEUS, финансируемая Национальным научным фондом США, обошлась в $16 миллионов и заняла более четырёх лет. В её состав входят уникальные компоненты, например, сапфировые кристаллы диаметром 7 дюймов, легированные атомами титана. По словам руководителя проекта Франко Байера, кристаллы такого размера и качества – большая редкость, в мире их всего несколько.
Фото: Marcin Szczepanski / Michigan Engineering
Управление ZEUS – задача значительно сложнее, чем нажатие кнопки на лазерной указке. Начальный инфракрасный импульс усиливается с помощью лазерных накачек в четыре этапа. Для того, чтобы мощный импульс не разрушил воздух, он проходит через дифракционные решётки, которые растягивают его.
В результате импульс достигает размера 12 дюймов в диаметре и нескольких футов в длину. Затем он попадает в вакуумные камеры, где дополнительные решётки сжимают его до 0,8 микрон в ширину, обеспечивая максимальную интенсивность для проведения экспериментов.
Первый эксперимент, проведённый профессором физики и астрономии Калифорнийского университета в Ирвине Франклином Долларом, был направлен на гелиевую клетку. Столкновение импульса с гелием приводит к образованию плазмы – атомы ионизируются, образуя смесь свободных электронов и положительно заряженных ионов. Электроны ускоряются за лазерным импульсом, подобно сёрферам за катером, – это явление называется ускорение на кильватерной волне.
Цель эксперимента – создание мощных электронных пучков, сравнимых по мощности с пучками, генерируемыми ускорителями частиц, но без необходимости в дорогостоящем и громоздком оборудовании, которое обычно занимает сотни метров.
Лазерная система ZEUS, размещённая в здании размером со школьный спортзал в Центре ультрабыстрой оптической науки им. Жерара Муру, стала преемником лазера HERCULES, достигавшего мощности 300 тераватт в 2007 году. Хотя ZEUS, впервые анонсированный в 2022 году, в настоящее время примерно вдвое мощнее других лазеров в США и планируется довести его мощность до 3 петаватт, он всё ещё уступает по мощности лазеру в европейской лаборатории ELI-NP в Магуреле (Румыния), достигающему 10 петаватт.