Российские учёные из МГТУ им. Баумана создали уникальный фемтосекундный лазер, который позволяет наблюдать процессы на атомном и молекулярном уровнях в реальном времени. Этот лазер генерирует сверхкороткие импульсы света длительностью всего 6 фемтосекунд и работает в диапазоне 2,2–2,4 микрометра. Такой диапазон уникален, так как вода практически не поглощает свет в этой зоне, что обеспечивает кристально чёткие изображения тканей.
Изображение сгенерировано Grok
Благодаря высокой точности и новому диапазону, лазер способен снимать изображения коллагена с разрешением до 22 микрометров. Устройство помогает выявлять уязвимые бляшки в сосудах, аневризмы аорты, а также точно определять остеопороз и рак кожи, что значительно повышает шансы на раннее лечение.
Проект реализуется в рамках программы "Приоритет-2030" при сотрудничестве с ведущими медицинскими центрами. Внедрение лазера обещает изменить подходы к диагностике и лечению заболеваний, связанных с соединительными тканями и костями.
Китайские учёные разработали уникального робота-шестиножку для добычи полезных ископаемых на небесных телах. Этот аппарат оснащён комбинацией из трёх колёс и трёх когтей, что позволяет ему уверенно перемещаться по неровным поверхностям и выполнять буровые работы. После успешной регистрации патента команда уже работает над улучшением характеристик робота, чтобы сделать его ещё более эффективным.
Изображение сгенерировано Grok
Тестирование робота в условиях, имитирующих лунную микрогравитацию, прошло успешно, подтвердив его пригодность для работы в космосе. В ближайшем будущем планируется оснастить его инструментами для геологической разведки и анализа грунта, что станет ключевым шагом в освоении ресурсов на Луне, Марсе и других телах. Это открывает перспективы для долгосрочных космических миссий, где добыча материалов станет жизненно важной.
Китай активно развивает свою космическую программу, вкладывая огромные средства в исследования и технологии, чтобы стать лидером в освоении космоса. Разработка роботов-шестиножек — часть плана, включающего запуск спутников, миссии на Луну и Марс, изучение астероидов и эксплуатацию собственной орбитальной станции. В 2024 году страна установила рекорд, проведя 68 успешных космических запусков.
Строительство индустриального парка INNA в Чили рядом с крупнейшими обсерваториями Параналь и Серро-Амазонес угрожает работе мощных телескопов. Планы включают заводы и инфраструктуру, которые увеличат световое загрязнение на 35–50%, вызовут вибрации грунта и усилят турбулентность воздуха. Эти факторы сильно ограничат возможности наблюдений, особенно для поиска экзопланет, изучения далеких галактик и слежения за астероидами.
Изображение сгенерировано Grok
Учёные Европейской южной обсерватории (ESO) провели компьютерное моделирование и выяснили, что световое загрязнение ухудшит условия работы телескопов, особенно строящегося CTA-южного — на 55%. Кроме того, запланированные ветряные турбины усугубят турбулентность, сократив оптимальное время наблюдений для телескопа VLT на 40% и сделав невозможным его использование в режиме интерферометра, что критично для высокой точности измерений.
Астрономы призывают компанию AES Andes и правительство Чили пересмотреть проект INNA в этом районе. Они считают, что реализация парка поставит под угрозу уникальные астрономические исследования, лишив мир доступа к полноценной работе крупнейших телескопов. Это может перечеркнуть десятилетия научных достижений и остановить будущие открытия.
GAC сегодня официально представила в России среднеразмерный кроссовер GS4, который выглядит как Toyota RAV4 и в целом схож с популярным «японцем» по размерам и мощности. Правда, у RAV4 есть версии с полным приводом, а GAC GS4 предложен в единственной комплектации с передним приводом. Зато цена по нынешним меркам невелика — 3 млн рублей (или 2,9 млн рублей с учетом фирменных выгод).
Фото GAC
В оснащении машины 7-дюймовая цифровая панель приборов, медиасистема с 10-дюймовым экраном и поддержкой Apple CarPlay, климат-контроль, кожаная отделка салона, система кругового обзора, парковочные датчики сзади, беспроводная зарядка для смартфона, полный «зимний пакет», электрорегулировки сидений водителя и переднего пассажира.
Орбитальные снимки Марса давно подтвердили, что вода оставила на его поверхности сеть каналов. Однако планету также формировали вулканические процессы, создавшие лавовые русла, а некоторые структуры могли образоваться из-за криовулканизма, когда лёд прорывался через поверхность.
Эти три механизма — вода, лава и лёд — усложняют попытки учёных реконструировать геологическую историю Красной планеты. Новое исследование предлагает метод, позволяющий отличить каналы, вырезанные каждым из этих процессов, через анализ формы их изгибов.
Когда зонд NASA Mariner 9 вышел на орбиту Марса в 1971 году, он столкнулся с глобальной пылевой бурей. После её завершения аппарат передал первые детальные изображения поверхности, включая Олимп — крупнейший вулкан Солнечной системы, и долины Маринер — каньоны, превосходящие по масштабам земные. Но главным открытием стали структуры, напоминающие высохшие речные русла. Хотя учёные изначально связывали их с водой, низкое разрешение снимков не позволяло исключить вулканическое происхождение.
Источник: ESA / DLR / FU-Berlin
Современные инструменты, такие как камера HiRISE на Mars Reconnaissance Orbiter, предоставили высокодетальные изображения. Сегодня известно, что большинство крупных каналов Марса созданы водой, но лава также оставила следы. Криовулканизм, вероятно, сформировал лишь небольшие овраги. Тем не менее, разграничение этих процессов остаётся сложной задачей, актуальной не только для Марса, но и для других объектов Солнечной системы.
Авторы исследования проанализировали 294 изгиба лунных лавовых каналов, 466 изгибов ледяных каналов и 2766 изгибов речных русел на Земле. Оказалось, что изгибы, созданные водой, имеют уникальную асимметрию. Речные русла формируются под действием центробежной силы: быстрые потоки размывают внешние края поворотов, а на внутренних откладываются осадки, усиливая изгиб. Ледяные и лавовые каналы, напротив, формируются термической эрозией без осаждения, что приводит к менее выраженным изгибам.
«Разница в амплитуде изгибов настолько значительна, что алгоритмы, настроенные на лунные лавовые каналы, отказывались корректно обрабатывать земные реки. Это не ошибка кода — это фундаментальное отличие», — пояснил Хуан Васкес, руководитель исследования.
Учёные также обнаружили, что лавовые и ледяные каналы чаще имеют изгибы, смещённые вниз по течению, тогда как речные — вверх. Например, на Марсе каналы на склонах вулканов интерпретируют то как следы лавы, то как результат таяния снега. «Теперь, измеряя асимметрию изгибов, можно определить их природу», — отметил соавтор работы Тим Гоудж.
Метод ещё требует доработки: отдельные каналы могут демонстрировать аномалии. Однако собранные данные уже помогают изучать не только Марс, но и Титан, спутник Сатурна, где жидкие углеводороды формируют русла. Орбитальные снимки не позволяют понять, вызваны ли их изгибы осаждением «грунта» или плавлением льда. Анализ морфологии изгибов сможет дать ответ.
На территории завода АГР в Калуге, который ранее принадлежал Volkswagen, замечено скопление новых автомобилей, о чем пишет главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.
Кадр из видео. Автор Игорь Терешко/Максим Кадаков
Большинство автомобилей принадлежат китайскому бренду Chery. Однако среди них могут быть и машины нового бренда Tenet, которые отличаются лишь эмблемами.
Здесь несколько тысяч машин. Сколько из них будет в ближайшее время отправлено в торговую сеть и как быстро их продадут – неизвестно. Тем интереснее будет посмотреть результаты продаж новых автомобилей за первый и второй кварталы.
Пекинская коммерческая космическая компания iSpace (Beijing Interstellar Glory Space Technology) объявила о закрытии раунда финансирования серии D на сумму «несколько сотен миллионов юаней» (100 млн юаней = $13,8 млн). Средства направят на разработку многоразовой метаново-кислородной ракеты Hyperbola-3, строительство испытательного стенда для двигателей серии Focus и производственной линии в Мяньяне (провинция Сычуань).
К 2026 году в регионе планируют ввести в эксплуатацию завод площадью 35 000 м2, способный выпускать до 100 двигателей в год. Эти мощности также станут инфраструктурной базой для других космических предприятий Сычуани и Китая, укрепляя позиции провинции как центра коммерческой космонавтики.
В iSpace заявили, что три экземпляра Hyperbola-3 уже находятся в производстве. Первый орбитальный запуск с попыткой возврата первой ступени на морскую платформу запланирован на декабрь 2025 года. В случае успеха повторный тестовый полёт с использованием восстановленной ступени состоится в июне 2026-го.
Тест Hyperbola-2Y 10 декабря 2023 г. Источник: iSpace
Ранее компания раскрыла технические параметры двухступенчатой Hyperbola-3: длина — 69 метров, грузоподъёмность — 8,5 тонн на низкую околоземную орбиту (НОО) в многоразовой конфигурации и 13,4 тонны — в одноразовой.
Новый раунд финансирования следует за сериями C и C+, объявленными в сентябре 2024 года. Тогда средства также пошли на разработку Hyperbola-3 и строительство сборочного комплекса в Шифане (Сычуань).
Тренд поддержки коммерческого космоса региональными властями набирает обороты. Ранее в марте компания Deep Blue Aerospace привлекла $69 млн при ведущей роли государственного инвестора. Правительства провинций активно привлекают космические стартапы, следуя стратегии Пекина, объявившего сектор ключевым для инновационного роста.
Развёртывание китайских мегасозвездий на НОО потребует резкого увеличения пусковых возможностей, открывая коммерческим операторам рынок для контрактов. Разработка многоразовых носителей, как отметил Жун И, конструктор China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC), стала стратегическим приоритетом: «После внедрения технологий повторного использования частота запусков возрастёт, а стоимость снизится. Это приблизит нас к эре масштабного и доступного освоения космоса».
iSpace предстоит конкурировать с рядом компаний, готовящих дебюты своих многоразовых ракет: Zhuque-3 (Landspace), Tianlong-3 (Space Pioneer), Pallas-1 (Galactic Energy) и Gravity-2 (Orienspace). CASC также тестирует многоразовую первую ступень для Long March 12A, успешно проведя испытания с приводнением в январе.
Итальянская компания Argotec, специализирующаяся на разработке малых спутников, представила новую модульную платформу Hawk Plus, предназначенную для адаптации под разнообразные полезные нагрузки. Анонс состоялся 11 марта в рамках конференции Satellite 2025 в Вашингтоне. Конструкция спутника основана на заменяемых панелях с архитектурой «plug-and-play», что позволяет гибко настраивать аппарат под задачи конкретной миссии.
Модульные блоки, отвечающие за энергосистему, связь и другие подсистемы, могут быть переконфигурированы без перепроектирования всей платформы. Эта концепция основана на опыте компании в создании спутников для итальянской орбитальной группировки IRIDE, предназначенной для мониторинга Земли.
Иллюстрация: Argotec
Ключевое преимущество Hawk Plus — разделение платформы и полезной нагрузки. Интеграция оборудования может проводиться на поздних этапах, в том числе на сторонних объектах. Это особенно важно для клиентов, работающих с секретными нагрузками. Такой подход, по мнению компании, устраняет необходимость разработки отдельных платформ под каждый тип миссий.
Как отметил Корбетт Хенингер, управляющий директор Argotec в США: «Заказчики хотят готовые решения без единовременных инженерных затрат (NRE), но стандартные платформы редко идеально совместимы с их уникальными требованиями. Модульность Hawk Plus решает эту проблему».
Производство компонентов будет налажено на новом заводе SpacePark в Турине, открытом в октябре прошлого года. Дополнительные мощности планируется развернуть во Флориде (США), что позволит реализовать «гибридную» схему: сборка базовых модулей в Италии с последующей финальной интеграцией и установкой оборудования в США. По словам Хенингеpa, это ускорит взаимодействие с американскими заказчиками, включая государственные структуры.
Платформа Hawk Plus рассчитана на рынок малых спутников, где спрос на кастомизацию растёт параллельно с требованиями к снижению сроков и стоимости производства. Argotec, уже имеющая контракты с Европейским космическим агентством и итальянским правительством, планирует предложить новое решение как для научных, так и для коммерческих миссий — от дистанционного зондирования до телекоммуникаций.
Не исключено, что на рассвете примерно через две недели Blue Ghost еще проснется, но вероятность этого мала. Миссия признана успешной, проведено множество экспериментов и наблюдений.
«После передачи более 119 ГБ данных, включая 51 ГБ научных и технологических данных для NASA, мы с гордостью можем сказать, что Firefly выполнила все наши задачи миссии», — Firefly Aerospace на своей страничке в соцсети X.
Пока непонятно, спели ли Blue Ghost напоследок сфотографировать лунную светящуюся пылевую атмосферу: официальная страница миссии содержит запись что «мы надеемся запечатлеть закатное сияние пыли».
Blue Ghost — лунный посадочный модуль частной компании Firefly Aerospace, созданный в рамках программы NASA CLPS для доставки научных инструментов на Луну. Его цель — исследование реголита, солнечного ветра, магнитного поля Земли вблизи спутника и подготовка к будущим пилотируемым миссиям. Аппарат оснащён 10 экспериментальными приборами и устройствами NASA, включая буровые установки, камеры для изучения выбросов пыли и датчики для анализа лунной мантии.
2 марта 2025 года Blue Ghost совершил успешную посадку в Море Кризисов на видимой стороне Луны, став первым за почти 50 лет американским аппаратом на её поверхности после миссий «Аполлон».
Компания MetaSat и Университет Глазго представили проект META-LUNA, цель которого — создание орбитальных солнечных электростанций (СЭС) из материалов, добытых на Луне. Эта концепция может стать прорывом в решении главной проблемы космической энергетики: колоссальных затрат на производство и доставку конструкций с Земли.
В центре проекта — спутник MORPHEUS с «сэндвич-архитектурой»: солнечные панели на одной стороне, преобразующая электроника в центре и микроволновые передатчики на обратной стороне. Однако анализ жизненного цикла (LCA) показал, что даже такая оптимизированная конструкция требует колоссальных ресурсов. Например, для производства и запуска одного спутника с Земли потребуется столько энергии, что его окупаемость займёт годы — даже без учёта стоимости вывода 1500 тонн конструкции на геостационарную орбиту.
Концепция архитектуры META-LUNA. Источник: H Oqab et al.
Ответом на эту проблему стал лунный реголит — слой измельчённой породы толщиной до 3 метров, содержащий кремний, алюминий и агглютинаты (стекловидные частицы, образованные метеоритными ударами).
Согласно расчётам, автономная фабрика на Луне сможет производить 95% компонентов MORPHEUS прямо на месте, используя 3D-печать и роботизированные системы. Более того, она будет генерировать топливо для запуска готовых модулей с лунной поверхности на орбиту — например, разлагая реголит на кислород и металлы с помощью солнечной энергии.
«Фабрика META-LUNA работает по принципу машины фон Неймана: она не только производит спутники, но и воссоздаёт собственные компоненты, масштабируя производство», — поясняют авторы исследования, представленного на Международном астронавтическом конгрессе. Ключевые технологии — роботы для добычи реголита, вакуумные 3D-принтеры и ИИ-системы, управляющие сборкой без участия человека.
Однако проект сталкивается с техническими барьерами. Так, микроконтроллеры для управления спутниками придётся доставлять с Земли — их массу оценивают в 2-5 кг на фабрику, что относительно мало, но требует регулярных миссий. Ещё сложнее утилизация: отработавшие спутники планируется возвращать на лунную орбиту буксирами, разбирать на орбитальной станции, а материалы — отправлять обратно для переплавки. Но пока что остаётся открытым вопрос как избежать облаков абразивной пыли при посадке.
Экологический анализ META-LUNA радикально отличается от земного сценария. На Луне нет биосферы, а энергия для запуска грузов в космос в 50 раз ниже благодаря слабой гравитации. Это делает проект потенциально углеродно-нейтральным уже через 1-2 года эксплуатации.
Однако до реализации — десятилетия работы. Современные лунные 3D-принтеры тестируют лишь базовые конструкции из реголитового бетона, а автономные роботы неспособны работать в условиях экстремальных температур и вакуума дольше нескольких недель. Учёные прогнозируют, что первые прототипы орбитальных СЭС могут появиться к 2040 году, при условии глобальной кооперации и инвестиций в робототехнику.