Компания Nvidia раскрыла новые подробности о своём GPU GB202 — топовом графическом процессоре Blackwell, на котором основана GeForce RTX 5090.
фото Nvidia
Так как техпроцесс TSMC 4N с прошлого поколения не изменился, наращивать мощность пришлось в том числе ценой увеличения чипа. В итоге GB202 — это один из самых больших игровых графических процессоров Nvidia за всю историю.
Его площадь составляет 750 кв.мм. Для сравнения, AD102 в основе RTX 4090 имеет площадь 608 кв.мм. Правда, были у Nvidia чипы и покрупнее. К примеру, TU102, но его площадь была всего на 4 кв.мм больше, чем у GB202. Ещё можно вспомнить совсем уж титанический GV100 площадью 815 кв.мм, но в игровых видеокартах он не использовался.
GB202 содержит 92,2 млрд транзисторов против 76,3 млрд у AD102. Это очень много даже по сегодняшним меркам, хотя некоторые SoC Apple M имеют ещё больший транзисторный бюджет.
Компания AMD прекращает производство видеокарт Radeon RX 6750 GRE 10GB. Судя по всему, для будущих новых моделей линейки RX 9000.
фото Videocardz
Radeon RX 6750 GRE 10GB существует в том числе потому, что та же RX 7600 в Китае не продаётся, а старая модель мало того, что предлагает больше памяти, так ещё и нередко быстрее новой. К слову, Radeon RX 6750 GRE 10GB — это не какая-то эксклюзивная модель для Китая. Фактически это переименованная RX 6700.
При этом модель Radeon RX 6750 GRE 12GB, которая является переименованной RX 6700 XT, пока что остаётся в продаже, хотя карты близки как по производительности, так и по ценам.
Ранее в прошлом году были слухи, что на замену этим картам придёт RX 7650 GRE, но она так и не появилась. Впрочем, учитывая, что AMD не спешит отказываться от прошлых поколений продуктов с выходом новых, такое решение вполне может появиться.
Компания Intel сегодня выпускает уже вторую видеокарту нового поколения — Arc B570. Она была представлена вместе с B580, но в продажу поступает позже. Также сегодня были опубликованы обзоры, с одним из которых мы и ознакомимся.
Arc чувствительны к процессору, так что при использовании чего-то не самого быстрого эти карты теряют 10-15% своей производительности.
Крупные авиакомпании сообщают о многочисленных задержках рейсов из-за ступеней и обломков SpaceX, возвращающихся на Землю. Австралийская авиакомпания Qantas, поддерживаемая правительством страны, вынуждена задерживать рейсы над Южным Индийским океаном на срок до шести часов из-за внезапных изменений в деятельности частной аэрокосмической компании Илона Маска.
«За последние несколько недель нам пришлось отложить несколько рейсов между Йоханнесбургом и Сиднеем из-за рекомендаций правительства США относительно возвращения ракет SpaceX над обширной территорией Южного Индийского океана», — заявил Бен Холланд, руководитель операционного центра Qantas. South African Airways также сталкивается с подобными проблемами.
Старт ракеты SpaceX Falcon 9, запускающей спутник Hotbird 13F для Eutelsat 15 октября 2022 года. Источник: SpaceX
По словам президента SpaceX Гвинн Шотвелл, компания планирует запустить до 400 ракет Starship в течение следующих четырёх лет. Это часть масштабного плана по возвращению астронавтов на Луну и последующей колонизации Марса. NASA уже заключило контракт со SpaceX на сумму $3 миллиарда за использование ракет Starship.
Проблемы с запусками SpaceX создают серьёзные финансовые и временные трудности для коммерческой авиации на протяжении многих лет. В 2018 году запуск Falcon Heavy во Флориде привёл к закрытию воздушного пространства протяжённостью 1000 миль на три часа, что вызвало 563 задержки рейсов общей продолжительностью 77 часов. По данным Университета аэронавтики Эмбри-Риддл, один космический запуск может стоить авиакомпаниям до $300 000 дополнительных расходов на топливо.
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) находится в сложном положении, пытаясь сбалансировать интересы космической и авиационной отраслей. В 2021 году FAA внедрило систему Space Data Integrator, позволяющую более точно определять время и место запуска и возвращения ракет, что помогает оптимизировать закрытие воздушного пространства.
«Хотя мы стараемся вносить изменения в расписание заранее, время недавних запусков менялось в последний момент, что приводило к задержкам рейсов непосредственно перед вылетом», — объяснил Холланд, добавив, что Qantas находится в контакте со SpaceX для поиска решений по минимизации задержек.
Китайский луноход «Юйту-2», совершивший историческую посадку на обратной стороне Луны, по всей видимости, завершил свою миссию. Об этом свидетельствуют снимки, полученные с лунного орбитального аппарата NASA LRO.
Миссия «Чанъэ-4», в рамках которой на спутник Земли были доставлены посадочный модуль и луноход, стартовала в конце 2018 года. Успешная посадка в кратере Фон Кармана состоялась 3 января 2019 года. По данным китайских СМИ, к сентябрю 2024 года шестиколёсный аппарат с солнечными батареями преодолел расстояние в 1613 метров.
Снимок лунохода «Юйту-2», сделанный посадочным модулем миссии «Чанъэ-4» в январе 2019 г. Источник: Lunar Exploration Program / China National Space Administration
«Орбитальный аппарат NASA фотографирует луноход примерно раз в месяц, что позволяет отслеживать его перемещения. К сожалению, за последний год движение было минимальным, а с марта 2024 года оно полностью прекратилось», — рассказал Фил Стук, почётный профессор Института исследований Земли и космоса Университета Западного Онтарио.
По словам учёного, до февраля 2023 года «Юйту-2» проезжал около 7—8 метров за каждый выезд и примерно 40 метров за лунные сутки. Затем показатели резко снизились до 3—4 метров за выезд и 8—10 метров за лунные сутки. К октябрю 2023 года луноход стал преодолевать лишь 1—2 метра за раз. С марта 2024 года аппарат остаётся неподвижным юго-западнее кратера диаметром 10 метров.
Причины остановки 140-килограммового лунохода пока что неизвестны. Эксперты отмечают, что космические аппараты на Луне подвергаются воздействию экстремальных температур, радиации и абразивной лунной пыли.
Несмотря на расчётный срок службы в три месяца, «Юйту-2» установил рекорд длительности работы среди лунных роверов. За время своей миссии он обнаружил материалы, предположительно происходящие из лунной мантии, исследовал состав выбросов от ударных событий в древнем бассейне Южный полюс — Эйткен и помог проложить путь для последующей миссии «Чанъэ-6» по доставке образцов с обратной стороны Луны.
16 января Индийская организация космических исследований (ISRO) успешно провела первый в истории страны эксперимент по стыковке двух спутников на орбите. Это технологическое достижение сделало страну четвёртой страной в мире после России, США и Китая, освоившей технологию космической стыковки.
Эксперимент SPADEX, запущенный в конце декабря на ракете-носителе PSLV-C60, включал в себя два небольших космических аппарата массой около 220 кг каждый, получивших названия Chaser («Преследователь») и Target («Цель»). Основной задачей миссии стала отработка технологий сближения, стыковки и расстыковки космических аппаратов, а также демонстрация возможности управления ими как единым объектом в космическом пространстве.
Спутник миссии SpaDeX. Источник: X/@isro
Премьер-министр Нарендра Моди назвал успешную демонстрацию стыковки спутников «важной вехой для амбициозных космических миссий Индии в предстоящие годы». По словам бывшего председателя ISRO Соманатха, эта технология критически важна при создании космических станций, когда необходимо объединять несколько модулей, запущенных отдельно.
Освоение технологии стыковки открывает перед Индией широкие перспективы в реализации будущих космических программ. Среди них — создание индийской космической станции Bharatiya Antariksh Station к 2035 году, отправка индийского астронавта на Луну к 2040 году и миссия Chandrayaan-4 по доставке лунных образцов на Землю к 2027 году.
Технология космической стыковки имеет множество практических применений, включая доставку грузов на пилотируемые космические станции, дозаправку космических аппаратов и возвращение отделяемых модулей к основному кораблю. Успешное освоение этой технологии значительно расширяет возможности Индии в исследовании космоса и проведении сложных орбитальных операций.
Американский стартап Rosotics объявил о прекращении продаж своего металлического 3D-принтера Halo. Компания намерена сосредоточиться на создании флота орбитальных транспортных аппаратов и космической инфраструктуры.
«Мы планируем создать долгосрочную орбитальную инфраструктуру: топливное хранилище, электростанцию и космическую верфь», — заявил генеральный директор Rosotics Кристиан ЛаРоса. По его словам, реализация этих планов становится возможной благодаря таким платформам, как Starship.
Источник: Rosotics
Ключевыми технологиями для создания космической инфраструктуры станут 3D-принтер Halo для печати крупных конструкций и опыт компании в области холодной сварки — технологии соединения металлов без нагрева. «Холодная сварка — единственный способ собирать и производить большие объёмы материалов в космическом вакууме», — подчеркнул ЛаРоса.
Компания намерена сотрудничать с несколькими поставщиками пусковых услуг для отправки флота космических аппаратов в точку Лагранжа L5 системы Земля-Луна. Это место, упомянутое ещё в книге Джерарда К. О'Нила «Высокий рубеж: человеческие колонии в космосе» 1976 года, идеально подходит для дозаправки миссий, направляющихся к Марсу или в пояс астероидов.
В связи с новым направлением деятельности Rosotics переносит штаб-квартиру из Месы (Аризона) в Кейп-Канаверал (Флорида), где будет набирать персонал для строительства и эксплуатации космических аппаратов. Компания прекращает предоставление услуг аддитивного производства для морского рынка, однако продолжит поддерживать партнёров своими исследовательскими разработками.
В 2022 году компания привлекла $750 000 долларов в предпосевном раунде финансирования под руководством Draper Associates. Для реализации амбициозных планов потребуются не менее значительные дополнительные инвестиции.
Geely Coolray Luxury можно приобрести в Москве за 2,6 млн рублей, что на 310 тыс. рублей ниже рекомендованной розничной стоимости
Фото: Autonews
Ресурс Autonews провел опрос столичных дилеров и выяснил, что у них отсутствует самый доступный Geely Coolray — в базовой комплектации Comfort, c 1,5-литровым мотором мощностью 147 л.с. и «роботом». В частности, такой машины не оказалось в дилерских центрах Major, «Кунцево» и «Санрайз Групп».
В ДЦ «Кунцево» объяснили, в чем причина отсутствия самой дешевой версии Coolray. Оказывается, на регулярной основе такие машины давно не поставляют — их привозят, только если будет крупный заказ (например, понадобится партия машин для каршеринга или автопарка какой-то компании).
Между тем, другие версии Geely Coolray можно купить со скидками. Например, ДЦ «Кунцево» продает Geely Coolray в комплектации Luxury за 2,6 млн рублей против 2,91 млн рублей рекомендованной розничной цены, а машину в комплектации Flagship можно купить за 2,9 млн рублей вместо 3,11 млн рублей РРЦ.
Министерство цифрового развития России поддержало предложение о создании кнопки вызова экстренных служб на портале «Госуслуги». Об этом сообщает «РИА Новости»: соответствующий документ есть у агентства. Такую идею предложил первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев. По его мнению, «кнопку помощи» нужно разместить на стартовой странице портала и в мобильном приложении.
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК
Заместитель министра цифрового развития Сергей Цветков отметил, что Минцифры поддерживает инициативу и предлагает дальнейшую апробацию и развитие на портале «Госуслуги» сервисов для регионов по координации действий при чрезвычайной ситуации. Но реализация такой кнопки потребует технических доработок со стороны МЧС, МВД, ФСБ, Росгвардии и Минздрава. Они должны обеспечить приём и оперативную обработку сообщений о чрезвычайных ситуациях, а также необходимо создать алгоритмы реагирования на запросы.