В России можно купить разные ВАЗ-2103, которые получили новую волну популярности после выхода фильма «Жига. На полной скорости». Картина рассказывает о молодых дрифтерах, которым от деда достаётся такая машина.
В Пензе предлагают ВАЗ-2103 1974 года выпуска с одним владельцем по ПТС. Пробег составляет всего 7,5 тыс., что подчёркивает редкость экземпляра. Продавец оценил автомобиль в 1 200 000 рублей. Состояние машины, судя по описанию, близко к идеальному, что оправдывает цену для ценителей.
В субботу, 29 марта 2025 года, жители Земли смогут наблюдать первое из двух солнечных затмений этого года. Второе событие произойдёт 21 сентября. Хотя солнечные затмения случаются ежегодно — от двух до пяти раз, — их видимость зависит от региона. В 2025 году оба затмения будут частными, то есть Луна не полностью закроет Солнце, а лишь превратит его в серповидную форму, размер которой варьируется в зависимости от местоположения.
Центральная зона мартовского затмения пройдёт через Гренландию, где Луна закроет около 90% солнечного диска. Лунная тень также затронет Западную Африку, Европу и север России. В Мурманске, например, будет закрыто примерно 40% диаметра Солнца, в Санкт-Петербурге — около 20%, а в Москве — лишь 6%. Начало явления ожидается в промежутке с 14:00 до 14:30 по московскому времени, а максимальная фаза — между 14:40 и 15:10, в зависимости от региона.
Изображение Midjourney
Несмотря на меньшую зрелищность по сравнению с полными затмениями, это событие стоит внимания, так как второе затмение года не будет видно в России. Следующее заметное частичное затмение в европейской части страны произойдёт 2 августа 2027 года, а кольцеобразное, с Солнцем в виде кольца, — только 1 июня 2030 года вдоль южных границ России, от Черноморья до Байкала.
Миссия Proba-3 Европейского космического агентства (ESA) успешно провела ключевой этап испытаний, в ходе которого два аппарата смогли автономно выстроиться в линию с Солнцем и поддерживать заданную конфигурацию с точностью до нескольких миллиметров на протяжении нескольких часов. Этот результат подтвердил работоспособность технологии группового полёта, которая в будущем позволит создавать виртуальные космические системы размером до 150 метров для изучения солнечной короны.
Операция проводилась из центра управления ESA ESEC, где инженеры сократили расстояние между спутниками с 600 до 144 метров, используя импульсы двигателей малой тяги. После этого контроль перешёл к бортовым системам: широкоугольная камера на аппарате-затенителе начала отслеживать световые маркеры на коронографе, а узкоугольная камера обеспечила финальную юстировку. Точность позиционирования, достигаемая за счёт алгоритмов автономной коррекции, позволила спутникам сохранять взаимное расположение без вмешательства с Земли.
«Система самостоятельно обнаруживает отклонения и вносит коррективы, используя данные как визуального позиционирования, так и датчиков тени вокруг коронографического инструмента», — пояснил системный инженер Теодор Божанов.
Иллюстрация: ESA
Каждые 20 часов, совершая полный виток вокруг Земли, затенитель — спутник с 1,4-метровым экраном — отбрасывает тень диаметром 5 см на оптический прибор коронографа, блокируя солнечный диск. Это создаёт искусственное затмение, необходимое для наблюдения свечения короны. Раньше подобные исследования требовали использования крупногабаритных конструкций, но теперь ту же функцию выполняют два компактных аппарата.
Технологии автономного управления, включая систему межспутниковой связи и алгоритмы обработки данных, разработаны в рамках программы ESA GSTP. Многие из них до недавнего времени существовали лишь в виде экспериментальных прототипов. «Комбинация этих решений позволяет достичь беспрецедентной точности. Десять лет назад реализовать подобное было невозможно», — подчеркнула Ноэлия Пейнадо, представитель GSTP.
Собранные в ходе тестов данные будут использованы для настройки систем перед началом научной фазы миссии. В ближайшие недели инженеры планируют провести серию проверок, чтобы подтвердить стабильность работы в долгосрочной перспективе. Успех Proba-3 также заложил основу для будущих проектов ESA, таких как кубсат HENON, предназначенный для исследований в глубоком космосе, и миссия LUMIO по мониторингу метеоритных ударов на обратной стороне Луны.
Как отмечают в агентстве, ключевое значение Proba-3 выходит за рамки изучения Солнца. Отработанные алгоритмы группового полёта могут быть применены в миссиях, где требуется координация множества аппаратов — от создания орбитальных интерферометров до сборки крупных конструкций в космосе. Два десятилетия разработок, воплощённые в этой миссии, не только расширят знания о солнечной короне, но и определят стандарты для следующего поколения космических технологий.
Американская компания Viasat, оператор спутниковой связи, вошла в состав участников проекта Moonlight Европейского космического агентства (ESA). Цель инициативы — создать навигационную и коммуникационную инфраструктуру на орбите Луны, которая станет основой для будущих научных и коммерческих миссий. Контракт с Telespazio, головным исполнителем программы, предполагает, что Viasat займётся проектированием орбитальной сети, разработкой наземной инфраструктуры на Земле и терминалов для приёма сигналов на лунной поверхности.
Задача компании — обеспечить надёжный обмен данными между Луной, её орбитой и Землёй. Это критически важно для запланированных миссий: от исследований до добычи редкоземельных элементов и развития туризма.
Генеральный директор Viasat Марк Данкберг с генеральным директором Telespazio Габриэле Пьералли. Источник: Viasat
Система Moonlight, названная «информационной магистралью», должна решить проблему связи, которая ограничивает масштаб лунных проектов. В отличие от земных спутниковых сетей, лунная инфраструктура столкнётся с экстремальными условиями — от перепадов температур до задержек сигнала.
Несмотря на амбиции ESA, коммерческое использование Луны остаётся уделом далёкого будущего. Технологии, необходимые для добычи ресурсов, всё ещё находятся на экспериментальной стадии. Например, главный «приз» лунной гонки — гелий-3. Этот изотоп, накопленный в реголите за миллиарды лет облучения солнечным ветром, рассматривается как топливо для термоядерного синтеза. В отличие от урана и плутония, реакции с гелием-3 производят меньше радиации и требуют более низких температур. Однако промышленных методов его добычи и применения пока что не существует.
Пилотную версию Moonlight планируется запустить к концу 2028 года, а к 2030 году система должна выйти на полную мощность. Устойчивая связь позволит реализовать долгосрочные миссии и заложит основу для экономики: от лунных баз до космических фабрик.
Если к 2030 году на орбите Луны заработает стабильный «интернет», то это станет поворотной точкой — примерно как запуск GPS в 1970-х. Если же сроки сорвутся, то идея лунной экономики рискует надолго остаться в презентациях. Пока ESA и Viasat делают ставку на первый сценарий.
На АвтоВАЗе активно разрабатывают минивэн, основанный на платформе Lada Vesta. Как сообщает «Русский Автомобиль», представители завода рассказали, что дизайн проекта уже близок к финальной версии.
Тем не менее, небольшие корректировки внешнего облика ещё возможны, что, по словам сотрудников, является стандартной практикой на этапе проектирования.
Поговорили с ВАЗовцами о проекте минивэна, который проектируется на базе Весты. Говорят, дизайн «почти заморозили», а первые матмодели кузовщики уже взяли в работу. Но по дизайну возможны ещё небольшие изменения – и это нормально, так часто бывает.
«Русский Автомобиль»
новинку в совокупности будет вложен 21 миллиард рублей. На Lada B-Van удалось немного сэкономить, поскольку у машины будет общая с B-Cross носовая часть, подвеска и передняя часть.
АвтоВАЗ планирует выпустить новый семейный минивэн в 2027 году.
25 марта ночное небо Аляски превратилось в гигантскую лабораторию: две ракеты NASA оставили за собой голубые вспышки и белые инверсионные следы, сливающиеся с северным сиянием. Это зрелище, видимое в центральных и северных районах штата, стало частью эксперимента AWESOME, направленного на исследование внезапных всплесков энергии в магнитосфере Земли. Учёные пытаются понять, как эти процессы влияют на термосферу — слой атмосферы на высотах от 80 до 560 км.
Первой запустили 13-метровую ракету Terrier-Improved Malemute. В 4:30 по местному времени она выпустила приборы, которые измерили магнитные возмущения и перепады давления на высотах 80 и 177 км — уровнях, где полярные сияния взаимодействуют с атмосферой. Через 15 минут стартовала 21-метровая Black Brant XII, распылившая розовые, голубые и белые трассеры на четырёх высотах над центральной Аляской. Их свечение фиксировали сотрудники и студенты Университета Аляски в Фэрбенксе (UAF) с шести наземных станций, включая отдалённые точки.
Источник: NASA
«Такие суббури вбрасывают энергию в термосферу, меняя её состав. Это влияет на распространение радиосигналов, точность GPS и срок службы спутников», — объяснил физик Марк Конде из UAF. Цель AWESOME — выяснить, как подобные возмущения нарушают стабильность атмосферы, чтобы улучшить прогнозы космической погоды. Изначально планировался запуск трёх ракет с интервалом в три часа, но третий старт отменили из-за неполадки в двигателе.
Выбор времени для эксперимента не случаен. Запуски пришлись на период после весеннего равноденствия (20 марта), когда магнитное поле Земли оптимально ориентировано относительно солнечного ветра. Кроме того, Солнце сейчас находится на пике 11-летнего цикла активности, что повышает частоту и силу полярных сияний.
Цвет естественного свечения зависит от высоты: зелёные оттенки, порождаемые кислородом, доминируют на 100–300 км, а выше 240 км чаще вспыхивают красные «занавесы». Искусственные трассеры ракет, видимые до 177 км, позволили сравнить их динамику с естественными процессами. В NASA отметили, что даже неполные данные с двух ракет помогут усовершенствовать модели космической погоды.
Собранная информация станет основой для новых алгоритмов, которые повысят точность прогнозов и снизят риски для спутников и коммуникационных систем. Следующие запуски в рамках AWESOME запланированы на осень 2025 года — во время очередного всплеска солнечной активности.
27 марта 2025 года на калининградском заводе «Автотор» успешно сварен первый тестовый кузов на новой роботизированной линии сварки.
Эта линия, запущенная в рамках модернизации производства, может выпускать до 80 тысяч кузовов ежегодно. Судя по фотографии, на которой виден один рабочий и несколько роботов, новая линия отличается высокой степенью автоматизации.
Фото «Автотор»
Интересно, что в официальном сообщении «Автотора» не указана конкретная марка автомобиля, для которого предназначен тестовый кузов.
Первый тестовый кузов прошёл ультразвуковой контроль сварных швов и соединений, замеры в координатно-измерительной лаборатории, тестирование методом разрушающего контроля, проверку коррозийной стойкости.
Кроме того, модернизировали и окрасочное производство, перезапустив роботизированное оборудование для нанесения грунта, эмали и лака. Выполнена тестовая окраска первых кузовов с новой линии сварки, протестированы лакокрасочные материалы российского производства
Производство гибкое, можно сваривать и окрашивать разные кузова – в зависимости от загрузки и модельной линейки.
27 марта 2025 года на калининградском заводе «Автотор» успешно сварен первый тестовый кузов на новой роботизированной линии сварки.
Эта линия, запущенная в рамках модернизации производства, может выпускать до 80 тысяч кузовов ежегодно. Судя по фотографии, на которой виден один рабочий и несколько роботов, новая линия отличается высокой степенью автоматизации.
Фото «Автотор»
Интересно, что в официальном сообщении «Автотора» не указана конкретная марка автомобиля, для которого предназначен тестовый кузов.