Американская QuantumScape объявила о прорыве в разработке аккумуляторов нового поколения. Компания представила твердотельный керамический сепаратор, который решает (предотвращает) проблему роста дендритов в литий-металлических ячейках без анода, что открывает путь к более легким, емким и надёжным батареям. Volkswagen уже включился в процесс, планируя использовать технологию в своих машинах.
Изображение Midjourney
Прототип QSE-5 характеризуется емкостью 5 А•ч и плотностью энергии 305 Вт•ч/кг, что превосходит показатели современных решений, таких как батареи Tesla 4680. На данном этапе технология представлена в виде B-семплов, а для перехода к массовому производству QuantumScape сотрудничает с PowerCo, дочерней компанией Volkswagen. Немецкий автогигант получил лицензию на выпуск таких батарей и намерен наладить их производство на своих предприятиях в Германии, Испании и Канаде.
Если у Volkswagen всё получится, то новые автомобили компании предложат увеличенный запас хода при снижении массы и повышении безопасности, что может укрепить позиции концерна на рынке.
Международная команда учёных под руководством специалистов из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге впервые секвенировала древние геномы из эпохи «Зелёной Сахары» — периода, когда крупнейшая пустыня мира превратилась во влажную саванну. Исследование раскрывает генетическую историю скотоводов, населявших регион 7?000 лет назад, и переворачивает прежние представления о миграциях в Северной Африке.
ДНК двух природных мумий, обнаруженных в ливийском скальном убежище Такаркори археологами из Университета Сапиенца в Риме, показала, что эти люди принадлежали к изолированной североафриканской линии, которая отделилась от субсахарских популяций около 50?000 лет назад — примерно в то же время, когда современные люди начали расселяться за пределами Африки. Несмотря на исчезновение этой группы в чистом виде, её генетический вклад остаётся ключевым компонентом современных североафриканцев.
Вид на скальное убежище Такаркори в Южной Ливии. Фото: Archaeological Mission in the Sahara, Sapienza University of Rome
Анализ опроверг гипотезу о том, что «Зелёная Сахара» (14?500–5?000 лет назад) служила коридором для миграций между севером и югом континента. Геномы из Такаркори не содержат следов субсахарской родословной, а значит, перемещение населения через регион было ограничено даже в период его максимального расцвета. Это подтверждается и сходством с древними охотниками-собирателями из марокканской пещеры Тафоральт (15?000 лет), чьи останки связаны с иберийско-мавританской каменной индустрией. Обе группы равноудалены генетически от субсахарских популяций.
Важным открытием стало происхождение скотоводства. Учёные обнаружили, что у изученных индивидов присутствует лишь незначительная примесь неафриканской родословной. Это указывает, что одомашнивание животных распространялось через культурный обмен, а не массовые миграции народов. «Пастушество могло прийти в Сахару без крупномасштабного перемещения людей», — пояснила ведущий автор Нада Салем.
Исследование также пролило свет на неандертальское наследие. Геномы из Такаркори содержат в десять раз меньше ДНК неандертальцев, чем у популяций вне Африки, но всё же больше, чем у современных жителей регионов южнее Сахары. «Ранние североафриканские группы, оставаясь изолированными, получили небольшую долю неандертальских генов благодаря контактам с другими популяциями», — отметил старший автор Йоханнес Краузе.
Работа стала возможной благодаря исключительной сохранности ДНК в условиях крайней сухости Сахары. «Это исследование — прорыв в изучении древних миграций, — подчеркнул соавтор Давид Камарелли из Университета Флоренции. — Оно подтверждает археологические гипотезы методами генетики».
Открытие подчёркивает уникальность североафриканского генетического ландшафта, сформированного тысячелетиями изоляции, и демонстрирует, как климатические изменения — от влажного периода до опустынивания — влияли на культурную эволюцию. «Понимание прошлого Сахары помогает проследить пути адаптации человека к экстремальным условиям», — добавил археолог Савино ди Лерния из Университета Сапиенца.
Данное исследование задаёт новые направления для изучения взаимодействия между климатом, технологиями и генетическим разнообразием в одном из ключевых регионов планеты.
Институт космических и астронавтических наук (ISAS) при японском агентстве JAXA работает над концепцией, которая позволит отправлять небольшие роверы на поверхность Марса. Директор института Масаки Фудзимото рассказал об этом 1 апреля 2025 года на пленарной сессии Space Science Week в Вашингтоне.
Изображение сгенерировано Kandinsky
Для посадки планируется использовать надувной замедлитель — мягкую аэрооболочку, которая упростит процесс входа в атмосферу, снижения и посадки. Эта технология объединяет опыт JAXA из миссий MMX (исследование спутника Марса Фобоса) и SLIM (точная посадка на Луну в январе 2024 года, несмотря на сбой двигателя).
Надувная аэрооболочка заменит сложные парашюты и жёсткие оболочки, которые обычно используются для посадки на Марс.
«Если мы сосредоточимся на небольших миссиях, это ключевая технология для посадки на Марсе», — отметил Фудзимото.
Аэрооболочка будет доставлять аппарат через марсианскую атмосферу, а двигатели помогут на финальном этапе посадки. JAXA планирует использовать её для доставки роверов весом 100–200 кг. Технология похожа на надувные замедлители, которые NASA успешно испытала в 2022 году в рамках проекта LOFTID, а компания United Launch Alliance адаптирует её для возвращения частей своих ракет Vulcan.
Проект поддерживает японский фонд Space Strategic Fund, выделивший 1 трлн иен (около $6,7 млрд) на 10 лет для развития космических технологий. JAXA сотрудничает с неназванной коммерческой компанией, которая помогает воплотить идею в жизнь. Пока точные сроки миссии на Марс не объявлены, но Фудзимото подчеркнул, что работа уже переходит в практическую стадию.
BMW готовится внедрить искусственный интеллект от китайской компании Alibaba в свои автомобили линейки Neue Klasse, серийное производство которых начнется в 2026 году.
Нейросеть будет устанавливаться исключительно в модели, предназначенные для китайского рынка. Она станет «компаньоном» водителя, помогая, например, с выбором ресторанов и прокладкой маршрутов в реальном времени. Так BMW хочет усилить свои позиции и лучше конкурировать с китайскими компаниями на крупнейшем автомобильном рынке мира.
Изображение ChatGPT
Основой системы станет языковая модель Qwen, разработанная Alibaba. В автомобилях появятся два цифровых помощника: Car Genius, следящий за техническим состоянием машины, и Travel Companion, отвечающий за навигацию и развлекательные функции. Технология уже применяется в китайских брендах, таких как Xpeng, Zeekr и Leapmotor.
Сотрудничество BMW и Alibaba началось еще в 2015 году и охватывало облачные технологии, умное производство и подключение автомобилей. Теперь партнерство выходит на новый уровень с интеграцией ИИ.
Первые концепты Neue Klasse были показаны в 2023 году. В Китае, где еще в 2003 году был открыт завод BMW, давно выпускаются самые разные модели компании.
Команда исследователей представила 32-битный процессор RV32-WUJI, работающий на базе дисульфида молибдена — материала, который может стать альтернативой кремнию в будущих устройствах. Хотя чип пока что медленный (его тактовая частота измеряется килогерцами), он способен выполнять все команды популярной архитектуры RISC-V, открывая путь к энергоэффективным решениям для «интернета вещей» или компактных датчиков.
Дисульфид молибдена (MoS2), как и графен, относится к «двумерным» материалам — его структура напоминает тончайшую плёнку толщиной в несколько атомов. Однако, в отличие от графена, который проводит ток почти без сопротивления, MoS2 обладает свойствами полупроводника. Это делает его идеальным кандидатом для создания транзисторов. До недавнего времени главной проблемой было производство, но учёные научились выращивать большие листы MoS2 на сапфировой подложке, что позволило собрать процессор из почти 6 000 транзисторов.
Фото: Credit: Ao, et. al.
Ключевой прорыв команды — совместимость технологии с традиционными методами производства микросхем. Например, вместо изменения свойств полупроводника путём добавления примесей (как в кремнии), инженеры использовали комбинацию алюминиевых и золотых соединений, а также машинное обучение для точной настройки каждого транзистора. Это дало впечатляющий результат — 99,8% чипов работали корректно после сборки. Однако сложные элементы, вроде 64-битных регистров, пока что остаются слабым звеном: их эффективность падает до 7% из-за требований к точности.
Несмотря на ограничения (например, сложение 32-битных чисел занимает 32 такта), RV32-WUJI демонстрирует потенциал «посткремниевой» эры. Учёные видят его применение в устройствах, где важнее долгая автономная работа, а не высокая скорость — например, в «умных» датчиках окружающей среды или медицинских имплантах. Пока технология не угрожает позициям кремния, но её развитие может расширить границы микроэлектроники — особенно в областях, где гибкость и минимальное энергопотребление критически важны. Как отмечают авторы, следующий шаг — повышение надёжности сложных компонентов и поиск новых «двумерных» материалов для специализированных задач.
Химики из Северо-Западного университета в США разработали новый метод производства пропилена — ключевого вещества, из которого ежегодно создают более 150 миллионов тонн продукции для химической промышленности. Пропилен нужен для производства полипропилена, используемого в медицинских изделиях, упаковке и бытовых товарах. Обычно его получают через паровой крекинг, который требует много энергии для нагрева и расщепления нефти. Новый способ использует свет и наночастицы, что позволяет сократить выбросы и сделать процесс более устойчивым.
Изображение сгенерировано Kandinsky
В основе метода — процесс неокислительного дегидрирования пропана (PDH), где светочувствительный катализатор из наночастиц меди и платины расщепляет углерод-водородные связи. Лазер активирует частицы, направляя свет на одиночные атомы платины, что упрощает реакцию. В результате из пропана образуются пропилен и водород как полезный побочный продукт. Учёные выяснили, что достаточно небольшого количества платины для высокой эффективности, что снижает затраты. Температура процесса оказалась на 50 °C ниже, чем при традиционном методе, что экономит энергию.
Этот способ может изменить химическую промышленность, особенно в США, где доступность природного газа из сланцевых месторождений делает PDH перспективным.
«Мы показали, что можем использовать свет для более мягких реакций», — сказал руководитель исследования Дейн Свирер.
Команда планирует развивать технологию для других процессов в химической отрасли.
В России создали стереоскопический микроскоп с оптимизированной оптической схемой, которая по сравнению с аналогами позволяет получать более контрастное изображение без искажения цвета и геометрии объектов.
Фото Ростех
«Микроскоп создан с учетом многолетнего опыта наших специалистов в области оптического приборостроения. На 95% прибор состоит из отечественных комплектующих. Начать его серийное производство планируем уже в следующем году», — заявил генеральный директор Лыткаринского завода оптического стекла (ЛЗОС, разработчик микроскопа) Александр Игнатов.
От доставки грузов до ликвидации последствий стихийных бедствий — дроны всё чаще становятся незаменимыми помощниками. Однако рост их числа требует принципиально новых подходов к безопасности. Специалисты NASA разработали программный комплекс In-Time Aviation Safety Management System (IASMS), который не просто фиксирует угрозы, но прогнозирует их до возникновения. Эксперименты с системой уже ведутся в симуляциях и реальных полётах, а первые результаты показывают: технология может сделать массовые полёты беспилотников реальностью уже к концу десятилетия.
«IASMS работает как невидимый щит. Если полёт проходит штатно, то оператор даже не заметит её присутствия, — объясняет Майкл Винсент, заместитель руководителя проекта System-Wide Safety в NASA. — Но в момент потери связи, сбоя навигации или столкновения с препятствием система мгновенно предупредит пилота, предложив варианты решения».
Пилот лаборатории Линкольна Массачусетского технологического института управляет дроном во время серии испытаний Системы управления безопасностью полетов In-Time от NASA. Фото: MIT Lincoln Laboratory / Jay Couturier
Одним из ключевых этапов тестирования стала масштабная симуляция 5 марта в Калифорнии. Двенадцать операторов управляли шестью дронами, имитируя доставку медикаментов в зону урагана за пределами видимости. Параллельно другие беспилотники проверяли дамбы и искали пострадавших. Учёные фиксировали не только успешность миссий, но и нагрузку на пилотов, а также удобство интерфейса системы. Эти данные станут основой для полевых испытаний в реальных условиях ЧС, запланированных на 2027 год.
Летом 2024 года IASMS уже прошла первые «полевые» испытания. В Огайо дрон с установленным ПО NASA совершил серию полётов, передавая данные в реальном времени на серверы Исследовательского центра Лэнгли (Виргиния). Одновременно три университетские команды тестировали систему в разных сценариях: Университет Джорджа Вашингтона на военной базе Форт-Девенс (Массачусетс) моделировал полёты в зоне лесных пожаров; Университет Нотр-Дам (Индиана) отрабатывал доставку грузов в городской среде с плотной застройкой; Университет Содружества Виргинии в Ричмонде проверял, как система справляется с непредвиденными препятствиями.
Каждый сценарий потребовал адаптации IASMS — например, для городских полётов акцент сместили на распознавание зданий и пешеходов, а в условиях ЧС добавили приоритет поиска людей.
По мнению NASA, интеграция IASMS с системами управления воздушным движением, такими как Unmanned Aircraft System Traffic Management, позволит легализовать массовые полёты дронов в США. Технология не только повысит безопасность, но и упростит регуляторные требования, поскольку снизит риски аварий.
Пока технология проходит этап тестов, но её потенциал уже меняет подход индустрии: вместо реактивного устранения аварий мир движется к их предотвращению.
25-процентные автомобильные пошлины президента США Дональда Трампа будут охватывать импорт транспортных средств и автозапчастей на сумму более 460 млрд долларов в год, согласно анализу, проведенному агентством Reuters.
Обновленная версия декларации Трампа о тарифах на автомобили включает около 150 категорий автозапчастей, на которые начнут действовать пошлины с 3 мая, через месяц после вступления в силу 25-процентных пошлин на импорт транспортных средств.
Список включает тарифные коды для двигателей, трансмиссий, литий-ионных аккумуляторов и других основных компонентов, а также менее дорогие детали, включая шины, амортизаторы, провода свечей зажигания и тормозные шланги. Тарифы охватывают не только ключевые автомобильные детали, но и компьютеры для автомобилей, входящие в общую категорию компьютерной продукции с импортом в 2024 году на 138,5 миллиарда долларов.
рынки отреагировали падением на подписание нового закона.
Компания Renault представила обновленный кроссовер Austral 2025 модельного года, который получил заметные изменения во внешности и начинке.
Дизайн стал более агрессивным, машина получила трапециевидные фары, увеличенную решетку радиатора с алмазным узором и зубчатые дневные ходовые огни. Задняя часть выделяется утопленным логотипом и отсутствием индекса E.
Изображение Renault
Инженеры сосредоточились на комфорте и устойчивости: улучшены опоры двигателя, усилена шумоизоляция за счет новых уплотнителей дверей, а подвеска перенастроена для лучшей управляемости. В салоне установлены сиденья с более плотной посадкой, обивка выполнена из переработанных материалов в базовой версии. В оснащение входят 12,3-дюймовая приборная панель и мультимедийная система на Android с доступом к Google Play. Среди новшеств — пакет электронных помощников с функцией My Safety.
Для рынка Великобритании кроссовер будет доступен только в гибридной версии с силовой установкой мощностью 197 л.с., включающей 1,2-литровый турбомотор и два электродвигателя. Разгон до 100 км/ч занимает 8,4 секунды, а расход топлива составляет 4,7 л/100 км.