Компания AMD готовится в обозримом будущем представить ряд новых процессорных линеек.
фото Videocardz
Для сокета AM5 нас ждут гибридные процессоры Ryzen 9000G Gorgon Point, которые должны получить iGPU Radeon 8x0M, и это будут самые мощные графические ядра в настольном сегменте.
Для этого же сокета выйдут серверные Epyc 4005 Grado, которые должны быть фактически теми же Ryzen 9000, только будут иначе продвигаться на рынке.
Ryzen Threadripper 9000 Shimada Peak тоже выйдут в этом году. Они уже были замечены в транспортных документах. Такие CPU будут иметь до 96 ядер.
Из остального можно выделить мобильные Ryzen AI 400 в рамках нескольких линеек: Krackan 2, Gorgon Point и Soundwave.
Какие-то из этих новинок могут быть представлены уже в ближайшее время на выставке Computex 2025.
Новые данные, переданные космическим аппаратом NASA Juno, углубили понимание динамики атмосферы Юпитера и вулканических процессов на его спутнике Ио. Результаты, представленные 29 апреля 2025 года на Генеральной Ассамблее Европейского Геофизического Союза, включают уникальные наблюдения за полярными циклонами газового гиганта и первое детальное исследование теплового потока в недрах Ио.
С помощью микроволнового радиометра (MWR) и инфракрасного картографа JIRAM учёные заглянули сквозь облачный покров Юпитера и обнаружили, что гигантские циклоны на его северном полюсе окружены струйными течениями, скорость которых превышает 161 км/ч. При этом стратосферная шапка над полюсом оказалась на 11°C холоднее окружающих областей. Параллельно анализ Ио выявил, что под его поверхностью сохраняются обширные массивы медленно остывающей магмы, покрывающие около 10% спутника.
Анимация, созданная с использованием данных инструмента JIRAM на борту Juno, показывает южную полярную область спутника Юпитера Ио во время пролёта 27 декабря 2024 года. Яркие пятна — это места с более высокими температурами, вызванными вулканической активностью. Источник: NASA / JPL / SwRI / ASI /JIRAM
Радиоволновые исследования, стартовавшие 18 февраля 2023 года, позволили изучить температурную структуру атмосферы Юпитера. Метод основан на анализе искажений радиосигналов, которые проходят через слои атмосферы планеты. Анализ 26 сеансов показал, как радиоволны искажаются при прохождении через слои газа, раскрывая детали плотности и теплового распределения. Эти данные помогли создать модель, объясняющую миграцию циклонов к полюсам. В отличие от земных ураганов, юпитерианские вихри, сталкиваясь, не рассеиваются, а образуют стабильные кластеры.
«Циклоны отталкиваются друг от друга, медленно смещаясь по орбите вокруг полюса, — пояснил Йохаи Каспи из Института Вейцмана. — Такое взаимодействие стабилизирует систему, несмотря на колоссальные скорости ветра».
Составное изображение, полученное из данных, собранных в 2017 году инструментом JIRAM на борту Juno, показывает центральный циклон на северном полюсе Юпитера и восемь циклонов, которые его окружают. Источник: NASA / JPL-Caltech / SwRI / ASI / INAF / JIRAM
Расширенная миссия Juno продолжает обогащать знания о системе Юпитера: меняющаяся орбита аппарата обеспечивает уникальные ракурсы для изучения ранее недоступных регионов, включая радиационные пояса. «Juno построен как танк, — отметил Болтон, — но даже его защита подвергается экстремальным испытаниям. Каждый пролёт даёт нам бесценные знания для будущих миссий».
Открытия Juno не только расширяют представления о Юпитере и Ио, но и предлагают инструменты для анализа атмосферных процессов на других планетах, включая Землю.
Инженеры представили новую разработку в области дронов – высокоманевренную модель, вдохновлённую летающей белкой. Устройство способно выполнять сложные фигуры пилотажа и быстро реагировать на изменения обстановки, что открывает новые возможности для применения в таких областях, как инспекция труднодоступных объектов, спасательные операции и автономная навигация.
Ключевой особенностью дрона являются складные крылья из силикона, которые генерируют дополнительное сопротивление воздуху. Это позволяет значительно улучшить управляемость и повысить точность отслеживания заданного маршрута. В отличие от традиционных дронов, возможности которых ограничены мощностью двигателей, «Летающая Белка» использует комбинацию тяги винтов и сопротивления крыльев для создания резких изменений в вертикальной силе, недоступных для обычных моделей.
Источник: Dohyeon Lee, Jun-Gill Kang, Soohee Han
Принцип работы новой системы заключается в координированном управлении винтами и крыльями. Специально разработанный алгоритм, получивший название Thrust-Wing Coordination Control (TWCC), определяет оптимальный момент для складывания или разворачивания крыльев, максимизируя эффективность и стабильность полёта. Для точного моделирования аэродинамики складных крыльев использовалась нейронная сеть, дополненная физическими принципами. Эта модель была обучена на реальных данных полётов и учитывает особенности формы крыла, угол и скорость движения дрона.
В ходе испытаний было установлено, что «Летающая Белка» демонстрирует на 13,1% лучшие показатели точности отслеживания траектории по сравнению с традиционным бескрылым дроном. Эксперименты проводились как в лабораторных условиях, так и на открытом воздухе, в том числе с имитацией препятствий. Дрон успешно справляется с задачами облета препятствий на высокой скорости, что особенно важно для работы в сложных и динамичных условиях.
Разработчики отмечают, что представленная технология представляет собой значительный шаг вперёд в области управления дронами, позволяя преодолеть ограничения, связанные с физическими свойствами летательных аппаратов. В будущем подобная система управления может найти применение в более широком спектре приложений, включая создание автономных автомобилей, способных быстро и безопасно маневрировать в плотном городском трафике, или разработку «умных очков» с улучшенной системой стабилизации изображения.
Астрономы объявили об открытии огромного облака межзвёздного газа и пыли – Eos, расположенного всего в 300 световых годах от нас. Это открытие может существенно изменить представления учёных о процессах формирования звёзд и планет в нашей галактике. Облако, названное в честь древнегреческой богини утренней зари, простирается в небе на расстояние, эквивалентное 40 диаметрам Луны, выстроенным в ряд.
Особенность Eos заключается в его составе — облако насыщено молекулярным водородом, основным «топливом» для рождения звёзд. До сих пор обнаружить подобные облака было крайне сложно, поскольку молекулярный водород излучает в диапазоне далёкого ультрафиолета, который практически полностью поглощается земной атмосферой. Команда астрофизиков из Университета Ратгерс, под руководством Блейкли Бёркхарт, первой смогла обнаружить Eos, используя явление, которое можно описать как «пульсацию» водорода под воздействием света – он поглощает энергию и переизлучает её в виде слабого свечения. Этот метод позволяет «видеть» скрытые ранее резервуары водорода.
Источник: Thomas Muller (HdA/MPIA), Thavisha Dharmawardena (NYU)
Значение открытия Eos трудно переоценить. Молекулярный водород – самое распространённое вещество во Вселенной, именно в таких облаках формируются новые звёзды и планеты. До сих пор оценки количества этого вещества в галактике были неточными из-за сложностей обнаружения. Теперь, благодаря открытию Eos и разработанному методу, учёные смогут более точно измерять объёмы доступного «строительного материала» для звёздных систем и скорость его потребления в процессе формирования новых звёзд.
По словам астронома Тавиши Дхармавардены из Нью-Йоркского университета, Eos – это лишь первый шаг. Учёные надеются найти множество подобных облаков, скрытых до сих пор. Это поможет лучше понять динамику нашей галактики и процессы, которые приводят к появлению новых звёздных систем, подобных Солнечной. В будущем это может дать новые инструменты для поиска планет, пригодных для жизни, и понимания условий, необходимых для их возникновения. Подобные облака могут быть ключом к пониманию того, как часто во Вселенной возникают условия, необходимые для появления жизни, и даже к поиску потенциально обитаемых экзопланет в подобных облаках, как Eos.
На ледниковом поле Джуно на Аляске прошли испытания термобура, прототипа устройства для исследования ледяных миров Солнечной системы, таких как спутник Юпитера Европа. Это первый шаг к разработке криоботов, способных проникнуть сквозь толщу льда и исследовать подповерхностные океаны на других планетах. В 2023 году термобур успешно протестировали, обнаружив в образцах льда следы аденозинтрифосфата и хлорофилла а, важных компонентов клеточного энергообмена и фотосинтеза. Высокая концентрация этих веществ была обнаружена в красных снежных водорослях.
Фото: NASA/JPL-Caltech
Летом 2025 года запланирован следующий этап испытаний на леднике Эхо и в районе Северного бассейна, где предполагается наличие подледного озера на глубине около 300 метров. В этих испытаниях будет использован уже не термобур, а криобот, он позволит более точно смоделировать условия бурения ледяной коры Европы. Ученые отработают циклы команд и автономную работу криобота, сосредоточившись на обнаружении изменений в физической среде, признаков жизни и оценке биологических сообществ.
Исследования Европы уже идут полным ходом. Космический аппарат Europa Clipper, запущенный NASA, должен выйти на орбиту Европы в апреле 2030 года. За 49 витков по вытянутой орбите аппарат соберет данные о потенциальной обитаемости спутника, сделает новые снимки поверхности и определит «горячие точки» с тонким льдом – наиболее перспективные места для будущих посадок.
Следующая миссия, Europa Lander, планирует совершить посадку на Европу и искать следы жизни в поверхностном слое льда. Europa Lander пока находится на стадии концепции.
Помимо Европы, к океаническим мирам Солнечной системы относятся Церера, Плутон, спутники Юпитера Ганимед и Каллисто, спутники Сатурна Энцелад, Титан и Мимас, а также спутник Нептуна Тритон. Особый интерес представляет Энцелад, где зонд Cassini обнаружил гейзеры, выбрасывающие воду, углекислый газ и органические соединения.
Китай планирует пилотируемую миссию к Марсу к 2050 году, ориентируясь на опыт лунной программы. Первые заявления о такой цели появились в «Дорожной карте до 2050 года» Китайской академии наук. Политическая поддержка миссии подтверждается заявлениями представителей КПКУ (китайское пилотируемое космическое управление) и стремлением отметить 100-летие КНР в 2049 году значимым достижением.
При этом сроки могут быть сдвинуты ближе, как это произошло с лунной программой. Ключевым стимулом выступает курс на «национальное возрождение»: космические успехи, такие как посадка марсохода «Тяньвэнь-1», уже используются для укрепления имиджа страны. Президент Си Цзиньпин заявил о цели стать лидером в инновациях к 2035 году, а к 2045 — в ключевых космических технологиях.
Иллюстрация: CCTV
Технические разработки включают модернизацию ракет (например, «Чанъэ-10» к 2026 году), создание систем защиты от радиации и автономной навигации. Оптимальные стартовые окна для полёта к Марсу ожидаются в 2033 и 2048 годах. Рассматриваются варианты миссии: облёт планеты или высадка с использованием гравитационных манёвров у Венеры.
Китайские конструкторы, включая Чжан Баоаня и Чжоу Цзяньпина, открыто обсуждают планы, подчёркивая преемственность технологий между лунными и марсианскими программами. Первый китайский космонавт Ян Ливэй также подтвердил намерения в 2022 году.
Важным аспектом остаётся международное взаимодействие. КНР заинтересована в сотрудничестве, но миссия может усилить конкуренцию с США. Вопросы влияния на геополитику и выгод для американских компаний остаются открытыми.
Ключевые вызовы — защита экипажа от радиации и обеспечение связи. Данные миссии «Тяньвэнь-1» помогают в разработке щитов, а тесты систем навигации проводятся на Китайской космической станции.
Планируется, что к 2040 году Китай создаст орбитальный аппарат для дальнего космоса.
Похоже, видеокарта GeForce RTX 5070 отдувается за всю линейку RTX 50 и дешевеет за всех своих сестёр.
скриншот Grosbill
Это первая карта линейки, которая стала продаваться по цене ниже рекомендованной, а теперь она подешевела ещё сильнее. В Европе её уже можно найти за 570 евро, что на 12% ниже рекомендованной в регионе цены.
За такие деньги продаётся как минимум модель от Palit, причём это крупная версия Infinity 3, выделяющаяся заодно весьма производительной и тихой системой охлаждения.
Сейчас RTX 5070 является не только единственной активно дешевеющей картой в линейке, но и вообще единственной картой нового поколения среди всех, которая доступна по цене уже заметно ниже рекомендованной.
Вероятно, это связано с ростом поставок, о котором мы недавно говорили, но тогда сообщалось и о росте поставок RTX 5070 Ti, а эта карта пока всё ещё продаётся заметно дороже рекомендованной цены.
На Международном термоядерном экспериментальном реакторе (ITER) завершено создание всех компонентов его уникальной системы сверхпроводящих магнитов. Эта система, самая большая и мощная в мире, станет «электромагнитным сердцем» реактора-токамака, имеющего форму бублика. Она позволит удерживать и нагревать плазму до экстремальных температур, чтобы доказать возможность получения энергии путем термоядерного синтеза.
Центральный соленоид — ключевой элемент системы — состоит из шести модулей, последний из которых был изготовлен и протестирован в США. Это магнит, способный поднять авианосец, он весит 3000 тонн и работает вместе с шестью кольцевыми магнитами полоидального поля, поставленными Россией, Европой и Китаем. Вместе они создают магнитное поле, которое удерживает раскаленную плазму внутри токамака, не давая ей касаться стенок.
Процесс начинается с подачи нескольких граммов водородного топлива — дейтерия и трития — в камеру токамака. Магнитная система подает мощный электрический ток, который превращает газ в плазму. Магнитное поле формирует «невидимую клетку», удерживающую плазму. Внешние системы нагрева поднимают температуру плазмы до 150 миллионов градусов Цельсия — в десять раз горячее ядра Солнца. При такой температуре ядра атомов сливаются, выделяя огромное количество тепла, которое можно преобразовать в энергию.
ITER спроектирован для демонстрации научной и технической возможности термоядерного синтеза. Ожидается, что реактор произведет 500 мегаватт энергии при затратах всего 50 мегаватт на нагрев — это десятикратный прирост. При такой эффективности реакция становится самоподдерживающейся, создавая «горящую плазму».
Проект ITER — это результат сотрудничества более 30 стран. США поставили центральный соленоид, Россия — магнит полоидального поля и сверхпроводники, Европа — несколько магнитов и часть вакуумной камеры, Китай — магнит, сверхпроводящие материалы и корректирующие катушки, Япония — компоненты соленоида и магниты, Южная Корея — секторы вакуумной камеры и тепловые экраны, а Индия — криостат, гигантский «термос», в котором размещен токамак.
В 2024 году ITER достиг всех строительных целей, а в апреле 2025 года, опередив график, в токамачный котлован установили первый сектор вакуумной камеры, начав сборку реактора.
Директор ITER Пьетро Барабаски подчеркнул: «Уникальность ITER не только в технической сложности, но и в международном сотрудничестве, которое продолжается несмотря на политические изменения. Это достижение показывает, что человечество способно объединиться для решения таких глобальных проблем, как изменение климата и энергетическая безопасность».
Российские ученые из Воронежского государственного университета разработали инновационное тонкопленочное покрытие для защиты зубов от кариеса. Материал не просто защищает эмаль, но и воспроизводит ее естественную структуру, эффективно борясь с бактериями Streptococcus, главными виновниками образования зубного налета и разрушения зубов.
Изображение сгенерировано Grok
Основой покрытия стали производные хинолина, способные формировать устойчивую пленку, и наногидроксиапатит, имитирующий морфологию зубной эмали. Разработка выполнена при поддержке Российского научного фонда.
Существующие методы защиты эмали, такие как фторсодержащие средства и специальные покрытия, часто недолговечны и не обладают достаточными противомикробными свойствами. Новое покрытие решает эти проблемы: нанесенное на зуб, оно формирует прочную пленку всего за 30 минут. Эта пленка не только восстанавливает структуру эмали, имитируя процесс естественной минерализации, но и активно подавляет рост бактерий, вызывающих кариес.
Сканирующая электронная микроскопия подтвердила, что пленка плотно прилегает к поверхности зуба, повторяя ее текстуру, а кристаллы гидроксиапатита упорядочены, как в натуральной эмали. Микротвердость нового покрытия лишь на 10-20% ниже, чем у естественной эмали.
Антибактериальные свойства обеспечиваются хинолиновыми соединениями, разрушающими бактериальные клетки и предотвращающими образование налета.
Renault объявил о старте предварительных заказов на электрическую версию R5 Turbo 3E, вдохновлённую моделями 1980-х годов. С 22 апреля клиенты могут оставить заявку через сайт бренда, после чего дилеры свяжутся с ними для оформления договора. Стартовая цена составит 135 000 фунтов стерлингов (≈ 172 800 долларов), однако итоговая стоимость может быть скорректирована к моменту начала продаж. Всего будет выпущено 1980 пронумерованных экземпляров, доступных в Европе, Великобритании, Японии, Австралии и на Ближнем Востоке.
Покупатели смогут выбрать индивидуальный дизайн, включая исторические цвета, такие как Rouge Grenade, или гоночные ливреи. Окончательная конфигурация будет утверждена в первой половине 2027 года, а первые поставки запланированы на тот же период. Дилеры и клиенты участвуют в предварительном финансировании разработки модели.
Источник: Renault
Renault R5 Turbo 3E построен на алюминиевой платформе с длиной 4,08 м, шириной 2,03 м и высотой 1,38 м. Машина оснащена двумя мотор-колёсами суммарной мощностью 540 л.с. и крутящим моментом 4800 Н·м, что обеспечивает разгон до 100 км/ч за 3,5 секунды. Вес модели — менее 1450 кг благодаря углепластиковому кузову. Электрическая батарея ёмкостью 70 кВт·ч обеспечивает запас хода свыше 400 км по циклу WLTP. Зарядка с 15% до 80% занимает 15 минут при использовании станции на 350 кВт.
Автомобиль разработан при участии подразделений Renault Group: платформа создана Alpine, программное обеспечение — Ampere, а сервисы зарядки предоставлены Mobilize. Производство будет налажено на заводе Jean Redele Alpine во Франции.
Презентации R5 Turbo 3E пройдут в фирменных магазинах RNLT и на фестивале скорости в Гудвуде с 10 по 13 июля 2025 года.