В 2025 году Роскосмос будет плотно занят запуском на орбиту новых космических аппаратов. Это будут самые разные спутники. Так, планируется запуск двух гелиогеофизических спутников «Ионосфера-М» и двух спутников интернета вещей «Марафон». Также на орбиту отправятся шесть спутников дистанционного зондирования Земли: четыре экспериментальных «Грифона» и два «Аиста-2Т». Наконец, в следующем году Роскосмос запустит радиолокационный «Обзор-Р» и гидрометеорологический «Электро-Л» №5.
Фото: Роскосмос
Но это не вся полезная нагрузка на 2025 год — планируются запуски иностранных космических аппаратов. Правда, в каком количестве — не сообщается.
В планах Роскосмоса вывести на орбиту еще много спутников. В 2026 году — пять «Марафонов», четыре спутника связи «Экспресс-РВ», геостационарные «Экспресс-АМУ4» и «Ямал-501», экспериментальные «Пиксел-ВР». В 2026 - 2027 годах планируется запустить два модернизированных спутника дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ПМ», два экспериментальных «Беркут-ВР» и один радиолокационный «Беркут-РСА».
Сегодня Роскосмос подводит итоги года. В госкорпорации рассказали о рекордной серии безаварийных пусков: с 2018 года в России состоялось 134 старта ракет, все — успешные. Из них 17 стартов состоялось в текущем 2024 году.
Фото: Роскосмос
Наконец, в 2024 году состоялись два юбилейных для советской и российской космонавтики старта, причем оба — в самом конце года: 1000-й пуск ракеты семейства Р-7 (4 декабря), 2000-й в истории пуск ракеты семейства Р-7 (25 декабря).
Сегодня Роскосмос подводит итоги года и раскрывает планы на будущее. В этих планах значится совершенно новый пилотируемый космический корабль (ранее известный как «Орёл»), и сейчас госкорпорация рассказала, какие испытания ему предстоят.
Фото: Роскосмос
Сначала космический корабль четыре раза сбросят с вертолёта, а в 2026 году его отстрелят от стоящей на стартовом столе ракеты. Вертолётные испытания продлятся до 2027 года, испытания в режимах аварийного спасения при нештатной ситуации на стартовом комплексе и в зоне максимальных скоростных напоров — в 2026 и 2027 годах соответственно.
Таким образом, лётные испытания космического корабля переносятся на 2028 год. Всего полетов будет три — один беспилотный и два пилотируемых.
Лазерная связь для космических аппаратов не новость — Starlink об этом рассказывала больше года назад. И вот сейчас технология будет опробована на российских космических аппаратах, о чем рассказали в Роскосмосе.
Фото: Роскосмос
Лазерной связью оснастят экспериментальные спутники дистанционного зондирования Земли «Беркут-ВР». Запустят их в 2026-2027 годах, после этого начнутся исследования нового типа связи.
«По направлению "Лазер" для увеличения скорости передачи информации были разработаны, изготовлены и успешно прошли испытания экспериментальные образцы наземных и бортовых терминалов высокоскоростной космической лазерной связи. В дальнейшем планируется провести летно-экспериментальные исследования бортовых терминалов в составе КА "Беркут-ВР"», — сообщили в Роскосмосе.
Учёные продолжают исследовать тайны нейтронных звёзд, которые в течение десятилетий привлекают внимание астрофизиков. Недавнее исследование, опубликованное на arXiv, проливает новый свет на свойства этих объектов и их возможное существование.
Большинство известных нейтронных звёзд имеют массу между 1,4 и 2,0 солнечными массами. Верхний предел объясняется тем, что за пределами примерно двух солнечных масс нейтронная звезда бы схлопнулась в чёрную дыру. Нижний предел обусловлен массой белых карликов. В то время как нейтронные звёзды сопротивляются гравитационному коллапсу благодаря давлению между нейтронами, белые карлики сопротивляются гравитации благодаря давлению электронного газа.
Как впервые было обнаружено Субрахманьяном Чандрасекаром в 1930 году, белые карлики могут поддерживать себя только до того, что теперь известно как предел Чандрасекара, или 1,4 солнечной массы. В связи с этим астрофизики полагают, что нейтронная звезда должна иметь хотя бы такую же массу. В противном случае, коллапс остановится на белом карлике. Но это не обязательно так.
«Верно, что при простом гидростатическом коллапсе всё, что меньше 1,4 солнечных масс, останется белым карликом», — комментируют учёные. Более крупные звёзды не просто исчерпыывают топливо и схлопываются. Они проходят катастрофические взрывы в виде сверхновой. Если бы такой взрыв быстро сжал центральное ядро, то в итоге получилось бы ядро из нейтронной материи с массой меньше 1,4 солнечных масс.
Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center/Chris Smith (USRA/GESTAR)
Вопрос в том, может ли оно быть стабильным в качестве небольшой нейтронной звезды. Это зависит от того, как нейтронная материя держится вместе, что описывается её уравнением состояния. Материя нейтронной звезды управляется уравнением Толмана-Оппенгеймера-Волкова, которое является сложным релятивистским уравнением, основанным на определённых предположенных параметрах. Используя современные данные, уравнение состояния TOV устанавливает верхний предел массы для нейтронной звезды на уровне 2,17 солнечных масс и нижний предел массы около 1,1 солнечных масс. Если учесть параметры самых крайних значений, допустимых наблюдением, то нижний предел может упасть до 0,4 солнечных масс.
Учёные из различных исследовательских центров провели новое исследование, в котором они изучают данные третьего наблюдательного запуска гравитационно-волновых обсерваторий Virgo и Advanced LIGO. Хотя большинство наблюдаемых событий являются слияниями чёрных дыр звёздной массы, обсерватории также могут зарегистрировать слияния между двумя нейтронными звёздами или нейтронной звездой и чёрной дырой-спутником. Сила сигнала этих меньших слияний так близка к уровню шума гравитационно-волновых детекторов, что нужно иметь представление о типе сигнала, который нужно искать, чтобы его обнаружить. Для слияний нейтронных звёзд это осложняется тем, что нейтронные звёзды чувствительны к приливным деформациям. Эти деформации сместят шум сигнала слияния, и чем меньше нейтронная звезда, тем больше деформация.
Команда учёных смоделировала, как нейтронные звёзды с массой ниже массы белого карлика будут приливно деформироваться при слиянии, а затем рассчитала, как это повлияет на наблюдаемый гравитационный шум. Затем они искали такие признаки в данных третьего наблюдательного запуска.
Хотя команда не нашла доказательств существования небольших нейтронных звёзд, они смогли установить верхний предел на гипотетическую скорость таких слияний. По сути, учёные обнаружили, что не может быть более 2000 наблюдаемых слияний, включающих нейтронную звезду до 70% массы Солнца.
«Мы всё ещё в начале нашего понимания нейтронных звёзд и их свойств. В ближайшие десятилетия у нас будут более чувствительные гравитационные телескопы, которые либо обнаружат небольшие нейтронные звёзды, либо докажут, что они не могут существовать. Это откроет новые возможности для изучения этих загадочных объектов и поможет нам лучше понять тайны Вселенной», — комментируют исследователи.
На третьей нитке главного конвейера «АвтоВАЗа» в Тольятти собрали «первую значимую партию» Lada Granta из 20 автомобилей. Как сообщают инсайдеры паблика «Avtograd», машины в самой бедной комплектации Classic и в белом цвете.
Фото: Lada
Перевод «Гранты» на старую нитку с «Нивами» обусловлен необходимостью освобождения нынешней нитки для запуска серийного производства Lada Iskra. Правда, внутризаводская «миграция» не прошла бесследно. «Качество сборки пока оставляет желать лучшего. Но учитывая, что это новый продукт на этой линии, со временем оно естественно подтянется», — рассказали инсайдеры.
По плану полный перенос производства Lada Granta на конвейер с Lada Niva состоится в первой половине 2025 года. Тогда же стартует серийное производство Lada Iskra.
Воронежское КБ химавтоматики отправило в РКЦ «Прогресс» экземпляр кислородно-керосинового двигателя РД-0124МС для новой серии испытаний — на этот раз для стендовых испытаний в составе ступени. Как сообщает Роскосмос, главная цель испытаний — подтвердить работоспособность двигателя в течение всего гарантийного срока его хранения.
Фото: Роскосмос
РД-0124МС выдает тягу 60 тонн, он предназначен для использования во второй ступени ракеты-носителя «Союз-5». Двигатель состоит из двух независимых блоков, каждый блок имеет две камеры и оснащен турбонасосным агрегатом, бустерными насосами, газогенератором и агрегатами автоматики. Блоки размещены на общей раме. Предусмотрена регулировка тяги в широком диапазоне — от 30 до 100% от номинала.
Dbrand, один из самых известных производителей чехлов для смартфонов, опубликовал на своем сайте галерею с возможными вариантами дизайна чехлов для аппаратов будущей флагманской линейки Samsung — Galaxy S25, Galaxy S25 Plus и Galaxy S25 Ultra. Эти изображения подтверждают дизайн мобильных устройств.
Фото: dbrand
Официальная премьера линейки Galaxy S25 ожидается уже в следующем месяце — январе 2025 года. Согласно предварительным данным, аппараты серии должны получить SoC Qualcomm Snapdragon 8 Elite.
АвтоВАЗ объявил сервисную кампанию по устранению дефекта тормозов Lada Vesta — об этом сообщает ресурс «Лада.онлайн». В чем именно заключается дефект, не сообщается, но судя по всему, речь о противоскрипных пластинах тормозных колодок: они или отсутствуют, или неправильно установлены, или имеют дефект.
Фото: Lada
Как бы то ни было, проблему будут устранять на этапе предпродажной подготовки еще до передачи машины покупателю. Даже если машина уже куплена, ее все равно не передадут клиенту до проведения работ, регламентированных сервисной кампанией.
Отмечается, что дилеры уже получили перечень номеров VIN автомобилей, на которых должен быть устранен дефект. Сколько таких машин — неизвестно.
«Проведение отзывных и сервисных кампаний — нормальная практика и во всем мире, и в России. Это свидетельствует об ответственности автопроизводителя, о его заинтересованности в сохранении долгосрочных отношений со своими клиентами», — пишет «Лада.онлайн».
Учёные давно считают, что вода, составляющая океаны, сыграла ключевую роль в развитии жизни на Земле. Однако, несмотря на многочисленные исследования, всё ещё остаётся загадкой, откуда взялась вода на нашей планете. Одна из ведущих теорий гласит, что космические объекты, такие как кометы и астероиды, могли доставить воду на Землю в результате столкновений.
В недавнем исследовании, опубликованном в декабре 2024 года, команда учёных обнаружила два класса загадочных тёмных комет. Солнечная система полна небольших тел, таких как кометы и астероиды, которые были основными строительными блоками планет в ранней солнечной системе. Эти объекты также могут служить путями для транспортировки материала по всей Солнечной системе, содержащего такие вещества, как обломки, лёд и органический материал.
Схемы орбит внешних и внутренних тёмных комет в Солнечной системе. Источник: Adina Feinstein, NASA’s Earth Observatory
Теперь, когда учёные нашли больше тёмных комет, они заметили, что они бывают двух типов: внешние тёмные кометы, которые больше и имеют более эллиптические орбиты, и внутренние тёмные кометы, которые меньше и имеют круговые орбиты, близкие к Земле. Всё еще неясно, что именно представляют собой эти объекты, однако, наиболее вероятное объяснение их ускорения заключается в том, что они выдувают воду, подобно кометам, но не производят хвостов, по крайней мере, тех, которые можно увидеть с помощью современных телескопов.
Если это так, то, вероятно, существует намного больше таких объектов, которые ещё предстоит обнаружить. Поскольку учёные не знают точно, откуда взялась вода на Земле, если действительно существует достаточно много тёмных комет с водой близко к орбите Земли, то возможно, что именно эти тёмные кометы могли внести свой вклад в образование океанов на ранней Земле. Эти объекты могут рассказать учёным больше о происхождении океанов Земли и развитии жизни на нашей планете.
Обсерватория имени Веры Рубин, которая начнёт работать в 2025 году, будет сканировать весь южный небосвод почти каждую ночь, чтобы обнаружить любые движущиеся объекты. Этот телескоп, расположенный в пустыне Атакама в Чили, оснащён самой большой камерой, когда-либо созданной для наземного телескопа.
Она даст астрономам почти на пять порядков большую чувствительность для обнаружения движущихся объектов в ночном небе, что, вероятно, поможет обнаружить много новых тёмных комет в ближайшем будущем. Такие телескопы, как «Хаббл» и «Джеймс Уэбб», также могут помочь наблюдать за выдуванием или льдом на поверхности 14 открытых тёмных комет. Наконец, миссия JAXA Hayabusa2, запланированная на 2031 год, должна встретиться с одной из внутренних тёмных комет, 1998 KY26, что позволит увидеть поверхность темной кометы в исключительных деталях.