Электромобиль Lada e-Largus, производство которого началось в сентябре 2024 года, пока не стал популярным на российском рынке.
По данным «АСМ-Холдинга», за первый квартал 2025 года на учёт поставлен лишь один экземпляр модели. АвтоВАЗ выпускает e-Largus исключительно под заказ, что, наряду с высокой ценой, может объяснять низкий спрос. Стоимость фургона с учётом скидок составляет около 3 млн рублей.
Фото mika-motors.lada.ru
Lada e-Largus оснащён электромотором мощностью 163 л.с. и батареей, обеспечивающей запас хода до 320 км. Модель доступна в версиях для пассажирских и коммерческих перевозок, причём уровень локализации достигает 50%.
Ученые представили доказательства, ставящие под сомнение распространённую теорию о внеземном происхождении воды на Земле. Новое исследование, проведённое специалистами из Оксфордского университета, указывает на то, что ключевой элемент для формирования воды — водород — изначально присутствовал в материале, из которого формировалась наша планета. Этот вывод основан на анализе редкого типа метеорита, энстатитового хондрита, состав которого близок к составу Земли на заре её существования, около 4,55 миллиарда лет назад.
Метеорит, использованный в исследовании — LAR12252 — при обнаружении в Антарктиде. Источник: The ANSMET (ANtarctic Search for METeorites) Program, Case Western Reserve University and University of Utah
В ходе работы исследователи применили метод анализа элементного состава, основанный на рентгеновском излучении, – спектроскопию рентгеновского поглощения вблизи края полосы поглощения, или XANES. Используя мощный источник синхротронного излучения Diamond Light Source в Великобритании, учёные направили интенсивный пучок рентгеновских лучей на образец метеорита LAR 12252, найденного в Антарктиде. Этот метод позволил детально изучить химический состав вещества на микроскопическом уровне и увидеть распределение элементов.
Первоначально учёные сосредоточились на некристаллических областях хондр – сферических включений внутри метеорита, где ранее уже были обнаружены следы водорода. Однако наиболее значительное открытие было сделано при анализе окружающей хондры мелкозернистой матрицы. Оказалось, что эта матрица чрезвычайно богата сероводородом. Концентрация водорода в матрице в 5 раз превышала показатели некристаллических участков хондр. В то же время, в областях метеорита с явными признаками земного загрязнения, таких как трещины и ржавчина, водорода практически не обнаружилось. Это убедительно свидетельствует о том, что найденный сероводород имеет внеземное происхождение.
Полученные данные значительно укрепляют теорию о том, что вода на Земле является «родной», то есть сформировалась из материалов самой планеты, а не была занесена извне, например, астероидами. Поскольку прото-Земля формировалась из вещества, аналогичного энстатитовым хондритам, открытие означает, что к моменту, когда Земля стала достаточно массивной, чтобы подвергаться астероидной бомбардировке, она уже обладала достаточными запасами водорода для формирования нынешних объемов воды.
Обнаружение сероводорода в матрице метеорита стало неожиданностью, но именно это открытие предоставило ключевое доказательство в пользу теории об изначальном происхождении воды.
NASA завершает сборку ракеты Space Launch System (SLS) для миссии Artemis 2 — первого пилотируемого полета программы Artemis, намеченного на весну 2026 года. Работы проходят в Центре космических полетов имени Кеннеди во Флориде.
Фото: NASA
На прошлой неделе, 12 апреля, инженеры установили конический адаптер, связывающий основной блок ракеты с верхней ступенью. 15 апреля в ангар доставили временную криогенную ступень (ICPS) после успешных испытаний.
Artemis 2 отправит астронавтов NASA Рида Уайзмана, Виктора Гловера, Кристину Кох и Джереми Хансена из Канадского космического агентства в облет Луны на корабле Orion. В отличие от беспилотной миссии Artemis 1, длившейся 25 дней на лунной орбите в 2022 году, Artemis 2 использует «траекторию свободного возвращения» для безопасного возвращения на Землю после одного облета Луны.
Программа Artemis направлена на создание постоянной лунной базы и подготовку технологий для полетов к Марсу. Изначально Artemis 2 планировалась на 2024 год, а Artemis 3 с высадкой на Луну — на 2025-й. Однако из-за повреждения теплозащитного экрана Orion во время Artemis 1 сроки сдвинулись: Artemis 3 теперь ожидается не ранее 2027 года.
OpenAI обновила свою «Систему готовности» — внутренний механизм, используемый для оценки безопасности разрабатываемых ИИ-моделей и определения необходимых мер предосторожности на этапах создания и развёртывания. В обновлённой версии компания заявила о возможности «корректировки» собственных требований к безопасности в том случае, если конкурирующая лаборатория выпустит на рынок «высокорискованную» систему без аналогичных защитных мер.
Прежде OpenAI уже подвергалась критике за возможное снижение стандартов безопасности ради ускорения релизов и за задержки с публикацией отчётов о тестировании безопасности. Примечательно, что на прошлой неделе Источник: Dustin Chambers / Bloomberg
В преддверии возможной критики, OpenAI утверждает, что не станет легкомысленно относиться к подобным корректировкам политики и постарается сохранить защитные меры на «более высоком уровне». «Если другой передовой разработчик ИИ выпустит высокорискованную систему без сопоставимых мер защиты, то мы можем скорректировать наши требования», — говорится в сообщении OpenAI в блоге. «Однако, прежде чем пойти на такой шаг, мы тщательно убедимся, что ландшафт рисков действительно изменился, публично признаем, что вносим корректировку, оценим, что эта корректировка не приведёт к существенному увеличению общего риска серьёзного вреда, и при этом сохраним защитные меры на более высоком уровне».
Компания заявляет, что, не отказываясь полностью от тестирования под руководством человека, она создала «растущий набор автоматизированных оценок», которые, предположительно, способны «успевать за более быстрым темпом релизов». При этом, по некоторым данным, ситуация выглядит несколько иначе. Так, Financial Times сообщает, что на проверку безопасности готовящейся к выпуску крупной модели OpenAI выделила тестировщикам менее недели — крайне сжатый срок по сравнению с предыдущими релизами. Источники издания также утверждают, что многие тесты безопасности OpenAI теперь проводятся на более ранних версиях моделей, а не на тех версиях, которые выпускаются для широкой публики. В своих заявлениях OpenAI опровергает утверждения о том, что идёт на компромисс с безопасностью.
Среди прочих изменений в «Системе готовности» OpenAI, которые остались за кадром публичного обсуждения, примечателен отказ от обязательного тестирования безопасности моделей, подвергшихся тонкой настройке, что было отмечено в публикации Стивена Адлера в социальной сети X (ранее Twitter). Другие изменения в системе касаются категоризации моделей по уровню риска, включая модели, способные скрывать свои возможности, обходить защитные меры, препятствовать своему отключению и даже самовоспроизводиться. OpenAI заявляет, что теперь будет фокусироваться на том, достигают ли модели одного из двух пороговых значений: «высокой» или «критической» способности.
Согласно определению OpenAI, «высокая» способность — это способность модели «усиливать существующие пути нанесения серьёзного вреда». «Критическая» способность относится к моделям, которые «открывают беспрецедентные новые пути нанесения серьёзного вреда». «Системы, которые достигают высокой способности, должны иметь защитные меры, которые в достаточной степени минимизируют связанный с этим риск серьёзного вреда до их развертывания», — пишет OpenAI в блоге. Обновления «Системы готовности» стали первыми с 2023 года.
Suzuki представила автомобиль Swift AllGrip FX, который получил полный привод AllGrip с автоматическим подключением задней оси при потере сцепления передних колес.
Фото Suzuki
В Нидерландах цена на полноприводный Swift начинается от 28 449 евро. В Швейцарии такие версии составляют более половины продаж модели.
Российские химики из НИУ ВШЭ и Института нефтехимического синтеза РАН разработали новый метод управления цветом и яркостью свечения редкоземельных металлов, таких как церий, лантан и тербий. Их открытие заключается в использовании специального химического окружения — органических молекул-лигандов, которые изменяют поведение электронов в атомах металлов. Этот подход позволяет создавать люминесцентные материалы с точно заданными оптическими характеристиками, что найдет применение в производстве современных источников света, дисплеев и лазеров.
Изображение сгенерировано Kandinsky
Ключ к открытию — в управлении энергией электронов редкоземельных металлов. Ученые обнаружили, что, окружая ионы металлов определенными лигандами, можно создавать электростатическое поле, которое изменяет энергетические уровни орбиталей. В отличие от традиционного процесса, где лиганд поглощает ультрафиолетовый свет и передает энергию напрямую электронам металла, новый метод задействует промежуточное 5d-состояние. Это позволило, например, заставить церий светиться желтым вместо ультрафиолетового, а также добиться необычных оттенков свечения для других металлов, таких как тербий. Исследователи создали серию соединений, чтобы изучить закономерности и подтвердить универсальность подхода.
Ранее изменение цвета свечения редкоземельных металлов наблюдалось, но механизмы оставались неясными. Теперь ученые не только разобрались в процессе, но и предложили способ его контролировать. По словам авторов, их метод сделает производство светодиодов, экранов и лазеров более эффективным, позволяя создавать устройства с ярким, точно настроенным свечением для широкого спектра применений, от электроники до медицины.
В сети появились изображения внутренностей iPhone 17 Pro, а также чехлов для будущих моделей iPhone 17 Pro и iPhone 17 Pro Max, которые подтверждают важные изменения в дизайне.
Чехлы iPhone 17 Pro Max и iPhone 17 Pro. Фото Majin Bu
Информатор Majin Bu ранее раскрыл точные данные об iPad mini, цветах iPhone 12, браке в iPhone 15, а также опубликовал точные фото макетов iPhone 16.
Космонавт Иван Вагнер сообщил, что его миссия на Международной космической станции подходит к концу. Спуск на Землю запланирован на 20 апреля 2025 года.
За 222 дня на орбите экипаж выполнил 42 научных эксперимента, провел семь часов в открытом космосе и сделал множество фотографий Земли, которыми Вагнер намерен поделиться после возвращения.
Фото Иван Вагнер
Ну вот наша миссия и подходит к завершению. Спуск назначен уже на воскресенье, 20 апреля. И мы со спокойной душой и чувством выполненного долга возвращаемся домой. С радостью ждем возвращения и с грустью думаем о том, что покидаем орбиту Земли.
Иван Вагнер вернётся на Землю на корабле «Союз МС-26». Вместе с ним в экипаже будут космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и астронавт NASA Дональд Петтит.
Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало рейтинг самых продаваемых подержанных иномарок стоимостью до 1 млн рублей. Список сформирован на основе анализа объявлений о продаже автомобилей на вторичном рынке.
Лидерами рейтинга стали Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и Skoda Rapid. Эти модели, как правило, имеют возраст около девяти лет и предлагаются по средней цене в 1 млн рублей. Эти модели продолжают пользоваться популярностью из-за подтверждённой временем надёжности, доступности запчастей и ликвидности на рынке.
Фото Hyundai
Средняя стоимость подержанного легкового автомобиля в марте 2025 года достигла почти 1,5 млн рублей.