На московском автозаводе «Москвич» началась сборка нового кроссовера «Москвич 5». Изображения машины Фото: Пресс-служба Раиса Республики Татарстан
Впервые «пятёрку» показали почти два года назад в виде китайского JAC Sehol X6, а в июне 2023 года кроссовер без шильдиков демонстрировали на совете директоров КамАЗа. Тогда он был в оригинальной раскраске JAC и без привязки к конкретному VIN. Теперь же «Москвич 5» собран непосредственно на «Москвиче».
По предварительным данным, «Москвич 5» получит технику «Москвича 6». Ожидаются два турбомотора объёмом 1,5 литра (150 или 184 л.с.), вариатор или 6-ступенчатая роботизированная коробка передач. Привод — только передний. С длиной около 4,5 метра «Москвич 5» превзойдет «Москвич 3» на 90 мм.
Изначально планировалось, что «Москвич 5» запустят в производство одновременно с «Москвичом 6», но модель до сих пор не представлена в каталоге на официальном сайте бренда.
Дилеры Toyota в Китае начали предлагать внушительные скидки на новейший седан Toyota Camry XV80 — максимальная выгода достигает 74 тыс. юаней, это чуть больше 10 тыс. долларов. В итоге стоимость гибрида на базе 2,0-литрового мотора (промежуточный вариант машины — есть версии с 2,0-литровым атмосферным бензиновым мотором и гибриды на базе 2,5-литрового двигателя) снижается до 105,8 тыс. юаней — 14,6 тыс. долларов.
Фото: Toyota
Мощность силовой установки гибрида с 2,0-литровым мотором составляет 173 л.с., средний расход — 5 л/100 км. Машина за 14,6 тыс. долларов не имеет всех возможных опций, но можно рассчитывать на медиасистему с крупным экраном и поддержкой интерфейсов Apple CarPlay и Huawei HiCar, двухзонный климат-контроль, различные системы помощи водителю. Цена топовой версии с максимальной скидкой — около 150 тыс. юаней (20,5 тыс. долларов). В такой машине будет множество опций, в том числе сиденья с подогревом и вентиляцией.
Ассортимент коммерческих автомобилей ГАЗ пополнился новой версией «Газели NN 4х4» — А22А22. Под этим обозначением скрывается полноприводный бортовой грузовичок с двухрядной кабиной и бортовой платформой. То есть А22А22 можно рассматривать как альтернативу китайским пикапам, а также машинам УАЗ «Пикап» и «Профи».
Фото: Грузовики и вообще
Машина оснащается 2,5-литровым дизельным мотором мощностью 149 л.с., 6-ступенчатой механической коробкой передач, двухступенчатой раздаточной коробкой с планетарным редуктором и блокировкой заднего межколесного дифференциала. Стоимость пока не объявлена, продажи А22А22 стартуют в текущем году.
Мотосезон 2025 года в России набирает обороты, и продажи мотоциклов подтверждают это цифрами: по данным главы «Автостата» Сергея Целикова, за первые 16 недель года в стране продано 10 566 мотоциклов — на 22% больше, чем за тот же период 2024 года.
Фото: BMW
Лидерами продаж стали мотоциклы под российскими брендами. Возглавляет рейтинг Regulmoto с 1947 проданными единицами (18,4% рынка). За ним следуют Racer (831 шт., 7,9%) и Motoland (808 шт., 7,6%). В топ-10 также вошли Voge (729 шт.), Kayo (615 шт.), Ataki (383 шт.), Royal Enfield (360 шт.), Bajaj (359 шт.), Zontes (338 шт.) и Honda (264 шт.), замыкающая десятку с 2,5% рынка.
Интересно, что «параллельные» мотоциклы BMW тоже находят своих покупателей: 253 проданные единицы и 13 место.
В Китае начали принимать предзаказы на телевизоры серии Redmi TV X2025 в новом энергоэффективном исполнении. Линейка состоит из четырех моделей — с диагональю 55, 65, 75 и 85 дюймов.
Фото: Redmi
Redmi TV X2025 оснащены панелями с разрешением 4К и кадровой частотой 144 Гц, но в так называемом «соревновательном режиме» частота может повышаться до 288 Гц. Охват цветового пространства DCI-P3 — 94%. В основе аппаратной платформы лежит SoC c четырьмя ядрами Arm Cortex-A73, объем ОЗУ и флеш-памяти — 4 и 64 ГБ. ТВ поддерживают Wi-Fi 6, оснащены NFC. Из интерфейсных разъемов — два HDMI 2.1 и один HDMI 2.0.
Цены невелики, но в Китае устройства сейчас можно купить с госсубсидией, в результате чего цены становятся еще ниже.
55 дюймов: 300 долларов, с госсубсидией — 255 долларов;
65 дюймов: 385 долларов, с госсубсидией — 325 долларов;
75 дюймов: 495 долларов, с госсубсидией — 395 долларов;
85 дюймов: 685 долларов, с госсубсидией — 550 долларов.
Лунные кратеры — не просто следы древних катастроф, а своеобразная летопись, сохранившаяся благодаря отсутствию атмосферы и геологической активности. Но новое исследование показывает, что эта история не ограничивается спутником: около четверти материала, выбитого ударными событиями с Луны, достигает Земли. Учёные из Университета Аризоны, используя продвинутое моделирование, раскрыли детали этого процесса, которые могут переписать представления о перемещении вещества в Солнечной системе.
Команда смоделировала судьбу 6000 фрагментов лунной породы, выброшенных в космос после ударов метеоритов. Для этого они использовали программный пакет REBOUND, учитывающий гравитацию Солнца, планет и самой Луны. Оказалось, что 22,6% выброшенных частиц сталкиваются с Землёй в течение 100 000 лет, причём половина — уже в первые 10 000 лет. Скорость их входа в атмосферу колеблется от 11 км/с до 13 км/с — примерно вдвое медленнее, чем у Челябинского метеорита. Это означает, что большая часть таких обломков сгорает или распадается, не оставляя кратеров, а их энергия воздействия значительно слабее.
Кратеры на южном полюсе Луны. Источник: NASA
Ключевой вывод — география и время «лунного дождя». Частицы чаще падают в экваториальных регионах (на 24% реже у полюсов) и демонстрируют два пика в сутках — около 6 утра и 6 вечера по местному времени. Наиболее «плодовитым» источником оказалась обратная сторона Луны — зона, всегда скрытая от земного наблюдателя. Именно отсюда обломки легче преодолевают гравитацию спутника и направляются к нашей планете.
Интерес учёных связан не только с историей. Объекты вроде Камо‘оалевы — 36-метрового астероида с орбитой близкой к Земле — демонстрируют свойства, схожие с лунными породами. Модель подтвердила: за последние 20 млн лет около 350 лунных фрагментов размером с десятки метров достигли Земли, а 1150 присоединились к популяции околоземных объектов. Это делает Луну неожиданным поставщиком «космического мусора», хотя его текущий поток не угрожает планете.
Исследование, однако, имеет ограничения: вертикальные удары в модели упрощают реальность, где преобладают наклонные столкновения. Учёт этого фактора, а также исторических изменений орбиты Луны (раньше она была ближе к Земле) может показать, что в прошлом обмен веществом был интенсивнее. Следующий шаг — интеграция трёхмерных моделей, которые точнее воссоздадут процессы, происходившие миллиарды лет назад. Работа не только раскрывает детали «лунной бомбардировки», но и даёт инструменты для поиска древних фрагментов спутника в земных породах или на орбите — своеобразных капсул времени из эпохи формирования Солнечной системы.
Как мы уже писали, бренд iQOO представил бюджетный флагман Neo10 Pro в Китае в ноябре прошлого года, а теперь к выпуску, очевидно, готовится модель Neo10 Pro+. Характеристики новинки раскрыл надёжный инсайдер Digital Chat Station в своём блоге на платформе Weibo.
iQOO Neo10 Pro. Изображение: GSM Arena
Источник сообщил, что в отличие от смартфона iQOO Neo10 Pro, который построен на SoC MediaTek Dimensity 9400, у Neo10 Pro+ будет чипсет Qualcomm Snapdragon 8 Elite. Кроме того, новая модель получит 6,82-дюймовый сенсорный экран с разрешением 2K, основную камеру на 50 Мп с дополнительным 8-Мп сенсором и 16-Мп фронтальную камеру.
Для сравнения, у Neo10 Pro предусмотрена двойная 50-Мп камера на задней панели, то есть, у Neo10 Pro+ будет сверхширокоугольная камера меньшего разрешения, но зато новинка получит экран немного большего размера и с более высоким разрешением. Кроме того, у iQOO Neo10 Pro+ будет поддержка проводной зарядки мощностью 120 Вт.
О том, когда iQOO Neo10 Pro+ выйдет на рынок, инсайдер пока ничего не сообщил. Напомним, Digital Chat Station ранее точно указывал характеристики множества смартфонов ещё до их анонса, к примеру, Xiaomi 13 и Redmi 60.
Космический телескоп «Джеймс Уэбб» помог учёным раскрыть химические секреты древних ледяных объектов за орбитой Нептуна — своеобразных «капсул времени», сохранившихся с момента рождения Солнечной системы. Изучая их состав, учёные надеются понять, какие условия 4,5 миллиарда лет назад могли привести к появлению жизни на Земле.
Среди главных открытий — необычное распределение метанола, простейшего органического спирта, на поверхности и в глубине транснептуновых объектов (ТНО). Анализ данных показал, что на объектах, расположенных ближе к Солнцу, метанол практически исчезает с поверхности, но сохраняется под слоем льда. На более удалённых ТНО его общее количество уменьшается. Учёные связывают это с воздействием солнечного света, который разрушает молекулы на поверхности, но не может «добраться» до глубинных слоёв.
Источник: Wikipedia / CC BY-SA 4.0
«Представьте, что метанол — это древняя рукопись, — объясняет Ноэми Пинилья-Алонсо из Университета Центральной Флориды, глава исследования. — Солнечное излучение стирает текст на открытых страницах, но под защитным „переплётом“ льда записи остаются нетронутыми. Так мы читаем историю химической эволюции Солнечной системы».
Особый интерес представляют объекты, которые за миллиарды лет почти не изменили свои орбиты. Их химический состав — эталон материала, из которого формировались планеты. Именно здесь метанол оказался наиболее стабильным, что подтверждает его роль как «строительного блока» для сложных органических соединений.
Это открытие дополняет картину происхождения жизни на Земле. Если раньше учёные рассматривали версии от «занесения» жизни астероидами до её зарождения в древних водоёмах, то теперь появился новый элемент — метанол мог стать основой для пребиотической химии ещё до формирования планет.
Работа также задаёт стандарты для будущих миссий. Например, зонд «Новые горизонты», пролетевший мимо объекта Аррокот (известного также как «Снеговик»), продолжит исследование пояса Койпера, а данные телескопа «Джеймс Уэбб» помогут правильно интерпретировать его результаты. По словам Розарио Брунетто из Университета Париж-Сакле, следующий шаг — сравнить состав ТНО с кометным веществом и межзвёздной органикой. Это позволит определить, какие соединения возникли до Солнца, а какие — в протопланетном диске.
Программа Международной лунной исследовательской станции (ILRS), инициированная Китаем, привлекает всё большее количество международных партнёров. По словам У Вэйжэня, главного конструктора китайской лунной программы, к настоящему моменту в проекте участвуют представители 17 стран и международных организаций, а также более 50 международных исследовательских институтов. Китай открыт для дальнейшего расширения сотрудничества и приветствует новых участников, подчеркнул У Вэйжэнь.
Развитие программы ILRS идёт параллельно с подготовкой к пилотируемой миссии на Луну, запланированной на период до 2030 года. Как заявили в Китайском агентстве пилотируемых космических полётов (CMSA), все работы идут по графику и без существенных отклонений.
Рендер: CGTN / Inside Outer Space
У Вэйжэнь представил детали строительства лунной исследовательской станции, которая должна стать площадкой для комплексных научных исследований с широким участием международного сообщества. «Мы надеемся, что, опираясь на четвёртую фазу лунной программы, будет запущен масштабный международный научно-технический проект с участием множества стран», – отметил он.
Станция будет располагаться в районе южного полюса Луны, который представляет особый научный интерес из-за потенциального наличия водяного льда. Предполагается, что станция сможет самостоятельно обеспечивать себя электроэнергией и поддерживать связь с Землёй. Планируется создание разветвлённой инфраструктуры, включающей лунные роверы, посадочные модули, «прыгуны» (хопперы) и сети связи. Это позволит проводить долгосрочные беспилотные исследования и обеспечит условия для кратковременного пребывания человека на Луне.
Китайское агентство выделяет несколько ключевых направлений международного сотрудничества в рамках ILRS. Во-первых, это совместная разработка и реализация общих планов, требующая значительных технологических прорывов, особенно в части преодоления суровых условий южного полюса Луны – проблем с освещением, электроснабжением и экстремальными перепадами температур.
Во-вторых, планируется широкое сотрудничество в области научных приборов. Участники могут совместно создавать и использовать научные полезные нагрузки, однако Китай также готов оказать помощь в доставке на лунную поверхность оборудования, предназначенного для независимых исследований.
Полученные научные данные будут совместно анализироваться или предоставляться странам-участницам для проведения совместных исследований. Кроме того, в Китае будет создан координационный центр, открытый для учёных со всего мира, для обмена опытом и проведения совместных научных мероприятий.
У Вэйжэнь подчеркнул, что создание лунной исследовательской станции ILRS имеет стратегическое значение для будущих миссий на Марс.
Удары метеоритов по поверхности Марса могут оказывать на планету значительно большее воздействие, чем считалось ранее. К такому выводу пришли планетологи, использовав алгоритм искусственного интеллекта для сопоставления появления новых ударных кратеров на снимках, полученных орбитальным аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter, с сейсмическими данными, собранными посадочным модулем InSight.
Посадочный модуль InSight проработал на Марсе четыре года, регистрируя «марсотрясения». К моменту завершения миссии в 2022 году он зафиксировал 1300 сейсмических событий, многие из которых были вызваны падением метеоритов. В некоторых случаях астрономам удалось сопоставить эти данные с недавними ударами, обнаруженными Mars Reconnaissance Orbiter. Орбитальный аппарат неоднократно фотографирует одни и те же участки поверхности, что позволяет находить новые кратеры, сравнивая старые и новые изображения.
Однако ручной анализ тысяч снимков занял бы у человека годы, поэтому команда InSight применила алгоритм на базе ИИ для ускорения процесса. Программа обнаружила на Марсе 123 кратера, 49 из которых соответствовали марсотрясениям, зарегистрированным InSight.
Разлом в бороздах Цербера на Марсе. Источник: ESA / DLR / FU Berlin
Исследователи в первую очередь сосредоточились на кратере диаметром 21,5 метра, расположенном в регионе, известном как Cerberus Fossae. Ученые были удивлены, обнаружив, что кратер находится на расстоянии 1640 километров от места, где InSight зафиксировал сейсмический удар. Энергия волны указывала на то, что удар произошел гораздо ближе, поскольку кора Марса, как правило, ослабляет такие волны. Чем дальше распространяется энергетическая волна по коре, тем слабее она становится.
Это навело ученых на мысль, что сейсмическая волна прошла по более прямому пути через мантию планеты. «Мы привыкли думать, что энергия, обнаруженная от подавляющего большинства сейсмических событий, распространяется исключительно в пределах марсианской коры, – объясняет Константинос Хараламбус из Имперского колледжа Лондона, работающий над проектом InSight. – Это открытие показывает существование более глубокого и быстрого пути – своего рода сейсмической магистрали – через мантию, позволяющей сейсмическим волнам достигать более отдаленных регионов планеты».
Открытие «сейсмической магистрали» в мантии Марса имеет важное значение для понимания внутренней структуры Красной планеты и процессов, происходящих в её недрах. Это может помочь в дальнейшем изучении геологической истории и оценке потенциальной сейсмической активности. Миссия InSight завершена уже три года назад, но учёные продолжают анализировать собранные данные, надеясь получить ещё более полную картину внутреннего строения Марса и динамики его сейсмических процессов.