Похоже, не только у GeForce RTX 5090 будет больше памяти, чем у предшественницы. RTX 5070 Ti тоже порадует приростом.
фото WCCF Tech
Согласно свежим данным, у новинки будет 16 ГБ памяти GDDR7 с 256-битной шиной. У RTX 4070 Ti, напомним, 12 ГБ и 192-битная шина, за что карту сильно критиковали, ведь она выходила с ценой 800 долларов. И лишь модель RTX 4070 Ti Super получила улучшение.
Теперь же, хотя у RTX 5070 всё ещё будет 12 ГБ, у RTX 5070 Ti и памяти будет больше, и шина будет шире. Благодаря этому разрыв между моделями может стать больше, то есть цена старшей будет более оправданной.
У RTX 5070 Ti также будет GPU GB203 с 8960 активными ядрами CUDA, а вот TDP повысится до 350 Вт.
Новое поколение GeForce, напомним, представят на CES 2025.
10 декабря 2024 года в цехе сборки космического центра Кеннеди во Флориде ракета-носитель SLS NASA была установлена в вертикальное положение в цехе High Bay 2. Этот шаг является важным этапом в подготовке к миссии Artemis II.
Команды программы наземных систем исследования NASA поднимают основную ступень SLS для миссии Artemis II из горизонтального в вертикальное положение внутри переходного коридора в здании сборки транспортных средств в Космическом центре Кеннеди NASA 10 декабря 2024 года. Источник: NASA / Adeline Morgan
Центральный блок ракеты-носителя SLS прибыл в космический центр Кеннеди 23 июля и оставался в горизонтальном положении внутри сооружения. Перемещение в High Bay 2 позволило техникам NASA и Boeing получить полный беспрепятственный доступ к центральному блоку как внутри, так и снаружи. Это также освободило больше места в коридоре, позволив техникам продолжить транспортировку и интеграцию двух твердотопливных ускорителей на мобильную пусковую установку в цехе High Bay 3.
Boeing и их субподрядчик Futuramic отремонтировали High Bay 2 для работы над блоками программы Artemis II и будущих миссий.
Во время программы «Аполлон» техники собирали ракету «Сатурн V» в High Bay 2. Во время программы «Космический челнок» это же помещение использовалось для тестов и хранения внешних топливных баков, а также в качестве резервного хранилища для челнока.
17 декабря NASA проведёт телеконференцию для СМИ, где обсудит научные и технологические разработки агентства, которые будут доставлены на Луну на борту первого рейса Firefly Aerospace в рамках инициативы NASA CLPS (Commercial Lunar Payload Services) и кампании Artemis.
Лунная миссия, названная Ghost Riders in the Sky, приземлится рядом с вулканическим образованием Mons Latreille в Mare Crisium, — бассейне диаметром более 300 миль (483 километра), расположенном в северо-восточном квадранте ближней стороны Луны. Миссия будет нести 10 инструментов NASA и первые в своём роде разработки, которые смогут углубить понимание лунной среды и помочь подготовиться к будущим пилотируемым миссиям на лунную поверхность, что является частью кампании NASA по исследованию от Луны до Марса.
Посадочный модуль Blue Ghost Mission One от Firefly Aerospace. Источник: Firefly Aerospace
Научные исследования в этом полёте включают тестирование бурения лунной поверхности, сбор образцов реголита, тесты глобальной навигационной спутниковой системы, радиационно-устойчивые вычисления и исследования по смягчению воздействия лунной пыли. Собранные данные также могут принести пользу на Земле, предоставляя информацию о том, как космическая погода и другие космические силы влияют на Землю.
В рамках программы CLPS NASA инвестирует в коммерческие услуги доставки на Луну, чтобы способствовать росту промышленности и поддержать долгосрочное исследование Луны. Как основной заказчик услуг CLPS, NASA будет одним из многих клиентов в будущих полётах.
По словам представителей NASA, «этот полёт является важным шагом в нашей миссии по возвращению на Луну и подготовке к будущим миссиям на Марс. Мы рады сотрудничать с Firefly Aerospace и другими коммерческими партнёрами, чтобы продвинуть науку и технологии, необходимые для достижения наших целей в области исследования космоса».
Как отметил генеральный директор Firefly Aerospace, Том Маркусик, «мы гордимся тем, что являемся частью инициативы NASA CLPS и кампании Artemis. Миссия Ghost Riders in the Sky — это возможность продемонстрировать наши возможности и поддержать научные и технологические разработки NASA, которые помогут подготовить путь для будущих пилотируемых миссий на Луну».
SpaceX успешно извлекла фрагменты верхней ступени ракеты Starship из Индийского океана после неудачного тестового полёта 19 ноября. Это произошло после того, как ракета совершила контролируемое приводнение в океане, несмотря на то, что попытка улавливания ракеты-носителя Super Heavy оказалась неудачной.
По данным Interstellar Gateway, SpaceX отбуксировала верхнюю ступень Starship обратно в порт на западном побережье Австралии. Сотрудники компании также собрали обломки ракеты с места приводнения, включая различные баки, термостойкие панели и другие металлические детали.
Источник: Interstellar Gateway
Эксперты считают, что извлечение останков поможет SpaceX улучшить конструкцию Starship и подготовиться к будущим тестовым полётам. «Это первый полёт, когда мы увидели судно, оснащённое специально для буксировки, что привело нас к пониманию, что они, возможно, пытаются вернуть Starship обратно в порт», — отметил представитель Interstellar Gateway.
Тестовый полёт Starship 19 ноября был призван продемонстрировать возможность улавливания ракеты-носителя Super Heavy после входа в атмосферу. Однако эта попытка оказалась неудачной. Верхняя ступень ракеты успешно выдержала вхождение в атмосферу и совершила контролируемое приводнение в океане.
Извлечение останков ракеты позволит SpaceX собрать ценные данные о поведении ракеты и понять, как она выдерживает нагрев. Это важный шаг в подготовке к будущим коммерческим запускам.
SpaceX планирует провести следующий тестовый полёт Starship в ближайшее время. Компания работает над улучшением конструкции ракеты и подготовкой к будущим запускам.
В Россию приехали новые партии кроссоверов Honda Vezel и Honda UR-V из Китая. Машины продаются с гарантией 3 года или 100 тыс. км — в зависимости от того, что наступит раньше.
Фото: Honda
Honda UR-V больше (длина 4,85 метра, колесная база — 2820 мм). Под капотом установлен 2,0-литровый 261-сильный мотор в сочетании с классическим 9-ступенчатым «автоматом». Комплектация богаче: 3-зонный климат-контроль, адаптивный круиз-контроль, различные системы помощи водителю, электрорегулировки, подогрев и вентиляций передних кресел, кожаный салон, акустическая система с 12 динамиками. Просят за автомобиль от 8,2 млн рублей, но возможны скидки за кредит и trade-in.
В России появится новое автосборочное предприятие: на прошедшем в столице российско-китайском автомобильном форуме «Управляй Будущим» было подписано соглашение о строительстве нового предприятия совместно с китайской Brilliance Auto. По сути, можно говорить о возвращении Brilliance в Россию, но уже в другой роли: речь идет о производстве спецмашин — фургонов скорой помощи.
Jinbei H2L. Фото: order_242
Как пишет Motor, в ассортименте Brilliance Auto около десятка подходящих моделей. Они производятся под брендом Jinbei и в основном являют собой копии минивэнов Toyota — Toyota Hiace и Granvia. В частности, самая современная модель Jinbei — копия Toyota Hiace H200 образца 2004 года.
Новое сборочное предприятие постоят в Уфе. Очевидно, китайские клоны Toyota в спецливрее будут конкурировать с медицинскими «Буханкой», «Газелью NEXT» и Sollers Atlant.
В минувшую среду стартап Stoke Space, базирующийся в Кенте (штат Вашингтон) успешно провёл испытание двигателя первой ступени своей ракеты на новом вертикальном испытательном стенде в Мозес-Лейк, Вашингтон.
Stoke Space опубликовала впечатляющие фотографии испытаний, заявив, что это было «невероятным командным усилием».
Источник: Stoke Space
Компания, основанная в 2019 году генеральным директором Энди Лапса, ветераном космического предприятия Джеффа Безоса Blue Origin, и Томом Фельдманом, который работал в Blue Origin после стажировки в SpaceX, стремится создать новый тип полностью многоразовых ракет и космических аппаратов, которые, по их словам, будут разработаны для работы с «частотой, подобной авиационной».
Stoke Space назвала испытание значительным по нескольким причинам. Это первое горячее испытание двигателя первой ступени Block 2 (полётная компоновка) компании, и эта архитектура двигателя — полнопоточная ступенчатая компоновка (FFSC) — считается особенно сложной. Только две организации в мире — Stoke и SpaceX — успешно разработали двигатели FFSC.
Двигатель первой ступени Stoke способен производить 100 000 фунтов тяги и работает на сжиженном природном газе и жидком кислороде. Продолжительность испытания не была раскрыта.
Источник: Stoke Space
Это было первое испытание Stoke на новом вертикальном испытательном стенде в Мозес-Лейк. Философия тестирования компании заключается в том, что вы должны «тестировать как при полете», и она считает, что вертикальное тестирование является ключом к разработке двигателя.
В 2023 году Stoke привлекла $100 миллионов и продемонстрировала успешный 15-секундный полёт ракетного двигателя на водородном топливе Hopper2.
Астрономы, использующие космический телескоп «Чандра», стали свидетелями того, как мощный джет чёрной дыры столкнулся с неизвестным объектом. Ранее учёные уже наблюдали, как джеты «врезаются» в космические объекты, но этот случай отличается от предыдущих.
Открытие было зафиксировано в виде странного события в ярком струйном потоке, исходящем из сверхмассивной чёрной дыры в центре галактики Центавр А (Cen A), расположенной примерно в 12 миллионах световых лет от Земли. Новые исследования также показали, что в нескольких точках вдоль длины джета высокоэнергетические частицы от этой чёрной дыры движутся со скоростью, близкой к скорости света.
Хотя джет в Cen A был хорошо изучен в прошлом, данные «Чандры» выявили нечто новое и неожиданное об этом потоке.
Источник рентгеновского излучения C4 в Cen A. Источник: NASA / CXC / SAO / D. Bogensberger / N. Wolk
Команда обнаружила излучение, связанное с ярким V-образным источником рентгеновских лучей в Cen A. Этот источник был обозначен как C4, он расположен близко к исходной точке джета чёрной дыры.
По данным NASA, «руки» этого V-образного излучения имеют длину около 700 световых лет. Для сравнения, это примерно в 175 раз больше расстояния между Солнцем и ближайшей к Солнечной системе звездой, Проксимой Центавра.
Джеты сверхмассивных чёрных дыр исходят не от самих чёрных дыр, а от областей вокруг них. Эти космические объекты отмечены границей, называемой «горизонтом событий», за которой даже свет не может двигаться достаточно быстро, чтобы покинуть эту область. Это происходит потому, что мощные магнитные поля вокруг чёрной дыры могут направлять вещество к её полюсам. Оттуда эти частицы ускоряются до высоких скоростей и высоких энергий и выбрасываются в виде астрофизических струй, которые могут простираться на миллионы световых лет.
Некоторые черные дыры окружены сплющенными облаками газа и пыли, называемыми «аккреционными дисками», которые постепенно их питают. Однако не весь этот материал предназначен для падения в «пасть» центральной черной дыры.
Хотя астрономы имеют хорошее представление о физике, которая запускает джеты сверхмассивной чёрной дыры в центре Cen A, они не знают, какой объект она поразила. Он расположен слишком далеко, чтобы даже самые мощные современные телескопы могли различить его подробно.
Это не первый случай, когда учёные наблюдали, как джет чёрной дыры поражает объект в космосе. Другие объекты включали облака газа и даже звёзды.
Это столкновение отличается от известных тем, что произвело эллиптические «пятна» на рентгеновских изображениях и создало V-образную структуру. Далее команда попытается определить, почему это столкновение привело к образованию странной формы. Новое исследование будет проводиться с помощью «Чандры», единственного рентгеновского телескопа, который в настоящее время достаточно чувствителен, чтобы увидеть эту особенность столкновения.
Virgin Galactic, специализирующаяся на суборбитальных космических полётах, подписала соглашение с правительством Италии, которое приближает её к осуществлению запусков космических самолётов в этой стране.
Как сообщила компания 12 декабря, она подписала соглашение о сотрудничестве с Ente Nazionale per l’Aviazione Civile (ENAC), — итальянским регулятором гражданской авиации, чтобы изучить возможность эксплуатации суборбитальных космических самолётов Delta из аэропорта Гротталье на юге Италии.
«С учётом нарастающего импульса, пришло время для Virgin Galactic сделать важный следующий шаг — оценить местоположение и операционную осуществимость нашего первого космодрома за пределами США», — заявил Майкл Колглазье, главный исполнительный директор Virgin Galactic, на мероприятии в посольстве Италии, где было объявлено о соглашении.
Соглашение состоит из двух этапов, сообщил Майк Мозес, президент космической линии Virgin Galactic. Первый этап будет посвящён изучению технических и операционных вопросов эксплуатации в Гротталье, — аэропорту общего назначения, который итальянское правительство определило в качестве потенциального космодрома в 2018 году.
Источник: Aeroporti di Puglia
Мы изучим несколько ключевых аспектов нового космодрома и рассмотрим технические и операционные требования, а также оценим нормативные требования. Эти темы варьируются от потенциальных маршрутов полётов и доступа к воздушному пространству для полетов в Гротталье до потребностей в инфраструктуре космодрома. Эта работа должна быть завершена к концу 2025 года, что приведёт ко второму этапу, который будет посвящён изучению экономических и связанных с ними вопросов. Нашим приоритетом является то, чтобы любое расширение в Италию было не только технически осуществимым, но и выгодным для местного сообщества.
Майк Мозес
Планирование суборбитальных космических полётов в Италии началось 10 лет назад, как сообщил Фабио Николо, заместитель директора ENAC. Его агентство подписало меморандум о сотрудничестве с Федеральным управлением гражданской авиации США в 2014 году и с тех пор разработало нормативные акты, основанные на правилах США. «Новое соглашение с Virgin Galactic является значительным шагом вперёд. Эта работа заложит основу для безопасной и устойчивой коммерческой эксплуатации в Италии», — сказал он.
Это не первый раз, когда Virgin Galactic проявляет интерес к Италии и даже этому космодрому. В 2018 году компания подписала соглашения с итальянскими компаниями Altec и Sitael о рассмотрении возможности полётов из Гротталье, спустя два года после более раннего соглашения между Altec и Virgin о начале изучения полётов SpaceShipTwo из Италии.
Недавно итальянское правительство и правительство региона Пулья выделили 70 миллионов евро ($73,5 миллиона) на строительство инфраструктуры в Гротталье для поддержки операций космодрома. Это, вероятно, будет включать ангар и связанные с ним объекты в аэропорту, который имеет основную взлётно-посадочную полосу длиной 3200 метров.
Virgin Galactic не раскрыла, когда будет завершено полное исследование, но любые полёты из космодрома Гротталье, вероятно, будут возможны через несколько лет. В настоящее время компания сосредоточена на создании первоначального флота суборбитальных космических самолётов Delta, которые будут запускаться из Spaceport America в Нью-Мексико. В августе компания раскрыла финансовые прогнозы, согласно которым этот космодром в конечном итоге будет принимать 275 рейсов в год, используя четыре космических самолёта и два самолёта-носителя, что принесёт почти $1 миллиард годового дохода.
Колглазье заявил в ходе телефонной конференции в августе, что компания рассматривает варианты дополнительных космодромов за пределами США. «Я думаю, что это четырёх-пятилетнее усилие по созданию нового космодрома. В 2025 году будет окно, когда мы, вероятно, захотим поговорить об этом», — сказал он тогда.
В ноябре компания объявила о планах привлечь $300 миллионов для ускорения разработки дополнительных космических самолётов и самолёта-носителя для Spaceport America, что, по словам Дуга Аренса, главного финансового директора Virgin Galactic, станет «экономическим двигателем, который генерирует более чем достаточный денежный поток для расширения на другие космодромы по всему миру».
Колглазье заявил на мероприятии в посольстве Италии, что компания находится на пути к началу сборки первого космического самолёта Delta в первом квартале 2025 года на новом заводе недалеко от Финикса.
В четверг Китай успешно запустил группу спутников, вероятно, предназначенных для тестирования межспутниковых лазерных коммуникаций. Этот запуск стал важным шагом в реализации крупных проектов по созданию спутниковых созвездий страны.
Ракета-носитель Long March 2D с верхней ступенью «Юаньчжэн-3», способной многократно включаться, стартовала 12 декабря с космодрома Цзюцюань. Во время взлёта ракета сбрасывала теплоизоляционные плитки, поднимаясь на гиперголической смеси компонентов топлива.
Корпорация Китайской аэрокосмической науки и техники (CASC), главный подрядчик страны в области космоса и государственный оборонный гигант, подтвердила успешный запуск спустя несколько часов после старта, когда верхняя ступень YZ-3 вывела все полезные нагрузки на заранее установленные орбиты посредством серии включений двигателей.
Ракета Long March 2D стартует с космодрома Цзюцюань 12 декабря 2024 г. Источник: CASC
CASC сообщила, что полезными нагрузками являются «пять спутников, образующих высокоскоростную лазерную алмазную орбитальную группировку». Хотя CASC не предоставила подробностей о спецификациях спутников, их название Diamond Constellation предполагает, что они предназначены для тестирования межспутниковых лазерных каналов связи.
Американская система наблюдения за космическим пространством отследила пять полезных нагрузок, связанных с запуском, на трёх различных орбитах. Один спутник находится на орбите высотой 988 x 1160 километров, другой — на орбите 791 x 812 км, а остальные три — примерно на орбитах 975 x 990 км. Все орбиты наклонены под углом 59,9 градусов.
Межспутниковые лазерные каналы связи будут полезны для реализации китайских проектов мегасозвездий, таких как национальная группировка Guowang и поддерживаемая Шанхаем группировка Qianfan / Thousand sails. Межспутниковые лазерные каналы связи могут помочь решить проблему ограниченного глобального покрытия наземными станциями в Китае, что особенно актуально в связи с его зависимостью от бортовых систем космической ситуационной осведомленности.
Компания Changguang Satellite, коммерческий оператор дистанционного зондирования Земли, выделенный из Китайской академии наук, продемонстрировала каналы лазерной связи «космос-земля» в 2023 году.
Этот запуск стал четвёртым для верхней ступени YZ-3, разработанной для использования с ракетой-носителем Long March 2D. Ранее в этом году верхняя ступень Yuanzheng-1A потерпела неудачу при запуске ракеты-носителя Long March 2C с лунными спутниками DRO-A и DRO-B. Однако спутники использовали бортовые двигатели для достижения намеченных лунных дальних ретроградных орбит несколько месяцев спустя.
Последняя неудача ракеты Long March произошла в 2020 году, более 200 запусков назад, когда коммерческий индонезийский спутник связи был потерян из-за аномалии с третьей ступенью ракеты-носителя Long March 3B.
Запуск в четверг стал 63-й попыткой Китая вывести спутники на орбиту в 2024 году. Страна может превзойти свой национальный рекорд в 67 попыток, установленный в прошлом году, благодаря серии запусков ракет Long March и возможным коммерческим запускам твердотопливных ракет, запланированным на середину и конец декабря.
Ракета-носитель Long March 5B готовится к запуску, который может стать первым для спутников мегасозвездия Guowang с космодрома Вэньчан 16 декабря. Long March 8 также может быть запущена с нового коммерческого космодрома на Хайнане. Новый космодром принял свой первый запуск 30 ноября, который также стал дебютным полетом ракеты-носителя Long March — первой китайской одноступенчатой ракеты-носителя среднего класса, разработанной SAST.