В ночь на 29 января жители Среднего Запада США стали свидетелями впечатляющего зрелища – яркого болида, пронёсшегося по ночному небу. Как выяснилось позже, это был интернет-спутник Starlink компании SpaceX, который сгорел в атмосфере Земли.
Очевидцы из Висконсина, Мичигана и Иллинойса не упустили возможность запечатлеть это явление на видео. Один из пользователей социальной сети X поделился записью, на которой виден огненный след от космического мусора, пролетающего над крышами домов и деревьями.
Starlink 5693 компании SpaceX сгорает в небе над озером Сирстал (штат Иллинойс) 28 января 2025 года (кадр из видео). Источник: John Aubert via American Meteor Society
Астроном Джонатан Макдауэлл из Центра астрофизики Гарварда-Смитсоновского института, который отслеживает возвращение спутников в атмосферу, подтвердил, что наблюдаемый объект был спутником Starlink 5693. По его словам, аппарат медленно падал с орбиты с 6 декабря прошлого года.
Американское метеорное общество сообщило о получении не менее 62 сообщений о наблюдении огненного болида. Организация также опубликовала фотографии и видео события, предоставленные свидетелями. На одной из записей, сделанной Джоном Обертом из Кристал-Лейк, Иллинойс, можно увидеть, как сгорающий в атмосфере спутник пролетает над крышей дома и деревьями.
Обычно SpaceX запускает спутники Starlink партиями по 20 или более штук. Они рассчитаны на работу на низкой околоземной орбите в течение примерно пяти лет, после чего их выводят с орбиты, и они сгорают в атмосфере Земли. В конце срока службы спутники Starlink используют электрические двигатели, чтобы опуститься на высоту около 250 километров, где атмосферное сопротивление дополнительно замедляет их, пока они не упадут с орбиты. По словам Макдауэлла, этот процесс занимает около недели. Сопутствующие визуальные эффекты для группировки Starlink, которая в настоящее время насчитывает 6900 действующих спутников – обычное явление.
Японская компания ispace поделилась изображением Земли, сделанным лунным посадочным модулем RESILIENCE во время его путешествия к Луне. Снимок был сделан 25 января 2025 года с расстояния около 10 000 км от нашей планеты.
На фотографии запечатлена уникальная географическая точка — Точка Немо, самое удалённое от суши место на планете, расположенное примерно в 2688 километрах от ближайшей точки на суше.
Источник: ispace
Миссия RESILIENCE, также известная как Hakuto-R 2, была запущена 15 января 2025 года. Это вторая попытка ispace достичь лунной поверхности после неудачи первой миссии в декабре 2022 года, когда связь с аппаратом была потеряна во время спуска.
Компания ispace разрабатывает робототехнику и другие технологии для коммерческого освоения Луны. Текущая миссия несёт на борту микроровер, также названный RESILIENCE, который планируется высадить на лунную поверхность.
«Бледно-голубая точка» Земли, запечатлённая «Вояджером-1» в феврале 1990 года. Источник: NASA / JPL
Снимок Земли, сделанный RESILIENCE, продолжает традицию космических миссий, запечатлевающих нашу «голубую точку» во время путешествия к другим небесным телам.
Компания OpenAI, известная своими разработками в области ИИ, объявила о партнёрстве с Национальными лабораториями США в сфере ядерной безопасности. Согласно заявлению генерального директора OpenAI Сэма Альтмана, сделанному на мероприятии в Вашингтоне, до 15 000 учёных, работающих в этих учреждениях, получат доступ к моделям ИИ серии o1 от OpenAI.
Цель этого сотрудничества, по словам Альтмана, заключается в «снижении риска ядерной войны и обеспечении безопасности ядерных материалов и оружия во всём мире». Однако это заявление вызывает серьёзные вопросы у экспертов в области технологий и безопасности.
Фото: Carlos Barria / Reuters
Модели ИИ от OpenAI неоднократно демонстрировали серьёзные недостатки. Несмотря на эти проблемы, компания активно продвигается в правительственный сектор. Недавно OpenAI представила платформу ChatGPT Gov, специально разработанную для использования правительством США с акцентом на безопасность. Однако остаётся открытым вопрос, сможет ли компания оправдать высокие ожидания и обеспечить, чтобы её ИИ-чатботы не стали причиной утечки ядерных кодов или не спровоцировали ядерную войну.
На фоне этих событий Wall Street Journal сообщил, что OpenAI ведёт предварительные переговоры о новом раунде финансирования, который может оценить компанию в $340 миллиардов, что вдвое превышает её предыдущую оценку в прошлом году.
В результате недавнего исследования, проведённого учёными из Университета Кюсю в Японии, были получены новые данные о влиянии особого типа силы внутри атомного ядра на ядерную стабильность. Эта сила, известная как «трёхнуклонное взаимодействие», оказывает значительное воздействие на устойчивость ядер и может помочь объяснить астрофизические процессы, такие как образование тяжёлых элементов внутри звёзд.
Исследование раскрывает механизм, благодаря которому трёхнуклонное взаимодействие усиливает ядерную стабильность. Учёные использовали теорию и суперкомпьютерное моделирование для изучения обмена пионами между тремя нуклонами.
Трёхнуклонная сила усиливает спин-орбитальное расщепление, что приводит к увеличению энергетического зазора между ядерными оболочками и стабилизирует ядро. Иллюстрация: Tokuro Fukui / Kyushu University
Токуро Фукуи, ведущий автор исследования и доцент факультета искусств и наук Университета Кюсю, объясняет ядерные силы, сравнивая их с игрой в мяч. В случае двухнуклонного взаимодействия два «игрока» (нуклона) обмениваются «мячом» (мезоном). При трёхнуклонном взаимодействии в игре участвуют уже три «игрока», которые одновременно бросают и ловят «мячи», а также вращаются и движутся по орбите внутри ядра.
Результаты исследования показали, что при обмене двумя пионами между тремя нуклонами возможны только четыре комбинации их движения и вращения. Одна из этих комбинаций, названная «компонентом ранга 1», играет ключевую роль в повышении ядерной стабильности.
Учёные обнаружили, что трёхнуклонное взаимодействие усиливает процесс, известный как спин-орбитальное расщепление. Когда нуклоны вращаются и движутся по орбите в одном направлении, их выравнивание приводит к снижению энергии. Когда же нуклоны вращаются и движутся в противоположных направлениях, они существуют в состоянии с более высокой энергией. Это приводит к «расщеплению» нуклонов на различные энергетические оболочки, что обеспечивает ядру стабильную структуру.
Суперкомпьютерное моделирование показало, что трёхнуклонное взаимодействие увеличивает энергетическое состояние нуклонов с выровненным спином и орбитой, но ещё больше повышает энергию нуклонов с противоположными спинами и орбитами. Это приводит к увеличению энергетического разрыва между оболочками, делая ядра ещё более стабильными.
Этот эффект становится более выраженным в более тяжёлых ядрах, содержащих больше нуклонов. В самом тяжёлом исследованном элементе – углероде-12, содержащем 12 нуклонов, – трёхнуклонное взаимодействие привело к увеличению энергетического разрыва в 2,5 раза.
Исследователи также обнаружили, что трёхнуклонное взаимодействие создаёт квантовую запутанность, где два из трёх нуклонов имеют спины, существующие одновременно в обоих состояниях до момента измерения. Это открытие может иметь важные последствия для будущих исследований, включая развивающиеся технологии, такие как квантовые вычисления.
Понимание трёхнуклонного взаимодействия может сыграть ключевую роль в объяснении того, как тяжёлые элементы образуются в результате слияния более лёгких элементов в звёздах. По мере того как это взаимодействие усиливается в более тяжёлых ядрах, оно увеличивает их стабильность, создавая большие энергетические разрывы между ядерными оболочками. Эта стабильность затрудняет захват ядром дополнительных нейтронов, необходимых для образования более тяжёлых элементов.
Токуро Фукуи подчёркивает, что знание энергетического разрыва между различными ядерными оболочками является важной информацией для учёных, пытающихся предсказать образование тяжёлых элементов. Для ядер с «магическим числом» протонов или нейтронов, полностью заполняющих свои оболочки, могут потребоваться условия, обеспечивающие колоссальные количества энергии для продолжения процесса слияния. Открытие квантовой запутанности нуклонов, вызванной трёхнуклонным взаимодействием, также открывает новые возможности для исследований в области квантовых технологий. Хотя большая масса нуклонов по сравнению с электронами создаёт дополнительные сложности, эти различия могут привести к новым применениям в квантовых вычислениях и других передовых технологиях.
Учёные планируют продолжить исследования, изучая влияние трёхнуклонного взаимодействия на элементы тяжелее углерода-12, где ожидается ещё более сильный эффект. Эти будущие исследования могут привести к более глубокому пониманию процессов, происходящих в звёздах, и помочь объяснить распространённость различных элементов во Вселенной.
Российские космонавты заменят радиотехническую систему управления и связи «Регул-ОС» на Международной космической станции (МКС), рассказал космонавт Иван Вагнер. По его словам, старая система морально и технически устарела, и теперь её сменит новая единая командно-телеметрическая система — ЕКТС.
Изображение: Flux
Система «Регул-ОС» прибыла на орбиту вместе с модулем «Заря» в 1998 году и устанавливалась ещё на Земле. Она работала с наземными приёмными пунктами, а ЕКТС работает со спутниками-ретрансляторами и обладает намного большей пропускной способностью. Благодаря этому она позволит увеличить количество и длительность сеансов связи.
По словам Ивана Вагнера, всю прошлую неделю и частично на этой неделе он занимался отключением и демонтажем из-за запанельного пространства блоков системы «Регул-ОС» и антенно-фидерных устройств. В дальнейшем будет произведена установка ЕКТС, добавил космонавт.
В середине января произошло незапланированное разрушение верхней ступени ракеты Starship компании SpaceX, что привело к выбросу значительного количества вредных веществ в верхние слои атмосферы Земли. Инцидент произошёл на высоте около 146 километров, когда 85-тонная конструкция взорвалась и начала падать обратно на Землю.
По предварительным оценкам Коннора Баркера, исследователя атмосферной химии из Университетского колледжа Лондона, при падении ступени могло образоваться около 45,5 метрических тонн оксидов металлов и 40 метрических тонн оксидов азота. Особую озабоченность вызывают оксиды азота, известные своим потенциалом повреждения озонового слоя Земли.
Обломки IFT-7 в небе. Источник: Dean Olson (Twitter)
Баркер, недавно опубликовавший в журнале Nature исследование о выбросах ракет и загрязнениях от повторного входа спутников в атмосферу, подчеркнул, что эти цифры являются приблизительными и требуют дальнейшего уточнения. Тем не менее, он отметил, что количество металлического загрязнения воздуха, потенциально произведённого в результате аварии, равно одной трети материала метеоритов, сгорающих в атмосфере Земли за год.
Точное количество загрязнения, произведённого в результате инцидента со Starship, определить сложно. Учёные не уверены, какая часть массы ракеты сгорела, а какая упала на Землю. Джонатан Макдауэлл, астроном и эксперт по космическому мусору, предполагает, что «многие тонны» обломков, вероятно, упали в океан.
Верхняя ступень Starship изготовлена из нержавеющей стали, а не из алюминия, как многие другие спутники и ракеты, включая Falcon 9 SpaceX. Именно сгорание алюминия вызывает наибольшее беспокойство учёных. При высокотемпературном сгорании образуются оксиды алюминия, или глинозём, — белое порошкообразное вещество, известное своим потенциалом повреждения озона и изменения отражательной способности атмосферы Земли.
В последние годы количество спутников на орбите Земли и последующих атмосферных повторных входов. Вместе с этим стремительно увеличивается количество глинозёма, выбрасываемого в мезосферу и верхнюю стратосферу — в остальном нетронутые средние слои атмосферы. Загрязнение воздуха на этих высотах вызывает особое беспокойство учёных, так как загрязняющие вещества остаются в воздухе очень долгое время.
Учёные полагают, что количество глинозёма от сгоревших спутников уже приближается к уровням, возникающим в результате естественного разрушения космических объектов, таких как астероиды или метеороиды, которые содержат лишь следовые количества алюминия. Количество оксидов азота, образующихся при повторном входе, также приближается к количеству, образующемуся при сгорании естественных космических тел.
С ожидаемым увеличением количества запусков ракет и ростом спутниковых группировок, а также последующей частотой повторных входов, концентрация этих вредных газов и частиц может быстро возрасти. Загрязняющие вещества могут помешать восстановлению озонового слоя планеты, усугубляя ущерб, нанесённый озоноразрушающими веществами, использовавшимися в прошлом в аэрозольных баллончиках и холодильниках. Загрязнение воздуха от сгоревших спутников также может изменить количество тепла, удерживаемого атмосферой Земли, что может привести к серьёзным последствиям для климата планеты.
Индийская организация космических исследований (ISRO) сообщила о серьёзной проблеме с недавно запущенным навигационным спутником NVS-02. Спутник, запущенный 28 января с космодрома имени Сатиша Дхавана на ракете-носителе GSLV Mark 2, оказался на переходной орбите из-за отказа бортовой двигательной установки.
Согласно заявлению, опубликованному на официальном сайте организации, клапаны, отвечающие за подачу окислителя для запуска двигателей, необходимых для поднятия орбиты, не открылись. Это привело к тому, что запланированные манёвры по выводу спутника на расчётную орбиту не были выполнены.
Навигационный спутник NVS-02 загружают в обтекатель полезной нагрузки перед запуском 28 января. Фото: ISRO
Изначально ракета-носитель вывела NVS-02 на геопереходную орбиту с перигеем 170 км и апогеем 36 577 км. Однако согласно последним данным каталога Space Track, поддерживаемого военными США, спутник остаётся на схожей орбите с перигеем 165 км и апогеем 37 582 км.
ISRO отметила, что другие системы космического аппарата, включая успешно развёрнутые солнечные батареи, функционируют нормально. Тем не менее, заявление организации предполагает, что попытки исправить проблему с двигательной установкой были прекращены.
Сложившаяся ситуация ставит NVS-02 под угрозу скорого схода с орбиты из-за высокого атмосферного сопротивления на такой низкой высоте. Остаётся неясным, есть ли у спутника альтернативные двигательные системы, способные поднять перигей достаточно, чтобы избежать скорого входа в атмосферу.
NVS-02, созданный на базе спутниковой платформы I-2K, имел стартовую массу 2250 кг и предназначался для работы в точке стояния 111,75 градусов восточной долготы на геостационарной орбите, где должен был заменить спутник IRNSS-1E. Этот аппарат является вторым из пяти запланированных спутников программы NavIC (Navigation with Indian Constellation), целью которой является предоставление услуг позиционирования, навигации и синхронизации времени в Индии и прилегающих регионах.
Несмотря на возникшие трудности, ISRO заявила, что разрабатывает альтернативные стратегии использования спутника для навигации на эллиптической орбите. Однако, учитывая текущее положение аппарата, перспективы его дальнейшего использования остаются под вопросом.
В мире робототехники наметился новый амбициозный рубеж. Илон Маск, генеральный директор Tesla, объявил о грандиозных планах компании по производству человекоподобных роботов Optimus. Согласно заявлению, сделанному во время телефонной конференции после публикации финансовых результатов Tesla за четвёртый квартал 2024 года, компания намерена выпустить 10 000 роботов Optimus в 2025 году.
Однако сам Маск признаёт, что эта цель весьма амбициозна. Он отметил, что более реалистичным сценарием будет производство нескольких тысяч единиц. При этом глава Tesla уверен, что эти роботы будут выполнять полезную работу на предприятиях компании уже к концу года.
Источник: Tesla / X
Tesla уже заявляла о наличии нескольких прототипов Optimus, работающих на её заводах, хотя существенных доказательств этому пока не представлено. В основном, компания демонстрировала роботов, управляемых людьми дистанционно.
Маск не остановился на краткосрочных планах и сделал ещё более смелые прогнозы. Он заявил, что «вскоре Tesla будет производить 100 миллионов таких роботов в год», и выразил уверенность, что программа Optimus в конечном итоге станет основным источником доходов компании.
По словам Маска, Tesla в настоящее время проектирует производственную линию мощностью 1000 единиц в месяц. Следующая линия будет способна выпускать 10 000 единиц ежемесячно. Компания также работает над версией Optimus 2, производство которой, по утверждению Маска, достигнет 100 000 единиц в месяц, и её запуск планируется на следующий год.
2026 год может стать переломным моментом для проекта Optimus, так как именно тогда Tesla планирует начать продажу роботов третьим лицам, а не только использовать их внутри компании. Что касается ценообразования, Маск предполагает, что робот будет продаваться менее чем за $20 000 при достижении объёма производства в 1 миллион единиц в год.
В мире электромобилей разгорелся неожиданный спор о расположении зарядных портов. Питер Роулинсон, генеральный директор компании Lucid и бывший главный инженер Tesla, раскрыл подробности о том, как принималось решение о размещении зарядного порта на автомобилях Tesla.
По словам Роулинсона, который в своё время руководил разработкой Model S, первого электромобиля Tesla, созданного с нуля, он настаивал на размещении порта на переднем левом крыле. Его аргументация была проста: большинство американцев паркуются носом вперёд, а не параллельно, поэтому зарядный порт спереди был бы удобнее. Кроме того, это позволило бы избежать протягивания длинного грязного кабеля мимо дверей автомобиля.
Электрический внедорожник Lucid Gravity на зарядной станции Tesla Supercharger. Фото: Lucid Motors
Однако Илон Маск, генеральный директор Tesla, отверг эту идею. Причина оказалась весьма неожиданной – такое расположение не подходило для гаража в особняке, который Маск арендовал в то время в Бел-Эйр. «Он сказал, что может споткнуться о кабель», – вспоминает Роулинсон. В результате зарядный порт на Model S был размещён сзади слева, что и определило необходимость заезжать на станции Supercharger задним ходом.
Интересно, что в то время Маск испытывал финансовые трудности и даже утверждал, что вынужден был занимать деньги у друзей, чтобы оплачивать аренду. Тем не менее, его предпочтения сыграли решающую роль в дизайне автомобиля, который впоследствии стал одним из наиболее известных в индустрии электромобилей.
Роулинсон, создавая свой первый электромобиль Lucid Air, всё-таки разместил зарядный порт там, где изначально планировал для Model S. Однако сейчас, когда Tesla открыла свою сеть Supercharger для всех электромобилей, Lucid пришлось пересмотреть свою позицию. В новой модели Lucid Gravity зарядный порт будет расположен так же, как у Tesla, чтобы обеспечить совместимость с самой развитой сетью быстрых зарядных станций в Северной Америке.
Несмотря на разногласия, Роулинсон высоко оценил помощь Tesla в обеспечении работы автомобилей Lucid с сетью Supercharger, признав её «безусловно лучшей сетью быстрой зарядки в Северной Америке».
В результате масштабного исследования учёные обнаружили мощное магнитное поле в центре галактического слияния Arp 220, что может объяснить интенсивное звездообразование в этой области. Arp 220 является ближайшей к нам ультраяркой инфракрасной галактикой (ULIRG) и считается прототипом таких объектов. Она образовалась в результате слияния двух спиральных галактик, богатых газом, что вызвало вспышку звездообразования в её центральных областях.
Группа исследователей из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики и других учреждений использовала Субмиллиметровую решётку на Мауна-Кеа на Гавайях для изучения центральных областей Arp 220. Их целью было лучше понять магнитные поля в этой области. Результаты исследования будут опубликованы в журнале «Monthly Notices of the Royal Astronomical Society» под руководством Дэвида Клементса из Имперского колледжа в Великобритании.
Снимок галактического слияния Arp 220 телескопом «Хаббл». Источник: NASA / ESA / STScI / HST
Учёные обнаружили поляризованную пыль со значимостью 6-сигма, связанную с более ярким западным ядром галактики. Это указывает на наличие сильных магнитных полей. Такое открытие может объяснить, как галактика поддерживает высокий темп звездообразования, несмотря на нагрев газа молодыми звёздами.
Это первое наблюдение магнитных полей в ядре галактического слияния. Учёные предполагают, что магнитные поля не только препятствуют рассеиванию газа, образующего звёзды, но и замедляют вращение газа в дисках сливающихся галактик. Это позволяет силе тяготения взять верх, втягивая замедленный газ внутрь для подпитки вспышек звездообразования.
Интересно, что направление магнитных полей в Arp 220 не соответствует направлениям галактических выбросов, как это наблюдается в других близлежащих галактиках. Поляризация пылевого излучения ориентирована примерно перпендикулярно молекулярному диску в западном ядре, что указывает на сложность среды слияния и влияние на магнитные поля.
Следующим шагом исследователей будет использование более мощного телескопа ALMA для изучения других галактик, подобных Arp 220, чтобы проверить, имеют ли они также такие магнитные поля. Это поможет лучше понять роль магнитных полей в эволюции галактик и процессах звездообразования в экстремальных условиях.