АвтоВАЗ сосредотачивает ресурсы на трёх ключевых проектах, которые являются для компании приоритетными, о чем рассказал инсайдер KhaDm.
Lada Iskra, представленная в 2024 году, уже находится в стадии условно серийного производства, но доработка продолжается.
Условно запущенный, условно серийный автомобиль, по которому, на самом деле, ещё полным-полно работы.
KhaDm
Начало продаж намечено на июль 2025 года. Модель, включающая седан, универсал и кросс-универсал, базируется на локализованной платформе CMF-B с уровнем локализации 90%. Ожидается цена составляет около 1,2 млн рублей.
Сегодня другой инсайдер заявил, что по итогам 3D-замеров рама задней подвески и передний подрамник не соответствуют установленным нормативам и находятся в «красной зоне». Он добавил, что на заводе АвтоВАЗ ведутся работы над универсалом на платформе Datsun
Компания xAI Илона Маска сократит примерно половину временных газотурбинных генераторов, обеспечивающих электропитание её суперкомпьютерного центра Colossus в Мемфисе. Это решение, как сообщает Торговая палата Мемфиса, связано не с экологическими соображениями или общественным давлением, а с завершением строительства новой подстанции, обеспечивающей достаточное электроснабжение.
Изначально, для питания суперкластера Colossus, включавшего 100 000 графических процессоров Nvidia Hopper (количество которых, по последним данным, выросло до 200 000), использовались 35 мобильных газотурбинных генераторов, что вызвало серьёзную обеспокоенность у жителей и природоохранных организаций из-за выбросов оксидов азота (NOx) и негативного влияния на качество воздуха. В апреле Южный центр экологического права (SELC) опубликовал аэрофотосъёмку, подтверждающую использование 35 генераторов, хотя xAI заявляла о работе лишь 15 из них. Дальнейшие исследования SELC, в том числе с использованием тепловизионной съёмки, показали активную работу 33 генераторов. По оценкам SELC, Colossus мог выбрасывать от 1200 до 2000 тонн NOx в год, что, согласно инструменту оценки риска COBRA от Агентства по охране окружающей среды США (EPA), могло привести к расходам на здравоохранение до $18 миллионов для жителей округа и более $160 миллионов для всех жителей в зоне загрязнения.
Фото: x.ai
Несмотря на то, что использование 35 генераторов не требовало разрешений в соответствии с Законом США о чистом воздухе, поскольку они считались временными (на срок менее 365 дней), отсутствие систем снижения выбросов NOx вызывало серьёзные опасения. Однако, по словам Шеннон Линн, экологического консультанта xAI, ситуация меняется.
Завершение строительства подстанции Memphis Light Gas and Water (MLGW), способной обеспечить объект мощностью 150 мегаватт, а также установка дополнительных 150 МВт Tesla-аккумуляторов для резервного питания, позволяют отказаться от значительной части газотурбинных генераторов. В течение двух месяцев xAI демонтирует половину временных генераторов, используемых на первом этапе проекта. Оставшиеся генераторы, необходимые для питания второго этапа, будут демонтированы осенью после завершения строительства второй подстанции.
Даже после этого, xAI планирует использовать 15 постоянных турбин для резервного питания, 8 новых с системами селективного каталитического восстановления (SCR) для снижения выбросов NOx и 7 модернизированных из числа имеющихся. По словам Линн, эти турбины будут соответствовать Закону о чистом воздухе, и уровень выбросов NOx снизится с девяти до двух частей на миллион.
Компания Sierra Space успешно завершила наземные испытания прототипа навигационного спутника для инициативы ВВС США Resilient Global Positioning System (R-GPS). Это событие знаменует собой важный шаг в создании резервной системы для существующей GPS-группировки.
Испытания проводились в лабораторных условиях с использованием технологии FlatSat. Этот подход позволяет инженерам моделировать работу спутника на всех этапах миссии, используя реальные компоненты космического аппарата, но без полной сборки. Такой метод существенно ускоряет цикл разработки. В ходе испытаний инженеры компании проверили работоспособность аппаратного и программного обеспечения спутника, а также взаимодействие с наземными системами связи.
Иллюстрация: U.S. Air Force
Sierra Space, расположенная в Колорадо, является одним из трёх участников программы R-GPS, отобранных в 2024 году. Цель программы — дополнить традиционные спутники GPS более компактными системами коммерческой разработки. Конкурентами Sierra Space выступают компании Astranis и L3Harris.
Предложенный Sierra Space спутник оснащён полезной нагрузкой для позиционирования, навигации и определения времени (PNT), разработанной совместно с General Dynamics Mission Systems. Эта полезная нагрузка способна обрабатывать сигналы как GPS, так и европейской системы Galileo, что обеспечивает расширенное глобальное покрытие и повышает устойчивость сигнала к помехам.
Программа R-GPS является частью более масштабной инициативы Пентагона по диверсификации и укреплению спутниковой инфраструктуры. ВВС США планируют отобрать как минимум один проект для орбитальной демонстрации на следующем этапе программы. Успешные наземные испытания Sierra Space значительно повышают шансы компании на участие в этом важном этапе.
На Tech World Shanghai 2025 компания Lenovo представила обновлённую версию флагманского игрового ноутбука Legion 9i десятого поколения. Модель с 18-дюймовым экраном ориентирована не только на геймеров, но и на разработчиков игр. Главной инновацией стал опциональный 4K-дисплей с поддержкой безэкранного 2K 3D-изображения, реализованного через сочетание отслеживания взгляда и линзовой решётки. Для работы с контентом в Lenovo 3D Studio предусмотрены режимы «бок о бок» и «наложение», совместимые с более чем 30 играми и профессиональными приложениями.
Legion 9i впечатляет гибкостью настроек: функция Dual Mode позволяет переключаться между частотой обновления 240 Гц в 4K и рекордными 440 Гц в Full HD. Версия без 3D-панели сохраняет 240 Гц при любом разрешении. Это первая коммерческая модель Lenovo с такой технологией после концептуального ThinkBook, анонсированного на MWC в феврале 2025 года.
Источник: Lenovo / Mashable
«Начинка» ноутбука включает процессор Intel Core Ultra 9 275HX и видеокарту Nvidia GeForce RTX 5090. Максимальные объёмы памяти достигают 192 ГБ ОЗУ и 8 ТБ SSD благодаря четырём слотам для каждого типа накопителей. Система охлаждения переработана: парофазное решение с отдельными кулерами для Wi-Fi-модуля, SSD и оперативной памяти заменило жидкостное из 16-дюймовой версии 2023 года.
Внешне Legion 9i сохранил фирменный карбоновый корпус с камуфляжным принтом, но расположение портов изменилось. Большинство разъёмов, включая два Thunderbolt 5, теперь вынесены на боковые грани. Габариты устройства варьируются от 40,3 x 29,6 x 2,4 см до 2,8 см в толщину, а вес стартует от 3,5 кг.
Ожидается, что новинка превзойдёт по мощности предыдущий Legion 9i, который уступал лишь MacBook Pro M4. Однако за инновации придётся заплатить: цена модели превысит $5000 при выходе на рынок США осенью. Для сравнения, версия 2023 года оценивалась в $4000.
Потенциально Legion 9i может стать новым ориентиром в сегменте премиальных игровых устройств, объединив экстремальную производительность с пионерской 3D-технологией. Однако итоговый успех будет зависеть от оптимизации контента и реальной востребованности безэкранного 3D среди профессиональных пользователей.
NASA объявило об отмене планов по поиску коммерческого партнёра для запуска роботизированного лунохода VIPER (Volatiles Investigating Polar Exploration Rover). Агентство намеревалось привлечь частную компанию для доставки аппарата к южному полюсу Луны и проведения исследований на предмет наличия водяного льда. Теперь NASA планирует изучить «альтернативные подходы» к реализации миссии.
Это решение стало неожиданностью, учитывая, что в феврале агентство уже выпустило запрос предложений от частных компаний. Предполагалось, что выбранный партнёр обеспечит запуск и эксплуатацию VIPER без финансирования со стороны NASA, взамен получая доступ к собранным данным. Однако, как выяснилось, подобная схема оказалась нежизнеспособной.
Анализ поступивших в марте предложений первого этапа показал, что условия оказались слишком сложными для коммерческих компаний. Требование полного финансирования запуска и эксплуатации лунохода без какой-либо финансовой поддержки от NASA и при условии передачи всех данных агентству, существенно ограничивало возможности коммерциализации проекта и построения выгодной бизнес-модели. Это подтверждают заявления представителей компаний, в частности, генерального директора Intuitive Machines Стива Альтемуса, высказавшегося о невыгодности условий ещё в марте.
Иллюстрация: NASA
Критика условий сотрудничества прозвучала и от представителей научного сообщества, которые указывали на нереалистичность ожидания, что частные компании возьмут на себя все расходы без гарантии какой-либо прибыли.
Решение NASA отменить запрос предложений стало очередным препятствием для проекта VIPER, который уже пережил отмену в июле 2024 года из-за перерасхода средств и задержек в графике. Тогда NASA планировало запуск на посадочном модуле Griffin от Astrobotic Technology в конце 2025 года. Последующий поиск альтернативных партнёров и анализ полученных предложений привели к нынешнему решению.
Отмена запроса вызвала критику со стороны членов Конгресса США, обеспокоенных судьбой проекта и, по словам конгрессвумен Зои Лофгрен, неудовлетворительными ответами NASA на их запросы. В ответ NASA объясняло, что реализация миссии VIPER потребовала бы отложить или отменить другие миссии в рамках программы Commercial Lunar Payload Services (CLPS).
Сейчас NASA изучает альтернативные варианты реализации миссии VIPER, но подробности и сроки не разглашаются. Будущее проекта остаётся неопределённым.
Международная группа астрономов представила ASIACO — крупнейший спектроскопический и визуальный атлас 41 кометы, созданный на основе данных, собранных за 12 лет. Проект, начатый в 2013 году с наблюдений за кометой C/2012 S1 (ISON), приурочен к 80-летию телескопа Галилео, который с 1942 года остаётся ключевым инструментом для изучения малых тел Солнечной системы. В создании атласа участвовали студенты, обработавшие архив наблюдений, накопленный с помощью 1,22-метрового телескопа, чья история восходит к обсерваториям XVII века.
ASIACO объединил спектры, полученные спектрографом Boller & Chivens (B&C) с четырьмя дифракционными решётками, которые регистрируют излучение от 3300 до 7500 Å. Спектры стандартных звёзд и «солнечного аналога» (звезды класса G2V) помогли нормализовать потоки, устранив влияние фона ночного неба. Обработка в IRAF v2.6 включала вычитание этого фона и деление спектров комет на спектр «солнечного аналога», что обеспечило относительную точность данных для сравнения. Длина щели спектрографа исключила «загрязнение» светом комы, сохранив чистоту сигнала от ядра.
На иллюстрации запечатлён момент наведения телескопа на комету C/2020 V2. Белая линия демонстрирует, как спектрограф выделяет только свет ядра, игнорируя фоновое свечение газа и пыли. Это обеспечило точность данных, вошедших в атлас. Источник: P. Ochner, F. Manzini, V. Oldani, A. Farina, A. Reguitti, V. Andreoli, A. C. Mura, I. Albanese, L. Fiaccadori, G. Mocellin, C. Sigismondi / arXiv:2505.02988
Кроме спектроскопии, атлас содержит изображения, полученные на трёх телескопах: 1,82-метровом Коперника, 0,67/0,92-метровом Шмидта (Азиаго) и 0,4-метровом Савонарола (Соццаго). Включены также цветные снимки, которые созданы путём комбинирования кадров с фильтрами Johnson-Cousins и Sloan. Алгоритм Larson-Sekanina, применённый к изображениям, выявил микровариации яркости в коме, а изофотная визуализация отобразила структуру газопылевых облаков вокруг ядер. Это позволило отследить динамику выбросов и эволюцию комет на разных этапах их сближения с Солнцем.
Все данные ASIACO доступны в цифровом формате на специализированном сайте и в печатном виде. Учёные подчёркивают, что атлас не только упростит изучение химического состава и физических процессов в кометах, но и станет основой для образовательных программ. Например, сравнение с материалами миссии «Розетта» к комете Чурюмова-Герасименко может дать новые ключи к пониманию эволюции ранней Солнечной системы.
Автомобили Mercedes-Benz, собранные в 2024 году на заводе в Есипово под Москвой, неожиданно оказались не «Мерседесами», о чем пишет Motor.
Кроссоверы GLS, выпущенные из остатков машинокомплектов, не получили оригинальных идентификационных номеров из-за ограничений головного офиса. В результате в документах они значатся как «Без марки» MB GLS 400 d 4Matic, хотя внешне и технически соответствуют модели.
Фото Mercedes-Benz
Эти машины продавались по рыночным ценам — около 19 млн рублей за версию GLS 400 d. В базах ГИБДД они регистрируются с номерами из пула EDM167923RA00****, что отличает их от «досанкционных» Mercedes-Benz с VIN-кодом Z9M1679235L01****. Для сравнения, глобальные кроссоверы имеют номера, начинающиеся с W1N167923.
Ещё один нюанс последних российских машин — это дорестайлинговая сборка при 2024 годе выпуска, хотя в мире в 2023 году состоялось обновление.
Представлен рестайлинговый Toyota Corolla Cross 2026 года, который получил обновлённый дизайн и новую версию GR Sport.
Кроссовер обзавёлся передней решёткой с сотовым узором, зауженными фарами и светодиодной полосой в топовых комплектациях. Он получил новые задние фонари и 18-дюймовые диски. Модель сохраняет платформу TNGA-C.
Национальный автомобильный союз (НАС) обратился в ФАС с просьбой проверить УАЗ из-за роста цен на автомобили, о чем сообщает Telegram-канал Mash.
Стоимость моделей, включая популярные «Буханки» (УАЗ СГР), выросла на 15% за год: с 1 345 000 рублей в апреле 2024 года до 1 565 000 рублей в мае 2025 года. Другие модели тоже подорожали: УАЗ Патриот — с 1 600 000 до 1 835 000 рублей (+13%), УАЗ Пикап — с 1 625 000 до 1 860 000 рублей (+13%), УАЗ Hunter — с 1 425 000 до 1 645 000 рублей (+14%). НАС требует выяснить, не занимает ли УАЗ монопольное положение и оправдан ли рост цен, превышающий инфляцию (10,2%).
Кроме того, к стоимости добавляется 50 000 рублей за доставку заказанного автомобиля до места продажи. Также есть вопросы к «скидкам» на сайте УАЗ, которые, по мнению НАС, могут вводить потребителей в заблуждение.
Фото УАЗ
«Буханки» популярны среди госструктур и волонтёров, особенно в зоне СВО. Возможно, подорожание связано с улучшением производственных линий, но пользователи отмечают снижение качества: отваливаются ручки переключения передач, ухудшились сварка и покраска.
УАЗ объясняет подорожание ростом затрат на логистику, сырье и комплектующие, а также модернизацией, включая переход на двигатели Евро-5. В компании утверждают, что рост цен с апреля 2024 по май 2025 года составил 11–12,2%, что ниже инфляции, а плата за доставку отменена с ноября 2024 года. При этом цены на Lada Niva, по данным УАЗ, выросли на 30%, что выше, чем у УАЗ.
CATL представила Tener Stack — первый в мире накопитель энергии ёмкостью 9 МВт·ч. Производитель заявил, что система использует аккумуляторы с высокой плотностью энергии и уникальной технологией нулевой деградации в течение пяти лет.
По сравнению с традиционными решениями, Tener Stack обеспечивает на 45% лучшее использование объёма и на 50% выше плотность энергии, что позволяет зарядить до 150 электромобилей, сообщает CATL.
Фото CATL
Tener Stack поддерживает как централизованную, так и каскадную архитектуру PCS, что снижает затраты на оборудование и уменьшает избыточность. Система уменьшает количество контейнеров на треть, повышает эффективность использования земли на 40% и снижает расходы на строительство станций на 20%, что делает её экономически выгодной для масштабных проектов.
В плане безопасности Tener Stack выдерживает землетрясения до 9 баллов, ураганы 5 категории, имеет огнестойкость до двух часов и уровень шума ниже 65 дБ.
В 2024 году компания представила систему на 6 МВт·ч с аналогичной технологией нулевой деградации мощности и ёмкости в течение первых пяти лет эксплуатации.