Компания Tesla активно продвигает технологию сборных станций Supercharger за пределы США, чтобы увеличить глобальное покрытие своей зарядной сети.
Впервые технология была применена в 2021 году в штате Юта, где в условиях пандемии она позволила значительно ускорить установку зарядных станций. Процесс стал проще: станция монтируется на бетонное основание за несколько часов, а полноценный комплекс с несколькими портами запускается за день.
Фото ithome
Производство сборных станций Supercharger осуществляется на заводе Tesla Gigafactory в Буффало, США. Благодаря модульной конструкции такие станции минимизируют затраты времени и ресурсов на установку.
Недавно Tesla открыла первую станцию Supercharger в Эстонии, спустя 12 лет после первоначальных планов. Для реализации проекта использовалась именно технология сборных станций, что позволило ускорить строительство.
Корпорация Google объявила о партнёрстве с американской компанией Elementl Power, занимающейся разработкой проектов в сфере атомной энергетики. Соглашение предполагает инвестиции в три новые атомные электростанции суммарной мощностью 1800 МВт, которые должны быть введены в эксплуатацию к 2035 году. Однако конкретные технологии, сроки и локации для строительства остаются нераскрытыми.
Заявленная мощность новых станций заметно уступает традиционным АЭС: например, введённая в 2023 году станция «Вогтл» в Джорджии обладает четырьмя реакторами общей мощностью 4500 МВт. При этом спрос на энергию со стороны дата-центров, по данным McKinsey, вырос с 30 МВт в 2015 году до 200 МВт в 2024-м, во многом из-за развития ИИ-технологий.
Иллюстрация: Leonardo
Elementl Power, основанная в 2022 году, пока не реализовала ни одного проекта, позиционируя себя как «технологически нейтрального» разработчика. Руководство компании, включая гендиректора Кристофера Колберта (эксперта из NuScale Power), фокусируется на малых модульных реакторах (SMR).
Это уже второе соглашение Google в атомной сфере за последние полгода. В октябре 2024 года корпорация объединилась с Kairos Power для развития реакторов на расплавной соли. Однако аналитики The Register считают, что даже такие шаги технологических гигантов вряд ли перекроют прогнозируемый к 2027 году дефицит энергии.
Рост энергопотребления Google напрямую связан с развитием ИИ. В отчёте компании за 2024 год указано, что выбросы парниковых газов из-за ИИ-инфраструктуры выросли на 13% за год, а с 2019 года — на 48%. При этом Alphabet планирует вложить $75 млрд в 2025 году в расширение дата-центров, что лишь увеличит нагрузку на энергосети.
Компания Vast завершила ключевые этапы подготовки к запуску своей первой коммерческой космической станции Haven-1. Старт запланирован на май 2026 года с использованием ракеты SpaceX Falcon 9. Основная конструкция станции прошла квалификационные испытания, производство лётного образца началось. Гендиректор Vast Макс Хаот заявил, что чертежи переданы в цеха, а сварка идёт полным ходом. Интеграцию конструкции планируют завершить к концу июля, увеличив штат сотрудников с текущих 800 до 850 человек к моменту запуска.
В апреле 2025-го компания успешно протестировала системы кислородной герметизации, прочность крупных иллюминаторов и ревитализацию воздуха. Следующим шагом станет запуск орбитального стенда Haven Demo в июле для проверки технологий. С января по март 2026-го начнутся экологические испытания в Исследовательском центре NASA им. Гленна, включая тесты на акустику, вибрацию и электромагнитную совместимость. Для этих целей Vast получила приоритетный доступ к уникальным возможностям центра благодаря соглашению с NASA, подписанному в 2023 году.
Модель финальной версии космической станции Haven-1 компании Vast показана с пристыкованным космическим кораблем SpaceX Dragon. Источник: Will Robinson-Smith / Spaceflight Now
Первоначально запуск Haven-1 намечался на август 2025-го, но после завершения испытаний в Мохаве в феврале компания решила перенести его на май 2026-го, сославшись на масштаб и сложность работ. Хаот подчеркнул, что сотрудничество с NASA позволит провести финальные термовакуумные и вибрационные тесты, недоступные в других лабораториях из-за габаритов станции.
Дизайн внутренних помещений Haven-1, созданный при участии экс-дизайнера Apple Питера Рассела-Кларка, ориентирован на комфорт и функциональность. Станция рассчитана на четырёх человек с двухнедельным циклом работы. В ней предусмотрены спальные места, лабораторные модули, общая зона и купольный иллюминатор диаметром 1,1 метра, прошедший испытания на давление. Интерьер призван снизить психологическую нагрузку, имитируя земные условия.
Vast активно сотрудничает со SpaceX, используя стыковочный адаптер Dragon Eye, а также с партнёрами вроде Redwire Space (фармацевтические эксперименты), Yuri (научный инкубатор ScienceTaxi) и Interstellar Lab. Уже анонсирован следующий этап программы — станция Haven-2, запуск модулей которой запланирован на 2028 год. ESA и The Exploration Company участвуют в проекте, а NASA планирует выпустить финальный запрос на предложения по программе к концу 2025 финансового года. Состав первого экипажа Haven-1, предпочтение в котором отдадут учёным, объявят в ближайшие месяцы.
Seagate анонсировала амбициозную цель: к 2030 году выпустить жёсткий диск ёмкостью 100 терабайт. Это станет трёхкратным увеличением по сравнению с флагманской моделью Exos M на 36 ТБ, представленной в январе. Как заявил главный коммерческий директор Seagate, спрос на такие накопители растёт из-за взрывного развития искусственного интеллекта, требующего колоссальных объёмов данных. По его словам, альтернативные технологии, включая твердотельные накопители (SSD), пока не могут конкурировать с HDD по соотношению стоимости и ёмкости.
Рост ИИ-инфраструктуры уже привёл к рекордным инвестициям в центры обработки данных. Например, Microsoft планирует вложить $80 млрд в развитие ЦОД до конца июня 2025 года. Однако масштабные проекты вызывают опасения экологов: по данным Международного энергетического агентства, один запрос в ChatGPT тратит 2,9 ватт-часа — в 10 раз больше стандартного поиска Google. Если бы ChatGPT обрабатывал все 9 млрд ежедневных запросов, это потребовало бы дополнительных 10 ТВт·ч энергии в год.
Источник: Coolcaesar, CC BY-SA 4.0
Seagate позиционирует свои разработки как ответ на экологические вызовы. Компания фокусируется на повышении плотности хранения данных, что снижает энергопотребление на терабайт и уменьшает занимаемую площадь в ЦОД. Кроме того, предприятие переводит производство на возобновляемую энергию, — HDD, в отличие от SSD, имеют меньший углеродный след на единицу ёмкости, что делает их более устойчивым решением.
Хотя технология HDD уступает SSD в скорости, её преимущества в ёмкости и экологичности остаются ключевыми для рынка ИИ. Разработка Seagate может стать интересной для компаний вроде OpenAI, Microsoft и Google, которые зависят от гигантских объёмов данных для обучения своих моделей. Пока другие производители сосредоточены на GPU (как Nvidia), Seagate укрепляет свою роль как поставщика инфраструктуры для «больших данных».
Электрический спортбэк Audi E5, созданный в сотрудничестве с SAIC Motor, начал появляться в дилерских центрах Китая, включая Шанхай, Пекин и Гуанчжоу, при этом продажи стартуют только в третьем квартале 2025 года.
Автомобиль, построенный на платформе Advanced Digitised Platform, сочетает инженерные решения Audi с цифровыми технологиями, ориентированными на китайский рынок. Габариты модели составляют 4870 × 1990 × 1460 мм, колёсная база — 2950 мм, что делает её крупнее конкурентов, таких как Nio ET5T и Zeekr 007 GT.
Фото Audi
Поставки клиентам начнутся в конце августа — начале сентября, цена составит около 40 000 долларов. Появление машин в шоурумах заранее направлено на привлечение внимания покупателей.
Компания Li Auto объявила о старте производства обновлённой версии внедорожника Li L6 Smart Renewal Edition. Первые автомобили будут доставлены покупателям уже на эти выходные после майских праздников, во время которых текущие модели L6 были полностью распроданы.
На презентации, которая пройдет сегодня, 8 мая, компания расскажет о дополнительных бонусах и скидках для тех, кто решится приобрести автомобиль.
Новый флагман Li L9 уже показали вживую. Фото Li Auto
Компания заявила, что производство и поставки автомобилей идут ускоренными темпами, чтобы удовлетворить высокий спрос.
Компания Li Auto анонсировала обновлённую версию внедорожника Li L9 2025 года, которая будет представлена в эксклюзивном сером цвете с золотыми декоративными элементами.
Подробности об официальных автомобилях китайской компании Li Auto, которые уже поставлены в Россию, мы публиковали на прошлой неделе.
Компания Avatr представила обновлённую модель Avatr 12 2025 года по цене от 37 230 до 59 300 долларов. Для заказов до 31 мая действует специальное предложение: диапазон цен снижен до 35 900–58 000 долларов, а покупатели могут получить дополнительные опции стоимостью до 5 500 долларов, включая расширенные функции помощи водителю, аудиосистему Meridian с 25 динамиками и 21-дюймовые колёса.
Фото Avatr
Платформа на 800 В позволяет версии EREV с двигателем 231 кВт проезжать 245 км на электротяге и 1155 км с полным баком. Полностью электрическая версия с задним приводом (237 кВт) имеет запас хода 755 км, а полноприводная (402 кВт, 687 Н·м) разгоняется до 100 км/ч за 3,8 секунды с запасом хода 705 км.
Напомним, Avatr предлагает в России пожизненную гарантию на Avatr 11.
Компания Avatr представила обновлённую модель Avatr 12 2025 года по цене от 37 230 до 59 300 долларов. Для заказов до 31 мая действует специальное предложение: диапазон цен снижен до 35 900–58 000 долларов, а покупатели могут получить дополнительные опции стоимостью до 5 500 долларов, включая расширенные функции помощи водителю, аудиосистему Meridian с 25 динамиками и 21-дюймовые колёса.
Фото Avatr
Платформа на 800 В позволяет версии EREV с двигателем 231 кВт проезжать 245 км на электротяге и 1155 км с полным баком. Полностью электрическая версия с задним приводом (237 кВт) имеет запас хода 755 км, а полноприводная (402 кВт, 687 Н·м) разгоняется до 100 км/ч за 3,8 секунды с запасом хода 705 км.
Напомним, Avatr предлагает в России пожизненную гарантию на Avatr 11.
На заводе АвтоВАЗ ведутся работы над универсалом на платформе Datsun, о чем рассказал Avtograd, который подтвердил информацию от инсайдера KhaDm.
Для проекта используются существующие штампы основы кузова, однако требуется разработка крыши и боковины. На данный момент проводится анализ бизнес-кейса, чтобы оценить экономическую целесообразность проекта для предприятия. В случае продолжения работ будут применяться усиленные задние балки с подшипником от Lada Vesta.
Изображение Avtograd
Просчитывают, будет это выгодно для завода или нет. В производстве шасси будут собирать опытные задние балки, они усилены и стоит вестовский задний подшипник. Не факт, что этот проект доведут до конвейера, но шевеления по нему присутствуют.
Avtograd
Кроме того, автор странички Avtograd, который слил огромное количество точной информации о моделях АвтоВАЗа, подтвердил, что он работает на заводе с 1988 года, застал ещё «восьмёрки» и «девятки» с правым рулём, а также «шахи» с канадскими бамперами.