Илон Маск на презентации выделил четыре ключевых принципа для колонизации Марса: Rapid (быстрота), Reusable (многоразовость), Reliable (надёжность) и Refuelable (орбитальная дозаправка).
Орбитальная дозаправка Starship станет очень важным этапом, с демонстрацией взаимодействия двух кораблей на орбите, где дозаправщик передаст около 80% жидкого кислорода и 20% топлива основному кораблю. Первые испытания этой технологии запланированы на 2026 год.
SpaceX активно наращивает производственные мощности для ракеты Starship, планируя выпускать до 1 000 кораблей в год, что соответствует трём единицам в день.
На данный момент компания производит один корабль каждые 2–3 недели. Для достижения таких масштабов строятся два гигантских цеха, известных как Giga Bay, один в Техасе, второй — во Флориде. Эти объекты позволят интегрировать и собирать ракеты быстрее, чем когда-либо, благодаря вертикальной компоновке и автоматизации.
Фото SpaceX
Планируемый объём производства Starship сопоставим с ежегодным выпуском коммерческих самолётов Boeing и Airbus, что подчёркивает амбициозность проекта. SpaceX отмечает, что, несмотря на технологии ракеты, её производство менее сложное в производстве, чем производство автомобилей, например, на заводах Tesla.
Масштабное производство Starship направлено на реализацию миссий по колонизации Марса и других космических задач. SpaceX стремится снизить стоимость запусков, сделав ракету многоразовой.
Первый запуск Starship на Марс ожидается в 2026 году.
Выступая с 40-минутным докладом на базе SpaceX, Илон Маск рассказал не только Скриншот презентации SpaceX
«Например, если произойдет небольшая утечка топлива из двигателя Raptor, оно просто вытечет в существующую пылающую плазму и не будет иметь особого значения, тогда как утечка топлива, когда двигатели находятся в коробке, — это действительно очень страшная вещь», — пояснил Маск.
Глава SpaceX рассказал, что чтобы сделать двигатель таким, какой он есть сейчас, пришлось упростить много частей конструкции, включить вторичные жидкостные контуры и электронику в структуру самого двигателя, чтобы все было защищено. В итоге эффективность Raptor 3 превосходит эффективность любых ранее созданных ракетных силовых установок.
Raptor 3 будут применяться в Starship третьего поколения, первый запуск такого космического корабля запланирован на конец текущего года.
В рамках своего выступления на базе SpaceX сегодня Илон Маск представил космический корабль Starship нового третьего поколения. Длина ракеты с ускорителем в сборе составит 124,4 метра — на 3,4 метра больше длины Starship, участвовавшего несколько дней назад Скриншот презентации SpaceX
«Итак, одной из самых сложных проблем, требующих решения, является многоразовый тепловой экран. Но никто никогда не разрабатывал по-настоящему многоразовый орбитальный тепловой экран, поэтому сделать это крайне сложно. Даже тепловой экран "Шаттла" потребовал нескольких месяцев восстановления, в основном ремонта сломанных плиток, тестирования каждой плитки, потому что это чрезвычайно сложная проблема — выдерживать экстремальную температуру и давление при входе в атмосферу», — сказал Маск.
По его словам, новый теплозаитный экран будет керамическим и очень гладким — настолько, что «плитки» будут едва различимы. Ключевая идея — сделать его настолько прочным, чтобы защита выдерживала нагрузки и при повторном входе в атмосферу Земли, и в атмосферу Марса. Но реализовать это не так-то просто.
«С точки зрения физики, сделать это — просто чрезвычайно сложная задача. А Марс, атмосфера Марса — это углекислый газ, что на первый взгляд может показаться лучше, но на самом деле это оказывается хуже, потому что когда CO2 превращается в плазму, вы на самом деле получаете больше свободного кислорода, поступающего в атмосферу Марса, чем в атмосферу Земли. Атмосфера Земли содержит всего около 20% кислорода, а на Марсе его в два, а может быть, и в три раза больше, если учесть, что когда CO2 превращается в плазму, и вы получаете углерод и O2, которые хотят окислить тепловой экран, по сути, сжечь тепловой экран», — сказал Маск.
«Поэтому мы хотим иметь ту же структуру теплозащитного экрана, тот же материал на Земле, что и на Марсе, чтобы мы могли протестировать его сотни раз на Земле, прежде чем отправиться на Марс, и быть уверенными, что когда он отправится на Марс, он будет работать. Поэтому мы разрабатываем несколько звездолетов следующего поколения, которые имеют ряд улучшений по сравнению с нашим текущим поколением», — добавил глава SpaceX.
Илон Маск должен был выступить с речью о новых космических кораблях Starship и планах по колонизации марса перед девятым испытательным полетом Starship. Но выступление перенесли — будто Маск знал, что в этот раз Скриншот презентации SpaceX
По ходу презентации/лекции Илон Маск показал схему марсианского города, показал космопорты и много роботов Optimus — очевидно, они будут играть важную роль в колонизации планеты. К слову, в SpaceX считают, что оптимальной площадкой для первого поселения является район равнины Аркадия в западном полушарии, содержащий большие запасы водного льда.
Android 16 выйдет уже летом, в текущем году ее начнут получать смартфоны многих производителей, в том числе и Xiaomi. Однако для некоторых еще актуальных моделей Xiaomi, Redmi и Poco Android 16 уже не будет доступна. Ресурс Gizmochina опубликовал перечень таких смартфонов, он основан на нынешней политике программной поддержки устройств.
о полном прекращении программной поддержки 12 моделей некогда популярных смартфонов Xiaomi, Redmi и Poco.
Honor сначала представила Honor 400 Pro в Европе, а сейчас модель дебютировала на домашнем рынке — в Китае. И китайцам повезло больше, чем европейцам: цена ниже, емкость аккумулятора намного больше, при том, что экран у «китайца» оказался даже меньше.
Фото: Honor
Если европейская версия оснащена дисплеем с диагональю 6,7 дюйма, то китайская версия получила экран с диагональю 6,55 дюйма. Остальные параметры экранов практически не имеют различий.
Емкость аккумулятора «китайца» составила 7200 мАч — против 5300 мАч у европейской версии. По мощности беспроводной зарядки различий нет (и в одной, и в другой версии поддерживаются 50 Вт), но мощность проводной зарядки «европейца» чуть больше — 100 Вт против 90 Вт у «китайца».
Есть разница в габаритах. Толщина и масса европейской версии смартфона — 8,1 мм и 205 граммов, китайской версии — 7,8 мм и 196 граммов.
В плане камер никаких различий нет, но традиционно разнится стоимость. В Китае за базовый Honor 400 Pro (12/256 ГБ) просят эквивалент 480 долларов, цена смартфона в Европе — 800 евро. Правда, в Европе предлагается вариант 12/512 ГБ, но в Китае за такой вариант смартфона просят 515 долларов.
По данным ресурса Taiwan Economic Daily, Huawei занялась разработкой 3-нанометровых чипов с технологией GAA (Gate-All-Around), компания планирует запустить производство уже в 2026 году. Также завершены лабораторные тесты 3-нанометровых однокристальных систем на основе углеродных нанотрубок, которые сейчас адаптируются под производственные линии SMIC.
Фото: WCCF/Huawei
Углеродные нанотрубки позволяют делать транзисторы меньше, мощнее и с меньшим энергопотреблением, чем традиционные кремниевые, то есть Huawei находится в авангарде технологий разработки чипов даже несмотря на то, что компания отрезана западными санкциями от передовых аппаратных решений в этой области (в первую очередь литографов ASML).
В какой-то степени процесс уже обкатан на 5-нанометровом техпроцессе, при организации которого Huawei, по данным Taiwan Economic Daily, внедрила собственную технологию. Так, компания использует литограф SMEE SSA800, для травления применяются 5-нанометровые машины от Zhongwei с атомарной точностью, а еще используется система электронно-лучевого измерения от Beifang Huachuang — она обеспечивает наноуровневую диагностику дефектов.
Напомним, пока единственным крупным игроком с готовой технологией 3 нм GAA является Samsung.
Несколько недель АвтоВАЗ не выпускал внедорожники Lada Niva Legend и Niva Travel, но на этой неделе конвейер заработал. Инсайдеры паблика Avtograd рассказали, в чем заключалась причина простоя: оказывается, проблема в нехватке сальников. А перезапустить производство получилось после закупки необходимых комплектующих в Китае.
р Фото: Avtograd
«С 26 мая вновь возобновлён выпуск автомобилей семейства Niva, но есть нюанс: сборка ведётся неполный рабочий день и не превышает 160 автомобилей в сутки. Всё упирается в наличие сальников: определённое количество было закуплено у наших китайских товарищей, их растягивают на эту неделю. Кстати, по качеству они очень даже неплохи, чем-то по мягкости напоминают немецкие, что ставили ранее. Если в ближайшие дни поступит партия побольше, то с 3 июня планируется собирать уже по 50 машин в час, то есть 400 в день. Если не поступит, то останется прежний небольшой объём сборки. Сальники производства БРТ пока не закупают, идёт процесс выяснения отношений ВАЗа и Балаковорезинотехника», — написали инсайдеры.
Напомним, ранее сообщалась о взаимных претензиях АвтоВАЗа и отечественного производителя детали. Завод пенял на то, что сальники бракованные, а в БРТ указывали на неправильную установку. Как видим, пока стороны выясняют отношения, производство машин буксует.
Стартап Odyssey, в совет директоров которого входит сооснователь Pixar Эдвин Кэтмлл, открыл доступ к ранней версии своей разработки — интерактивного видео, полностью создаваемого искусственным интеллектом в реальном времени. Технология позволяет пользователям исследовать AI-генерируемые среды, напоминающие реальный мир, а не полигональные пространства традиционных игр. По словам разработчиков, это «ранняя версия Голопалубы» (Holodeck из «Звёздного пути»), но пока что с ограничениями: изображение остаётся размытым, а объекты могут вести себя непредсказуемо.
Для генерации видео Odyssey использует кластеры GPU H100 в США и Европе. Система анализирует действия пользователя и историю кадров, создавая следующее изображение всего за 40 миллисекунд. В тестовой версии доступны несколько локаций: лесная зона с хижиной, торговый центр и парковка у здания. Каждый вход в мир немного меняет его детали, но общее качество остаётся как в «размытой версии Google Street View».
Источник: Odyssey
Пользователи могут перемещаться по локациям с помощью клавиш WASD, но сталкиваются с техническими артефактами. Например, забор может блокировать движение, а дом — оказаться «сквозным». При бездействии система иногда сама изменяет ракурс, пододвигая камеру к стене. «Это похоже на исследование глючного сна — сыро, нестабильно, но ново», — отмечают в компании.
Кэтмлл в интервью признал, что улучшение качества изображения займёт время, но подчеркнул, что Odyssey находится «на переднем крае» разработок в этой области. По его словам, нейросетевые фильтры со временем решат проблемы с текстурой и шумами.
Пока технология далека от замены игр или кино. Динамически меняющиеся миры отвлекают, а отсутствие стабильности мешает погружению. Однако даже в текущем виде система демонстрирует потенциал — при условии устранения артефактов и повышения детализации.