Вместо глянцевых рекламных изображений — реальность: в Сети рассекречены фотографии самой доступной версии седана Kia K3 — преемника некогда очень популярного в России Kia Rio. В то время как ранее в основном демонстрировались «заряженные» версии GT-Line, теперь стало возможным рассмотреть самый простой базовый K3 — в комплектации L.
Фото: @eduardogonzalezautos
Напомним, Kia K3 уже продается в Мексике, где заменил там Rio. Автомобиль предлагается с двигателями 1.4 (98 л.с.) и 1.6 (121 л.с.) в сочетании с механической или автоматической коробкой передач.
Возможное возвращение Kia и Hyundai в Россию вновь поднимает вопрос о перспективах появления новых поколений Rio/Solaris. Сумеют ли корейцы предложить конкурентоспособные цены без локального производства? Вопрос пока остается открытым.
NASA открыло приём заявок на организацию двух частных экспедиций к МКС в 2025–2026 годах. Заявки будут приниматься до 17:00 по восточному времени 30 мая 2025 года. Инициатива призвана ускорить развитие коммерческих проектов на низкой околоземной орбите за счёт передачи частным компаниям экспертизы NASA.
«Сейчас уникальный период для пилотируемой космонавтики: растёт доступность космоса, формируется новая экономика на орбите», — заявила руководитель программы МКС NASA Дана Вайгель в видеопрезентации. Она подчеркнула, что агентство намерено делиться многолетним опытом, чтобы помочь бизнесу в подготовке экипажей, управлении миссиями и создании будущих орбитальных станций.
Изображение: NASA
Частные экспедиции рассматриваются как ключевой элемент стратегии по обеспечению «непрерывного присутствия человека» на МКС, которая находится на высоте 434 км над Землёй. С 2022 года NASA поддержало три подобные миссии, все выполненные компанией Axiom Space. Четвёртый полёт Axiom запланирован на май — ранее его неоднократно переносили из-за изменений в графике МКС.
Каждая новая миссия предусматривает стыковку со станцией на срок до двух недель. Конкретные даты будут зависеть от общего расписания операций на МКС, включая прибытие грузовых кораблей и смену основных экипажей.
Станция, работающая более двух десятилетий, остаётся для NASA полигоном для испытаний технологий длительных полётов — от медицинских исследований до экспериментов с материалами в микрогравитации. Передача части активности коммерческим партнёрам позволит агентству сосредоточиться на программе Artemis и подготовке к марсианским миссиям.
Участникам конкурса предстоит не только организовать полёт, но и обеспечить обучение астронавтов, безопасность, логистику и интеграцию с системами станции. NASA предоставит доступ к инфраструктуре МКС, консультации инженеров и возможность доставки грузов на коммерческих кораблях, таких как SpaceX Dragon или Northrop Grumman Cygnus.
Растущий интерес к частным миссиям подтверждается успехом Axiom: их экипажи проводили эксперименты по кристаллизации белков для фармацевтики, изучали влияние космоса на стволовые клетки и демонстрировали технологии для будущих орбитальных модулей. Однако переход к устойчивой коммерческой модели требует координации между NASA, Роскосмосом и другими партнёрами по МКС — особенно в условиях увеличения орбитального трафика.
Итоги конкурса станут известны до конца лета 2025 года. Для отобранных компаний это шанс закрепиться на рынке, который к 2030-м может приносить миллиарды долларов за счёт космического производства, туризма и научных исследований. Для NASA — шаг к созданию пост-МКС экосистемы, где частные станции заменят устаревающую лабораторию, а государственные агентства смогут арендовать мощности для своих задач.
Внедорожник Lada 4x4 Vision, представленный почти семь лет назад в виде концепта со смелым дизайном, так и не доберется до конвейера. АвтоВАЗ официально подтвердил, что Lada 4x4 Vision так и останется смелой идеей, которая не получит серийного воплощения.
Фото: АвтоВАЗ
Напомним, Lada 4x4 Vision представили на Московском автосалоне 2018 года — машина удивила своим футуристичным дизайном, который перекликался с образом классической «Нивы», и совершенно новым интерьером с двумя крупными экранами. Что интересно, машину планировалось построить на некой совершенно новой модульной платформе.
Вместо смелого концепта, АвтоВАЗ делает ставку на более прагматичное решение — новый кроссовер на платформе Lada Vesta.
Проект люксовых авто Aurus, задуманный как символ российского автомобильного престижа, столкнулся с серьезными проблемами в реализации. Глава «Автостата» Сергей Целиков подсчитал, что с начала продаж и по текущий момент в России было поставлено на учет всего 357 автомобилей Aurus — при том, что изначально был план продавать по 5000 авто в год.
дилеры начали принимать заказы на Aurus Senat и Komendant 2025 года выпуска — машины подорожали.
Администрация Дональда Трампа и члены Конгресса усилили давление на Пентагон, требуя рассекретить материалы о неопознанных воздушных явлениях (UAP). Центральным элементом дискуссии стали три видеозаписи, сделанные в 2015–2017 годах с помощью инфракрасных систем целеуказания истребителей F/A-18 Super Hornet ВМС США. На кадрах запечатлены объекты, демонстрирующие аномальную скорость и маневренность. Несмотря на одобрение к публикации со стороны Управления по надзору за публикациями и безопасностью (DOPSR), в 2020 году Пентагон ввёл новые правила классификации, заблокировавшие доступ даже к уже обнародованным материалам.
По данным экспертов, система засекречивания обходится США в $18 млрд ежегодно, не учитывая косвенные издержки. Например, на одной из авиабаз ВВС доступ к переговорным комнатам с разным уровнем допуска контролировался отдельными офицерами, что парализовало рабочие процессы. В мае 2022 года подкомитет Палаты представителей по разведке провёл первое за 50 лет открытое слушание по UAP. Представители Минобороны представили два видео: одно снято на смартфон, другое — через камеру ночного видения. За три года Управление по разрешению аномалий (AARO) зарегистрировало более 1000 случаев UAP, но опубликовало лишь видео металлической сферы над Ираком и несколько идентифицированных объектов.
Изображение: thedebrief.org
Ключевой проблемой остаётся отсутствие механизма рассекречивания. Материалы оседают в закрытых сетях, таких как SIPRNET, где смешаны секретные и открытые данные. Проверка таких файлов требует времени, которое чиновники не готовы тратить без стимулов. При этом видеозаписи с F/A-18, технологии которых давно описаны Northrop Grumman в открытых источниках, остаются засекреченными. Для сравнения: Таможенно-пограничная служба опубликовала десять видео UAP без угрозы для безопасности.
Исполнительный указ №13526 требует засекречивать информацию только при прямой угрозе национальной безопасности, но для UAP действуют обратные правила.
Под руководством главы доктора Джона Кослоски AARO начало поиск архивных записей, включая видео с F/A-18, и передало их на проверку в DOPSR. Однако управление не имеет полномочий менять классификацию — это прерогатива ведомств, собирающих данные. На фоне серии инцидентов с UAP у баз в Гуаме и Нью-Джерси, Конгрессу и администрации предстоит решить, как преодолеть бюрократические барьеры.
Если месяц назад заказы на новые Toyota Harrier в России принимали по цене от 3,574 млн рублей, то сейчас машина гораздо доступнее — от 3,157 млн рублей. Столько за машину просит дилер из Благовещенска.
Фото: Toyota
Также в Россию завозят гибридные версии с 2,5-литровым бензиновым двигателем (178 л.с.), 120-сильным электромотором и электромеханическим вариатором e-CVT. Цены на гибриды под заказ начинаются от 4,45 млн рублей, а из наличия – от 5,89 млн рублей.
Если отталкиваться от цен на машины под заказ, то Toyota Harrier получается дешевле официальных «китайцев». Так, Geely Monjaro даже с учетом скидок стоит минимум 4,29 млн рублей, а за схожий по габаритам Jaecoo J8 придется отдать не менее 4,6 млн рублей.
Учёные создали алгоритмы, которые «просеивают» шумы в данных с космических телескопов. Метод, основанный на машинном обучении, позволяет выявлять следы биогенных газов в атмосферах экзопланет даже при крайне слабых сигналах — примерно так же, как современные аудиофильтры выделяют речь в записи с фоновым гулом.
Суть подхода — анализ спектров атмосфер, полученных при прохождении света звезды через атмосферную оболочку планеты. Каждый газ оставляет уникальный след в спектре, но при низком соотношении сигнал/шум традиционная обработка требует многократных наблюдений. Нейросети, обученные на миллионе данных о спектрах планет системы TRAPPIST-1 e, решают эту задачу за счёт распознавания паттернов: идентифицируют комбинации метана, озона и водяного пара, характерные для потенциально обитаемых экзопланет, даже при однократном транзите планеты перед звездой.
Иллюстрация: Leonardo
Ключевое преимущество технологии — оптимизация работы телескопов типа JWST. Если ручной анализ каждого кандидата занимает десятки часов, то алгоритмы способны за минуты отобрать наиболее перспективные цели для последующих наблюдений. В тестах на спектрах, имитирующих современную Землю, система корректно определяла биомаркеры в 83% случаев, что вдвое сокращает риск пропустить обитаемую планету из-за человеческого фактора или аппаратных ограничений.
Метод особенно эффективен для систем красных карликов, где короткие орбитальные периоды (как у TRAPPIST-1 e) позволяют чаще фиксировать транзиты. Интеграция алгоритмов в программы JWST увеличит число проверяемых экзопланет без дополнительных затрат наблюдательного времени. Уже в ближайшие годы это может привести к обнаружению «двойника» Земли — особенно если следующее поколение телескопов, таких как ELT, получит предварительно отфильтрованный список целей от ИИ. Как показало исследование, именно сочетание автоматического отбора и последующей ручной верификации даст астрономам преимущество в многовековом поиске жизни за пределами Солнечной системы.
Спустя 80 лет после открытия тёмной материи учёные приблизились к разгадке её природы. Новое исследование, основанное на данных карликовой галактики Leo II, определило минимально возможную массу частиц, из которых может состоять эта невидимая субстанция. Результаты не только сужают круг гипотез, но и открывают путь к принципиально новым методам изучения Вселенной.
Тёмная материя не излучает свет, но её гравитационное влияние проявляется в движении звёзд и галактик. Например, спиральные галактики вращаются с такой скоростью, что их видимой массы недостаточно для удержания звёзд на орбитах. Это и заставило учёных ввести концепцию невидимого компонента — тёмной материи. Гипотезы о её составе разделились: одни предполагают, что её частицы массивны, как атомы, другие — что они легче нейтрино. Всё зависит от типа частиц: фермионы (например, электроны) не могут находиться в одном квантовом состоянии, а бозоны (как фотоны) — способны «перекрываться», занимая одинаковое пространство.
На изображении показана волновая функция, описывающая распределение тёмной материи в карликовой галактике Leo II. График демонстрирует, как квантовые состояния частиц (в виде «размытых» облаков) соответствуют наблюдаемому распределению массы в галактике. Чем ярче область, тем выше вероятность обнаружить там частицы. Слева — смоделированная структура на основе данных о движении звёзд, справа — теоретическая волновая функция, которая удерживает галактику от распада. Источник: NASA, ESA, A. del Pino Molina (CEFCA), K. Gilbert and R. van der Marel (STScI), A. Cole (University of Tasmania)
Используя наблюдения карликовой галактики Leo II, которая почти полностью состоит из тёмной материи, учёные рассчитали пределы массы для обоих сценариев. Если это фермионы, то их масса должна превышать 120 электронвольт — иначе они «разлетелись» бы из-за квантовых запретов. Однако для бозонов ограничение иное. Здесь работает принцип неопределённости: чем точнее известна позиция частицы, тем сложнее определить её скорость. Анализ движения звёзд в Leo II (около 15 км/с) и размера галактики (9000 световых лет в диаметре) позволил вывести минимальную массу бозона — 2,2×10-21 электронвольт. Это в триллионы раз легче нейтрино.
Чтобы проверить расчёты, команда создала 5000 моделей Leo II, учитывающих распределение массы и движение звёзд. Каждую модель они сопоставили с волновыми функциями — математическими описаниями квантового состояния тёмной материи. Оказалось, что только частицы тяжелее установленного предела способны формировать наблюдаемую структуру галактики.
Ранние оценки массы бозонов опирались на сложные астрофизические процессы, например, динамику газа или температурную историю Вселенной. Новый метод, основанный на квантовой механике и кинематике звёзд, исключает эти переменные, делая результат более универсальным. В будущем подход можно адаптировать для смешанных моделей, где часть тёмной материи — сверхлёгкие бозоны, а часть — «холодная» тёмная материя (как в стандартной теории). Это позволит глубже изучить связь между астрофизикой и физикой частиц.
Прогнозы учёных осторожны, но обнадёживают: методика открывает путь к анализу данных с телескопов, таких как JWST или Rubin Observatory. Возможно, в ближайшие годы удастся не только определить массу тёмной материи, но и наконец понять, из чего состоит 85% вещества Вселенной.
После успеха дрона Ingenuity, совершившего 72 полёта в атмосфере Марса, NASA приступает к созданию более мощного аппарата — вертолёта Mars Chopper размером с внедорожник. Новый дрон оснастят шестью роторами с шестью лопастями каждый, что позволит ему эффективно работать в разреженном воздухе планеты. В рамках этой программы появился амбициозный проект Nighthawk, представленный на конференции Lunar and Planetary Science Conference в Техасе.
Цель Nighthawk — исследование Восточного Лабиринта Ночи (Noctis Labyrinthus), региона на границе каньонов Долины Маринер и вулканического плато Фарсида. Этот район интересен сложным рельефом: глубокими каньонами, дюнными полями и потоками застывшей лавы. Учёные считают, что здесь может находиться разрушенный гигантский вулкан и запасы льда, а также следы древней воды. Кроме того, зона Noctis Landing рассматривается как потенциальное место посадки для будущих пилотируемых миссий.
Шестироторный вертолёт Mars Chopper миссии Nighthawk, пролетающий над реликтовым ледником в районе Восточного Лабиринта Ночи. Источник: NASA / JPL-Caltech / SETI Institute / Mars Institute / Kepler Space University / NASA Ames Research Center / Colorado Mesa University / University of Maryland / Puli Space Technologies
«Nighthawk сможет выполнить задачи, недоступные для Ingenuity, благодаря увеличенной грузоподъёмности и высоте полёта», — отметил Паскаль Ли из SETI Institute и Исследовательского центра NASA имени Эймса. Mars Chopper способен подниматься до 1500 метров над средним уровнем Марса, тогда как Ingenuity работал в кратере Езеро, расположенном на 2,6 км ниже этой отметки.
Для научных исследований на борту вертолёта разместят три прибора общим весом 3 кг: OCCAM — система из восьми цветных камер для навигации и геологического анализа, NIRAC — спектрометр ближнего инфракрасного диапазона с камерой, PMWS — нейтронный детектор для поиска воды в приповерхностном слое.
Миссия рассчитана на 240 марсианских суток (солов), в течение которых аппарат совершит 100 полётов длиной до 3 км каждый. Учёные надеются изучить эволюцию водных ресурсов, историю вулканической активности и обнаружить возможные биомаркеры.
Успех этой миссии может не только пролить свет на прошлое планеты, но и помочь в подготовке к высадке человека, определив безопасные районы с доступом к воде.