На выставке «PRO//Движение.Экспо» показали новую версию маневрового тепловоза ТЭМ10. Это современный локомотив с двумя дизелями: предназначен для работы на станциях и на предприятиях, например, на металлургических комбинатах.
Фото: РЖД
В рамках программы импортозамещения на тепловоз установили двигатели КАМАЗ Р6 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением. Кроме того, локомотив оборудован системой управления и диагностики: она следит за состоянием оборудования, выявляет неисправности и помогает обслуживать машину вовремя, чтобы работа была стабильной. Такой подход делает ТЭМ10 надежным инструментом для маневровой работы и промышленных перевозок.
Маркетинговое агентство НАПИ проанализировало рынок электромобилей и подключаемых гибридов с января 2024 года по июль 2025-го.
Фото: Lixiang
За первые семь месяцев 2025 года продали 16,9 тысячи новых гибридов. Это на 26,6% меньше, чем за такой же период 2024 года. Но интересно, что подержанных гибридов продали намного больше — на 77%, всего 8,2 тысячи штук. Если смотреть по месяцам, то в июле продажи новых гибридов выросли на 38,8% по сравнению с июнем, а подержанных — на 32,6%.
Фото: НАПИ
Доля корпоративных клиентов в продажах подержанных гибридов колебалась от 8 до 12%, а новых — от 15 до 34%.
С электромобилями ситуация другая. Новых машин продали всего 5,7 тысячи, почти на половину меньше, чем год назад. А вот подержанных электромобилей продали почти столько же, всего на 1,2% меньше — 6,7 тысячи штук.
Так что картина получается интересная: новые гибриды и электромобили продаются хуже, а на вторичном рынке интерес к ним держится. И по корпоративным продажам видно, что компании всё ещё активно покупают новые гибриды, но в целом рынок слегка замедляется.
Астрономы наткнулись на нечто необычное в звездном скоплении NGC 6357, известном как «туманность Лобстера». В центре внимания — звезда XUE 10, чей протопланетный диск, из которого могут рождаться планеты, оказался почти лишен воды, зато переполнен углекислым газом. Открытие сделано с помощью космического телескопа «Джеймс Уэбб».
Фото: Steven Mohr/ NASA
Обычно протопланетные диски — это облака газа и пыли вокруг молодых звезд, где вода в виде пара играет ключевую роль. Но у XUE 10 воды почти нет, зато в изобилии углекислый газ, силикаты и сложные органические молекулы, такие как полициклические ароматические углеводороды.
NGC 6357 расположено в 5,5 тыс. световых лет от Земли, — это регион, где царят массивные звезды, в десятки раз тяжелее Солнца. Их мощное ультрафиолетовое излучение, как выяснилось, кардинально меняет химический состав диска XUE 10. Ученые предполагают, что ультрафиолет расщепляет молекулы воды, а их фрагменты реагируют с угарным газом, образуя CO2 (углекислый газ) в количествах, которые не укладываются в рамки текущих моделей.
Проект XUE изучает молодые звезды в таких экстремальных условиях, чтобы понять, как излучение влияет на зарождение планет. Наблюдения за XUE 10 показали, что доля углекислого газа и других веществ в диске аномально высока. Это говорит о том, что планеты в подобных системах могут формироваться совсем не так, как считали раньше. Например, отсутствие воды может повлиять на состав будущих планет, сделав их более «сухими» или богатыми углеродом.
Российский высокоскоростной поезд, предназначенный для линии Москва — Санкт-Петербург, в будущем станет полностью беспилотным и будет управляться искусственным интеллектом. Об этом сообщил гендиректор РЖД Олег Белозеров на международном железнодорожном салоне «Pro//Движение.Экспо». Сборка первого поезда для ВСМ начнется уже в ближайшие дни.
Проект высокоскоростной магистрали (Фото: Илья Питалев / РИА Новости)
Проект высокоскоростной магистрали включен в карту развития рельсового каркаса Москвы на 2026–2030 годы. Протяженность линии составит 679 километров, маршрут пройдет через Москву, Санкт-Петербург, а также Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области. Власти планируют завершить строительство и открыть движение к 2028 году. После запуска время поездки между столицами сократится до 2 часов 15 минут, а поезда будут курсировать с частотой 10–15 минут. Общая стоимость проекта оценивается в 1,7 трлн рублей.
В рамках подготовки к запуску Минтранс уже разработал часть нормативной базы для эксплуатации ВСМ. Сейчас ведомство работает над подзаконными актами, которые детализируют законодательные положения и обеспечивают безопасную эксплуатацию линии. Для высокоскоростных поездов создаются отдельные правила технической эксплуатации с применением инновационных технологий, включая биометрию пассажиров.
Росатом планирует к 2030 году создать опытные образцы оболочек твэлов из карбида кремния и полностью внедрить их в промышленное производство к 2045 году. Об этом сообщил Алексей Дуб, первый заместитель директора учреждения «Наука и инновации». По его словам, сроки реализации проекта остаются неизменными, однако пришлось уделить больше внимания разработке исходных материалов, которые ранее поставлялись из-за рубежа.
Фото: Росатом
Карборидокремниевые твэлы призваны повысить безопасность ядерных реакторов. Они предотвращают достижение критических температур свыше 1000 градусов Цельсия и исключают пароциркониевые реакции — экзотермические процессы, при которых цирконий взаимодействует с водяным паром, выделяя водород и тепло. Такие реакции в аварийных ситуациях представляют серьёзную угрозу, так как ускоряют перегрев и развитие аварии.
Переход на новые твэлы позволит уменьшить количество вспомогательных систем безопасности на АЭС, что сделает строительство реакторов более экономичным. Кроме того, использование карбида кремния повысит эффективность топлива, увеличит его выгорание и продлит срок эксплуатации.
Американские учёные из Университета штата Пенсильвания создали маршрутизатор, который позволяет одновременно передавать классические и квантовые данные по одним и тем же магистральным оптоволоконным линиям. Это устройство работает полностью автоматически и использует привычные интернет-протоколы.
Изображение сгенерировано Grok
Созданная интегральная схема способна обрабатывать и обычный трафик, и квантовые сигналы одновременно, передавая их через уже существующие магистральные сети. Ранее физики сомневались, что это возможно.
Особенностью нового маршрутизатора стал способ маршрутизации квантовых данных. Каждый квантовый сигнал предваряется классическим IP-пакетом, который служит своего рода «заголовком». Это позволяет корректно доставлять квантовую информацию до адресата, не разрушая состояние квантовых частиц, и одновременно использовать те же линии для обычного интернета.
Испытания системы прошли на двух узлах университетской оптоволоконной сети длиной один километр, подключённых к двум абонентам. Результаты показали, что квантовая информация доставлялась корректно в 97% случаев, при этом обычный интернет продолжал работать без перебоев. Учёные подчеркнули, что такая технология позволит создавать квантовый интернет поверх существующей инфраструктуры, без необходимости прокладывать новые магистральные линии.
Все 75 мышей на борту биологического спутника «Бион-М» №2, запущенного в космос 20 августа, чувствуют себя комфортно. Об этом сообщили в Институте медико-биологических проблем РАН. По данным видеонаблюдения, животные едят и пьют по заранее установленному графику, а условия внутри спускаемого аппарата остаются нормальными.
Изображение сгенерировано Grok
Сам спутник стабильно ориентирован в пространстве, а вся научная аппаратура работает в штатном режиме. Телеметрия и данные оперативного контроля подтверждают, что параметры среды внутри аппарата находятся в пределах нормы.
Скриншот видео ИМБП РАН
Запуск «Бион-М» №2 состоялся 20 августа с космодрома Байконур. На борту спутника, помимо мышей, находятся около 1,5 тысячи дрозофил, клеточные культуры, растения, включая календулу и эхинацею, а также образцы зерновых, зернобобовых и технических культур. Кроме того, в космос отправились грибы, лишайники и семена растений, которые ранее уже побывали на орбите.
Цель миссии — изучить, как живые организмы переносят полет на высокоширотной орбите, где уровень космической радиации примерно на треть выше, чем на орбите Международной космической станции. Полученные данные помогут разрабатывать методы защиты и обеспечения безопасности пилотируемых полетов, включая полеты за пределы низкой околоземной орбиты.
Возвращение спутника на Землю запланировано на 19 сентября — посадка пройдет в степях Оренбуржья.
Ярославский моторный завод «Автодизель» представил свои новые двигатели на выставке «PRO//Движение.Экспо» в Санкт-Петербурге. На стенде показали как действующие модели, так и перспективные разработки для железнодорожной техники РЖД.
Фото: СоюзМаш России
Также «Автодизель» показал перспективный мотор ЯМЗ-770 – рядный шестицилиндровый двигатель с рабочим объёмом 12,4 л. Его мощность варьируется от 360 до 600 л.с., крутящий момент – до 2550 Нм. Двигатель оборудован современной системой подачи топлива и системой впрыска мочевины, сейчас он проходит испытания.
На выставке «PRO//Движение.Экспо» РЖД продемонстрировала новинки подвижного состава для дальнего и пригородного сообщения. Одним из главных экспонатов стал макет салона скоростного поезда «Буревестник». «Он даёт представление о том, как будут выглядеть новые двухэтажные вагоны с местами для сидения стандартной и улучшенной компоновки», — сообщает РЖД.
Фото: РЖД
В составе поезда будут до 15 современных вагонов: сидячие, купейный, СВ и вагон-бистро. Для тех, кто любит уединение, предусмотрены купе со спальными местами. Поезд получит фирменный стиль и новую ливрею, что сделает его легко узнаваемым на маршрутах.
На выставке «PRO//Движение.Экспо» РЖД представила новинки подвижного состава для дальнего и пригородного сообщения: компания показала модернизированные вагоны СВ и купейные вагоны габарита Т.
Фото: РЖД
Спальные места тоже улучшили: верхняя полка длиннее на 16 см, нижняя — на 6 см, ширина увеличена на 3 см. В купе есть розетки, выключатели света, сейфы, беспроводные зарядки для смартфонов у нижних мест и откидные столики для планшетов и ноутбуков у верхних.
Одно купе выполнено по концепции «МАМА+»: спальные места для детей шире, интерьер яркий. В штабных вагонах добавили два купе для пассажиров с ограниченными возможностями, а также специальное оборудование в санузлах и надежный подъёмник для посадки с низких платформ. РЖД планирует закупить 38 вагонов габарита Т, которые уже проходят обкатку на сети.