Публичные новости

Японский оператор SKY Perfect JSAT заказал спутник у Thales Alenia Space для замены устаревших аппаратов услуг связи

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 10.03.2025 21:15
11 0 0

Европейский производитель Thales Alenia Space объявил о заключении контракта с японской компанией SKY Perfect JSAT на создание спутника JSAT-32, предназначенного для предоставления услуг широкополосной связи и телевещания в Ku- и Ka-диапазонах над Японией и прилегающими регионами.

Аппарат, запуск которого запланирован на 2027 год, заменит устаревшие спутники оператора, став вторым коммерческим заказом Thales Alenia Space в этом году на конкурентном рынке геостационарных систем.

JSAT-32 будет построен на базе классической платформы Spacebus 4000B2, а не на программно-определяемой модели, которая позволяет перенастраивать спутник непосредственно на орбите для адаптации к изменяющемуся спросу. Аналогичный выбор ранее сделала норвежская компания Space Norway, заказавшая у Thales Alenia Space аппарат THOR 8.

Как отмечают эксперты, несмотря на растущую популярность гибких решений — например, спутника SKY Perfect JSAT на платформе INSPIRE (INstant SPace In-orbit REconfiguration), заказанного в 2023 году, — аппараты с фиксированной аппаратной архитектурой остаются более эффективными для узкоспециализированных задач.

Иллюстрация: Thales Alenia Space / E. Briot

JSAT-32 станет четвёртым анонсированным коммерческим геостационарным спутником. В их число также вошли секретный контракт американской Maxar Space Systems и малый аппарат для швейцарской Swissto12. Эти заказы демонстрируют оживление рынка после рекордно низкого уровня активности в 2024-м, когда было объявлено лишь шесть проектов — значительно меньше, чем 15–20 ежегодных тендеров в предыдущие десятилетия. Снижение спроса связано с растущим влиянием низкоорбитальных мегасозвездий, таких как Starlink, однако нишевые игроки продолжают находить возможности для развития.

Новые производители, включая Swissto12 с платформой HummingSat и американскую Astranis, предлагают компактные и экономичные решения для региональных операторов. JSAT-32, чья масса при запуске составит 3,7 тонны, почти в четыре раза крупнее первого аппарата HummingSat, запланированного к выводу на орбиту в 2025 году. Это подчёркивает разнообразие стратегий на рынке: одни компании делают ставку на масштабные высокопроизводительные системы, другие — на миниатюризацию и снижение затрат.

-
Прочитать...

Спутник ESA Biomass с первым P-диапазонным радаром доставлен в Куру для апрельского запуска на ракете Vega-C

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 10.03.2025 21:15
14 0 0

Европейское космическое агентство (ESA) сообщило о прибытии спутника Biomass в космопорт Куру во Французской Гвиане для подготовки к запуску на ракете Vega-C в конце апреля.

Эта миссия, разработанная для исследования земных лесов и их роли в углеродном цикле, станет первой в мире, использующей P-диапазонный радар с синтезированной апертурой, способный «заглядывать» сквозь лесные кроны и измерять объёмы древесных стволов, ветвей и стеблей — основных хранилищ углерода.

Инструмент спутника предоставит учёным беспрецедентные данные для точной оценки запасов углерода и их динамики, на которую влияют вырубка лесов, деградация экосистем и восстановление растительного покрова. Это позволит сократить ключевые пробелы в понимании глобального углеродного цикла и даст новые инструменты для мониторинга изменений лесных массивов в масштабах планеты.

Фото: ESA

Путь Biomass к стартовой площадке занял несколько лет. После серии испытаний в Тулузе (Франция), где Airbus выступал главным подрядчиком ESA, аппарат 21 февраля отправился в трёхнедельное путешествие. Сначала его перевезли наземным транспортом в порт Сет, а затем на специализированном грузовом судне MN Toucan доставили через Атлантику в гавань Париакабо близ Куру. Инженеры уже разместили спутник в чистой комнате космопорта, где в течение шести недель будут проверять системы и готовить к интеграции с головным обтекателем Vega-C.

Проект Biomass объединил более 50 компаний из 20 стран. Консорциум возглавило подразделение Airbus, а ключевой компонент — 12-метровую сетчатую антенну радара — разработала американская компания L3 Harris.

Учёные ожидают, что данные Biomass помогут уточнить текущие климатические модели, улучшить оценку поглощения CO2 лесами и создать основу для будущих экологических проектов. Запуск миссии, первоначально запланированный на 2023 год, станет важным шагом в развитии технологий дистанционного зондирования Земли и борьбе с климатическими изменениями.

-
Прочитать...

Charter Space представила ИИ-инструмент для снижения стоимости страховок малых спутников

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 10.03.2025 21:15
14 0 0

Генеральный директор Charter Space Юк Чи Чан в ходе выступления на фестивале SXSW анонсировал запуск раннего доступа к новому страховому продукту компании, разработанному для космического сектора.

Калифорнийский стартап, специализирующийся на управлении космическими программами, объединился с пятью крупнейшими мировыми страховыми компаниями — среди них Munich Re, AXA XL, ASIC и брокер Lloyds of London, Price Forbes — чтобы создать систему, упрощающую доступ к страхованию для участников космической отрасли.

Традиционно космическое страхование охватывает дорогостоящие активы на геостационарной орбите (GEO), где высокие страховые премии оправдывают сложный процесс андеррайтинга. Однако для подавляющего большинства компаний, запускающих небольшие и недорогие спутники на низкую околоземную орбиту (LEO), такие условия остаются недоступными. По оценкам Charter, страховкой от потери или ущерба третьим лицам защищены лишь около 3% действующих спутников в GEO, а для аппаратов в LEO этот показатель не превышает 1%.

Иллюстрация: Charter Space

Решение Charter Space базируется на интеграции собственной операционной системы Ubik, используемой для документирования сложных космических программ на этапе разработки, с инструментом на базе искусственного интеллекта. Эта комбинация позволяет автоматизировать часть процессов андеррайтинга, снижая как издержки страховщиков на проверку активов, так и итоговую стоимость премий для клиентов.

Как отметил Чан, упрощение доступа к страхованию может изменить экономику всей отрасли. Если небольшие спутниковые компании смогут получать доступные страховые решения, это повысит интерес венчурных инвесторов к стартапам, работающим в области космических технологий. Уже сейчас более 100 производителей космических аппаратов внесены в список ожидания продукта, а будущие версии системы предусматривают расширение функционала — включая инструменты анализа инженерных рисков и дополнительные возможности для андеррайтинга.

Ожидается, что продукт Charter Space не только сократит барьеры для новых игроков, но и ускорит развитие коммерческих проектов в LEO, где сегодня доминируют государственные программы. В перспективе это может привести к росту числа запусков и формированию более устойчивой экосистемы частного космоса.

-
Прочитать...

Rivada Space Networks объявила о запуске автономной спутниковой сети Outernet к 2027 году: $15 млрд контрактов, лазерная связь и защита от атак на интернет

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 10.03.2025 21:15
11 0 0

После многолетних сомнений в реализуемости проекта спутниковой группировки Outernet компания Rivada Space Networks объявила о планах запустить первую демонстрационную миссию в 2026 году и начать коммерческое предоставление услуг связи к 2027-му.

Проект предполагает развёртывание 600 спутников на низкой околоземной орбите (LEO) с лазерной межспутниковой связью, что позволит создать первую автономную коммуникационную сеть, не зависящую от наземного интернета.

Outernet позиционируется как решение для правительств и корпораций, требующих низкой задержки и устойчивости к кибератакам. По словам председателя совета директоров и CEO Rivada Деклана Гэнли, сеть станет «единственной глобальной системой, способной функционировать даже при целенаправленных атаках на интернет-инфраструктуру». Интерес к проекту усилился на фоне участившихся инцидентов с повреждением подводных кабелей.

Иллюстрация: Rivada Space Networks

Компания уже заручилась поддержкой на сумму свыше $15 млрд через меморандумы о взаимопонимании (MoU), включая контракт с ВМС США, подписанный в декабре. Гэнли сообщил, что ведутся переговоры с более чем дюжиной союзных флотов.

Дополнительный импульс проекту придало партнёрство с UltiSat, которое займётся дистрибуцией услуг среди государственных структур, организаций гуманитарной помощи и операторов критической инфраструктуры.

Для укрепления позиций на рынке госзаказов Rivada расширила совет директоров своей дочерней компании Rivada Select Services (США), включив в него Джо Магуайра — экс-директора Национальной разведки и вице-адмирала ВМС в отставке. Майкл Абад-Сантос, CEO подразделения, прогнозирует, что ведомства начнут активнее инвестировать в защищённые решения.

Однако проект сталкивается с регуляторными вызовами. В 2023 году власти Лихтенштейна отозвали ранее выданное разрешение на использование спектра после того, как Rivada не выполнила условие по запуску 10% спутников к сентябрю. В ноябре компания подала новую заявку через Германию для получения приоритетного доступа к частотам в Ka-, Q- и V-диапазонах, подчеркнув, что это дополнение, а не замена лихтенштейнской лицензии. Гэнли выразил уверенность, что вопрос с Лихтенштейном «будет решён задолго до первого запуска».

Успех Outernet зависит не только от технологий, но и от соблюдения сроков: задержки могут лишить Rivada прав на критически важные частоты Ka-диапазона. Тем не менее, в компании настроены оптимистично, считая свою сеть ответом на растущие угрозы глобальной коммуникационной инфраструктуре.

-
Прочитать...

Миссия Hera ESA готовится к гравитационному манёвру у Марса для ускорения пути к астероиду Дидим

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 10.03.2025 20:15
16 0 0

12 марта 2025 года космический аппарат Hera Европейского космического агентства (ESA) совершит ключевой пролёт близ Марса, используя его гравитацию для коррекции траектории к двойной астероидной системе Дидим.

Этот манёвр не только сократит продолжительность полёта на несколько месяцев, но и позволит сэкономить значительный объём топлива. Кроме того, событие станет первым случаем научного применения инструментов зонда: во время сближения аппарат проведёт съёмку Деймоса — меньшего и наименее изученного из двух спутников Красной планеты.

Во время пролёта аппарат приблизится к поверхности Марса на 5000 км, а к Деймосу — на 300 км. После выполнения манёвра у Hera также появится возможность запечатлеть второй спутник — Фобос. Хотя скорость зонда относительно Марса останется неизменной, гравитационный «толчок» перенаправит его на более экономичную траекторию к цели.

Как сообщает ESA, наблюдения за Марсом Hera начала уже 10 марта, за два дня до максимального сближения. На текущий момент угловой размер планеты в камерах зонда составляет около 10 пикселей.

Иллюстрация: ESA Science Office

Гравитационные манёвры, подобные предстоящему у Hera, — стандартная практика для межпланетных миссий. Они позволяют корректировать курс и набирать скорость без затрат топлива. Расчёты таких операций выполняет группа динамики полётов в Центре управления ESA (ESOC) в Германии, а визуализация траекторий и планирование съёмки осуществляются с помощью программного комплекса SPICE (Spacecraft, Planet, Instrument, C-matrix, Events) специалистами из Центра астрономии ESA (ESAC) в Испании.

Пролёт Hera у Марса не только ускорит достижение астероидной системы Дидим, но и предоставит уникальную возможность изучить Деймос с беспрецедентной детализацией. Собранные данные помогут прояснить происхождение и эволюцию марсианских лун, долгое время остававшихся загадкой для планетологов.

После гравитационной «помощи» от Марса Hera продолжит путь к своей основной цели — исследованию последствий столкновения зонда NASA DART с астероидом Диморф в 2022 году. Сближение с системой Дидим запланировано на 2026 год.

-
Прочитать...

Китайский магнитоплазмодинамический двигатель увеличил мощность до 100 кВт — рекорд для космических технологий

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 10.03.2025 20:15
17 0 0

Китайская исследовательская группа объявила об успешном достижении полной мощности работы революционного космического двигателя. Разработанный «Институтом космических двигателей Сианя» 100-киловаттный магнитоплазмодинамический двигатель с высокой тягой открывает новые возможности для межзвёздных миссий, транспортировки грузов между планетами и исследования глубокого космоса.

Двигатель относится к классу плазменных систем: он ионизирует рабочее тело, превращая его в плазму, которая затем ускоряется электромагнитным полем, формируя высокоскоростной поток частиц для создания тяги. По словам разработчиков, ключевым преимуществом технологии является её способность генерировать стабильную и мощную тягу, что важно для долгосрочных миссий.

Иллюстрация: нейросеть DALL-E

Прорыв стал возможен благодаря применению 3D-печатных композитных материалов и высокотемпературных сверхпроводящих магнитов. Эти решения позволили увеличить эффективную входную мощность системы до более чем 100 кВт — в то время как современные аналоги редко превышают уровень в несколько десятков киловатт. Инженеры подчеркнули, что такая мощность обеспечит работу крупных и сверхкрупных космических аппаратов, включая те, что предназначены для транспортировки грузов или экипажей за пределы околоземной орбиты.

«Данная система станет основой для будущих миссий, требующих длительного и надёжного ресурса, — заявили в институте. — Мы говорим не только о полётах к Марсу или астероидам, но и о более амбициозных проектах, таких как создание орбитальных станций нового поколения или подготовка к межзвёздным исследованиям».

Технология прошла серию наземных испытаний, подтвердивших её стабильность и соответствие расчётным параметрам. Следующим этапом станет интеграция двигателя в прототипы космических аппаратов для тестов в реальных условиях.

С учётом текущих темпов прогресса первые практические применения двигателя могут быть реализованы уже в следующем десятилетии.

-
Прочитать...

Повреждение грузового модуля Cygnus вынудило NASA перенести научные эксперименты на миссию SpaceX

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 10.03.2025 20:15
17 0 0

Повреждение контейнера грузового модуля космического корабля Cygnus компании Northrop Grumman привело к пересмотру планов NASA по доставке грузов на МКС с помощью корабля Dragon. Об этом сообщили представители агентства и подрядчика, уточнив, что инцидент может повлиять на график миссий во второй половине 2024 года.

5 марта NASA объявило о проверке «потенциального воздействия на миссию» NG-22, запланированную на июнь. Поводом стала авария при транспортировке герметичного грузового модуля Cygnus (Pressurized Cargo Module, PCM) к месту запуска во Флориде.

«Команды миссии проведут инспекцию модуля в ближайшие дни, чтобы оценить возможные повреждения и их влияние на расписание», — заявили в агентстве.

Фото: NASA

На брифинге 7 марта, посвящённом предстоящей миссии Crew-10, менеджер программы МКС NASA Дана Уэйгел отметила, что последствия инцидента пока неясны: «Нам потребуются дополнительные обсуждения и оценки, чтобы определить, есть ли повреждения корабля и как это отразится на графике».

Представитель Northrop Grumman Дэн Леоне подтвердил, что контейнер с модулем PCM для NG-22 «пострадал в ходе коммерческой перевозки». «Мы проверяем состояние модуля и информируем NASA о возможных изменениях в миссии, которая пока что остаётся в расписании на июнь», — заявил он.

Ранее запуск NG-22, изначально намеченный на февраль, уже был отложен из-за проблем с авионикой корабля — факт, который NASA и Northrop Grumman ранее не афишировали. Новые задержки вынудили агентство перераспределить грузы для следующей миссии SpaceX SpX-32, стартующей в конце апреля. Часть научных экспериментов заменили продовольствием и расходными материалами.

«Основная сложность связана с масштабными изменениями в графике грузовых миссий», — пояснила Уэйгел. По её словам, если бы NASA заранее знало о переносе NG-22, дополнительные запасы можно было бы отправить ещё осенью. Объём научных грузов, исключённых из SpX-32, не раскрывается. Для сравнения: в ноябрьской миссии SpX-31 на станцию доставили 961 кг припасов и 917 кг оборудования для исследований, а в SpX-30 (март 2024) — 545 кг припасов и 1135 кг научных материалов.

Ещё одно изменение — сокращение периода передачи дел между экипажами Crew-10 и Crew-9. Прибытие нового экипажа запланировано на 13 марта, а отстыковка Crew-9 — уже на 16 марта. Обычно такой интервал составляет пять и более дней. По словам Уэйгел, это решение позволит экономить ресурсы, пока на станции находятся 11 человек. «Так у нас появляется больше возможностей выбрать оптимальное время для отлёта с учётом погодных условий и минимизировать сроки пребывания дополнительного экипажа», — добавила она.

Окончательные выводы о состоянии Cygnus и возможных корректировках графика NASA обещает представить после завершения инспекций. Пока агентство и Northrop Grumman сохраняют июньский срок для NG-22, но не исключают дальнейших изменений, которые могут повлиять на логистику МКС в ближайшие месяцы.

-
Прочитать...

«Продать их в таком количестве невозможно». Бывший российский завод Volkswagen заставлен машинами Chery

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 10.03.2025 20:15
14 0 0

По данным «Русского автомобиля», площадка бывшего российского завода Volkswagen полностью заставлена нераспроданными машинами Chery (на этом заводе налажен выпуск автомобилей).

Фото: Chery

«Как сообщают нам источники, так бывало во времена "Фольксвагена", когда поставщики задерживали какую-то одну деталь. И автомобили выпускали без неё, чтобы потом доукомплектовать. Это дешевле, чем останавливать конвейер. Но сейчас Chery стоят полнокомплектные. Продать их в таком количестве невозможно», — пишет «Русский автомобиль».

Инсайдеры полагают, что если ЦБ 21 марта опустит ключевую ставку, это несколько оживит кредитование, и тогда машины «можно будет продать не в убыток».

-
Прочитать...

Китайский стартап Deep Blue Aerospace привлёк $68,9 млн для первого орбитального запуска с возвратом ступени в 2025 году

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 10.03.2025 20:15
13 0 0

Китайский космический стартап Deep Blue Aerospace привлёк новое финансирование в размере 500 млн юаней ($68,9 млн) для подготовки к первому орбитальному запуску и испытанию системы возврата ракеты, запланированным на середину 2025 года.

Средства направят на разработку и коммерциализацию многоразовых ракет серии Nebula, а также на интеграцию компании в кластер аэрокосмической промышленности города Тайань.

Генеральный директор Deep Blue Aerospace Хо Лян отметил, что инвестиции получены в критический момент, когда Китай переходит от технической отработки к коммерческой эксплуатации многоразовых ракет. Согласно заявлению инвесторов, вложения призваны ускорить коммерциализацию космических технологий и углубить интеграцию аэрокосмической отрасли с региональной экономикой, способствуя превращению Тайаня в глобальный центр космических инноваций.

Иллюстрация: Deep Blue Aerospace

Первый орбитальный запуск ракеты Nebula-1 намечен на середину 2025 года, вероятно, с нового коммерческого космодрома на острове Хайнань. В ходе миссии компания впервые попытается вернуть первую ступень с помощью управляемого спуска и вертикальной посадки. Ранее прототип ступени успешно выполнил 179-секундный тест VTVL (вертикальный взлёт и посадка), однако в финальной фазе посадки возникла аномалия: сбой при раскрытии опор привёл к взрыву и потере ступени.

Nebula-1 диаметром 3,35 метра использует пару керосин-жидкий кислород и оснащена девятью двигателями. Ракета способна выводить до 2000 кг груза на низкую опорную орбиту (НОО). По данным компании, завершены ключевые испытания двигателей и системы управления, а полномасштабные комплексные тесты запланированы на ближайшее время.

Параллельно Deep Blue Aerospace готовит к 2026 году тяжёлую ракету Nebula-2 длиной 70 метров и диаметром 5 метров. Она будет оснащена 11 двигателями Thunder RS собственной разработки с регулируемой тягой (30% – 110%) и ресурсом до 10 повторных запусков. Грузоподъёмность новой модели превысит 25 000 кг на НОО, что на 25% больше ранее заявленных 20 000 кг.

Для серийного производства двигателей Thunder RS в Тайане создана производственная база в Wenhe Aerospace Economic Industrial Park, способная выпускать до 160 единиц в год. Этой же инфраструктурой пользуется компания Orienspace, развернувшая в парке собственную сборочную линию.

Рост масштабов проектов Deep Blue Aerospace отражает общий тренд в китайской коммерческой космонавтике: увеличение грузоподъёмности и частоты запусков для развёртывания национальных мегасозвездий Guowang и Qianfan / Thousand Sails. На проходящих в Пекине ежегодных политических сессиях власти подтвердили приоритетность поддержки коммерческого космического сектора, особо выделив многоразовые ракеты.

-
Прочитать...

Hyundai с мотором мощностью 200 л.с. — чуть дороже Lada Aura. В России уже можно заказать Hyundai Lafesta 2025

Witch Murder Автор: ixbt Дата: 10.03.2025 20:15
11 0 0

Российские дилеры начали принимать заказы на спортседаны Hyundai Lafesta 2025 года выпуска. Машины, естественно, везут из Китая, а цены начинаются от 3,01 млн рублей.

Фото: Hyundai

Hyundai Lafesta 2025 оснащается 1,5-литровым турбомотором мощностью 200 л.с. в сочетании с «роботом», привод у машины передний. И пускай по размерам Lafesta проигрывает отечественной Lada Aura, но зато едет куда бодрее, ведь Aura при цене топовой версии 2,8 млн рублей предлагает 122-сильный атмосферный мотор и вариатор, а опций у Lafesta явно больше.

-
Прочитать...

16+ Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет