4 сентября астрономы из проекта по обнаружению и отслеживанию околоземных объектов Catalina Sky Survey обнаружили небольшой астероид 2024 RW1, который вошёл в атмосферу Земли всего через несколько часов после его обнаружения. Это событие стало девятым случаем, когда учёным удалось наблюдать астероид до его столкновения с нашей планетой.
Астероид 2024 RW1, диаметром примерно 1 метр, был обнаружен рано утром 4 сентября в рамках проекта Catalina Sky Survey, финансируемого NASA. Представители Европейского космического агентства (ESA) предсказали, что астероид распадётся в атмосфере и создаст яркий огненный шар, видимый на расстоянии нескольких сотен миль.
Астероид 2024 RW1 вошёл в атмосферу Земли 4 сентября и сгорел над Филиппинами около полуночи по местному времени. Источник: Marvin Coloma via American meteor Society
Именно это и произошло: астероид распался над западной частью Тихого океана, недалеко от острова Лусон на Филиппинах, и испустил яркий зелёный свет, вероятно, из-за высокого содержания магния. Затем он взорвался с яркой вспышкой, которую можно было увидеть на расстоянии не менее 250 миль (400 километров).
Благодаря заблаговременному предупреждению учёных, некоторые местные жители смогли сделать потрясающие фотографии и видеокадры редкого события. Астероиды размером с 2024 RW1 входят в атмосферу Земли в среднем раз в две недели, но астрономы редко видят их из-за их небольших размеров.
Этот случай стал девятым случаем, когда астрономы заметили астероид до его столкновения с Землёй. В последний раз это произошло 21 января 2023 года, когда учёные NASA заметили объект похожего размера, названный 2024 BX1, примерно за три часа до того, как он вошёл в атмосферу и взорвался над Берлином.
Небольшие фрагменты метеоров часто достигают поверхности Земли после того, как их рассеивают воздушные взрывы. Однако маловероятно, что будут найдены сохранившиеся фрагменты 2024 RW1, поскольку они, скорее всего, оказались в океане, исходя из траектории метеора.
Команда Яндекса объявила о запуске обновления фирменного картографического сервиса. Сразу после запуска движения на первом участке Троицкой линии Московского метро новые станции появились в приложении и веб-версии «Яндекс Карт».
Иллюстрация: Яндекс
Теперь сервис строит маршруты с учетом новых станций «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская», включая те маршруты, где сочетаются разные виды транспорта. Например, приложение подскажет, как лучше добраться до работы с учетом новой линии метро и маршрутов наземного общественного транспорта.
Также для удобства у всех станций пронумерованы выходы и доступно ориентировочное расписание поездов. Всё это позволяет проще ориентироваться и планировать поездки с учётом новой Троицкой линии.
Минимальная стоимость кроссовера Honda CR-V в России опустилась до 3,1 млн рублей: как сообщают «Автоновости дня», за эти деньги у компании из Находки можно заказать машины 2024 года выпуска. Месяц назад аналогичный автомобиль под заказ стоил 3,3 млн рублей.
Фото: Honda
Заказы на новые CR-V принимают фирмы в Благовещенске, Калуге и Уфе, в наличии машины у дилеров в Альметьевске, Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске и Красноярске. Но кроссоверы, которые можно купить «здесь и сейчас» заметно дороже — от 3,725 млн рублей.
Учёные предсказывают, что в ближайшие десятилетия фрагменты астероида Диморфос, выброшенные в результате столкновения с космическим аппаратом NASA DART, могут достичь Земли и Марса, потенциально наблюдаемым образом.
Столкновение DART с астероидом Диморфос в сентябре 2022 года стало первым экспериментом по изменению орбиты астероида с помощью кинетического удара. В результате столкновения был выброшен шлейф обломков. Учёные смоделировали выброс из трёх миллионов частиц, сгруппированных в три размерные популяции, и обнаружили, что небольшие метеороиды могут достичь как Марса, так и Земли.
Хосеп М. Триго-Родригес из Испанского института космических наук поддержал исследование динамической эволюции траектории обломков, образовавшихся в результате падения DART, и отметил, что некоторые частицы размером в сантиметр могут достичь системы Земля-Луна и вызвать новый метеоритный дождь.
Источник: ESA
Направление метеороидов к Земле или Марсу будет зависеть от их положения в конусообразном ударном шлейфе DART. Самый большой из этих метеороидов будет примерно 10-15 сантиметров в диаметре. Они наверняка сгорят в атмосфере Земли, хотя, возможно, пройдут через более тонкую марсианскую атмосферу.
Похоже, что только более мелкие частицы, вероятно, достигнут Земли, поскольку именно они разлетелись на самых высоких скоростях. Специалисты пока что не могут определить, будут ли эти частицы достаточно большими, чтобы произвести наблюдаемые метеоры, поэтому продолжение мониторинга будет иметь важное значение.
Майкл Кёпперс, соавтор и учёный миссии Hera ЕКА, отметил, что точные знания о месте удара и свойствах ударного объекта с точки зрения размера, массы и скорости, а также наблюдения за выбросом позволили оценить долгосрочную судьбу обломков, покидающих систему Дидим.
В сочетании с предстоящим исследованием астероида аппаратом Hera учёные будут иметь полную информацию об объекте миссии, целевом астероиде и выброшенном из него материале.
Астрономы научились отслеживать происхождение метеоров до определённых метеороидных потоков или родительских комет или астероидных тел. Это исследование включает в себя тот же тип расчёта, но в обратном порядке, чтобы предсказать вероятные характеристики и время метеоров, связанных с воздействием DART.
Майкл Кёпперс объяснил, что самое захватывающее — это перспектива идентификации и наблюдения метеоров, связанных с падением DART, на Земле или, возможно, когда-нибудь даже на Марсе, поскольку их яркость и цвет раскрывают детали состава.
Исследование включает в себя орбитальные характеристики, которые отличают эти метеоры от сопоставимых. Потенциальные метеоры, созданные DART, будут медленными, в основном видны из южного полушария и, скорее всего, появятся в мае.
Недавно космический аппарат Hera был доставлен из Европы на мыс Канаверал в США для запуска SpaceX Falcon 9 в октябре. Миссия должна достичь астероида Диморфос и начать его исследование в конце 2026 года.
Сегодня утром, 8 сентября 2024 года, на стартовый комплекс 31-й площадки космодрома Байконур привезли ракету космического назначения «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблём «Союз МС-26». Об этом рассказала пресс-служба Роскосмоса.
В Китае начались предварительные продажи новейшего телевизора Redmi MAX 85 2025. Он оснащен экраном 4К с кадровой частотой 120 Гц. Все дисплеи для этой модели проходят предварительную заводскую калибровку, значение DeltaE — около 2.
Изображение: Redmi Изображение: Redmi
Redmi MAX 85 2025 получил 3 ГБ ОЗУ и 64 ГБ встроенной флеш-памяти. Есть также поддержка Wi-Fi 6 и NFC, в комплект поставки входит пульт дистанционного управления с Bluetooth. В качестве ОС выступает фирменная HyperOS. Аудиоподсистема представлена двумя динамиками мощностью 10 Вт каждый. Есть пара портов HDMI и USB. Цена новинки на условиях предварительного заказа — 655 долларов.
Новый исследовательский отчёт, опубликованный в журнале Geophysical Research Letters, утверждает, что взрыв ракеты Starship компании SpaceX в ноябре прошлого года создал врéменную дыру в ионосфере Земли. Ионосфера — это область верхних слоев атмосферы, где заряженные частицы, лишённые своих электронов солнечным излучением, образуют границу между Землёй и вакуумом космоса.
Согласно исследователям, взрыв Starship, который произошёл на высоте примерно 56 миль (около 90 километров) после отделения от второй ступени, создал конусообразные акустические ударные волны, которые распространились через ионосферу. Эти волны имели большую амплитуду и распространились в северном направлении, что необычно для таких событий.
Ракета Starship компании SpaceX стартует с базы Starbase во время второго испытательного полёта в Бока-Чика (Техас), 18 ноября 2023 года. Источник: Timothy A. Clary / Getty Images
«У них была очень большая амплитуда, но самым неожиданным было много колебаний и что волны распространялись в северном направлении. Обычно при запуске космических аппаратов наблюдается распространение волн на юг», — рассказал российскому информационному агентству ТАСС ведущий автор исследования Юрий Ясюкевич, физик из Института солнечно-земной физики СО РАН.
Затем, когда последовали взрывы, образовавшиеся звуковые волны заставили электроны «исчезнуть», нейтрализовав заряд атомов поблизости и образовав ионосферную дыру, которая простиралась до 1200 миль (1930 километров). Это первое задокументированное обнаружение нехимической дыры в ионосфере, образовавшейся в результате искусственного взрыва. «Обычно такие дыры образуются в результате химических процессов в ионосфере из-за взаимодействия с топливом двигателя», — сказал Ясюкевич.
Исследователи утверждают, что эта дыра более или менее затянулась через 30-40 минут. Хотя обстоятельства, стоящие за этим, были уникальными, это относительно обычные события, поскольку выхлопные газы от запусков ракет могут вызывать рекомбинацию ионизированных атомов и потерю ими заряда. Природные явления, такие как извержения вулканов, также могут вызывать нарушения ионосферы.
По словам Ясюкевича, взрыв Starship на самом деле дал редкую возможность увидеть, как подобные события влияют на ионосферу. Однако исследователи не ожидали, что масштаб нарушения будет таким большим. «Это означает, что мы не понимаем процессы, происходящие в атмосфере», — сказал Ясюкевич Nature.
В России автомобили Hyundai больше не производят, а вот в Казахстане сборку авто корейского бренда наращивают — если не количественно, то качественно: в соседней стране начали выпускать обновленный кроссовер Hyundai Tucson. Производят его на предприятии Hyundai Trans Kazakhstan, которое входит в периметр компании «Астана Моторс».
Hyundai Tucson в Казахстане является одним из самых популярных автомобилей, а сам Hyundai лидирует в рейтинге брендов.
8 сентября 2024 года с погрешностью в две минуты в любую сторону (22:48 по Москве) над Тихим океаном состоится историческое событие: из четырех спутников Cluster Европейского космического агентства (ESA) Salsa, который изучал магнитное поле Земли в течение 24 лет, практически полностью сгорит в атмосфере Земли. Это первый случай «целевого» входа спутника в атмосферу, когда его падение предсказано с точностью до нескольких сотен метров.
Спутник Salsa был запущен в 2000 году и входил в состав миссии Cluster ESA, целью которой было изучение магнитосферы Земли. Магнитосфера — это мощный магнитный щит, который защищает Землю от солнечных ветров и без которого планета была бы непригодна для жизни. Salsa помог пролить свет на эту важную часть нашей планеты и по окончании миссии совершил свой последний полёт.
Команды ESA провели ряд маневров с 550-килограммовым спутником, чтобы гарантировать его сгорание над отдалённым и необитаемым районом южной части Тихого океана, у побережья Чили. Этот вход в атмосферу станет возможен благодаря необычной овальной форме орбиты Salsa, которая позволяет спутнику удаляться на расстояние до 130 000 километров и приближаться всего на несколько сотен километров к Земле.
«Крайне важно, чтобы Salsa во время своих последних двух витков находилась на расстоянии примерно 110 километров. Затем сразу же на следующей орбите она перейдёт на высоту 80 километров, что является областью космоса, уже находящейся в атмосфере, где у спутника есть самые высокие шансы быть полностью захваченным атмосферой и сгореть», — сказал Бруно Соуза, глава отдела операций по внутренним миссиям Солнечной системы ESA.
Когда спутник начинает входить в атмосферу на высоте около 100 километров над уровнем моря, интенсивное трение с атмосферными частицами и возникающее при этом тепло начинают заставлять его распадаться. Но некоторые фрагменты всё же могут достичь Земли. ESA надеется определить с точностью до нескольких сотен метров, где Salsa войдет в атмосферу.
На высоте 10 километров будет летать самолёт, чтобы наблюдать за сгоранием спутника и отслеживать его обломки, масса которых, как ожидается, составит всего 10 процентов от первоначальной массы. Salsa — один из четырёх спутников, входящих в миссию Cluster, которая подходит к концу. Остальные три спутника должны завершить миссии похожим сценарием в 2025 и 2026 годах.
По словам Бруно Соуза, ESA надеется узнать из этих возвращений, какие типы материалов не сгорают в атмосфере, чтобы «в будущем создавать спутники, которые можно было бы полностью испарять с помощью этого процесса». Учёные бьют тревогу по поводу космического мусора — обломков, оставленных огромным количеством вышедших из строя спутников и других миссий, которые продолжают вращаться вокруг нашей планеты.
В прошлом году ЕКА подписало хартию «нулевого мусора» для своих миссий с 2030 года. По словам инженера по космическому мусору ЕКА Бенджамина Бастиды Вирджили, существует два основных риска, связанных с космическим мусором. «Один из них заключается в том, что на орбите существует риск столкновения действующего спутника с космическим мусором, что создаст каскадный эффект и приведёт к образованию еще большего количества мусора, что затем может поставить под угрозу другие миссии», — сказал он.
Во-вторых, обломки попадают в атмосферу, что происходит почти ежедневно, когда фрагменты отработавших спутников или части ракет падают на Землю. Бастида Вирджили подчеркнул, что разработка спутников, которые полностью сгорают в атмосфере, будет означать, что «никакого риска для населения не будет». По данным ЕКА, вероятность того, что космический мусор ранит кого-то на земле, составляет менее одного к ста миллиардам. Это в 65 000 раз ниже вероятности поражения молнией.
Учёные совершили значительный прогресс в разработке лазеров, использующих звуковые волны вместо света. Эти фононные лазеры обещают успехи в медицинской визуализации, глубоководных исследованиях и других областях.
Новая технология включает в себя электронный толчок, который значительно увеличивает мощность и точность звуковых волн, производимых лазером. Это открывает путь для будущих устройств, которые могли бы использовать звук для более широкого спектра приложений.
Схема микросферы, поднятой двухлучевым оптическим пинцетом (зеленый), которая приводится в действие активной оптомеханической системой (красный) для генерации нелинейных фононных лазеров (цветных волн). Источник: Guangzong Xiao, Tengfang Kuang, Yutong He, Xinlin Chen, Wei Xiong, Xiang Han, Zhongqi Tan, Hui Luo, Hui Jing
Ранее фононные лазеры, изготовленные из небольших объектов, страдали от слабых и неточных звуковых волн, что ограничивало их полезность. Новый метод преодолевает эту проблему, по сути «запирая» звуковые волны в более стабильном и мощном состоянии.
Этот прорыв открывает путь для мощных и точных фононных лазеров, подходящих для реальных приложений, таких как медицинская визуализация и глубоководные исследования. Фононные лазеры могут создавать более чувствительные и менее вредные методы медицинской визуализации, в то время как глубоководные аппараты могут внедрять улучшенную связь и навигацию.
Фононные лазеры также могут найти применение в материаловедении, квантовых вычислениях и других областях. Это исследование потенциально открывает целый ряд новых технологий.
Результаты исследования были опубликованы в журнале eLight и представляют собой значительный шаг вперед в развитии фононных лазеров.