На автосалоне в Шанхае компания BMW представила удлинённую версию 5 Series, адаптированную специально для китайского рынка.
Новинка в кузове G68 доступна в двух модификациях: бензиновой 530Li и электрической i5 xDrive50L. Колёсная база увеличена до 3105 мм, что превосходит размеры прежнего поколения 7 Series (G11) и обеспечивает больше пространства для задних пассажиров.
фирменном изгибе Хофмайстера: белая у бензиновой модели и с синей пульсацией во время зарядки у электромобиля.
В автосалонах Москвы начались продажи гибридного внедорожника BYD Leopard 8. Модель в топовой версии Smart and Brave Flagship 7 Seater доступна за 7,6 млн рублей с дилерской гарантией до трех лет.
Фото BYD
В салоне установили 12,3-дюймовую ЖК-панель приборов, 17,3-дюймовый дисплей водителя и 12,3-дюймовый сенсорный экран для переднего пассажира. Leopard 8 предлагает 50-дюймовый проекционный дисплей дополненной реальности. Специально разработанный чип BYD9000 управляет информационно-развлекательной системой.
Хетчбэк Peugeot 208 возглавил рейтинг самых продаваемых автомобилей в Европе по итогам марта 2025 года, забрав первое место у Dacia Sandero.
Согласно данным JATO Dynamics, на которые ссылается агентство «Автостат», в начале весны европейцы купили 25 241 автомобиль Peugeot 208, что на 7% больше, чем в марте 2024 года.
Второе место досталось хетчбэку Dacia Sandero, который был бестселлером в январе и феврале 2025 года. Однако в марте его продажи сократились на 6% по сравнению с прошлым годом и составили 24 577 единиц.
Изображение Peugeot
Тройку лидеров замкнул Renault Clio с результатом 23 062 проданных автомобиля, что на 3% меньше, чем годом ранее. В пятерку также вошли Nissan Qashqai (22 826 ед., -9%) и Volkswagen Golf (21 553 ед., -17%).
Среди других моделей в топ-10 оказались Volkswagen T-Roc (21 292 ед., +2%), Opel/Vauxhall Corsa (20 143 ед., +8%), Peugeot 2008 (19 837 ед., +9%), Volkswagen Tiguan (19 591 ед., +42%) и Ford Puma (19 269 ед., +1%).
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-20» успешно состыковался с китайской орбитальной станцией, после чего экипаж в составе Чэнь Дуна, Чэнь Чжунжуя и Ван Цзе перешел в главный модуль «Тяньхэ» китайской многомодульной космической станции «Тяньгун».
Это произошло 24 апреля в 20:27 по московскому времени, как сообщило Управление программы пилотируемых космических полетов КНР. На станции их встретили коллеги из предыдущей миссии, стартовавшей в октябре 2024 года, — Цай Сюйчжэ, Сун Линдун и Ван Хаоцзэ, которые завершат свою работу и вернутся на Землю 29 апреля.
Запуск корабля состоялся 24 апреля с космодрома Цзюцюань с использованием ракеты-носителя «Чанчжэн-2-эф/джи». Это уже шестая смена экипажа на китайской станции.
Чэнь Дун и Цай Сюйчжэ уже работали вместе на орбите в рамках миссии «Шэньчжоу-14» в 2022 году. После перехода нового экипажа обе команды провели совместную фотосессию, отметив ротацию.
Как уже сообщалось, китайская космическая станция «Тяньгун», которая весит 66 тонн и находится на высоте около 400 км, была введена в штатный режим работы в 2022 году и, согласно официальным данным, минимально рассчитана на срок более 10 лет, но также допускается, что ее будут поддерживать до 15 лет (вплоть до 2037 года).
На автосалоне в Шанхае компания Chery провела премьеру нового бренда Himla, под которым будут выпускаться пикапы для глобального рынка.
Название происходит от Гималаев. Линейка охватит все сегменты — от компактных до полноразмерных моделей. Эти автомобили рассчитаны на широкий спектр задач — от ежедневных поездок и работы до путешествий и преодоления бездорожья.
Фото Chery
Первый показанный пикап — рамный автомобиль длиной 5,3 метра с колесной базой 3,23 метра — уже знаком публике: он был представлен в октябре 2024 года как ZX Weishi 1986 от ZX Auto, а теперь получил ребрендинг под маркой Himla.
Модель позиционируется как конкурент Ford Ranger и Toyota Hilux. На выбор предложат бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания, а также гибридные и полностью электрические версии. У оригинального ZX Weishi 1986 есть турбодизели мощностью 120 и 163 л.с., бензиновый мотор 2.0 на 197 л.с., задний привод и полноприводные варианты с жестко подключаемой передней осью.
Подробности о других моделях Himla пока не раскрыты, но Chery обещает разнообразие силовых агрегатов и адаптацию под разные рынки.
Lada ворвалась в гонки: фото болида уже в сети Lada готовится к участию в Чемпионате России по кольцевым гонкам в классе «Формула-4». Об этом сообщили представители Lada Sport Rosneft через социальные сети.
Турнир будет состоять из шести этапов, запланированных с мая по октябрь. Первый старт намечен на 16–18 мая на трассе Moscow Raceway.
Изображение Lada Sport Rosneft
Для гонок выбраны автомобили Tatuus F4-T421 нового поколения. Обслуживание возьмут на себя опытные команды российского картинга, включая специалистов из Lada Sport Rosneft Junior.
За руль болидов Lada сядут два гонщика — Ярослав Шевырталов, вице-чемпион России в классе KZ2, и Артем Северюхин, занявший третье место в прошлом сезоне.
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-20» успешно состыковался с китайской орбитальной станцией, после чего экипаж в составе Чэнь Дуна, Чэнь Чжунжуя и Ван Цзе перешел в главный модуль «Тяньхэ» китайской многомодульной космической станции «Тяньгун».
Это произошло 24 апреля в 20:27 по московскому времени, как сообщило Управление программы пилотируемых космических полетов КНР. На станции их встретили коллеги из предыдущей миссии, стартовавшей в октябре 2024 года, — Цай Сюйчжэ, Сун Линдун и Ван Хаоцзэ, которые завершат свою работу и вернутся на Землю 29 апреля.
Запуск корабля состоялся 24 апреля с космодрома Цзюцюань с использованием ракеты-носителя «Чанчжэн-2-эф/джи». Это уже шестая смена экипажа на китайской станции.
Чэнь Дун и Цай Сюйчжэ уже работали вместе на орбите в рамках миссии «Шэньчжоу-14» в 2022 году. После перехода нового экипажа обе команды провели совместную фотосессию, отметив ротацию.
Как уже сообщалось, китайская космическая станция «Тяньгун», которая весит 66 тонн и находится на высоте около 400 км, была введена в штатный режим работы в 2022 году и, согласно официальным данным, рассчитана на срок более 10 лет (возможно до 15 лет).
Мировая астрономия сделала шаг к разгадке тайн Солнца: телескоп имени Дэниела К. Иноуэ (DKIST) на вершине гавайского вулкана Халеакала ввёл в строй камеру Visible Tunable Filter (VTF). Этот инструмент, ставший завершающим элементом первоначального комплекса DKIST, позволит учёным предсказывать солнечные бури с рекордной точностью. Разрабатывавшийся более десяти лет VTF способен фиксировать детали размером до 10 километров на пиксель, несмотря на расстояние до Солнца в 150 миллионов километров.
Первые снимки камеры уже впечатлили исследователей. На них видны гигантские группы солнечных пятен, порождённых магнитными аномалиями. Каждое из этих пятен превышает по размеру территорию США. «VTF не просто делает изображения, — пояснила Кэрри Блэк, директор Национальной солнечной обсерватории. — Он раскрывает взаимодействие магнитных полей, плазмы и света в динамике, что раньше было невозможно».
Источник: U.S. National Science Foundation’s Daniel K. Inouye Solar Telescope
Уникальность VTF — в его способности анализировать свет одновременно в десятках длин волн и измерять его поляризацию (ориентацию электрического поля). Это даёт трёхмерную картину процессов на Солнце. За один сеанс наблюдений камера собирает более 10 миллионов спектров — графиков, которые показывают распределение энергии в излучении. Такие данные позволяют вычислять температуру солнечной атмосферы, силу магнитного поля и скорость движения заряженных частиц.
Ни один инструмент DKIST не способен собрать столько данных за такое короткое время. Это открывает новые горизонты для гелиофизики.
Источник: VTF / KIS / NSF / NSO / AURA
Учёные особенно подчёркивают важность VTF для прогнозирования космической погоды. Вспышки на Солнце и выбросы корональной массы способны выводить из строя спутники, энергосети и системы связи. Чем детальнее модели, построенные на данных DKIST, тем точнее можно предугадывать такие события — до часов вместо дней.
Для астрономов старт VTF — начало новой эры. Данные с DKIST помогут не только улучшить прогнозы. Однако работа над интеграцией VTF ещё не завершена. Инженерам предстоит провести калибровку и тестирование системы, что займёт около года. К 2026 году телескоп выйдет на полную мощность, став главным инструментом мониторинга солнечной активности. Сегодня первые изображения VTF — лишь намёк на будущие открытия.
Программа Artemis сталкивается с уникальными вызовами: от выбора материалов для скафандров до логистики долговременных баз. Однако анализ взаимодействия с реголитом остаётся одним из наименее изученных аспектов. Инженеры NASA проводят масштабные испытания, чтобы понять, как ракетные двигатели будущих лунных модулей программы Artemis повлияют на поверхность спутника. Речь идёт о взаимодействии выхлопных струй с реголитом — рыхлым слоем лунного грунта, который при посадке и взлёте может образовывать кратеры и разбрасывать частицы со скоростью, опасной для техники и экипажа. Полученные данные важны для безопасности миссий, которые реализуют SpaceX и Blue Origin, разрабатывающие посадочные системы для NASA.
В Центре космических полётов им. Маршалла завершили серию из 30 испытаний гибридного ракетного двигателя. Устройство, напечатанное на 3D-принтере в Университете штата Юта, использует комбинацию твёрдого топлива и газообразного кислорода, создавая контролируемый выхлоп. 28 запусков провели в вакуумных условиях, имитирующих лунные, два — при обычном атмосферном давлении. Эти тесты подтвердили надёжность двигателя перед ключевым этапом: экспериментом в вакуумной камере диаметром 18 метров в Исследовательском центре Лэнгли, запланированным на конец 2025 года.
Источник: NASA
«Artemis опирается на опыт „Аполлонов“, но новые корабли в разы крупнее, — пояснил Маниш Мехта, ведущий инженер NASA по проблемам взаимодействия ракетных выбросов с поверхностью. — Например, модуль Apollo 11 весил 15 тонн, а масса современных систем превышает 40 тонн. Мощность двигателей тоже возросла, а значит, и воздействие на реголит будет интенсивнее. Нам необходимо точно предсказать, как частицы грунта поведут себя при реальной посадке».
Следующий этап — отправка двигателя в Лэнгли, где его установят над искусственным реголитом Black Point-1. Учёные будут менять высоту «посадки», измеряя параметры кратеров и скорость разлёта частиц, которые могут достигать нескольких километров в секунду. «В 60-футовой камере мы воссоздадим условия, максимально близкие к лунным, — отметила Эшли Корзун, руководитель испытаний. — Последний раз такой подход использовали для „Аполлонов“ и марсианской программы „Викинг“ в 1970-х, но масштабы Artemis требуют принципиально новых моделей».
Собранные данные интегрируют в расчётные алгоритмы, которые предскажут риски для оборудования и астронавтов. Например, летящие частицы могут повредить обшивку корабля, солнечные панели или научные приборы, установленные на поверхности. Кроме того, нестабильность грунта под посадочным модулем способна привести к его опрокидыванию. Методики применимы и для Марса, где атмосфера тоньше, а гравитация слабее.
Инженеры NASA используют криогенную камеру CITADEL в Лаборатории реактивного движения (JPL) для испытаний скафандров, которые защитят астронавтов в условиях лунных полюсов. Первоначально созданная для моделирования среды ледяных спутников вроде Европы, камера теперь помогает оценивать устойчивость перчаток, ботинок и других элементов экипировки к температурам до -223 °C. Тестирование перчаток проводилось с октября 2023 по март 2024 года, а ботинок — с октября 2024 по январь 2025-го. В ближайшие месяцы в камеру добавят лунный реголит для проверки износостойкости тканей на локтевых суставах.
Критические условия ждут участников миссии Artemis III, которые первыми за полвека ступят на Луну — на этот раз в районе Южного полюса. Там, внутри кратеров с вечной тенью, температура достигает -248 °C. «Перчатки и ботинки — ключевые элементы: они контактируют с поверхностью дольше других частей скафандра», — пояснил Зак Фестер, инженер из Космического центра Джонсона. CITADEL, охлаждаемая сжатым гелием, приближается к этим значениям, оставаясь на 25 °C «теплее» лунных рекордов.
Инженер собирает моделированные лунные образцы, надев скафандр Axiom Extravehicular Mobility Unit во время испытаний в NASA Johnson. Источник: Axiom Space
Камера высотой 1,2 м оснащена нагрузочными шлюзами, которые позволяют быстро вносить образцы без разгерметизации. Это ускоряет процесс: традиционно подготовка условий занимает несколько дней. Внутри установлены алюминиевые блоки для имитации инструментов, роботизированная рука и камеры, фиксирующие тесты. Например, перчатки шестого поколения от скафандров EMU, рассчитанные на выходы в открытый космос с МКС, в CITADEL показали недостаточную термостойкость для Луны. Результаты испытаний ботинок прототипа Exploration EMU ещё анализируются.
Для объективности вместо астронавтов использовали манекены с системой «кровообращения» и десятками датчиков. «Раньше человек держал холодный предмет, пока кожа не охлаждалась до 10 °C, но это давало субъективные данные», — отметил Шейн Макфарланд, куратор тестов. Теперь инженеры точно определяют, сколько времени материалы выдерживают экстремальный холод, и выявляют слабые места.
Собранные данные помогут доработать скафандр Axiom Extravehicular Mobility Unit, который астронавты наденут во время Artemis III. «Мы не только проверяем текущие образцы, но и создаём стандарты для будущих тестов», — добавил Макфарланд. Например, введение реголита в камеру позволяет оценить, как сочетание абразивной пыли и холода влияет на ткани.
Программа Artemis, включая возвращение на Луну и подготовку к Марсу, требует принципиально новых технологий. CITADEL, изначально созданная для роботов, стала мостом между автономными миссиями и пилотируемыми полётами.