Любитель FPGA и ретро?ПК Понгсагон Вичит (Pongsagon Vichit) представил TinyGPU v2.0 — автономный графический процессор, способный выполнять полный цикл базового 3D-рендеринга: от преобразований и освещения до растеризации. Проект отправлен на производство через инициативу Tiny Tapeout и должен быть реализован в виде чипа примерно из 200 000 транзисторов в максимальной конфигурации 4×4 тайла. Для сравнения: флагманский Nvidia GeForce RTX 5090 содержит 92,2 млрд транзисторов, но TinyGPU изначально задуман как минималистичный, а не производительный ускоритель.
Вичит (известен под ником @MattDIYgraphics) демонстрирует работу TinyGPU v2.0 на FPGA-плате Basys3: прошитый в чипе дизайн загружает 3D?модели из встроенной памяти и позволяет вращать их в реальном времени с помощью геймпада Super Nintendo. Тем же контроллером можно менять положение источника света. Такая демонстрация подчёркивает ключевую идею проекта — реализовать «настоящий» 3D?конвейер в предельно ограниченном транзисторном бюджете.
Технически TinyGPU v2.0 работает на частоте 25 МГц и выдаёт частоту кадров около 7,5–15 fps. Рендеринг выполняется в разрешении до 320×240 пикселей и с 4-битным цветом, то есть до 16 одновременных оттенков на экране. Автор отдельно отмечает, что версия в кремнии на базе Tiny Tapeout не будет работать быстрее демонстрации на Basys3, поэтому ждать от неё «игрового» уровня производительности не стоит.