В рамках своего выступления на базе SpaceX сегодня Илон Маск представил космический корабль Starship нового третьего поколения. Длина ракеты с ускорителем в сборе составит 124,4 метра — на 3,4 метра больше длины Starship, участвовавшего несколько дней назад в девятом испытательном полете.
Скриншот презентации SpaceX «Итак, ускоритель будет выглядеть немного голым снизу, потому что двигатели Rapter 3 не требуют теплозащиты. Так что, похоже, что не хватает некоторых деталей, но это только потому, что Rapter 3 не требует теплозащиты. Да, интегрированная горячая ступень. Я думаю, это выглядит потрясающе», — описал Илон Маск Starship нового поколения.
Скриншот презентации SpaceX Но глава SpaceX также анонсировал совершенно новый Starship (четвертого поколения) — он станет гораздо больше: общая длина всей конструкции (ускоритель + космический корабль) составит 142 метра. Емкость топливных баков достигнет 3700 тонн, а в долгосрочной перспективе — 4000 тонн.
«Да, 142 метра. Так, но тот, что посередине, будет полностью способен достичь Марса, а затем будет много улучшений производительности. И как это было в случае с Falcon 9, мы всегда в конечном итоге делаем ракету длиннее и увеличиваем полезную нагрузку», — сказал Илон Маск.
Во время своего выступления Илон Маск много говорил о теплозащитном экране — наряду с двигателями Raptor 3 это ключевой элемент будущих Starship.
Скриншот презентации SpaceX «Итак, одной из самых сложных проблем, требующих решения, является многоразовый тепловой экран. Но никто никогда не разрабатывал по-настоящему многоразовый орбитальный тепловой экран, поэтому сделать это крайне сложно. Даже тепловой экран "Шаттла" потребовал нескольких месяцев восстановления, в основном ремонта сломанных плиток, тестирования каждой плитки, потому что это чрезвычайно сложная проблема — выдерживать экстремальную температуру и давление при входе в атмосферу», — сказал Маск.
По его словам, новый теплозаитный экран будет керамическим и очень гладким — настолько, что «плитки» будут едва различимы. Ключевая идея — сделать его настолько прочным, чтобы защита выдерживала нагрузки и при повторном входе в атмосферу Земли, и в атмосферу Марса. Но реализовать это не так-то просто.
«С точки зрения физики, сделать это — просто чрезвычайно сложная задача. А Марс, атмосфера Марса — это углекислый газ, что на первый взгляд может показаться лучше, но на самом деле это оказывается хуже, потому что когда CO2 превращается в плазму, вы на самом деле получаете больше свободного кислорода, поступающего в атмосферу Марса, чем в атмосферу Земли. Атмосфера Земли содержит всего около 20% кислорода, а на Марсе его в два, а может быть, и в три раза больше, если учесть, что когда CO2 превращается в плазму, и вы получаете углерод и O2, которые хотят окислить тепловой экран, по сути, сжечь тепловой экран», — сказал Маск.
«Поэтому мы хотим иметь ту же структуру теплозащитного экрана, тот же материал на Земле, что и на Марсе, чтобы мы могли протестировать его сотни раз на Земле, прежде чем отправиться на Марс, и быть уверенными, что когда он отправится на Марс, он будет работать. Поэтому мы разрабатываем несколько звездолетов следующего поколения, которые имеют ряд улучшений по сравнению с нашим текущим поколением», — добавил глава SpaceX.