Рак остаётся одной из главных причин смертности в мире: по данным Национального института рака, в 2022 году зарегистрировано почти 20 млн новых случаев и 9,7 млн смертей. Прогнозы указывают на рост до 29,9 млн случаев к 2040 году. В борьбе с этим японский стартап Craif, основанный в 2018 году при Университете Нагои, разработал метод ранней диагностики с помощью микроRNA (miRNA) и искусственного интеллекта. Компания объявила о привлечении $22 млн в рамках раунда Series C при оценке в $100 млн, что довело общий объём инвестиций до $57 млн. Среди участников — японские X&KSK, TAUNS Laboratories, Daiwa House Industry, Aozora Bank Group и американский Unreasonable Group, впервые вложившийся в японский стартап.
Личная история CEO Рюити Оносе, чьи дедушка и бабушка столкнулись с онкологией, стала импульсом для создания Craif. В партнёрстве с профессором Нагойского университета Такао Ясуи, разработавшим метод анализа miRNA в моче, стартап предложил решение для неинвазивной диагностики даже на первой стадии. «Тест можно провести дома, а образцы отправить по почте», — подчеркнул Оносе. Это особенно важно для регионов с ограниченным доступом к клиникам.