Прогресс искусственного интеллекта в инженерии продолжает набирать обороты, однако масштабное внедрение технологии сопровождается не только прорывами, но и комплексными вызовами. Отправной точкой для дискуссии стал конкурс DARPA 2004 года, где автономные автомобили пытались преодолеть 150 миль по бездорожью — лучший результат тогда не превысил 8 миль. Всего через год пять машин завершили 132-мильную трассу, а сегодня беспилотные такси стали реальностью в десятках мегаполисов — от Сан-Франциско до Пекина.
В статье журнала PNAS Nexus группа учёных под руководством Рамы Челлаппы, Гуру Мадхавана, Эда Шлезингера и Джона Андерсона провела анализ потенциала ИИ в ключевых отраслях: от транспорта и роботизированной хирургии до разработки новых материалов. Авторы отмечают, что энтузиазм вокруг технологии часто игнорирует системные риски. Например, автономные системы демонстрируют меньший процент аварий по сравнению с человеческим управлением, что ставит вопрос: допустимо ли сохранять ручной контроль там, где ИИ объективно безопаснее?